Еще одна интересная статья Сергея Махова.
Содержание:
В самом начале и во второй половине Северной войны Дания была союзницей России. Потерпев ряд крупных поражений от шведов на суше, датчане неплохо проявили себя на море, оказав существенную поддержку только зарождавшемуся русскому флоту. В 1714 году, в котором галерная флотилия адмирала Апраксина одержала первую громкую победу над шведским флотом у Гангута, в Дании капитанское звание получил Педер Вессель, ставший впоследствии одним из способнейших адмиралов датского флота. О начале, взлёте и печальном конце его карьеры – эта статья.
От юнги до адмирала
Педер Янсен Вессель, получивший за свои заслуги дворянство и новую фамилию – Торденшельд (Tordenskjold, «Громовой щит»), был сыном члена городского совета Тронхейма. Родился он в 1690 году и в детстве, судя по всему, походил на Пера Гюнта. Намаявшиеся с ним родители просто сплавили его от греха подальше, отдав юнгой на корабль (впрочем, по другим данным, он сам сбежал). В Копенгагене Педер пересел на судно, идущее в Вест-Индию, а в 1706 году уже боцманом ходил на кораблях датской Ост-Индской компании в Дансенборг.
На королевскую службу Вессель попал случайно: в 1707 году его пригласил в датский королевский флот норвежский барон и адмирал Вольдемар Лёвендаль. Взяв Весселя третьим лейтенантом на фрегат «Постильон», уже тогда Лёвендаль пророчил ему блестящее будущее. Вскоре лейтенант получил под собственное командование 4-пушечный куттер «Ормен» («Змей»).

Педер Янсен Вессель, кавалер Торденшельд
В июне 1712 года Вессель попал на войну, под начальство адмирала Ульрика Кристиана Гульденлеве. Он был назначен командиром 18-пушечного гребного фрегата «Левандальс Галлей». Если адмирал души не чаял в Педере, то другие капитаны тихо его ненавидели. Этот неугомонный постоянно рвался в бой.
Его крейсерства в шхерах Сконе нанесли довольно большой урон шведам, и в команду Весселя буквально выстроилась очередь — матросы под его началом просто купались в призовых. 29 июля 1712 года, после захвата Педером у Рюгена множества торговых судов, шведский Рикстаг объявил за голову храбреца награду в 3 тысячи ригсдаллеров. С датской же стороны вместо заслуженной похвалы Вессель получил разбирательство в суде, где его обвинили в «партизанском» поведении — мол, пока остальные несут трудную опасную службу, этот выскочка постоянно крейсирует у чёрта на куличках, да ещё и деньги гребёт лопатой. Обвинение было абсолютно надуманным, и Гульденлеве прикрыл дело.
В 1714-м Вессель попал под трибунал ещё раз. Доброхоты объявили, что Педер на 18-пушечном «Левендальс Галлей» «нерешительно сражался» с 28-пушечным «Ольбинг Галлей», которым командовал английский капитан Бактман. При разбирательстве судьи с удивлением узнали, что «нерешительный» бой продолжался 14 часов, на корабле Весселя все паруса были порваны в клочья. На утро у Педера кончились боеприпасы, и этот наглец послал на вражеское судно парламентёра с просьбой — мол, не может ли уважаемый неприятельский капитан одолжить ему, офицеру датского королевского флота Педеру Весселю, немного боеприпасов, чтобы они всё же смогли докончить бой. Офонаревший от подобного предложения Бактман пожелал Весселю счастливого пути и взял курс на Карлскрону.
Дело оказалось столь громким, что дошло до ушей датского короля Фридерика IV. Тот, узнав подробности дела, решил по-своему — 28 декабря 1714 года Вессель получил звание капитана.

Бой Весселя с «Ольбинг Галлей»
Педер отличился во многих сражениях, в 1716-м получил дворянский титул, однако за неудачи 1717 года был уволен из действующего флота. Вернули его в конце 1718-го. К этому времени бои между датчанами и шведами практически затихли, но это не касалось Торденшельда, произведённого в контр-адмиралы. У того была своя война, и снижать накал боевых действий он не собирался.
Марстранд и Карлстен
Итак, 4 апреля 1719 года Торденшельд, возвращённый в действующий флот, вышел из датской столицы с четырьмя кораблями (50-пушечные «Лааланд», «Фьен», «Приндс Виллем» «Дельменхорст») и 30-пушечным фрегатом «Хёнхальд» к Гётеборгу. Другой отряд датчан под командованием Розенпальма был отправлен для поддержки сухопутных сил, базировавшихся в южной части Норвегии.
