2

 

Первые же дни Первой мировой войны на Балтике  показали, что огромным дредноутам и линейным крейсерам в шхерах или на просторах Маркизовой лужи делать практически нечего. Между тем шла ожесточенная борьба за каждый квадратный метр тесного Балтийского моря. Поэтому Главному управлению кораблестроения русского Морского министерства пришлось разрабатывать проекты мощных артиллерийских кораблей, специально предназначенных для действий на мелководье Балтики. Основанием для этого послужили возобновление строительства мониторов в Англии («Эребус»), сравнительная дешевизна и быстрота их постройки и возможность утилизации 356-мм орудий и установок, созданных для линейных крейсеров типа «Измаил», готовность которых задерживалась.

 

Карманные линкоры Русского флота

Морской монитор «Полярный лис», 1916 год: Водоизмещение – 8500 т., Размерения: длина наибольшая 104 м, ширина 25 м, осадка 4,5 м. Энергетическая установка: 4 двигателя Дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. Скорость хода: проектная 17 узлов; фактическая – 15 узлов.

Бронирование: пояс 250 мм. В оконечностях до 130 мм, боевая рубка и башня до 300 мм, палуба до 50 мм.

Вооружение: три 356-мм/52-клб орудия в трехорудийной башне, три башенные установки 2х130/55 мм, два 76-мм зенитных орудия.

Карманные линкоры Русского флота

Морской монитор «Полярный лис», 1940 год. Вооружение: два 406-мм/45-клб орудия в двух­орудийной башне, три башенные установки 2х130/55 мм Б-2ЛМ, шесть 37-мм зенитных автоматов, две спаренные установки ДШК.

Карманные линкоры Русского флота

Хотя по-моему более целесообразен вариант такой переделки броненосца "Андрей Первозванный". Водоизмещение позволяет, и в таком виде он действительно смог бы составить конкуренцию "Дредноуту", как пытались убедить авторы вышедшей тогда книги. Для установки третьей башни жертвуем нескольким котлами, мачтой и частью казематной 203-мм артиллерии.

Карманные линкоры Русского флота

Морской монитор “АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ”, Россия, 1916 г.

Водоизмещение нормальное 17 400 т; длина наибольшая 140,2 м, ширина 24,4 м, углубление 8,2 м. Мощность двухвальной машинной установки 15 000 л.с., 2 вертикальных машины тройного расширения, 20 котлов системы Бельвиля, скорость 15,5 уз.

Бронирование: пояс 216 мм в средней части, 127 мм в оконечностях, верхний пояс 127 мм, казематы 120-мм пушек 165-127 мм, башни и барбеты 203 мм, башни 203-мм орудий 152 мм, рубка 250 мм, палубы 37-51 мм.

Вооружение: шесть 356-мм, двенадцать 203-мм и двенадцать 120-мм орудий.

 

Перестроено две единицы: “Андрей Первозванный” и “Император Павел I” (оба 1916 г.).

Ну и ещё один вариант.

Карманные линкоры Русского флота

Разработка велась опираясь на опыт постройки аналогичных кораблей для дальневосточного ТВД. Тогда после поражения в Русско-Японской войне и потери Тихоокеанского флота возникла острая необходимость в укреплении водных границ Империи.

Предназначенные для Амура, 10 бронированных канонерских лодок имели водоизмещение от 3500 до 4000 т. Бронирование борта достигало 152 мм, а палубы до 51 мм. Корабли несли исключительно мощное вооружение. Половина лодок имела в одной башенной установке два 305-мм орудия, вторая – две двухорудийные башенные установки 203-мм орудий. Противоминная артиллерия состояла из двухорудийных башенных установок калибра 120 мм. Чтобы не отлучаться от эскадры за частыми погрузками топлива, дальность плавания составляла 2000 миль. И хотя осадка кораблей не превышала 3,65 м, их мореходность позволяла выходить в Татарский пролив в любую погоду.

Карманные линкоры Русского флотаКарманные линкоры Русского флотаКарманные линкоры Русского флота

"Энциклопедия мониторов. Защитники речных границ России". И.И. Черников.

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account