2

Первая мировая война не сломила мощь возрождавшегося Российского императорского флота, хотя и нанесла ему чувствительные потери. В течении первых лет войны, робкие и несмелые действия русских и немецких морских сил, казалось, сделали Балтийское море глубоким  военно-морским захолустьем. Но в октябре 1917 года попытка немцев «в силах тяжких» провести операцию по захвату Моонзундского архипелага неожиданно обернулась ожесточенным и кровавым сражением, в ходе которого обе стороны понесли чувствительные потери. Выведя в море 10 линкоров и 1 линейный крейсер, немцы разделили свои силы, оставив «Фридрих дер Гроссе» и «Кениг Альберт»  обстреливать полуостров Сворбе и отправив «Байерн» к Соэлозунду,  в то время как главные силы эскадры Шмидта в составе 7 дредноутов и линейного крейсера, обойдя Эзель, прикрывали оба отряда от возможной вылазки русских из Финского залива. Несмотря на явное неравенство, адмирал Непенин, новоиспеченный главнокомандующий Балтфлота, рискнул-таки вывести в бой эскадру новейших русских дредноутов.  Во мраке ночи ему удалось проскочить мимо основных сил хохзеефлотте, а паническая радиограмма артиллеристов с мыса Церель, обнаруживших «Фридрих дер Гроссе» и «Кениг Альберт» у себя под носом указала ему расположение противника. В густом утреннем тумане русскому адмиралу удалось застать врасплох немецкие дредноуты, и в ходе скоротечного боя на дистанции не более 3 миль 48 стволов новейших 305-мм/52 русских орудий не оставили немцам ни единого шанса… (Подробнее можно ознакомиться здесь Ну очччень альтернативный Моонзунд !) Однако на отходе Непенин попался. И хотя в ходе короткого ожесточенного боя он все же сумел увеличить счет, потопив еще один германский дредноут, но и сам потерял «Севастополь» и «Гангут», а «Полтава» и «Петропавловск», получив тяжелейшие повреждения, с трудом оторвались от дредноутов Шмидта. В этот раз русские моряки проявили себя в высшей степени достойно, однако подавляющее неравенство сил не позволило одержать победы – Моонзундский архипелаг все же был захвачен, а броненосец «Слава», пытавшийся этому воспрепятствовать – потоплен.  

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Иное дело – Черное море… там русские прочно удерживали господство, и даже неожиданная и неясная гибель новейшей «Императрицы Марии» не могла склонить чашу весов в пользу германо-турецких сил.

В целом Русский флот потерял 3 дредноута из введенных в строй 7,  но флот, почувствовав свою силу и способность наносить страшные удары даже сильнейшему противнику (а 4 линкора Непенина перетопили втрое больше немецких дредноутов, чем это удалось в Ютланде всему Гранд Флиту)  наконец-то преодолел цусимский синдром. На стапелях строились новые, куда более мощные корабли…

…но позорный Брестский мир  обошелся России куда дороже, чем Порт-Артур и Цусима вместе взятые.

«Полтава», дойдя до Гельсингфорса оказалась фактически притопленной на мелководье – нос дредноута бессильно уткнулся в грунт гавани. Флагман Непенина «Петропавловск», несмотря на наличие подводных пробоин плавучести не потерял, но сильно выгорел изнутри. В раздрае, охватившем страну, оба корабля отремонтированы не были и когда пришла пора выводить флот из Гельсинки, в ставший знаменитым ледовый поход, оба балтийских линкора пришлось оставить. Нужно ли говорить, что немцы разрушили оба этих корабля?

На Черном море моряки были поставлены перед страшным выбором – немцы потребовали вернуть в Севастополь ушедшую в Новороссийск эскадру наиболее современных кораблей. В итоге часть кораблей по решению экипажей была затоплена, но линкор «Император Александр III» ушел в Севастополь. В отличие от балтийских дредноутов, новейший черноморский гигант не имел никаких повреждений и был включен в состав германского флота… Как это ни удивительно, но после капитуляции Германии «Александр» вернули России неповрежденным.

