Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

18

История наших героев началась почти сразу после Первой мировой войны, где Италия, скажем прямо, лавров не снискала. Итальянские линкоры и броненосцы спокойно отстаивались в гаванях, не пытаясь поймать приключений на корму, потому не было побед, но не было и поражений. Итальянцы даже «победили», вот так вышло.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Победив таким образом, Италия даже увеличила свой флот за счет получения репараций.

Вот с репараций и начнем. Получив сразу пять крейсеров (три немецких и два австро-венгерских), и имея шесть своих, итальянцы не на шутку задумались о том, что неплохо было бы Средиземное море сделать Итальянским. Ну или «Нашим морем», как сказал Муссолини.

Но для этого надо было строить корабли, поскольку извечный соперник Франция тоже не дремал. А получившаяся довольно старая и разношёрстная банда крейсеров ну никак не соответствовала по уровню.

Однако пришел момент заключения проклятого Вашингтонского договора, и все пошло несколько не так, как Дуче хотел бы.

Согласно Договору, Италия получила статус пятой морской державы, и, несмотря на наложенные ограничения, вышло так, что если итальянцы отправят в утиль пару старых крейсеров, то смогут построить целых семь новых тяжелых кораблей этого класса.

Ломать не строить, работа закипела.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Строить корабли в Италии умели еще со времен Римской империи, поэтому адаптировать под условия Средиземного моря все прописанное в Вашингтонском договоре оказалось проще простого.

Задумка у главного итальянского корабела Филиппе Бонфлильетти была весьма интересной. Так как выходило, что по условиям соглашения что-то надо принести в жертву, Бонфлильетти решил принести на алтарь победы броню.

По его замыслу, корабли должны быть быстрыми, манёвренными, с весьма дальнобойными орудиями. Дальность и мореходность были совершенно не критичны, поскольку действовать новые крейсера должны были в условиях Средиземноморской лужи, где у итальянцев бензоколонки встречались довольно часто. Броня тоже не была приоритетом, хотя сказать, что корабли вышли «картонными» тоже нельзя.

Конечно, как и все страны, в отведенные 10 000 тонн водоизмещения итальянцы не уложились, но учитывая их пятое место в мире, никто на это не обратил особого внимания. Разборки шли уровнем выше, так что корабли итальянцы строили без особого внимания со стороны.

Первыми итальянскими тяжелыми крейсерами стали «Тренто» и «Триесте». За ними последовали другие корабли, все тяжелые крейсера Италии получали названия в честь городов, отошедших к Италии по результатам Первой мировой войны.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

После «Тренто» и «Триеста» были построены еще пять кораблей, уже кардинально отличавшихся от первых, хотя «Больцано» часто приписывают к типу «Тренто», хотя это не совсем правильно. Корабли были в чем-то похожи, но и разница имелась вполне ощутимая. Впрочем, об этом мы еще поговорим.

У итальянских корабелов получились очень своеобразные корабли. Красивые, элегантные и быстрые.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Впрочем, элегантность и скорость вообще были визитной карточкой итальянских кораблей.

«Тренто» посчитали сперва очень удачным кораблем, и по этому типу были построены два тяжелых крейсера для ВМС Аргентины, тип «Альмиранте Браун».

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Однако дьявол кроется в деталях, вот о деталях мы и поговорим в процессе.

Что из себя представляли корабли?

Данные по «Тренте»/«Триесту».

Водоизмещение. Стандартное — 10 511 / 10 505 т, полное — 13 548 / 13 540 т.
Длина 190 / 190,96 м.
Ширина 20,6 м.
Осадка 6,8 м.

Бронирование:
— главный пояс — 70 мм;
— палуба — 20-50 мм;
— траверзы – 40-60 мм,
башни — 100 мм,
барбеты – 60-70 мм,
рубка — 100 мм.

Двигатели: 4 ТЗА Parsons, общая мощность 150 000 л. с.
Скорость хода 36 узлов.
Дальность плавания 4 160 морских миль (на 16 узлах).
Экипаж 781 человек.

