Линейный крейсер «Гелдерланд» проекта 1047.
Линейный крейсер «Гелдерланд» проекта 1047.
Вторжение Японии в Маньчжурию в 1931 году ознаменовало начала периода растущей агрессивности со стороны Японской империи, и со временем, голландцы все больше беспокоились о безопасности своих колоний в Ост-Индии.
Голландские владения, такие как Ява, Суматра, Борнео и часть Новой Гвинеи, были чрезвычайно важны как в политическом, так и в страте-гическом плане для голландцев, которые жили и торговали там более трех столетий. Более 500 000 поселенцев переехали из Нидерландов на эту «вторую родину», и Ост-Индия обладала обильными ценными ресурсами, наиболее важными из которых были каучуковые планта-ции и нефтяные месторождения; острова были четвертыми по величине экспортерами нефти в мире после Соединенных Штатов, Ирана и Румынии.
У Кониклейке Марине в регионе был только один морской броненосный корабль, размещенный в Ост-Индии, броненосец береговой обо-роны HNLMS Soerabaja (бывший «Де Зивен Провиесен»), построенный ещё в 1908 году. Поскольку этот корабль считался «имеющим небольшую боевую ценность», то основной силой оставались три легких крейсера («Ява», «Суматра», «Де Рейтер»), несколько эсминцев и подводные лодки.
Голландцы считали, что если начнется война, крупные корабли Японии будут заняты линкорами ВМС США и Королевского флота Вели-кобритании, а это означало, что обороне Ост-Индии придется иметь дело только с крейсерами Японии. Однако японские корабли были гораздо мощнее своих голландских аналогов, кроме этого их было на много больше. Было подсчитано, что к 1944 году, если не будут заказаны новые суда, пять легких крейсеров Кониклейке Марине (два класса «Ява», заложенные до Первой мировой войны, и заложенные в 30-х годах «Де Рейтер» и два типа «Тромп») могли столкнуться с 18 тяжелыми и 27 легкими японскими крейсерами.
Эти факторы вынудили Кониклейке Марине подумать об усилении своих сил, и поэтому рассматривалось строительство трех «супер-крейсеров», способных превзойти крейсеры Императорского флота Японии, по крайней мере качественно.
Вашингтонский морской договор и Лондонское соглашение ограничило новые крейсеры из стран его подписавших, водоизмещением в 10 000 тонн и 8-дюймовыми (203-мм) орудиями. Однако такая относительно скромная военно-морская держава как Нидерланды не была участником договоров и не была связана их ограничениями. По данным голландской военно-морской разведки, японские крейсеры не участвовали в учениях с основным флотом линкоров и авианосцев, вместо этого они проводили тренировки с гидроавианосцами, поэтому предполагалось, что линейным крейсерам не придется сталкиваться с подавляющими авианалетами японской авиации. Более того, при-сутствие таких мощных кораблей, чьи более крупные орудия могли легко превзойти по дальности стрельбы пушки японских крейсеров и эсминцев. Это дало бы голландскому флот в Ост-Индии, некоторое преимущество, которое в теории позволило бы ему не позволить Японии провести десантную операцию в её колониях.
Поскольку планы 1913 года по строительству 24 650-тонных дредноутов для Голландского флота так и не были реализованы из-за Первой мировой войны, у голландцев не было опыта строительства таких больших кораблей. Столкнувшись с этой проблемой, голландцы обрати-лись (в 1937 году) за технической помощью за рубеж, к Франции с просьбой продать им патент на линейные корабли типа «Дюнкерк». Французы отказались продать патент, но выразили готовность на совместную франко-голландскую работу над кораблями. По французским условиям, Франция строит, 2 линейные крейсера по типу «Дюнкерка», естественно с пожеланиями Нидерландов, и еще один корабль строится в самих Нидерландах. После недолгих переговоров, Нидерланды согласились на французские условия.
Опыт строительства позволил Франции значительно опередить Нидерланды, заложенный в 1938 году «Гелдерланд», уже весной 1940-го году начал проходить испытания, а его нидерландская сестра еще не была спущена на воду (примечание: второй корабль, строящийся во Франции «Онвершоккен» в это время так же не был спущен на воду).

Вторжение немцев во Францию, привело к остановке и разрушению обеих строящихся кораблей – частично руками самих строителей, частично с помощью Великобритании. А вот «Гелдерланд» смог (с голландским экипажем) уйти в Великобританию, где и был достроен. В 1941 году, в связи с улучшением обстановки (немцы отказались от вторжения в Великобританию, «Бисмарк» был потоплен), «Гелдер-ланд» под флагом Нидерландов отправился на Тихий океан, в голландскую Ост-Индию, гордо демонстрируя флаг захваченной страны.
В 1942 году «Гелдерланду» выпало то, ради чего он и был рожден – борьба с японскими кораблями при защите голландских владений (Индонезии). Да 8 283-мм орудий представляли большую опасность для японских крейсеров (как легких, так и тяжелых), и союзная эс-кадра могла рассчитывать на победу над эскадрой японских крейсеров.
Однако, в дело вмешался совершенно неучтенный фактор, который был немыслим в момент проектирования и строительства голланд-ских кораблей. Флоты Великобритании и США были разбиты, и Япония спокойно выставила свои крупные корабли. В схватке с двумя японскими линейными крейсерами («Конго» и «Харуна»), у голландского «Гелдерланда» не было никаких шансов….
*******
Между тем, а если бы история пошла бы иначе, и все пошло так, как задумывали голландцы? Американский и английский флот отвлекли бы японский, и голландцам противостояла бы максимум эскадра тяжелых японских крейсеров? В этом случае, «Гелдерланд» бы уцелел (ну или иная развилка), и продолжил бы службу во флоте Нидерландов.
Дальнейшая судьба проекта была бы такой. Корабль бы неоднократно модернизировался (примерно раз в десятилетие), постепенно артиллерийское вооружение уходило, заменяясь ракетным, затем и ракетное вооружение могло бы уйти, и бывший линейный крейсер стал бы вертолетоносцем. В 80-х годах, «Гелдерланд» был бы выведен из состава флота и превращен в корабль-музей.
***********************************************************************************************
П.С. Название кораблей Gelderland и Onverschokken взято отсюда https://alternathistory.livejournal.com/1224180.html?ysclid=m8bc8lsenl418877500