Малый крейсер «Лин Хай»: Третий — не лишний или повесть о нетипичном подходе

19

«Лин Хай» готовит к запуску авиагруппу.

Давно хотел наальтернативить что-нибудь экзотическое и под руки попали дальневосточные крейсера-канонерки типа «Пин Хай».
Наикратчайшая история их, как известно, сводилась к сложным китайско-японским отношениям, при том, что Китай не был, мягко говоря, един, субъектен и правоспособен.
Начнём же со вводной.
***
Крейсера типа «Нин-Хай» — серия из РИ: двух АИ: трёх лёгких крейсеров ВМС Китая. В 1930-е годы — наиболее современные корабли китайского флота и наименьшие в классе лёгких крейсеров или самые большие в классе канонерских лодок, (как известно, в соответствии с частью третьей Лондонского морского договора 1930 г. крейсера типа «Нин Хай» соответствуют крейсерам категории «b» (стандартное водоизмещение более 1850 «длинных» тонн [1880 метрических], главный калибр артиллерийской установки более 130-мм и менее 155-мм), но в соответствии с частью первой Лондонского морского договора 1936 года крейсера типа «Нин Хай» соответствуют лёгким силам и крейсером не является (стандартное водоизмещение до 3000 «длинных» тонн [3048 метрических], главный калибр артиллерийской установки не более 155-мм)).

К концу 1920-х годов крейсерские силы ВМФ Китайской республики состояли из четырёх БПКР прошлого века и двух учебных крейсеров, поступивших накануне первой мировой войны («крейсерами» также считались и несколько канонерских лодок). Принятая в 1929 году правительством партии Гоминьдан масштабная военно-морская программа предполагала оснащение китайского флота авианосцем, двумя парами крейсеров, КРТ и КРЛ. По деньгам же Китай мог вести переговоры о заказе только лёгких крейсеров уменьшенного тоннажа.

После переговоров с кораблестроительными компаниями Британии, САСШ, Германии и Японией, в конце 1930 года было достигнуто соглашение с японской фирмой «Харима», предполагавшее строительство одного крейсера в Японии, а второго и третьего — в Китае при техническом содействии японской стороны. Несмотря на ухудшение японо-китайских отношений — вооружённые конфликты в Маньчжурии и Шанхае — строившийся в Японии крейсер «Нин Хай» был сдан в короткие сроки и прибыл в Китай в 1932 году. Однако строительство крейсеров «Пин Хай» и «Лин Хай» на верфях в Шанхае фактически остановилось из-за отзыва японских специалистов. Китай делал попытки достроить корабли самостоятельно, в том числе — с привлечением немецких, итальянских и французских фирм, но фактически работы возобновились только с возвращением в августе 1934 года на шанхайскую верфь японцев во главе с директором от фирмы «Харима». В начале октября 1935 года «Пин Хай» и «Лин Хай» были переведены в Японию, где проходили окончательную достройку.

Таким образом,

•«Нин Хай» («Ning Hai») — заложен 20 февраля 1931 года на верфи фирмы «Харима Дзосенсё» в Харима (Япония), спущен на воду 10 октября 1931 года, введен в строй 1 сентября 1932 года.
•«Пин Хай» («Ping Hai») — заложен 28 июня 1931 года на верфи «Кянь-нян» в Шанхае (Китай), спущен на воду 28 сентября 1935 года, введен в строй 18 июня 1936 года.
•«Лин Хай» («Ling Hai») — заложен 31 октября 1931 года на верфи «Кянь-нян» в Шанхае (Китай), спущен на воду 29 сентября 1935 года, введен в строй 12 февраля 1937 года.

Заметно выделяясь на фоне устаревших бронепалубных крейсеров китайского флота, «Нин Хай» и «Пин Хай» в сопоставлении с морскими силами других держав, оперировавшими в водах Китая, могли рассчитывать на успех в сражении разве что с канонерками. Противодействовать более крупным кораблям, особенно в открытом море, тихоходные китайские малые крейсера были не в состоянии. По существу, при своей малочисленности, им отводились лишь представительские функции. Третий же крейсер вполне мог считаться полноценной боевой единицей. Если, конечно, выживет в сражении с превосходящими силами.

Содержание:

Конструкция

«Лин Хай» изначально имел достаточно широкий стальной корпус с протяженным полубаком, сдвоенную массивную дымовую трубу, две трёхногие мачты, совмещенные с возвышенными надстройками.

Броневая защита

Главный броневой пояс из трёх рядов плит NVNC при длине 58,50 м (52 % корпуса), высоте 3,5 м и толщине 76 мм защищал силовую установку. Он находился внутри корпуса, нижний его край стыковался с кромкой двойного дна и пятым от киля стрингером, верхний — с броневой палубой. Пояс имел наклон примерно в 10° наружу. Внешняя обшивка из стали HT имела толщину в пол-дюйма, а в пространстве между ней и поясом находились топливные цистерны.

