160 лет назад, весной 1861 года, в Санкт-Петербурге появилась интересная техническая новинка, которой не было больше нигде в мире. Правда, сделали ее по российскому заказу в Шотландии, на заводе «Нейлсон энд Компани» (впоследствии — «Норт Бритиш Локомотив Компани») по проекту местного инженера-паровозостроителя Натаниэля Грю. Речь идет об уникальном транспортном средстве — лыжном локомотиве, предназначенном для организации регулярного зимнего грузопассажирского сообщения между Петербургом и Кронштадтом по льду Финского залива.
Локомотив назвали «Рюрик», а вверху — его изображение из английского журнала «Инжиниринг» за 1862 год. Это была довольно крупная машина сделанная по схеме «танк-паровоз», то есть, запас воды она возила на себе в большом подковообразном баке, укрепленном сверху на паровом котле. Согласно статье в «Инжиниринге», «Рюрик» весил 12 тонн и имел шипованные ведущие колеса диаметром полтора метра. Управлялся он корабельным штурвалом, связанным червячной передачей с поворотной лыжной тележкой. Экипаж — 2 человека: рулевой и кочегар-машинист.
Локомотив буксировал трехвагонный санный поезд, составленный из железнодорожных вагонов, переставленных с колес на полозья. Впервые он вышел на трассу поздней осенью 1861 года, когда толщина льда в заливе стала достаточной. Челночные поездки продолжались до конца марта. Машина работала исправно, однако, в экономическом плане она себя не оправдала.
«Ледовоз» оказался слишком тяжелым, поэтому его можно было безопасно эксплуатировать не более четырех месяцев в году, а остальное время он простаивал. К тому же, в относительно теплые зимы использование машины тоже вызывало опасения. Поэтому петербургские власти отказались от закупки новых локомотивов, а документы о том, сколько сезонов отработал «Рюрик», не сохранились.
Помимо «Рюрика», в том же 1861 году в Россию поступил еще один ледовый локомотив, заказанный на той же фирме двумя частными покупателями — мануфактурным советником Гучковым и почетным гражданином Солодовниковым для обслуживания принадлежавшего им свечного завода. В отличие от «Рюрика», эта машина имела две пары лыж (передние — управляемые) и рессорную подвеску.
Согласно «Журналу путей сообщения», локомотив мог буксировать две большие санные платформы, на которых помещалось до 50 человек. На испытаниях он развил скорость 26 верст в час, но при этом плохо выдерживал направление движения, «вихлялся», а рулевому приходилось постоянно корректировать курс. Очевидно, путевая неустойчивость машины была вызвана центральным расположением ведущих колес. К сожалению, никакой другой информации об этом любопытном агрегате не сохранилось.