Если нельзя, но очень хочется. Линейный корабль «Императрица Мария»
Оригинал этой фотографии хранится в архиве флота. Исключительно из-за ветхости – время не щадит материальные следы человеческой деятельности. Но специалистам доступны качественные копии снимка в полном формате, хотя широкая публика вполне довольствуется и центральным фрагментом.
Участок палубы военного корабля. Два плетеных кресла и столик.
В правом кресле со всем возможным комфортом расположился вице-адмирал Бланк, Владимир Ильич. На тот момент бывший. Бывший вице-адмирал, бывший командир первой линейной бригады, бывший младший флагман флота Балтийского моря. Правда, не заметно, чтобы это сильно его удручало.
В левом кресле – сам командующий. Адмирал Эссен, Николай Оттович. Он, как старший и по званию, и по возрасту, честно пытается выглядеть серьезным. Но, похоже, то, что ему приходится говорить, оставляет для этого мало шансов. Остается лишь догадываться, о чем речь. Сменить антураж и один в один картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале».
Даже третий персонаж в наличии имеется, только он с другой стороны объектива. Поэтому мне не надо догадываться о содержании беседы – я его знаю. Это ведь мой корабль.
– Дорогой Владимир Ильич, вы своим уходом из Свеаборга произвели фурор в высшем обществе.
– Так ведь такое трудно не заметить. Я ж не один ушел, а в приличной компании.
– Да-с, с этим не поспоришь. Сначала слухи о приближении чуть ли не всего Кайзерлихмарине. А после, ушедшая в ночь бригада новейших линкоров, под утро не появилась в видимости ни Гельсингфорса, ни Кронштадта. Толи заблудились в Маркизовой луже, толи… Государь император были весьма не довольны, требовали вас незамедлительно вернуть. Разве что ножкой по полу не топали.
– Меня или бригаду?
– Вас, голубчик, Вас.
– Неужто лично придушить хотели?
– Сам не сам, однако, поприсутствовать бы точно не отказались. А уж когда стали поступать первые сведения о боевых действиях в Рижском заливе… И, главное, не от Вас.
– Проблемы со связью, экселленс.
– К сожалению, в это не поверили. Так что Вы теперь мизерабль и германский шпиён. А Дума вовсю обсуждает, сколько марок золотом лично вам заплатил скряга Вильгельм. Меня же в очередной раз удостоили аудиенции наше августейшее величество. Руки не заламывали, головой о двери не бились, даже не кричали. Но «где мои линкоры, Эссен?», поинтересовались. И покинул бы я этот гостеприимный дом в расстроенных чувствах кабы не царский старец. Не нашел он другого времени, дабы о спасении души моей побеспокоиться. В засаде, что ли сидел? Так я от него просто отмахнулся. Кто ж знал, что вестовой жест сей своеобразно воспримет. Только и услышал, как тело на паркет рухнуло. Оборачиваюсь – лежит болезный, живой, но в полном изумлении. Рука у морячка моего тяжелая оказалась. И так на душе спокойно стало.
– Даже не пнули «друга разлюбезного»?
– Фи, ваше превосходительство.
– А я бы пнул, ваше высоко превосходительство. А может быть и не только пнул…
– Не толерантный вы человек. Поэтому про вас всякие нехорошие байки ещё со времен Корпуса сочиняют.
– Неправда ваша. Ещё с гимназии. И их я сам сочиняю.
– Судя по вашему последнему рапорту, охотно верю: «Флагман в хлам, батареи в хлам. Флот свой долг выполнил!». Говорят, что хозяина земли Русской чуть удар не хватил от таких известий.
– Да будет Вам, Николай Оттович, Адриану я ведь нормальный рапорт отправил.
– И я о том же. А батареи действительно «в хлам»? Что по этому поводу докладывает ваш поляк?
– Феликс? Это переводу на русский не подлежит. Эму ведь прямо на НП несколько «чемоданов» залетело.
– …?
– Да что с ним станется, он же «железный». А вот с батареями всё печально. Мы же почти опоздали…
Ирбенская операция 1915 года (также именуемая как сражение за Рижский залив), имела место в период с 16 по 21 августа, в период германского наступления в Курляндии. Фронт откатывался к Риге и оборона Рижского залива заняла центральное место в боевых операциях на Балтийском море.