Вооружение:
— 8 (4 × 2) 203-мм орудий «Ансальдо» Mod.1929;
— 16 (8 × 2) × 100-мм универсальных орудий «ОТО» Mod.1927;
— 4 (4 × 1) × 40-мм зенитных автомата «Викерс-Терни» Mod.1915/1917;
— 8 (4 × 2) × 13,2-мм зенитных пулеметов «Бреда» Mod.1931;
— 4 × 2 533-мм торпедных аппарата.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

В 1937 году кормовую пару установок универсальных 100-мм пушек заменили на 4 спаренных 37-мм зенитных автомата фирмы Breda.

Главный калибр крейсеров типа «Тренто» состоял из восьми 203-мм орудий длиной в 50 калибров, производимых известнейшим заводом «Ансальдо».

Размещались орудия линейно-возвышенно в четырёх двухорудийных башнях — две в носовой и две в кормовой части.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Орудия были… неоднозначны. Вес снаряда 125,3 кг, вес заряда марки С — 47 кг, начальная скорость снаряда 905 м/сек, скорострельность при угле возвышения 15° один выстрел в 18 секунд, при угле возвышения 45° — один выстрел в 40 секунд. Заряжание производилось при фиксированном угле возвышения 15°. Максимальная дальность 31 324 м.

В принципе, все смотрится весьма неплохо, не так ли?

Вместимость погребов 1300 снарядов и 2900 зарядов, боекомплект одного орудия состоял из 162 снарядов.

При испытаниях, однако, выяснилось, что стволы очень быстро изнашиваются, потому экспериментальным путем был подобран другой расклад. Вес снаряда снизили до 118,5 кг, начальную скорость до 835 м/сек, дальность при этом уменьшилась до 28 км, зато износ стволов значительно уменьшился.

Но не падение дальности стало ахиллесовой пятой итальянских красавцев. Орудия 203 mm/50 Ansaldo Mod. 1924 были дьявольски косые. Точность… да нельзя тут говорить о точности, не было ее совсем. Этими орудиями были вооружены 7 (СЕМЬ) тяжелых крейсеров итальянского флота, принявших участие во Второй мировой войне. Семь крейсеров, обладавших 56 стволами, за войну добились ТРЕХ зафиксированных попаданий.

Это, согласитесь, если не позор, то его генеральная репетиция.

Что было причиной такой неточности, сегодня сказать сложно. В основном обвиняют близкое расположение орудий в башнях, да, там оба ствола лежали в одной люльке, но такая же система присутствовала у французов, а те пока воевали, как-то умудрялись попадать. Возможно, причина таилась в облегченных снарядах, но по факту мощные по характеристикам орудия не дали возможности крейсерам хоть как-то себя проявить на поле боя.

Универсальный калибр крейсера состоял из шестнадцати 100-мм пушек образца 1924 года, разработанных на базе орудий фирмы «Шкода» образца 1920 года в восьми башнях. Скажем так: неплохие орудия, но свежестью от них не несло. К началу войны они однозначно устарели и в плане наведения, и в плане скорострельности. Потому на многих кораблях их с удовольствием заменяли на скорострельные автоматы.

Зенитное вооружение включало четыре 40-мм установки Vickers «Пом-пом» и восемь 13,2-мм пулеметов. Кроме этого, на главной палубе между трубами располагались четыре двухтрубных 533-мм торпедных аппарата.

Корабль оснащался тремя самолетами, два из которых располагались в ангаре впереди башни А, и катапультой Gagnotto для их запуска. В качестве самолетов использовались последовательно модели Piaggio P.6t, Macchi M.41, CANT 25AR и IMAM Ro.43.

В общем, если смотреть формально и по цифрам, то крейсера «Тренто» обладали весьма неплохим для тех лет вооружением, по факту же вооружение было очень сильно ниже среднего.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

«Тренто» был заложен 8 февраля 1925 года, спущен на воду 4 октября 1927 года, вступил в строй 3 апреля 1929 года.

«Триест» был заложен 22 июня 1925 года, спущен на воду 24 октября 1926 года, вступил в строй 21 декабря 1928 года.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Военная служба до начала Второй мировой войны у кораблей была откровенно не пыльной. Парады, визиты, походы по Средиземноморью. Был у «Тренто», правда, поход на Дальний Восток, с заходами в Шанхай и Японию, что лишний раз подтверждает то, что мореходность у крейсера была на хорошем уровне.