В прошлом году все шведские корабли в связи с начинающейся операцией в Норвегии были собраны у Штрёмстада, но после отступления шведской армии здесь остались лишь лёгкие силы. Большие корабли ушли в Марстранд.
К середине месяца Торденшельд располагал следующими силами (помимо вышеперечисленных):
Шведские корабли по большей части укрылись в Бахус-Эле, северном устье Гёте-Эле. Торденшельд установил половину своих сил в устьях каждого из рукавов реки.
Он запланировал атаку Марстранда и находившихся там кораблей. Этот городок с гарнизоном всего лишь в 300 человек лежал на восточной оконечности небольшого острова с крепостью Карлстен, расположенной на возвышенности позади Марстранда. Прикрывали подходы к Карлстену две батареи – к северу и к югу от города, гавань же была защищена ретраншементами с полевыми пушками на двух островах, лежащих у каждого из входов.
Для обеспечения блокады Гётеборга Торденшельд оставил там все линейные корабли (в том числе и посланные к нему дополнительно 50-пушечные «Томлер» и «Свардфиск»), а сам с остальными судами двинулся к Марстранду. Фрегаты «Штральзунд» и «Хёнланд» были поставлены к юго-западу от Карлстена. Прамы «Приндс Йорген» и «Кронпридс» с двумя галерами контролировали северный вход в гавань, прамы «Хьяльперинде», «Фридериксхальд», плавучие батареи, бомбардирский корабль «Йоханес ден Гамле» и галеры расположились между островом Коё и северным берегом.
На северном же берегу высадился датский десант из 700 солдат, который в полдень 21 июня атаковал укрепления шведов. В это же время корабли Торденшельда открыли огонь. Датчане установили на Коё батареи с четырьмя 100-фунтовыми мортирами и сорока гаубицами калибром поменьше. Шведы пытались заставить замолчать датские батареи, организовав сначала ответную высадку на Коё, а затем попытавшись сбить батареи огнём кораблей. Все эти попытки закончились безрезультатно.
На следующий день Торденшельд послал предложение о сдаче. Оно было отвергнуто, и тогда датчане высадили ещё 200 человек к северу от города, а также перекрыли брёвнами устье и ввели во внутреннюю гавань прамы. Шведы, осознав неизбежность поражения, начали затапливать свои суда и отходить в Карлстен. Увидев это, датчане послали к шведским кораблям свои призовые партии. Из-за открытого батареями противника сильного огня спасти удалось только четыре судна.

Атака Марстранда
Шведские корабли и их судьба после взятия Марстранда (в скобках указано количество орудий):
- линейные корабли — Calmar (58), Stettin (58), Halmstad (54), Fredrika (52) затонули, Warberg (52) захвачен;
- галеасы — Prinds Fredrik von Hessen (49) захвачен, Gref Morner (49), Stabell (или Stabraf) затонули, но позднее подняты;
- фрегат Charlotta (38) затонул, но позднее поднят;
- шнява William Galley (14) захвачена;
- прам Gepa (или Gifpa) (17) захвачен;
- галера Castor (6?) затонула;
- яхта Diana (4) затонула;
- два брандера затонули.
На следующий день датские войска вошли в город. Шведский гарнизон укрылся в Карлстене. Торденшельд обложил крепость батареями и начал бомбардировку. 26 июня шведский комендант Данквард поднял белый флаг и сдался на милость победителя.
Торденшельд, воодушевлённый большим успехом, решил попытать счастья у Гётеборга. К тому времени к городу уже подошли датские сухопутные части, поэтому адмирал решил сосредоточиться на островных батареях Хизингена (островок, расположенный между двумя рукавами Гёта-Эли). Покинув Марстранд утром 1 августа, он был перед устьем реки у Гётеборга уже в полдень. Под началом адмирала имелись следующие силы:
Первыми вступили в действие две плавучие батареи и бомбардирский корабль. Буксируемые галерами, они заняли позиции к западу от крепости, которая была частично закрыта другими островами. На эти острова сгрузили мортиры, которые уже в 23:00 открыли беспокоящий огонь по Хизингену.