Однако в целом ситуация оказалась катастрофической. На Балтике из тяжелых кораблей остались только пара додредноутов «Император Павел I» и «Андрей Первозванный» в компании престарелого «Цесаревича» да броненосного крейсера «Рюрик» (нумер два).

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Из 18 вступивших в строй «Новиков» уцелело 11.  Была еще куча старых, еще доцусимских крейсеров (а так же и «Баяна» с «Адмиралом Макаровым») и миноносцев, но их боевую ценность трудно было недооценить… На Черном море находился единственный уцелевший у России дредноут, но из 13 вошедших в строй «Новиков»  осталось только семь (еще пять лежали на дне Цемесской бухты, а один оказался совсем разрушен). Наиболее современные (если к ним вообще было применимо это слово) черноморские броненосцы «Три Святителя», «Потемкин», «Евстафий» и «Иоанн Златоуст» были полностью выведены из строя. Правда оба «Богатыря» — «Очаков» с «Кагулом» каким-то образом уцелели в это смутное время… На Тихом океане не было потеряно ничего – просто потому что там ничего и не было. И только Северная флотилия за годы войны удивительным образом приросла корабельным составом. Вскоре после начала войны стало ясно, что России необходима «свободная морская сила», в то время как почти все наличные корабли оказались заперты в Черном и Балтийском морях. Российская Империя располагала только «Аскольдом» и «Жемчугом» Сибирской флотилии, да и то «Жемчуг» вскоре погиб. Поэтому пришлось выкупать у Японии ее трофеи из состава первой тихоокеанской эскадры – броненосцы «Полтава», «Пересвет» и крейсер «Варяг». После короткого ремонта, учиненного мастеровыми Владивостока, корабли отправились в Средиземное море для того, чтобы присоединиться к операциям союзников. «Пересвет» погиб, подорвавшись на двух минах неподалеку от Порт-Саида,  а остальные в 1916 г (вместе с пришедшим туда ранее «Аскольдом») ушли на Север, посетив по дороге Англию и пройдя на верфях Глазго неплохой текущий ремонт. Таким образом, Россия располагала на севере броненосцем «Чесма» (так переименовали «Полтаву») и крейсерами «Аскольд» и «Варяг», причем все три корабля пребывали в весьма неплохом техническом состоянии.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

И это было все.

В 1919-1920 гг флот представлял собой достаточно жалкое зрелище – хотя стараниями Непенина известный костяк морских офицеров удалось сохранить, но экипажи и близко не были укомплектованы, деньги на содержание выделялись категорически недостаточные и о сколько-нибудь интенсивной подготовке пришлось забыть. В этот период было сформировано 2 отряда действующих сил, один на Балтике («Андрей Первозванный», «Император Павел I» и «Рюрик», 6 «Новиков» и Черном море («Александр III» и 2 «новика») – только эти корабли иногда еще выходили в море и проводили какие-то учения. А голод 1921-1922 гг не позволил сколько-нибудь улучшить сложившуюся ситуацию. И только с 1923 года началось, наконец-то, медленное возрождение флота.

На стапелях и у достроечных стенок балтийских и черноморских судостроительных заводов находился целый флот – линкор, 4 линейных и 8 легких крейсеров, 13 эсминцев. Но денег на их достройку в стране не было. Тем не менее, морское министерство все же смогло изыскать средства на консервацию кораблей, дабы, по появлении финансовых возможностей, вернуться к их достройке позднее.

Балтика.

От оставшихся в распоряжении флота кораблей вряд ли можно было бы ожидать многого. И речи не шло о каком-то противодействии флотам первых военно-морских держав, если бы таковые зачем-то решили войти на Балтику. Но даже крайне ограниченная по Версальскому договору Германия могла содержать 6 эскадренных броненосцев, а свой первый послевоенный легкий крейсер немцы заложили уже в 1921 году. Следовало так же принять во внимание и шведский флот, располагавший дюжиной броненосцев береговой обороны (причем три новейших несли 200 мм броню, 4*283 и 8*152-мм орудий, развивая при этом скорость 22,5 узла), броненосный крейсер и несколько быстроходных миноносцев.

