Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1

1

Встретив в 1968 году большой интерес со стороны США, эксперимен­таль­ный самолет Mirage G подтвердил достоинства крыла с изменяемой геометрией на всех режимах полёта.

Летные испытания экспериментального прототипа Mirage G были возобновлены 26 марта 1968 года. Одно из основных изменений заключалось в установке под фюзеляжем аэродинамических гребней различных типов; задачей данной установки было повышение устойчивости самолета. Одновременно с установкой гребней был увеличен киль прототипа Mirage G. Все эти изменения позволили уточнить поведение самолета в полете. 29 апреля центром лётных испытаний (CEV – centre d’essais en vol) были выполнены два полета для новой оценки самолета. Отчет, посвященный изменяемой геометрии крыла, был положительным:

«Можно сказать, что основная часть Mirage G – его узел поворота консолей – работает очень хорошо, и что выбор, сделанный для его конструкции, очень удачен (по меньшей мере, по отношению к его продольным характеристикам). Конструкция механизма переменной стреловидности крыла является крайне удачной… Проблемы, имеющиеся у Mirage G и требующие усилий для отладки, связаны с другими элементами конструкции самолета».

Основным предметом критики стало управление полетом:

«Реализация управления по крену не является идеальной. Выбор горизонтального оперения и интерцепторов приводит к некоторым дефектам, тем более, что в нынешней конструкции Mirage G вряд ли можно рассматривать полный отказ от отклонения хвостового оперения, которое было резервным способом на случай отказа электрической системы (интерцепторы имеют дублированную систему электропитания, но их степень надёжности не является достаточной для данных исследований)».

В CEV отметили, что испытания будут продолжены:

«Значение выбранной схемы не может быть в полной мере оценено после выполнения испытательных полетов на малой высоте с большой скоростью».

Сотрудничество с Соединенными Штатами

По согласованию с министерством обороны компания Dassault в рамках программы Mirage G вступила в сотрудничество с американской авиастроительной компанией Ling Temco Vought Aerospace Corporation (LTVAC), Даллас, штат Техас. LTVAC после консультаций с правительством представила проект оснащенного двумя ТРД Pratt & Whitney TF-30 самолета с изменяемой геометрией крыла и попросила у компании Dassault техническую помощь, а также ее участие в работах по программе VAFX (экспериментальный палубный истребитель-бомбардировщик – будущий F-18), проводимой ВМФ США.

1 апреля 1968 года в служебной записке компании Avions Marcel Dassault сообщалось о сотрудничестве с американской компанией:

«Mirage G может быть построен в вариантах самолета поддержки наземных сил и перехватчика. Компания Dassault может предоставить лицензию Ling Temco.

По заказу Ling Temco компания Dassault может выполнить исследования и подготовить чертежи двухмоторного самолета, который может быть полностью построен во Франции за счет компании Dassault; некоторые элементы могут быть изготовлены в Америке.

Этот оснащенный двумя двигателями TF30 самолет может заменить F-111 или двухмоторный самолет с силовой установкой меньшей мощности, предназначенный для реализации программ FX или AVX [программы перспективных истребителей для ВВС и ВМФ США].

Серия данных самолетов может быть построена в США частично или полностью по лицензии, которую компания Ling Temco должна будет оплатить компании Dassault».

В апреле 1968 года генеральный директор компании Avions Marcel Dassault Бенно Клод Вальер отправился в США, чтобы обсудить вопросы сотрудничества с руководством американской компании Ling Temco Vought (LTV). Он также обратил внимание своих собеседников на оснащенный одним двигателем TF30 экспериментальный самолет Mirage G, который уже летал во Франции и который в морской версии сможет приступить к полетам гораздо быстрее. Кроме того, господином Вальером было указано, что двигатель TF30, который трудно адаптировался к воздухозаборникам General Dynamics F-111, лучше работал на Mirage G.

21 по 27 мая 1968 года делегация LTV находилась во Франции, чтобы получить представление об экспериментальном самолете Mirage G. Американцы заинтересовались самолетом и 18 июля 1968 года подписали с компанией Avions Marcel Dassault контракт, позволявший им получать техническую помощь французской компании в области передовых технологий, в том числе и технологий, связанных с изменяемой геометрией крыла. Также обе компании подписали генеральное соглашение о консультациях, сотрудничестве и обмене технической информацией в совместных проектах. Соглашение держалось в секрете. В течение летних месяцев пятнадцать инженеров конструкторского бюро компании Dassault находились в США.

