Жертвы Вашингтона. Линейные корабли типа «Тоса». Япония. История реальная и альтернативная

16

Строительство линкоров типа «Тоса» было запланировано сразу после Русско-Японской войны, в 1907 году, когда в Японии была принята программа строительства флота известная как 8-8. По этой программе Японский Императорский флот должен был получить 8 линкоров и 8 линейных крейсеров, два из которых должны были быть однотипными и носить имена «Тоса» и «Кага».

Жертвы Вашингтона. Линейные корабли типа «Тоса». Япония. История реальная и альтернативная

Содержание:

История разработки

Правда сами проекты линкоров, в 1907 году никто не разрабатывал. Их разработка началась через десять лет после принятия решения о строительстве, в 1917 году, а закончилась в 1919.

В проекте этих кораблей был учтён опыт прошедшего Ютландского сражения. И исходя из него корабль имел следующие технические особенности. На нём планировалось использовать наклонную броню. Корабли должны были иметь более высокую скорость, чем более ранние линкоры и это несмотря на увеличенный тоннаж.

Тактико-технические характеристики проектируемых кораблей должны быть следующими:

  • Водоизмещение: 39 900 т (нормальное), 44 200 т (полное).
  • Размерения: длина — 231,7 м (наибольшая), 218 м (между перпендикулярами), ширина: 30,8 м, осадка: 9,4 м.
  • Главная энергетическая установка: четыре турбины Кертисса, 12 котлов Канпон (8 нефтяных, 4 смешанного отопления). Мощность механизмов 91 000 л. с. Скорость хода 26,5 узлов. Запас топлива: нефти 3600 т, угля 1700 т. дальность плавания 6500 миль со скоростью 14 узлов, 5500 миль со скоростью 16 узлов, 2250 миль со скоростью 26,5 узлов.
  • Бронирование: Пояс по ватерлинии 280 мм, траверсы 280—230 мм, барбеты и башни главного калибра 305—229 мм; палубы 100+50 мм; боевая рубка 356 мм.
  • Вооружение: десять 406-мм, 20 140-мм, четыре 76-мм (зенитных орудий), восемь 610-мм торпедных аппарата.
  • Экипаж: 1333 человека.

История кораблей

Строительство обоих кораблей началось в 1920 году. Однако, 6 февраля 1922 года прошла Вашингтонская конференция по ограничения морских вооружений на которой был подписан так называемый Вашингтонский договор. Данный договор ограничивал количество линейных кораблей во флотах и строящиеся линкоры типа «Тоса» попали под ограничения.

1 апреля 1924 года недостроенный корпус линкора «Тоса» был использован для тестирования морского вооружения в качестве корабля-мишени. А 9 февраля 1925 года, он был затоплен на 650 метровой глубине в канале Бунго.

   Тоса – корабль-мишень


Тоса – корабль-мишень

При этом судьба второго строящегося линкора оказалась на много более удачной. Линкор «Кага» был перестроен в авианосец, в 1925 году. Введен в эксплуатацию 31 марта 1928 году, а 30 ноября 1929 года авианосец вошел в состав объединённого флота.

Корабль принял участие во всех значимых сражениях Второй Мировой Войны на Тихом океане и погиб 4 июня 1942 года в сражении у атолла Мидуэй.

Альтернатива №1

Ну а что если «Тосу» таки достроят как линкор? Например, то ли Вашингтонское соглашение не будет подписано, или Япония по договору получит на много большую квоту на линкоры, чем в РИ, что позволит достроить корабль.

К началу Второй Мировой Войны, корабль, наверняка, пройдёт модернизацию. В ходе неё с линкора будут убраны 6 140 мм пушек, в передней и задней частях корпуса. А вместо них на кораблях будет усилено дополнительное зенитное вооружение. На корабле появятся 127 мм универсальные пушки.

Вместе со своим систершипом «Кагой», два линкора участвовали в сражении у Мидуэя, где они прикрывали японские авианосцы. Однако два дополнительных линкора никак не повлияли на исход величайшей битвы авианосцев и японцы её так же, как и в РИ, проиграли.