Для того, чтобы противостоять таким силам, решено было сформировать эскадру из 3 оставшихся на Балтике броненосцев и «Рюрика». При этом предполагалось, что летнюю кампанию все три броненосца будут служить, а зимой – проходить текущий ремонт. А вот от модернизаций броненосцев решено было пока воздержаться.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Дело заключалось в том, что никакие модернизации не смогли бы вернуть в линию  «Андреев» и «Цесаревича». Их век закончился еще до войны, с появлением дредноутов первых серий, превосходивших «Андреи» мощью и скоростью. Ну а современные гиганты весом в тридцать тысяч тонн с 14-16 дюймовыми пушками растерзали бы русские броненосцы за считанные минуты. Поэтому вкладываться в дорогостоящие модернизации устаревших броненосцев не было никакого смысла – для того, чтобы возродить мощь Балтфлота требовалось как можно скорее приступить к достройке линейных крейсеров «Измаил». Средств на это пока не было, но тем более не следовало тратить крупные суммы на модернизацию заведомо слабых кораблей. Особенно с учетом того, что своих немецких и шведских визави «Андреи» вполне могли бы расколупать и безо всяких модернизаций.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Совсем иное дело было с «Рюриком». Его ходовая была порядком изношена и требовала капитальнейшего ремонта. В то же время еще в 1916 г при царе-батюшке был подготовлен проект перевода на новую, котлотурбинную установки (разрабатывался в РИ, кстати). Согласно проекту паровые машины и старые котлы демонтировались, устанавливались турбины и усовершенствованные паровые котлы (из за отсутствия места для хранения жидкого топлива от современных котлов пришлось отказаться) Мощность силовой должна была увеличиться с 20 580 л.с. до 42 тыс лошадок, а скорость при водоизмещении в 17 тыс.тонн – до 25 узлов. Такому росту скорости придавалось особое значение – в случае появления враждебных дредноутов (обычно – 21-узловых)  двадцатипятиузловый крейсер имел все шансы уйти от них, в то же время даже самые крупные английские крейсера типа «Хаукинс» в артиллерийской дуэли не имели шансов против «Рюрика» . Единственными кораблями, способными догнать и уничтожить русский броненосный крейсер были линейные крейсера, но ими в Европе располагала только Англия. Данный проект был одобрен и в том же 1916 году заводы получили заказы на новые котлы и турбины… Конечно, все это еще не было завершено постройкой, и завершение данного проекта влетела бы в немалую копеечку, однако решено было, что в данном случае овчинка стоит выделки. К тому же следовало иметь ввиду, что несмотря на желание экономить, судостроительную промышленность не следовало оставлять без заказов – в противном случае, к моменту, когда у морского министерства появились бы деньги на достройку «Измаилов», могло получиться так, что уже не было бы промышленности, в которую можно было эти деньги вкладывать.

В 1923 году «Рюрик» был поставлен на модернизацию, продолжавшуюся почти 3 года. С 1923 по 1925 год основу морских сил Балтийского моря составляли немодернизированные «Андреи», «Цесаревич». Одно время предлагалось усилить ВМС Балтики «Чесмой», но по зрелому размышлению от этой затеи решено было отказаться – этот броненосец не считался современным даже в русско-японскую войну. Крейсерские силы в составе флота представляли «Адмирал Макаров» и «Аврора». Не то, чтобы эти корабли имели какую-то боевую ценность, но все же какие-то крейсера  были нужны флоту, а ничего лучшего, увы, не имелось.

«Россия» и «Громобой», огромные океанские рейдеры размером с добрый броненосец уже совершенно потеряли всякое боевое значение, находились в неважном техническом состоянии, а стоимость их эксплуатации приближалась к броненосцам. Корабли совершенно не годились на роль боевых, а как учебные были слишком дороги, и потому их разоружили и продали на металл.