Немного позже два линейных корабля и 49-пушечный прам подошли к северному ходу в устье и вступили в перестрелку с батареями противника, однако, получив повреждения средней тяжести, снялись с якоря и вернулись назад. Исправив рангоут, они в 11:00 следующего дня снова подошли к берегу, а также подвели фрегаты и прам к Ни Эльфсборгу. Бомбардировка продолжалась до вечера, когда датчане ошибочно приняли пушечный сигнал из крепости за предложение шведов о сдаче. Были посланы парламентёры, которых, однако, даже не пустили в крепость, и после их возвращения обстрел возобновился.
На следующий день Торденшельд покинул эскадру для встречи короля, оставив за себя командор-капитана Хоппе, который продолжил бомбардировки. В 10:30 поднялся шквалистый ветер, который вынудил корабли датчан отступить. Бой закончился ничем.
На рассвете 4 августа две новых шведских батареи на Хизинге открыли огонь по лёгким датским кораблям и заставили их в пять утра ретироваться. Следующим их успехом была атака галерами датских батарей на острове, где были захвачены 4 мортиры, хотя лёгкие пушки были упущены. Это событие стало концом сражения. Датчане удалились, имея потери в 60 убитых и 73 раненых и отказавшись от блокады.

План атаки Гётеборга
Дуэль
Торденшельд на тот момент был самым способным датским адмиралом. Погиб он на дуэли в 1720 году, когда во время поездки в Ганновер обвинил некоего полковника Якоба Акселя фон Гольштейна в мошенничестве за карточным столом. Спор перерос в драку, Торденшельд отхлестал своего обидчика ножнами, за что тот вызвал его на дуэль.
Поскольку вызов был со стороны Гольштейна, Вессель имел право выбора оружия. Он выбрал пистолеты, поскольку владел ими в совершенстве. В день дуэли Гольштейн через подставных лиц сообщил, что боится сражаться с Торденшельдом, и покинул город. Педер, взяв с собой из оружия лёгкую парадную рапиру (dress sword), пошёл в условленное место, так как по правилам дуэлей при отсутствии противника победа автоматически присуждалась ему. Когда он прибыл на место, то увидел там Гольштейна с тяжёлым палашом (так называемый «каролинский меч», karolinerverge). Так как у того также не оказалось пистолетов – пришлось драться тем, что было.

Парадная шпага, dress sword (слева) и шведский палаш, karolinerverge
Поскольку палаш был более длинным и тяжёлым оружием, Гольштейн легко отбил рапиру Торденшельда и нанёс ему два удара – в шею и подмышку. Педер, обливаясь кровью, свалился, и вскоре скончался.
Его труп был доставлен в Копенгаген без особых торжеств, поскольку дуэли были запрещены, и похоронен в церкви Хольмене.
источник: https://warspot.ru/5791-gromovoy-schit-datskogo-flota
++++++++++++++++++
как всегда
++++++++++++++++++
как всегда суперфутуристично
Вельми красяво! И так же
Вельми красяво! И так же фантастично…
1. Как охлаждать М-82?
2. Где маслорадиатор?
3. Зачем нужен лобовой воздухозаборник и где его выпуск?
4. Как убирать шасси в пушки Б-20?
5. Смещенный насторону редуктор серьезно ухудшит охлаждение двигателя.
6. Лонжероны крыла проходять через мотор наскрозь? Смело…
7. Забыл, напомните, плииз, в чем Вы рисуете, ну очень завидно…
Google SketchUp
Google SketchUp 8:)
Маслорадиаторы под крылом. Два штука. Справа и слева.
Центроплан и моторама, к которой крепятся и редуктор и компрессор ВРДК, — единый силовой элемент. К нему крепятся консоли крыла, хвостовая часит с соплом и оперением, носовая часть с кабиной и вооружением.
Через носовой воздухозаборник производится обдув 3/4 цилиндров двигателя АШ-83ФН. К части цилиндров затененной как конструктивными элементами, так и редуктором воздух поступает через нижний воздухозаборник.
Горячий воздух и выхлоп основного двигателя отводится в атмосферу через камеру ВРДК. На случай перегрева имеется также и "юбка".