В ходе этого сражения, а точнее сразу после его окончания, во время отхода остатков Японского флота, линкор «Кага», был атакован американской подводной лодкой «Наутилус» и получив 4 торпеды, спустя 35 минут, носом вперед затонул. Вместе с собой корабль унёс на дно 304 японских моряка и офицера.

   Американская подводная лодка «Наутилус»


Американская подводная лодка «Наутилус»

 Линкор «Кага» в момент его затопления


Линкор «Кага» в момент его затопления

Что касается линкора «Тоса», то ему посчастливилось провоевать практически всю войну и погибнуть только в 1945 году. (Источник — https://www.deviantart.com/ijnfleetadmiral/art/Tosa-class-Battleship-1942-654289391)

Альтернатива №2. Ямато на минималках

Данную альтернативу подготовил ваш покорный слуга (не смог удержаться).

Итак, данная серия линкоров была достроена. А в 1937 году корабли встали на кардинальную модернизацию.

Перед модернизацией среди японских военных разразилась настоящая дискуссия на тему как эти корабли нужно перестраивать. Дело в том, что было представлено 2 проекта переделки линкоров «Тоса». Один вариант, можно назвать бюджетным. Он заключался лишь в модернизации системы управления огнём и радикальном усилении зенитного вооружения. Однако существовал и второй вариант. По нему «Тоса» должен был превратиться в полноценный суперлинкор на уровне японского флагмана «Ямато».

Конечно, стоимость такой переделки была запредельной, на этой деньги можно было заказать достаточно мощный тяжёлый крейсер. Однако японцы решили, что крейсеров у них и так достаточно, а ещё один суперлинкор им явно не помешает.

Прежде всего, в ходе модернизации, решили заменить 410 мм орудия главного калибра, на новейшие 460 мм пушки, недавно разработанные для «Ямато». Правда учитывая большую массу этих орудий, на «Тосе» их должно было стать не 10, а всего 8, в 4-х башнях. Кстати, новые башни были для линкоров так же были разработаны.

Ещё были удалены все 140 мм пушки и казематы для них наглухо забронированы. Вместо них на корабле были установлены 127 мм универсальные пушки в 2-х орудийных башнях.

Кроме этого, ещё для усиления зенитного вооружения, на корабле установили 3-х орудийные 25-мм зенитные автоматы.

Но это ещё не всё, так как в ходе модернизации на корабле снимались палубы и был доступ к силовой установке то было принято решение провести и её полную ревизию, и модернизацию. На корабле было установлено дополнительно 2 котла, что позволило увеличить мощность машины до 106 000 л. с. Это позволило увеличить максимальную скорость корабля до 28 узлов.

В итоге корабль приобрёл вот такой внешний вид:

Жертвы Вашингтона. Линейные корабли типа «Тоса». Япония. История реальная и альтернативная

И следующие характеристики:

  • Водоизмещение – 41 000 т,
  • полное – 45 000 т,

Размерения;

  • Длина – 234,1 м,
  • Ширина – 30,5 м,
  • Осадка – 9,5 м,

Бронирование;

  • Палуба – 100 мм,
  • Травезы – 230–280 мм,
  • Броневой пояс – 250–280 мм,
  • Мостик – 250–360 мм,
  • Барбеты – 230–300 мм,
  • Боевая рубка – 360 мм,

Силовая установка;

  • 4 ТЗА Брауна-Кертиса,
  • 14 водотрубных котлов «Kampon» (8 с нефтяным отоплением, 4 угольных)
  • Мощность – 106 000 л. с.,
  • Скорость хода – 28 узлов,
  • Дальность плавания – 5500 морских миль на скорости 16 узлов,
  • Экипаж – 1280 человек,

Вооружение;

  • Главный калибр – 4 × 2 × 460 мм/45,
  • Универсальный калибр – 6 × 2 × 127 мм/40 и 4 × 1 × 127 мм/40
  • Зенитная артиллерия среднего калибра – 10 × 1 × 76 мм/40,
  • Зенитная артиллерия мелкого калибра – 6 × 3 × 25 мм,
  • Минно-торпедное вооружение – 8 × 610 мм ТА.
Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account