Британское недовольство

18 сентября 1968 года на проходившем в Фарнборо международном авиасалоне президент LTV Aerospace Corporation Пол У. Тайер (Paul W. Thayer) и Бенно Клод Вальер объявили, что во время их контактов обе компании обсудили множество возможностей предполагаемого сотрудничества и обнаружили, что для современного производства они используют схожую аэродинамическую схему с высоким расположением крыла и низким горизонтального оперения. В результате они подписали два соглашения:

«1. генеральное соглашение в вопросах консультаций, сотрудничества, технического обмена, касающихся военного и гражданского секторов, что позволит каждой из компаний иметь максимальную эффективность. Это генеральное соглашение также позволяет обеим компаниям заключать специальные соглашения по конкретным авиационным программам, представляющим взаимный интерес;

2. первое специальное соглашение с целью позволить компании LTV получать техническую помощь со стороны Avions Marcel Dassault в области авиационной техники и передовых технологий, в том числе и в разработке крыла изменяемой стреловидности. Компания Avions Marcel Dassault разработала и построила Mirage G – единственный (за исключением F-111) западный самолет с изменяемой геометрией крыла.

Большая часть летных испытаний была уже проведена и показала как превосходство выбранной схемы и экстраординарные летные качества самолета.

Таким образом, благодаря соглашениям с Avions Marcel Dassault компания LTV, которая являлась одной из пяти авиастроительных компаний, принявших участие в конкурсе на создание для ВМФ США самолета в рамках призванной заменить F-111B программы VFX (истребитель, будущий F-14), значительно укрепила свои позиции».

Объявление соглашения породило много откликов в международной прессе и перешло на дипломатический уровень.

В то время как французская пресса уделяла этому соглашению большое значение и во всех статьях, опубликованных на данную тему, акцентировала внимание на национальной гордости, то в британской прессе данное заявление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Там не был забыт произошедший в 1967 году отказ Франции от программы AFVG (см. «Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 1 Эпизод 2»). 19 сентября британские газеты отдали теме франко-американского соглашения значительную часть полос. Наиболее часто встречавшимися словами были

«предательство», «обман», «саботаж», «пощечина» и «двойная игра».

20 сентября в газете «Financial Times» была более спокойная статья:

«данное соглашение ни в коем случае не является результатом предыдущего связанного с самолетами и ракетами франко-британского сотрудничества и что взаимодействие между французской и американской компаниями будет успешным».

Со своей стороны президент ассоциации британских авиаконструкторов Дж. Х. Грин (J. H. Green) заявил, что

«французы не обманывали англичан; никто из британских авиастроителей не считает, что французы их предали».

21 сентября британская пресса почти единогласно покончила с упреками, направленными в первый день в адрес французского правительства и компании Dassault. Было признано, что являющаяся частной компания Dassault имеет полное право устанавливать связи с теми компаниями и странами, с которыми ее руководство сочтет нужным. Газета «Times» писала:

«в данном случае [со стороны французского правительства] вряд ли имела место преднамеренная недоброжелательность».

23 сентября инцидент был исчерпан, и ядовитых статей, связанных с франко-американским соглашением, больше уже не было.

Хвалебные высказывания о французской программе…

22 сентября по странному стечению обстоятельств новый посол Соединенного Королевства во Франции сэр Кристофер Сомс (Sir Christopher Soames) в Елисейском дворце вручил верительные грамоты генералу де Голлю. В своих речах президент и посол старались подчеркнуть то, что объединяет обе страны, а не то, что разделяет их.

17 октября 1968 года во время пресс-конференции репортер спросил Марселя Дассо:

«Почему вы решили продолжить создание самолета с изменяемой геометрией крыла в одиночку, а не в сотрудничестве с англичанами?»

Ответ был в высшей степени дипломатичным:

«Я не могу забыть, что это Королевские ВВС выиграли Битву за Британию, которую также можно назвать Битвой за Свободу. С другой стороны, английские авиастроители всегда пользовались с моей стороны большим уважением, равно как и я для них: они наградили меня большой золотой медалью Королевского авиационного общества.