В основу обороны была положена идея защиты минной позиции в Ирбенском проливе. И как только возникло опасение отступления армии, было принято решение об усилении обороны. В дополнение к береговым батареям и канонерским лодкам, в акваторию через Ирбенский пролив были введены два минных дивизиона и второй отряд второй бригады линейных кораблей. «Андреи» первого отряда при необходимости не могли свободно выйти из залива по Моонзундскому каналу, и в состав сил обороны включены не были. А линкоры-дредноуты первой бригады именным императорским распоряжением как цепью были прикованы к Свеаборгу.
16 августа германский флот в больших силах появился в северной части Балтийского моря и приступил к подготовке прорыва в Рижский залив, прикрывая огнем главного калибра работу сопровождавших его тральщиков.
Непосредственно группа прорыва должна была состоять из 4-й эскадры линкоров вице-адмирала Эрхарда Шмидта: пять эскадренных броненосцев типа «Виттельсбах» и два типа «Брауншвейг».
«Линкорам» были приданы столь же древние броненосные крейсера «Роон» и «Принц Генрих», а также легкие крейсера «Аугсбург», «Бремен», «Любек», «Тетис», 24 эсминца и миноносца, 14 тральщиков, 12 катеров-тральщиков и 2 прерывателя минных заграждений.
Оперативное прикрытие выглядело гораздо солиднее.
1-я эскадра линкоров вице-адмирала Гедеке: «Остфрисланд» (флагманский корабль командующего эскадрой и одновременно 1-й дивизии), «Тюринген», «Гельголанд», «Ольденбург», «Позен» (флагманский корабль младшего флагмана и командующего 2-й дивизии), «Рейнланд», «Нассау» и «Вестфален».
1-я разведывательная группа адмирала Хиппера: линейные крейсера «Зейдлиц», «Мольтке», «Фон дер Танн».
2-я разведывательная группа контр-адмирала Геббингауза: легкие крейсера «Штральзунд», «Пиллау», «Регенсбург», «Грауденц».
2 флотилии эсминцев под общим командованием коммодора Ресторффа, а также флотилия тральщиков.
Всего немцы привлекли к операции 8 линкоров, 3 линейных крейсера, 7 броненосцев, 2 броненосных и 9 легких крейсеров, 56 эсминцев и миноносцев, 3 подводные лодки, 48 тральщиков и много кораблей других классов.
Обе стороны активно использовали авиацию.
Утром 18 августа германский флот, не смотря на противодействие, продавил минные заграждения в Ирбенах и вошел в Рижский залив. Шестидюймовые батареи мыса Церрель были приведены к молчанию, а русские броненосцы начали поспешный отход к Моонзунду. Потеря шести тральщиков и двух эсминцев по идее не должна была сказаться на боеспособности группы прорыва, но адмирал Шмидт почему-то решил усилить её линкорами «Позен» и «Нассау», а также линейным крейсером «Фон дер Танн». И так подавляющее превосходство над русскими силами обороны залива стало просто капитальным, как труды Маркса. Как следствие, поход к Моонзунду прошел строго по плану. А вот на обратном пути всю эту махину притормозили две заплутавшие русские канонерки. Германские дредноуты бодренько и без проблем пустили наглецов ко дну, но те успели прихватить с собой «Аугсбург». В результате было потеряно время, и утро следующего дня Эрхард Шмидт встретил совсем не там, где планировал.
Адмирал Гедеке дисциплинировано нарезал круги недалеко от входа в Ирбенский пролив, а разведывательные группы полезли дальше на север. В итоге уже к вечеру 18 августа мощный флот вторжения представлял собой четыре изолированные группы кораблей находящиеся на существенном расстоянии друг от друга. А к утру 19-го ситуация ещё более усугубилась.
Первыми по раздачу попали крейсера 2-й разведывательной группы. Из предрассветной мглы на них выскочили тяжелые крейсера адмирала Бахирева. Без сомнения, обе стороны искали друг друга, но встреча оказалась неожиданной для всех её участников. Суматошная перестрелка без серьёзных последствий вылилась в увлекательные «догонялки» с криками в эфире на всю Балтику. «Зйдлиц» и «Мольтке» не теряя времени, но и без суеты поспешили на помощь младшим братьям. Это для легких крейсеров «баяны» были предвестниками апокалипсиса, а для них – законной и легкой добычей, что по одному, что оптом. Но не судьба.
Сначала на правом борту «Мольтке» финишировали две торпеды британского производства – командир субмарины Е-1 дождался своего шанса и не упустил его. А потом с норд-оста появились те, кого здесь, не смотря ни на какие планы, совсем не ждали. И адмиралу Хипперу оставалось лишь правильно выбрать место для запятой: «бежать нельзя сражаться».