Пушки находятся не непосредственно над нишами шасси. Б-20 легкие и довольно компактные по сравнению с ШВАК. В любом случае точно их расположение в крыле можно установить лишь при более детальном проектировании:)
Маслорадиаторы под крылом. Маслорадиаторы под крылом. Два штука. Справа и слева. Ой-ц, не увидел, простите слепошарого. Центроплан и моторама, к которой крепятся и редуктор и компрессор ВРДК, — единый силовой элемент. Это где-то понятно, однако, лонжероны крыла не могут закончиться на границе центроплана, также не могут пройти сквозь мотор. Можно сделать силовые кольца, а-ля Метеор или Ту-16, но тут вы упретесь в воздушные каналы. Пока что с моей т.з. — в крынку не лезет (с) Через носовой воздухозаборник производится обдув 3/4 цилиндров двигателя АШ-83ФН. АШ/М-82 полагаю? Ага, вместо второй правой пушки? Непросто это будет, но оставим как взгляд художника. К части цилиндров затененной как конструктивными элементами, так и редуктором воздух поступает через нижний воздухозаборник. У меня как-то повылазило, или все-таки воздухозаборник слишком сзади относительно мотора? На случай перегрева имеется также и "юбка". Юбка, она может и есть, а охлаждения у ней нету. Пушки находятся не непосредственно над нишами шасси. Ну как же, стволы торчат сильно, значит пушки ближе к носку крыла. А профиль крыла тонкий, хорда короткая, и перед нишей не лезет, и за нишей тоже. Я про патроны уже не говорю… Я собс-но о чем: мне в целом, оч. понравилось, только самолет уж больно маленький для такого движка и… Подробнее »
Неа, АШ-83 🙂
Пушка над нишей
Неа, АШ-83 🙂
Пушка над нишей стойки, а та не глыбокая. Пневматик ближе к телу:)
На рисунке где убрана передняя часть фузеляжу и показан привод от двигателя к винту прекрасно виден и нижний воздухозаборник:)
Красным тмечены лонжероны.
Маааленький? Нууу, коллега, И-250 по мене будет;) Да и проект эскизный. В процессе перехода к рабочим чертежам может и подрос бы слегка:)
Как здесь охлаждатся нижним
Как здесь охлаждатся нижним цилиндрам, да и с цетровкой выходит непорядок, увас масивная передняя часть фюзеляжа пракически ни чем не компенсируется в хвосте. Где выхлопные трубы мотроа?
товарищ Сухов пишет:
Google
[quote=товарищ Сухов]
Google SketchUp 8:)
[/quote]
А что если применить прямоточные двигатели, установив их под основным — поршневым, в зоне ометания воздушного винта. Сопротивление воздушному потоку ВРД снизится и появится возможность использовать его на взлёте и при малых скоростях — винт будет нагнетать воздух в ВРД….
Почему нет. Но ПВРД, на мой
Почему нет. Но ПВРД, на мой взгляд, лучше сдвинуть назад под кресло пилота и слега утопить в корпус, а маслорадиаторы из этого места перенисти под крыло. Можно получить меньшее лобовое сопротивление.
товарищ Сухов пишет:
Почему
[quote=товарищ Сухов]
Почему нет. Но ПВРД, на мой взгляд, лучше сдвинуть назад под кресло пилота и слега утопить в корпус, а маслорадиаторы из этого места перенисти под крыло. Можно получить меньшее лобовое сопротивление.
[/quote]
Здесь необходимо учитывать особенности пилотирования самолётов с задним расположением тяги…. При испытаниях БИ-2 произошла из-за этого авиакатастрофа — пилот при посадке по-привычке "поддал газу" и самолёт резко клюнув носом, спикировал на взлётную полосу…..
Google SketchUp
Поставьте на него V-Ray и пропустите через неё, с соответвующим фоном) Получатся очень красивые фотографии 😉 Могу посодействовать.
Спасибо:) Я знаю. Но работать
Спасибо:) Я знаю. Но работать с рендерингом пока не научился. Поэтому всегда рад переложить дополнительные заботы на чужие плечи;
Поэтому всегда рад переложить
Пишите — md-vladimir@mail.ru — с удовольствие сделаю рендеринг, мне все равно тренироваться надо)
Непонятно с приводом
Непонятно с приводом компрессора, вал привода вылазит откуда то снизу и сбоку, вполне хватит прямого через планетарный редуктор с вала двигателя. Воздухозаборник носовой имел смысл если бы стоял ТРД, оптимально для этой конструкции забор воздуха с корневой части передних кромок крыла для охлаждения мотора и ВРДК , так обиспечивается минимальное лобовое сопротивление. С охлождением мотора справится воздушный поток создоваемый компрессором.
