Карманный дредноут для Венгрии. Альтернативная вселенная Великой Венгрии.

20

Содержание:

Греция

В 1912 году Греция решила поиграть в дредноуты, тем более, что извечные враги греков — турки — заказали в Англии  два дредноута. К Англии обращаться не стали, потому что английские судостроители заломили цену до небес, да и нехорошо это — строить свои корабли у тех, кто строит дредноуты врагу.  А вот немцы с пониманием отнеслись к положению Греции и согласились спроектировать и построить бюджетный корабль с нормальным бронированием и достойным вооружением. Плодом работы конструкторского бюро фирмы «AG Vulсan Stettin» и специально для этого учреждённой греческой морской комиссии (возглавляемой, кстати, капитаном 1-го ранга Павлосом Кунтуриотисом), стали два проекта, различавшиеся  в основном расположением и количеством орудий главного калибра.

Первый проект "Саламиса", предусматривавший установку на корабль 6 356-мм орудий в трёх двухорудийных башнях

Первый проект «Саламиса», предусматривавший установку на корабль 6 356-мм орудий в трёх двухорудийных башнях

Окончательный вариант линкора - 8 356-мм пушек в четырёх двухорудийных башнях

Окончательный вариант линкора — 8 356-мм пушек в четырёх двухорудийных башнях

В итоге для строительства выбрали второй вариант. «Саламис» (так его в итоге назвали) был одним из самых маленьких в мире сверхдредноутов, имевшим 21 тысячу тонн водоизмещения, зато с приличным вооружением (8 356-миллиметровых орудий  ГК, 12 казематных 152-мм скорострельных пушек и 4 76-миллиметровых орудия на крышах двух башен ГК — по 2 пушки на крыше каждой башни) и нормальным для такого корабля бронированием (250 мм — пояс, 76 мм — палуба, башни и барбеты — 250 мм) однако за всё это заплатили скоростью — она даже по паспорту составляла 23 узла, что уж там говорить о реальной. Энергетическая установка — 3 турбины Парсонса и 18 паровых котлов. Мощность  — 40000 л. с. В 1913 году корабль заложили на верфи в Штеттине, в декабре 1914 года спустили на воду. Через месяц, в январе 1915 года корпус «Саламиса» реквизировали для достройки в качестве корабля для германского флота, но «Саламис» не соответствовал требованиям, предъявляемым руководством  Хохзеефлотте к своим кораблям (Немцы были куда более привередливы, в отличие от своих противников англичан, которые подобные махинации проворачивали направо и налево, даже с турками, подтолкнув тех к вступлению в Центральные Державы). Пока немцы думали, куда девать корабль, Первая Мировая Война закончилась.

ГСХС (Югославия)

В 1918 году корпус корабля так и стоял в доке, медленно ржавея. Чтобы выбраться из кризиса, в который Германию погрузил Версальский договор, недостроенный «Саламис» выставили на продажу. И его купили, но не Греция, которая уже окончательно похоронила  свои мечты о собственном линкоре, а Государство Сербов, Хорватов и Словенцев (будущая Югославия), которое надеялось заполучить в наследство от рассыпавшейся на части Австро-Венгрии линкор, но не получило. В том же 1918 году корпус «Саламиса» на буксире увели в Котор, где и стали его достраивать, правда, очень медленно, потому что в стране была полная экономическая разруха со всеми сопутствующими обстоятельствами. Однако командование ВМС ГСХС понимало, что наличие такого мощного аргумента, как собственный «Карманный дредноут», как  корабль едко называли в прессе, автоматически выводило ГСХС на четвёртое место после Италии, Франции и Турции в списке стран, претендующих на доминирование в Средиземном море, а потому оно всеми методами изыскивало средства на достройку корабля. Однако возникла проблема с пушками — планировавшиеся к установке на корабль 356-мм орудия были уже давно проданы Англии, которая оснастила ими мониторы типа «Эберкромби», а других на примете не было. Поэтому в 1922 году в той же Англии купили восемь 343-мм пушек, произведённых для установки на английские суперлинкоры, но оставшихся невостребованными из-за перехода англичан на калибр 381 мм. В 1924 году корабль был достроен и торжественно включён в состав флота под новым именем «Юг-Богдан» (в честь героя битвы на Косовом поле в 1389 году), а церемонию приёмки линкора посетил король Пётр I Карагеоргиевич.

БЊВ "Юг-Богдан" на морских учениях в 1929 году

БЊВ «Юг-Богдан» на морских учениях в 1929 году

Венгрия

В 1941 году Венгрия, получила карт-бланш от Германии на действия в отношении Югославии и вскоре объявила последней войну. «Юг-Богдан» стоял в Которе на ремонте, когда порт был занят войскам Венгрии. Линкор незамедлительно вышел в море, чтобы уйти в нейтральную Турцию, но в бункерах оставалось мало угля, поэтому «Юг-Богдану» пришлось вернуться в порт, который был уже занят венграми. Когда корабль пришвартовался, на борт поднялась  венгерская делегация с предложением сдаться в обмен на статус военнопленных и надлежащее к ним обращение. Экипажу линкора пришлось подчиниться и вскоре на корабле был поднят венгерский флаг. После подавления сопротивления на территории Югославии на борту линкора был подписан мир между Югославией и Венгрией. Югославия перестала существовать как государство.

Дредноут переименовали в честь короля древней Венгрии Арпада и официально включили в состав венгерского флота вместе со всеми кораблями, принадлежавшими Югославии, сделав «Арпад» его флагманом.

В ноябре 1941 года корабль встал на модернизацию. Угольное отопление заменили на нефтяное, изменили форму носовой части для улучшения мореходности, перестроили капитанский мостик, заменили расстрелянные за почти 20 лет службы стволы пушек ГК и установили новые дальномеры в башнях.

"Арпад" после модернизации в 1941 году

«Арпад» после модернизации в 1941 году

В таком виде корабль всю Вторую Мировую Войну действовал против английского и французского флотов в Средиземном море и в 1943 году потопил итальянский дредноут «Джулио Чезаре», охотившийся на транспортники Итальянской Социальной Республики у берегов Сицилии.  После войны корабль отошёл восставшей из пепла Югославии, которая вернула ему прежнее название и сделала флагманом своего флота.  В 1976 году корабль исключили из списков флота и переклассифицировали в учебное судно. В 1985 году корабль отремонтировали и поставили в Которе на вечную стоянку как корабль-памятник.

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account