Пару часов четыре «императрицы» вдумчиво и сосредоточенно разбирали один имперский линейный крейсер. Утопить не утопили, уж больно крепкий кораблик сваял сумрачный тевтонский гений. Но отрихтовали до состояния, когда корабль теряет свое назначение как полноценная боевая единица. «Мольтке» досталось меньше – все-таки и «андреев» было только два, и калибр у них был пожиже. Однако крейсер, с изначально урезанными ходовыми и маневренными возможностями, теперь гарантированно не мог принять участия в эскадренном сражении.
А русские корабли, уходя на юг, выстраивались в единую кильватерную колонну: головным «Императрица Мария», следом «Императрица Екатерина Великая», «Императрица Елизавета», «Императрица Александра», «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». На флагмане взвились флаги международного свода – вице-адмирал Бланк выказывал уважение мужеству немецких моряков. И Хипперу оставалось надеяться, что Гедеке повезет больше.
У вице-адмирала Гедеке выбор был куда более сложным. Тем более в условиях отсутствия связи с кораблями в Рижском заливе – русские станции острова Эзель вовсю развлекались, намертво засоряя эфир в этом районе. А посыльное судно не отправишь – решать надо прямо здесь и сейчас.
С одной стороны предпочтительнее было отойти к Ирбенам, встретиться с группой Шмидта и уже имея превосходство в силах, дать русским правильный эскадренный бой. Да и ответственность переложить на старшего командира. С другой же стороны… Формально его отряд не слабее русского. Шесть на шесть. При огневом паритете с новейшими русскими линкорами и превосходстве в этом отношении над более старыми. И если русские, сожрав два линейных крейсера, безнаказанными сбегут в свою берлогу, виноватого даже не надо будет искать.
Гедеке, положившись на удачу, сделал свой выбор, и 1-я эскадра линкоров пошла на север.
Бланк на удачу полагаться не стал и повернул к Эзелю, где на траверзе Кильконда принял в кильватер броненосцы второй дивизии 2-го бригады и уже в составе двух полных бригад пошел навстречу германским дредноутам. Старые броненосцы это ведь не только большие снарядоулавливатели, это ещё и восемь очень даже приличных 12-ти дюймовых орудия. Почти полноценный германский линкор в бортовом залпе. Та самая соломинка, что способна сломать хребет даже очень выносливому верблюду.
В этом мире не было Цусимского сражения в известном нам виде, и адмирал Бланк, в меру своих возможностей, постарался восполнить этот досадный пробел. Постоянно отвлекаясь на противодействие старым русским кораблям, Гедеке не смог воспрепятствовать охвату головы своей колонны бригадой более быстроходных русских линкоров, получил «кроссинг зе тэ» и убийственный продольный огонь великолепных русских «четырнадцатидюймовок». Вместе с тем эпичного утопления противника не произошло – немцы делали свои корабли на совесть, даже получив серьёзные повреждения, они продолжали держаться на плаву и сохраняли ход. Наступающая темнота и ухудшающаяся погода, позволила линкорам Гедеке уйти с места боя в полном составе. Избитыми, но формально не побежденными. Русским линкорам тоже досталось по полной программе. И если бы из Рижского залива вышли корабли Шмидта, бой с ними оказался бы для них последним. Без шансов на успех. Не вышли.
Пока на Балтике гремело эскадренное сражение, русские сторожевики авральными темпами минировали Ирбенский пролив. Последние мины ставили уже на глазах у экипажей «Бремена» и «Любека», обалдевших от такого авангардизма. Первая попытка траления провалилась – оказалось, что пушки на Церреле ещё не совсем закончились. Восемь 152-мм, четыре 203-мм, два 254-мм и одно 356-мм орудие. Без нормальных защитных сооружений. Немецкие линкоры и броненосцы Эрхарда Шмидта в конце концов просто перемешали их с землей маленького полуострова. Вот только время … У одних оно появилось, у других утекло сквозь пальцы.
На старой фотографии линкор «Императрица Мария» после боя у острова Эзель. Носовая башня развернута на правый борт – заклинило в бою. Фок-мачта отсутствует, как и башня дальномерного поста. Мостики скручены взрывом в причудливую высокохудожественную конструкцию. Первая труба представляет собой аналог дуршлага. Но боевая рубка выстояла.
Серия из четырех кораблей заложена в 1910 году. Вступили в строй в ноябре-декабре 1914 года.
Линейный корабль «Императрица Мария».