Та же судьба постигла и пару «Богатырь» — «Олег». Эти были, пожалуй, лучшие бронепалубные крейсера России, но они все же слишком устарели и для дальнейшей эксплуатации им обоим требовался капитальнейший ремонт. Смысла вкладываться в старые корабли не было никакого, и потому крейсера последовали за «Громобоем» и «Россией».

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

«Адмирал Макаров» находился во вполне приемлемом техническом состоянии, к тому же он располагал систершипом («Баян») за счет активной каннибализации которого и поддерживался в строю.  «Авроре» просто повезло – корабль прошел капитальный ремонт и модернизацию  в 1917 году к тому же имелась однотипная «Диана»…  Кроме них Кроме того, на Балтику перевели оба бронепалубных крейсера Северной флотилии – «Варяг» и «Аскольд», но оба этих корабля сразу же были переведены в разряд учебных, где их и предполагалось эксплуатировать до полного истощения ресурса.

А в 1925 году в строй балтийского флота вошел «Рюрик»

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Корабль сменил ходовую, также были заменены вконец расстрелянные 254-мм орудия главного калибра. Дальность стрельбы 203-мм башен довели до 105 кабельтовых. В остальном (не считая слегка увеличенного мостика возврата носовой мачты и установки новых дальномеров) корабль остался тем же самым. Однако продемонстрированный им 25-узловый ход делал его чрезвычайно полезным – как и в старые времена «Рюрик» должен был служить точкой опоры легких сил. Соединение в составе «Рюрика» и нескольких «Новиков» вполне могло бы оперировать в Балтийском море, не опасаясь ни немецких броненосцев, ни даже стандартных 21-узловых французских или английских дредноутов, если бы те вдруг почтили Балтику своим присутствием. В сущности, появление быстроходного «Рюрика» предвосхитило концепцию  «карманных линкоров»

К этому времени в распоряжении флота оставалось 4 крейсера: «Адмирал Макаров», «Аврора», «Варяг» и «Аскольд»  и с ними надо было что-то делать. Все они до 1925 года работали на износ и их техническое состояние оставляло желать много лучшего – например, на Аскольде из 3 машин эксплуатировать можно было только две, максимальная скорость обоих крейсеров не превышала 9-11 узлов.  Но дело в том, что экономика страны уже достаточно оправилась для того, чтобы приступить к достройке легких крейсеров типа «Светлана» и тратить большие деньги на капремонты давно потерявших боевое значение кораблей было решительно ни к чему – с другой стороны желательно было сохранить один из них в качестве учебного корабля….

В итоге выбор был сделан (по личному указанию Непенина) в пользу «Варяга» — героический крейсер, сражавшийся с эскадрой Уриу, лучше всех подходил на роль хранителя традиций, весьма подходящей для учебного корабля.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Так что «Варяг» отправился на капремонт, «Аврора» (чьи механизмы были в наилучшем состоянии в сравнении с прочими крейсерами)  была переведена из состава боевых в учебные суда, а «Адмирал Макаров» и «Аскольд», с честью выслужив свой срок, навсегда покинули состав флота. Чуть забегая вперед  скажем, что через полтора года, когда сверкающий новой краской «Варяг» завершил сдаточные испытания,   на металл  отправилась и «Аврора».

Что до эсминцев, то к 1925 году все 11 «Новиков» балтийского флота прошли необходимый ремонт и были введены в состав флота. Флот располагал также 17 старыми миноносцами типа «Доброволец». Эти последние угольные «доновиковские» корабли имели водоизмещение 630-850 тонн, скорость до 25 узлов и вооружались парой 102-мм и двумя-тремя 450-мм однотрубными ТА.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Три таких корабля образовали опытную флотилию, остальные в строй не вводились, но были поставлены на консервацию с тем, чтобы возобновить их эксплуатацию в будущем. Подводный флот представляли 5 капитально отремонтированных ПЛ типа «Американский Голланд»

Черное море

К 1925 году единственный русский дредноут неоднократно проходил текущий ремонт, но его модернизация пока откладывалась. Из пары крейсеров «Очаков» — «Память Меркурия» повезло уцелеть «Памяти» — перевооруженный 10*130-мм/55 орудиями, несколькими трехдюймовками Лендера да одноствольными «Виккерсами» он находился в составе действующего флота до 1927 г, после чего был переведен в статус учебного корабля. 