Не вижу потребности в дополнительном редукторе выводяшем ось воздушного винат по центру фюзеляжа, да получилось красиво, но, это лишний вес.
Примерно так, хотя вышло грубо не истетично.
С охлождением мотора
Эвона… А как менять степень охлаждения? Ну, ежели мотор переохладится? Ватник на "горшки" набрасывать? У мотора должен быть свой, отдельный воздухозаборник и воздухоотводчики для охлаждения, кроме этого, должен быть отдельный воздухозаборник карбюратора, ну, или инжектора, если там М-82 ФН. Спросите у Вадима, кроме того, может не изобретать плохой велосипед, при наличии хорошего?
Ну, если вывести спецпороду пилотов (Фонцеппелина подключить) со технологическим отверстием в пузе для кардана — то оно конешно, ни к чему.
Уважаемый коллега что вам
Уважаемый коллега что вам мешает разделить потоки воздуха и одев двигатель в кожух и введя створки, намного легче получится чем тащить через весь фюзеляж воздуховоды с носа, да еще терять мощность на привод вентилятора.
Проше нужно быть, проше, зачем усложнять. Масло радиаторы также поместить в внутрь фюзеляжа введя их в общий воздушный поток.
____________________
Ну, если вывести спецпороду пилотов (Фонцеппелина подключить) со технологическим отверстием в пузе для кардана - то оно конешно, ни к чему.
Что то вы попутали, я как раз попросил убрать редуктор в носовой части фюзеляжа, подымающую ось вращения воздушного винта по центру фюзеляжа, у автора вал проходит под креслом пилота.
что вам мешает разделить
Строго говоря, много чего. Охлаждение "звезд" — дело непростое, требует особой тщательности, зависит от высоты полета, погоды, нагрузки на мотор и кучи ещё чего. Тута, сзаду мотора стоит компрессор, прокачивающий через мотор довольно большие объемы воздуха. Это не всегда хорошо, иногда нужно будет объемы проходящего через мотор воздуха уменьшать, а через компрессор — наоборот, увеличивать. А как? Ввести внутренний капот? Это приведет к увеличение диаметра фюзеляжа, а то и к помпажу компрессора. Вывод: нужны отдельные воздухозаборники, возможно по типу створок Хариера ил ещё как-то. В любом случае, с охлаждением мотора тут потрахаться придется немеряно.
Далее, у М-82 сзаду прилеплен ПЦН. Без него — никуды. Откель в него воздух попадать будет? Перебаламученый поток после мотора, из зоны разрежения перед входом в компрессор? Увы, вас расстреляют за такое предложение (и совершенно правильно сделают, хоть это и печально звучит).
Маслорадиаторы — та же песнь, их надо как-то регулировать, хотя внутри фюзеляжного потока им вроде и неплохо, но даже на турбовальных моторах их вытаскивают отдельно.
А-аа, тогда — да, виноват-с, туповат я по природе.
Ни что не мешает сделать мод
Ни что не мешает сделать мод М-82 с усиленной осью отвода мощности с коробки приводов как на рисунке. Потом компрессор возьмёт воздуха столько сколько ему нужно из внешнего контура, туда же уйдет лишний воздух на малых режимах, плюс охлаждение камеры сгорания. Больше чем может прокачать компрессор он не прокачает, помпаж, и окна и ленты сброса (противо помпажные) требуется для нормальной работы ТРД/ТРДД, у принудительного компрессора с приводом от ПД совершенно другие условия работы. Диаметр увеличится не более на 10 см. в районе двигателя, улучшение аэродинамики все компенсирует.
Вот измененый вариант с
Вот измененый вариант с комрессором и воздухазаборниками в кромке крыла.
Думаю М-105 будет более подходящим.
Просто блестяще.
Просто блестяще.
++++++++++
Красиво!
++++++++++
Красиво!
Выглядит красиво, но слишком
Выглядит красиво, но слишком дорого, а главное — трудности в производстве 15-16-летними подростками в неотапливаемых цехах.
красотища!!!
красотища!!!
!!! Великолепно! Плюс
С уважением, Ансар.
Ansar02
[quote=Ansar02]
С уважением, Ансар.
[/quote]
Конечно устроит.Надо перерисовать на стреловидное
Как всегда здорово!
Как всегда здорово!