«Этот корабль не будет служить на флоте» — сказал князь Макаров.
«Этот корабль не будет служить на флоте» — сказал князь Макаров.
«Новороссийск», «Императрица Мария» и «Микаса». Если два первых корабля ассоциируются с диверсиями, то почему бы и третьему кораблю не быть жертвой диверсии?
Точную альтернативу проработать не удалось. Как-то минные катера то выросли и закрепились, а подводные лодки и боевые водолазы, и вдруг остались не замеченными? Можно было, конечно, сделать главным героем другого человека, и развилку провести позднее – может кто-то так и сделает.
Использован http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2592/
В первых числах сентября 1905 года, всего через неделю после заключения мира между Россией и Японией, в порту Сасебо, главной базе японского флота, взорвался и затонул «Микаса» – флагманский корабль адмирала Хэйхациро Того, выдержавший десятки попаданий тяжелых русских снарядов в боях в Желтом море и при Цусиме.
Причиной взрыва, по официальной версии, стал случайный пожар в артиллерийском погребе, вызвавший возгорание боезапаса. При взрыве погибли 250 членов экипажа «Микаса» и еще 350 было ранено – это больше, чем потерял весь японский флот в Цусимском сражении.
«Ну почему этот злосчастный взрыв не произошел хотя бы четырьмя месяцами раньше?! – с горечью говорили русские морские офицеры, сворачивая газеты с кратким сообщением о взрыве в Сасебо. – Почему фортуна перестала улыбаться противнику только сейчас, когда уже ничего не изменишь и не вернешь к жизни тысячи наших погибших товарищей?»
Этот взрыв поставил точку в яркой боевой жизни знаменитого броненосца.
Но от чего же погиб броненосец – от случайности или диверсии?
Простое самовозгорание пороха или поджег?
Большинство ветеранов броненосца, тогда считало и считает, что взрыв корабля – результат диверсии.
Потопление в Цусимском сражении основной части русского флота было расценено как национальный позор. Искупить его поклялся на своем золотом оружии князь Макаров, потомок не знатного рода, командующий специальным диверсионным соединением боевых пловцов и подводных лодок. У этого человека слово редко расходилось с делом. К тому же он обладал самыми разветвленными связями как в военно-политических сферах своей страны, так и за рубежом.
Вспомнили пророчество англичан и монахов при вводе броненосца в строй о том, что он долго не проплавает. Настораживал тот факт, что взрыв произошел в самом уязвимом на корабле месте и в наиболее удобное для диверсии время суток, а также то, что русские большие мастера в подобных делах. Позднее широко распространились слухи о награждении группы российских водолазов высокими наградами за выполнение некоего спецзадания….
Да и сама правительственная комиссия указывала, что «нельзя полностью исключить предположение, что причиной подрыва броненосца явилась диверсия», ибо «неудовлетворительная организация охраны водного района не исключает проникновения в бухту подводных диверсантов».
Технически возможность диверсии в Токийской бухте облегчалась тем, что к 1905 году в российских ВМС была создана весьма совершенная сверхмалая подводная лодка, предназначенные для высадки боевых пловцов, – «Пиявка».
Прямых доказательств причастности русских подводных диверсантов к взрыву. Вся «русская версия» построена пока что на цепи косвенных улик и умозрительных предположений.
Было ли все именно так или иначе, да и было ли вообще – вопросы, которые пока надолго останутся без ответов. Сомнительно, что в русских архивах хранятся какие-либо документы, проливающие свет на гибель «Микасы». Подобная акция могла быть проведена скорее всего как частное дело «группы патриотов», располагавших достаточными средствами как для покупки «карманной подводной лодки», так и для фрахта торгового судна….
Однако «главный подозреваемый» адмирал Макаров в это время был на Северно-ледовитом океане, где проходил испытания новый ледокол «Арктика». Да и после произошедшего инцидента в 1899 году, Макаров уже не мог плавать на подводных лодках. С другой стороны – Макаров был не один. Ведь у него была команда первоклассных подводников и водолазов. К тому же испытания в северных водах, подальше от людских глаз – не идеальное ли алиби для главного русского подводника, хотя и бывшего?
Макаров как создатель боевых водолазов и подводных лодок прославился еще в русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Однако после войны с Турцией, интерес России, да и всего мире к подводным лодкам и боевым водолазам значительно снизился… . Да минные катера и миноносцы быстро появились во всех флотах, но вот о боевых водолазах и подлодках, как-то умалчивали. Но занимались ли водолазами или нет?
Второй раз о боевых водолазах и подводных лодках вспомнили уже в ходе русско-японской войны, но и в это время, ход Макарову не давали. Да, определенную руку Макарова все же чувствовали, но ставить Макарова адмиралом и давать ему реальную власть – не хотели. Дескать, ты уже ранен, продолжай и дальше заниматься Севером и своими земноводными. Такое отодвигание в тень продолжалось вплоть до Цусимской катастрофы. Однако после последнего сражения, Макаров, назначенный командующим тихоокеанскими силами, сделать ничего не мог. Да, отряд подводных лодок под его командованием смог потопить два японских миноносца, но это и все.
Но диверсия после окончания войны?
Вопрос так и остался открытым.
В 1908 году броненосный крейсер «Мацусима» погиб при сходных обстоятельствах с «Микасой». И хотя вновь заговорили о деятельности русских, на этот раз было ясно, что это только трюк журналистов.
Адмирал Российского флота Макаров в это время был в Санкт-Петербурге. Где смог продавить свою программу строительства флота.
Впоследствии журналисты вновь указали «причастность» Макарова к гибели японских кораблей. «Макаров опечаленный гибелью русских кораблей, взял обязательство потопить весь японский флот. Иначе как можно объяснить гибель «Нийкаты», «Нанивы», «Отавы», «Сетцу»». Журналистов не смутило, что «диверсии Макарова» продолжались уже в ходе Первой Мировой войны, и растянулись на 10 лет.
Только в книге «Месть князя Макарова», рассматривался альтернативный вариант, когда отряд подводных диверсантов, по указанию адмирала Макарова (и согласии Николая-2), устроил диверсии на 2-х японских броненосцах и 4-х крейсерах, в течении 1905-1907 годов….