Кроме вышеупомянутого главного пояса существовал более узкий пояс по ватерлинии в 1,5 м в 1 дюйм брони на носу и корме; бронепалуба имела участки толщину в 3/4 дюйма в неответственных частях и превышала 1 дюйм в более уязвимых зонах корабля. В верхней части броневой пояс стыковался с броневой палубой из плит NVNC. Её участки между поясом и внешней обшивкой состояли из листов стали HT толщиной 0,9 дйм, на внутреннюю часть дополнительно крепились 0,6 дйм листы из того же материала. Нижняя часть дымовой трубы и воздухозаборники вентиляторов защищалась 1 1/4 дйм NVNC на высоту 2 футов м от уровня броневой палубы. Надстройка бронирования не имела, но тонкими листами стали HT прикрывались элеваторы и переговорные трубы.

Вооружение

При водоизмещении всего в 2,5 тыс. тонн основное вооружение малого крейсера было сопоставимо с артиллерией гораздо более крупного корабля и составляло шесть 5 1/2-дюймовых орудий в двух трёхорудийных башнях. Главный калибр состоял из 140-мм орудий тип 3. Данная артсистема была разработана перед Первой мировой войной, на вооружение ВМФ Японии была принята 24 апреля 1914 года.

Башни располагались по «ретирадной схеме»: обе линейно-возвышенно в корме корпуса.

На фок-мачте была установлена лицензионная автоматическая система управления огнём фирмы «Виккерс». Зенитное вооружение составляли шесть 3″ зенитных орудий — два побортно,  одно в носу, два на носовой надстройке и одно на кормовой, а также десять пулеметов. В районе кормового уреза располагался строенный поворотный 21-дюймовый торпедный аппарат.

В процессе согласования достройки неоконченного корпуса главой фирмы было принято решение отказаться от полубачной схемы, поглядев на эскизы «Эмиля Бертэна» и немецкие экзерсисы, он решил за дополнительную плату продлить верхнюю палубу полубака до самого кормового уреза. Образовавшийся дополнительный объём корпуса использовали для минных галерей и размещения сложенных самолётов, а также их запасных частей. Надставленная на один ярус надстройка вместила в себя компактный самолётный лифт.

Таким образом, на новодостроенном корабле предполагалось базирование от четырёх до восьми лёгких многофункциональных самолётов, долженствовавших исполнять функции разведчиков и истребителей-бомбардировщиков, а также до 240 морских мин. В носовой части, на установленной над спонсонами площадке с рифлёным покрытием, аэрофинишером и кранами испытывалась пара пневмополиспастных катапульт (тип N1 модели 3, аналогичная стоявшим на неудачных авианесущих подводных лодках).

Энергетическая установка

На «Лин Хай» была установлена трёхвальная экспериментальная комбинированная энергетическая установка (1 турбозубчатый агрегат и 2 дизеля). В двух котломашинных отделениях, разделённых продольной переборкой, находились два дизеля Кампон № 11 модель 9 мощностью по 4500 л.с., работавшие на бортовые валы, а также вспомогательно-утилизационные паровые котлы. Турбозубчатый агрегат и конденсатор находились в кормовом МО, в нос от «мотоотсека» располагалось котельное отделение с парой мазутных паровых котлов типа Кампон, несколько уменьшенных от прототипа с японского ЭМ «Асасио». Для отвода продуктов сгорания использовалась сдвоенная дымовая труба: дымоходы от носовой пары котлов шли под большим наклоном и соединялись с почти вертикальными дымоходами группы дизелей. Это схема была изначально предложена конструктором Фудзимото на крейсере «Юбари» вместо оригинальной с двумя трубами для уменьшения загазованности мостика.

Ради чего в третий крейсер вносились все эти изменения: во-первых, фирма «Харима» хотела получить максимум денег от китайцев, во-вторых, расширить своё влияние как поставщика Кидо Бутай, то бишь японского императорского флота, в-третьих, конструкторы и кораблестроители имели инсайд из штаба и вполне справедливо рассчитывали, что в краткие сроки корабль освоен китайцами не будет, а будет захвачен силами японского флота и использоваться как перспективная единица с вполне распространённым вооружением, — а значит, возможны дальнейшие заказы «глаз и ушей» флота.

Краткие ТТХ:

Длина 110 м, ширина 12, осадка 4, КОП~0,45 (макс. 0,49).