Я стал первым французом после Луи Блерио, кто получил эту награду. Я не жалуюсь, и я был бы очень рад сделать франко-британский самолет».

За этими добрыми словами были спрятаны более острые:

«Сейчас это происходит; первым проектом франко-британского сотрудничества стал Jaguar, а вторым – пассажирский самолет Concorde.

Работы над обоими этими проектами продолжается, хотя имеет место некоторое увеличение расходов. Вследствие этого, когда компания Dassault совместно с англичанами приступила к третьему проекту – самолету с переменной стреловидностью крыла – то после работ, продолжавшихся в течение нескольких месяцев, французское правительство заявило, что у него нет средств на данную программу, по крайней мере на тот период, в который она должна была проводиться».

В своем ответе Марсель Дассо поднял другую проблему – двигатели:

«Для успешной реализации франко-британской программы требуется построить не только планер самолета, но также необходимо изготовить и двигатели, поскольку относительно данного проекта речь шла о двухмоторной машине. При помощи подручных средств и за сравнительно небольшие деньги мы построили одномоторный Mirage G, который был оснащен крылом с изменяемой стреловидностью. 

И еще, если в один прекрасный день появится возможность сделать совместный проект с англичанами, то я первым обрадуюсь этому, равно как и мои сотрудники».

С 31 октября по 13 ноября 1968 года два пилота ВМФ США (лейтенант-командеры [капитаны 3-го ранга] Том Н. Кастнер [Tom N. Kastner] и Томас Дж. Кэссиди [Thomas J. Cassidy]) испытали Mirage G и поделились своими впечатлениями [1]:

«Создание этого экспериментального самолета является большим успехом. […] Изготовление и отделка машины как по конструкции, так и по оборудованию (трубопроводы, кабели и т.д.) – замечательные. […] Летные качества являются исключительными и редкими для самолета с таким расширенным диапазоном режимов полета. […] Таким образом, переменная стреловидность крыла работает и работает очень хорошо. У вас есть отличная основа, и мы хотели бы иметь ее у себя.

Очень высокое качество изготовления самолета отображается во всей конструкции Mirage G. […] Управление полетом и средства помощи в пилотировании (aides au pilotage) Mirage G являются замечательными. […] Самолет, по-видимому, может быть полностью пригодным в качестве носителя вооружения во всем испытанном диапазоне летных режимов без средств помощи в пилотировании. Летные качества в этой области являются очень впечатляющими. […] Самолет хорош во всех режимах, испытанных во время полета [2]».

Генерал Отто Дж. Глассер (Gén. Otto J. Glasser), технический директор научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ВВС США, совершил полет на Mirage G и имел очень положительные суждения о французской программе. Анри Деплан (Henri Déplante) вспоминал:

«Все были поражены сверхбыстрым развитием нашей программы и сначала хотели узнать о величине суммы затраченных на нее государственных средств. Я запросил об этом генерала Бонте (Général Bonté), бывшего в те годы начальником испытательного центра. Когда в 15 часов пришел ответ, данный бюджетным управлением ВВС (25 миллионов долларов), то наш посетитель развел руками и затем поделился своей проблемой: выбор компоновки, которую ВВС США должны будут принять для своего будущего истребителя, колеблется между F-14 с крылом с изменяемой геометрией и F-15 с крылом с фиксированной геометрией. Война во Вьетнаме продемонстрировала опасность русских ракет и необходимость большой маневренности для перспективных истребителей; американские технические службы, кажется, отдают предпочтение самолету с крылом с фиксированной геометрией и малой удельной нагрузкой. Этот комментарий не оставил нас равнодушными [3]».

… но конкурс выиграл F-14 Tomcat

Наконец, в начале 1969 года стал известен победитель конкурса ВМФ США; им стал Grumman F-14 Tomcat – двухдвигательный самолет с изменяемой стреловидностью крыла. Согласно законодательству США победитель конкурса получал комплекты документации проигравших проектов. Жан Кабриер (Jean Cabrière) вспоминает об этих неожиданных взаимоотношениях:

«Когда мы проиграли, американцы сказали нам: «Вы теперь лишние (досл. участники хора для мальчиков – enfants de chœur). LTV не смогла победить, и это было сделано для того, чтобы получить ваши ноу-хау в данной области». Мы были удивлены, когда сотрудники компании Grumman попросили у нас некоторые дополнительные сведения относительно деталей, которые им были не понятны. Для нас это выглядело крайне странным! Однако дела были нами хорошо улажены [4]».

