Ледоходы или ледовозы?

14
Ледоходы или ледовозы?

Ледоходы или ледовозы?

160 лет назад, весной 1861 года, в Санкт-Петербурге появилась интересная техническая новинка, которой не было больше нигде в мире. Правда, сделали ее по российскому заказу в Шотландии, на заводе «Нейлсон энд Компани» (впоследствии — «Норт Бритиш Локомотив Компани») по проекту местного инженера-паровозостроителя Натаниэля Грю. Речь идет об уникальном транспортном средстве — лыжном локомотиве, предназначенном для организации регулярного зимнего грузопассажирского сообщения между Петербургом и Кронштадтом по льду Финского залива.

Локомотив назвали «Рюрик», а вверху — его изображение из английского журнала «Инжиниринг» за 1862 год. Это была довольно крупная машина сделанная по схеме «танк-паровоз», то есть, запас воды она возила на себе в большом подковообразном баке, укрепленном сверху на паровом котле. Согласно статье в «Инжиниринге», «Рюрик» весил 12 тонн и имел шипованные ведущие колеса диаметром полтора метра. Управлялся он корабельным штурвалом, связанным червячной передачей с поворотной лыжной тележкой. Экипаж — 2 человека: рулевой и кочегар-машинист.

Локомотив буксировал трехвагонный санный поезд, составленный из железнодорожных вагонов, переставленных с колес на полозья. Впервые он вышел на трассу поздней осенью 1861 года, когда толщина льда в заливе стала достаточной. Челночные поездки продолжались до конца марта. Машина работала исправно, однако, в экономическом плане она себя не оправдала.

«Ледовоз» оказался слишком тяжелым, поэтому его можно было безопасно эксплуатировать не более четырех месяцев в году, а остальное время он простаивал. К тому же, в относительно теплые зимы использование машины тоже вызывало опасения. Поэтому петербургские власти отказались от закупки новых локомотивов, а документы о том, сколько сезонов отработал «Рюрик», не сохранились.

Единственный известный на сегодняшний день фотоснимок "Рюрика", предположительно, сделанный еще до отправки заказчику.

Единственный известный на сегодняшний день фотоснимок «Рюрика», предположительно, сделанный еще до отправки заказчику.

Модель "Рюрика" из Кенсингтонского научного музея. Почему-то, она заметно отличается от фотографии

Модель «Рюрика» из Кенсингтонского научного музея. Почему-то, она заметно отличается от фотографии

Помимо «Рюрика», в том же 1861 году в Россию поступил еще один ледовый локомотив, заказанный на той же фирме двумя частными покупателями — мануфактурным советником Гучковым и почетным гражданином Солодовниковым для обслуживания принадлежавшего им свечного завода. В отличие от «Рюрика», эта машина имела две пары лыж (передние — управляемые) и рессорную подвеску.

Согласно «Журналу путей сообщения», локомотив мог буксировать две большие санные платформы, на которых помещалось до 50 человек. На испытаниях он развил скорость 26 верст в час, но при этом плохо выдерживал направление движения, «вихлялся», а рулевому приходилось постоянно корректировать курс. Очевидно, путевая неустойчивость машины была вызвана центральным расположением ведущих колес. К сожалению, никакой другой информации об этом любопытном агрегате не сохранилось.

Ледоходы или ледовозы?

источник: https://vikond65.livejournal.com/1221852.html

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account