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

В строй были введены все имевшиеся в наличии «Новики» (7 единиц) и еще 3 удалось поднять со дна Цемесской бухты, из которых по состоянию на 1925 года один уже вошел в состав флота, а остальные два завершали ремонт. Из четырех «Добровольцев» трое было утоплено в Цемесской бухте, но два корабля удалось поднять, и после ремонта все 3 миноносца вошли в состав флота, правда уже не как миноносцы, а как сторожевые корабли. Также в строй были введены также все имевшихся в наличии ПЛ типа АГ.

Север

После ухода «Аскольда» и «Варяга» единственным боевым кораблем Сибирской флотилии оставалась «Чесма». Никаких посильных задач этому кораблю придумать не удалось, но все же морское министерство настаивало на его эксплуатации – хотя бы с целью сохранения обеспечивающей корабль инфраструктуры и опыта хождения военных моряков в северных морях. Решено было использовать этот корабль до полного технического износа либо же до перевода на Север других, более современных боевых кораблей.

Такое решение оказалось неожиданно полезным для страны. В 20-х годах норвежцы «пробовали на зуб» прочность морских границ России, браконьерничая  в ее водах, а когда пограничники попытались перехватить нарушителей – вывели в море броненосец береговой обороны для прикрытия своих флотилий. Единственный корабль Сибирской флотилии немедленно вышел в море и зрелище огромного бронированного утюга, ощетинившегося стволами многочисленных 305-мм и 152-мм башен, произвело на «викингов» воистину неизгладимое впечатление…Браконьерство, если и не прекратилось полностью, то было сведено к известному минимуму.

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

Все эти мероприятия, хотя и были безусловно полезными для последующего возрождения флота, тем не менее были совершенно недостаточными для защиты с моря хотя бы основных флотских баз – Кронштадта и Севастополя. Поэтому существенную часть из выделенных на флот средств пришлось истратить на создание береговых укреплений – в результате оборонительные сооружения упомянутых крепостей получили 4 башни 305-мм/52 орудий, поднятых с «Императрицы Марии», а также некоторое количество одиночных 305-мм/52 и 305-мм/40 установок  — из тех, что находились на складах. Получив на вооружение по дюжине двенадцатидюймовок и немалое количество 203-мм и 130-мм орудий, Севастополь и Кронштадт стали практически неприступными с моря крепостями.

А в конце 1925 года Сталин, сменивший Керенского на посту министра-председателя и верховного главнокомандующего, утвердил программу строительства флота на 1-ю пятилетку 1926-1930 гг. К этому времени корабельный состав ВМС России выглядел так:

Флот в мире альтернативного коммунизма - предыстория

В соответствии с принятой в конце 1925 г первой послевоенной программой военного судостроения в период с 1926 по 1930 г предполагалось:

На Балтике – достроить по усовершенствованным проектам 2 линейных крейсера проекта «Измаил», 4 легких крейсера типа «Светлана» и 10 эсминцев типа «Новик», модернизировать и ввести в строй 14 сторожевых кораблей (миноносцы типа «Доброволец») построить 24 тральщика, 24 торпедных катера и 14 подводных лодок по проекту «усовершенствованный АГ» и 3 ПЛ-минных заградителей по новому проекту.  Также предполагалось подвергнуть модернизации оба «Андрея»

На Черном море – достроить по усовершенствованным проектам 4 легких крейсера типа «Светлана» и 3 эсминца типа «Новик». Модернизировать линкор «Александр III»,  построить 8 эсминцев новейшего типа, 8 сторожевых кораблей, 24 тральщика, 24 торпедных катера и 12 подводных лодок по проекту «усовершенствованный АГ» и трех ПЛ-минных заградителей по новому проекту

К сожалению, планы оказались утопическими, и в полном объеме данная программа выполнена не была. Но все же это было начало

Андрей
Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account