Однако Mirage G продолжал интересовать Пентагон, который планировал обеспечить американский флот вторым палубным истребителем, который был бы меньше и дешевле, чем F-14 Tomcat. В июне 1969 года лейтенант-коммандер (капитан 3-го ранга) Кастнер отправился во Францию для выполнения полетов на Mirage G, а в июле этот экспериментальный самолет пилотировали майоры ВВС США Ховер (Hoever) и Левингтон (Levington). Их выводы были полны восторженных эпитетов:

«Экспертная комиссия была впечатлена качествами самолета и провела много часов, изучая разработку и будущее самолета. Очень скоро стало ясно, что Mirage G не спонтанное создание или плод какой-то сиюминутной технологии. Он скорее является результатом многочисленных исследований, тщательно спланированных и разрабо­тан­ных для получения конкретного результата.

Хотя некоторые из мотивов, приведших к созданию Mirage G, носят социально-экономический характер, основная их часть относится к исходным принципам, которые могут быть применены при проектировании и создании американских самолетов. […] Мы считаем, что самолет Мираж G имеет во всем испытанном нами диапазоне режимов полета отличные пилотажные характеристики как для боевого самолета, так и для истребителя завоевания превосходства в воздухе [5]».

Однако, несмотря на интерес со стороны американцев, ни один французский самолет с изменяемой стреловидностью крыла в составе ВМФ США не появился.

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1


после первой серии испытаний Mirage G получил подфюзеляжные гребни, способствовавшие повышению устойчивости на малой скорости

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1 
в совместном полете Mirage G (на переднем плане) и Mirage F2. Фюзеляж первого имел много общего с фюзеляжем второго

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1 
команда летных испытаний компании Dassault с группой американцев, прибывших в 1968 году для тестирования Mirage G

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1 
с 4 по 10 ноября 1968 года два американских пилота выполнили на Mirage G четыре испытательных полета. На представленном снимке Томас Дж. Кэссиди, который находился в составе экспериментальной эскадрильи ВМФ США VX-4

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1
от имени испытательного центра авиации ВМФ США (Naval Air Test Center) Том Н. Кастнер пилотировал Mirage G в ноябре 1968 и в июне-июле 1969 года. В своем докладе он подчеркнул, насколько у компании Dassault отработана конструкция крыла с изменяемой геометрией

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1 
пилоты испытательного центра авиации ВМФ США были впечатлены характеристиками Mirage G

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1
макет истребителя LTV V-507 (на переднем плане) с штурмовиком A-7 Corsair II (слева) и истребителем F-8 Crusader (на заднем плане). Влияние компании Dassault заметно в конструкции воздухозаборников – типичной для ее «миражей»

Формула успеха аэродинамики. Большое приключение «миражей» с изменяемой геометрией крыла Часть 2 Эпизод 1
при технической помощи Dassault компания LTV разработала проект палубного истребителя V-507. Этот двухмоторный самолет должен был нести две ракеты дальнего радиуса действия Phoenix, четыре ракеты средней дальности Sparrow и две ракеты Sidewinder для ближнего боя. Победителем в конкурсе стал Grumman F-14 Tomcat


  1. адмирал Винсент П. де Пуа (L'Amiral Vincent P. de Poix), заместитель начальника управления разработки военно-морских операций ВМФ США, и генерал Джеймс Фергюссон (Général James Ferguson), глава командования систем вооружения ВВС США, присутствовали в Истре во время нескольких летных показах экспериментального самолета Mirage G
  2. рапорт майора Кастнера о полетах на Mirage G, 13 ноября 1968 года, архивы компании Dassault
  3. Henrj Déplante, À la conquête de l'air, Édisud, 1985, p. 184.
  4. интервью с автором
  5. технический отчет 69-32, август 1969 года, архивы компании Dassault

источник: Claude Carlier «Une formule aérodynamique gagnante. La grande aventure des «Mirage» à geométrie variable» «Le Fana de l'Aviation» 2014-08

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account