В 1936-1939 годах «Тренто» эпизодически действовал у берегов Испании, поддерживая франкистов в ходе гражданской войны. Но боевых успехов как-то не снискал, возможно потому, что сражаться было не с кем.

К моменту вступления Италии во Вторую мировую войну 10 июня 1940 года «Тренто» вместе с «Триесте» и «Больцано» составляли 3-ю дивизию крейсеров Второй эскадры. Дивизии был придан дивизион из четырех эсминцев, и в таком виде соединение отправилось на войну с Францией.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Но все закончилось очень быстро, крейсера успели совершить один короткий боевой поход 22-23 июня 1940 года, в котором контакта с противником не имели.

9 июля 1940 года «Тренто» в числе других кораблей итальянского флота принял участие в бою у Калабрии.

В ходе боя «Тренто» успешно уклонился от атаки британских торпедоносцев «Суордфиш», а затем вместе с другими тяжёлыми крейсерами вступил в бой с лёгкими крейсерами Великобритании, открыв огонь с дистанции около 11 миль.

Добиться попаданий в британские корабли итальянцам не удалось, а затем к британским крейсерам подошел на помощь «Уорспайт» и разогнал итальянцев. Далее снова прилетели британские торпедоносцы и снова крейсера спокойно отбились и ушли.

В целом итальянцы действовали очень пассивно, не добились ни одного попадания, хотя британские лёгкие крейсера трижды попали в крейсер «Больцано».

Далее Италия решила повоевать против Греции, в связи с чем крейсера в конце октября 1940 года были перебазированы в Таранто. Там их и застали британцы, устроившие 11 ноября в гавани Таранто предтечу Перл-Харбора.

«Тренто» получил попадание 250-фунтовой (113,5 кг) полубронебойной бомбой. Бомба попала в район носовой 100-мм установки левого борта, пробила палубу и застряла в конструкциях ниже, но не взорвалась. Это называется «повезло по полной программе». Могло быть значительно хуже.

И уже 26 ноября 1940 года главные силы итальянского флота (2 линкора, 6 тяжелых крейсеров, 14 эсминцев) вновь вышли в море для удара по британскому соединению. Естественно, 3-я дивизия тяжелых крейсеров тоже шла в бой. Но бой если и получился, то очень скомканный.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Дело в том, что воздушная разведка итальянского флота засекла британскую эскадру в составе 1 авианосца, 1 линкора, 1 линейного крейсера, 1 тяжелого крейсера, 6 легких крейсеров и 14 эсминцев.

Командующий итальянской эскадрой адмирал И. Кампиони решил, что легкой победы не получится (что вообще-то спорно) и приказал отходить.

Так что единственное боестолкновение вышло как раз у крейсеров 3-й дивизии, которые оказались ближе всех к неприятелю и были вынуждены вступить в бой. Против трех итальянских тяжелых крейсеров оказались 1 тяжёлый и 4 лёгких крейсера британцев.

Итальянцы открыли огонь с дистанции около 10 миль и вскоре добились попадания в тяжёлый крейсер «Бервик», на котором вышли из строя кормовые башни. Но тут к легким крейсерам подошел линейный крейсер «Ринаун», и хоть его залпы не нанесли урона, итальянцы развили полный ход и разорвали контакт.

Последний бой «Тренто» провел 15 июня 1942 года, в составе соединения, которое вышло в море на перехват британского конвоя на Мальту.

Ранним утром 15 июня 1942 года итальянские корабли подверглись серии атак британской авиации. В 05:15 «Тренто» получил попадание торпеды с британского торпедоносца «Бофорт». Попадание пришлось в район носового котельного отделения, которое было затоплено. Вода заливала другие отсеки корабля, начался пожар, крейсер потерял ход.

Соединение ушло дальше преследовать конвой, а экипаж «Тренто» начал борьбу за живучесть. Начало получаться, пожар потушили, запустили кормовую котельную установку, начали откачивать воду и с помощью эсминца «Пигафетта» буксировать корабль на базу.

Но тут вмешался рок в виде британской подводной лодки «Амбра», которая с довольно большой дистанции (около 2 миль) выпустила по крейсеру две торпеды. Одна торпеда попала крейсеру в район носовой возвышенной башни. После взрыва произошла детонация носовых артиллерийских погребов через пять минут крейсер затонул.