Максимальная скорость: «Нин Хай» 23 уз, «Пин Хай» 21 уз, «Лин Хай» 28 уз.

Крейсерская скорость: 12, 10, 14 уз соответственно.

Максимальная дальность хода паромашинных — 2000 мормиль, «Лин Хай» — 3500.

Служба в китайском флоте

26 августа 1932 года «Нин Хай» был торжественно встречен в Шанхае. Впервые за прошедшие 20 лет ВМС Китая пополнились таким значительным кораблем. Сразу по прибытии крейсер стал флагманом 1-й эскадры Центрального флота. В июне 1934 г. «Нин Хай» побывал с визитом в Иокогаме, присутствовал на военно-морском параде по случаю похорон адмирала Того. Летом 1935 г. из-за внутриполитических разногласий в китайском руководстве между 1-й (Шанхайской) и 3-й (Кантонской) эскадрами едва не произошло сражение. Глава центрального правительства Чан-Кай Ши потребовал перевода из Кантона (Гуанчжоу) в свою столицу Нанкин двух старых бронепалубных крейсеров — 2-рангового «Хай Чи» и 3-рангового «Хай Чжэнь». Однако оппозиционный к Чан-Кайши командующий Центральным флотом адмирал Чжэн Шоу Гуань, чтобы не допустить появления у правительства неподконтрольных ему морских сил, обвинил команды кантонских крейсеров в мятеже и послал против них свои корабли.
21 июня 1935 года близ Гонконга «Хай Чи» и «Хай Чжэнь» встретили шанхайскую эскадру. Помимо флагманского «Нин Хая» в неё входили однотипные с «Хай Чжэнем» старые бронепалубные крейсера 3-ранга «Хай Юн» и «Хай Чоу», учебный крейсер «Ин Суэй» и канонерская лодка «Юн Сян». Бывший флагман 4300-тонный «Хай Чи» был по-прежнему самым крупным кораблем китайского флота с мощным вооружением из двух 8-дюймовых и десяти 4,7-дюймовых орудий; однако его команда не решилась вступить в бой с гораздо меньшим, но более современным шанхайским крейсером. После нескольких выстрелов с «Нин Хая» кантонские крейсера повернули к Гонконгу. Шанхайская эскадра заблокировала их в британской колонии, но Чан-Кай Ши перебросил к месту инцидента свою авиацию. В конце концов, конфликт был преодолен мирным путём.

С апреля 1937 года флагманом 1-й китайской эскадры стал более новый и тихоходный «Пин Хай», который пробыл в этой роли всего полгода. Самый новый и, напротив, быстроходный «Лин Хай» в первую линию встать не успел по неготовности команды.

В июле 1937 г. началась Японо-китайская война (1937—1945). Не решаясь вступить в бой с превосходящими силами японского флота, китайцы затопили свои старые крейсера для заграждения фарватера, а более современные «Пин Хай», «Нин Хай», «Лин Хай» и «Ин Суэй» были отведены под защиту береговых батарей на базу Цзян Цзинь в устье Янцзы. Неподвижный замаскированный «Лин Хай» японская разведка прохлопала, но 23 сентября более 60 японских самолётов, поднявшихся с авианосца «Кага» и полевых аэродромов близ Шанхая, атаковали китайскую эскадру с воздуха. Четыре самолёта были сбиты огнём зенитных орудий, «Пин Хай» в результате попаданий затонул на мелководье у берега, а «Нин Хай» получил повреждения и был потоплен через два дня во время следующего авианалёта.

Судьба последнего из могикан

Следующий массированный авианалёт произошёл 25 сентября. Крейсер «Лин Хай» успел не только пройти мимо импровизированных заграждений, но выйти в залив Ханьчжоу и поднять всю свою авиагруппу в попытке прикрыть себя и повреждённый систершип, отражая авианалёт, а также вёл артиллерийский бой, вплоть до зенитных орудий и пулемётов. К сожалению, ввиду того, что сухопутные машины были значительно манёвренней и быстрей, все шесть собранных и запущенных «универсалов» были сбиты буквально в течении четверти часа, а крейсер получил попадание в кормовую часть, фугасная бомба пробила палубу и угодила в заполненную минную галерею. От последовавшей детонации груза мин крейсер «Лин Хай» был полностью разрушен и немедленно затонул.

После войны разорванные и изуродованные мощным взрывом куски корпуса крейсера были частично подняты и, в основном, отправлены на металлолом, останки экипажа захоронены в воинском мемориале памяти жертв Второй мировой войны (китайцы считают, что она началась в 1937 г.) на набережной в городе Нинбо, над которым возвышаются поставленные в виде памятника мачта и часть носовой надстройки погибшего крейсера.

Фото и рисунки будут дополняться.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account