За это короткое время итальянцы умудрились спасти 602 человека, в том числе 22 офицера. Погибло 549 человек, в том числе 29 офицеров. Среди погибших оказался командир «Тренто» капитан 1-го ранга Станислао Эспозито.

«Триест» прожил несколько дольше. 10 апреля 1943 года итальянские корабли в гавани новой базы Ла-Мадаллене были атакованы соединением из 84 американских тяжёлых бомбардировщиков B-17.

В ходе налёта «Триест» разделали очень основательно, крейсер получил 4 попадания 1000-фунтовыми (454 кг) авиабомбами. Были разрушены надстройки, одна бомба легла у правого борта, открылась течь, от других попаданий начался пожар.

Двухчасовая борьба за спасение корабля успеха не имела и в итоге «Триест» опрокинулся и затонул на глубине 20 м. Потери экипажа — 30 убитых, 50 раненых.

Какой можно сделать вывод?

Не все, что красиво на бумаге, хорошо на волнах. Это можно отнести к крейсерам «Тренто» по полной программе.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Как и любой «вашингтонский» крейсер, «Тренто» и «Триест» оказались не очень удачными кораблями. Особенно в сравнении с более поздними одноклассниками, потому что все-таки в конце 20-х годов прошлого века было очень сложно вместить в договорные 10 000 тонн и вменяемое бронирование, и приличную силовую установку, и вооружение из 8-9 203-мм орудий.

На фоне крейсеров вероятных противников тип «Тренто» смотрелся неплохо. Он имел полноценный, хотя и тонкий броневой пояс в пределах цитадели, неплохое бронирование палубы и башен. По сравнению с вечными конкурентами-французами, итальянские корабли вообще выглядели мощно и солидно.

Особая мореходность итальянцам не была нужна, как уже говорилось, потому что акватория Средиземного моря – это не Атлантика и тем более не Тихий океан. Как и не нужна была особая автономность и дальность действия, и свои базы, и вероятный противник – все было под рукой.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Но были у проекта и недостатки, не заметные на бумаге, но очень серьезные в море.

Первым таким недостатком стала… скорость! Да, на бумаге 35 узлов – это много. Для тяжелого крейсера – очень много. Но замеры, осуществлённые в идеальных условиях, увы, были подобны дутым рекордам.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

На деле крейсера типа «Тренто» в реальной боевой обстановке могли длительно идти со скоростью не более 30-31 узел, что изрядно меньше намеренного. А по факту с такой же скоростью перемещались «тихоходные» крейсеры Великобритании и Франции.

Второй нюанс. Корпуса. Извечной проблемой многих итальянских проектов (да, сразу вспоминаем советские «семерки») были откровенно слабые корпуса. Возможно, будь корпус «Триеста» не таким слабым, корабль выдержал бы взрыв бомбы рядом. Но вибрации, которые преследовали корпуса итальянских крейсеров, вносили свою лепту, ослабляя и без того не сильно прочные корпуса.

Третий – артиллерия. Главный калибр был совершенно небоеспособен. На бумаге 203-мм орудяи были на мировом уровне, по факту – три попадания на 56 стволов, выпустивших изрядное количество снарядов – это фиаско.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Можно ругать крейсер за недостаточный ход, небольшую автономность и дальность хода, слабоватую мореходность, но даже эти минусы не в состоянии перевесить то, что корабль не в состоянии вести точную стрельбу своим главным калибром. Ибо все-таки основное предназначение тяжелого крейсера – наносить урон кораблям противника классом ниже. Если же он не в состоянии это делать – ну какой тогда это боевой корабль?

Так что в итоге итальянские крейсера типа «Тренто» оказались совершенно бесполезными в самом главном – в способности нанести урон противнику. Не способные воевать, они так и ушли на дно, красивыми, элегантными, но совершенно не опасными для кораблей противника.

Крейсера «Тренто» и «Триесте». Красивые, быстрые, бесполезные

Красота не всегда бывает реально смертельной…

Источник — https://topwar.ru/166501-boevye-korabli-krasivyj-bystryj-bespoleznyj.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account