17

Доброго времени суток, коллеги. Надо бы ради разнообразия обновиться с «Орлами Отечества», а то еще подумаю, что совсем забросил эту тему. Вариантов кораблей на самом деле масса для публикации, но выбрать я решил один-единственный, и я бы сказал – неповторимый корабль. Речь пойдет об альтернативных (но не очень) броненосцах типа «Андрей Первозванный».

Содержание:

Вступление

Меня тут последнее время колбасило по-разному. Были созданы и опубликованы космические линкоры и их эскорт, опубликовал я и свои старые черновики на одну античную полу­фэнтезий­ную тему. И вот последнее меня что-то зацепило. Нет, сама полуфэнтезийная тема оказалась, несмотря на отдельные моменты, которыми я доволен, шлаком, к тому же не соответствующим тематике сайта. Но сама античность – в ней что-то есть. И меня «поперло». И хотя античная тема на сайте не популярна (впрочем, как и многие чисто исторические альтернативы – чем больше «технички» в альт. теме, тем на нее больше реагируют в плане комментариев), я все же решил заморочиться на эту тему и выдать нечто вроде хронологий Phoenix Purpura, только гораздо более детализованных, более похожих по содержанию на «Мир погибшего Чингизхана» коллеги boroda. Да, скорее всего большинство коллег эту мою новую альтернативу проигнорируют, но вот хочется мне, и будь что будет. Осталось только подтянуть матчасть да карту нарисовать (куда ж без нее!). А там можно и альтернативу оформить, и вообще может таки что-то написать (а то я все ною да музу жду в мечтах о том, что что-то я таки напишу в ближайшие лет 5).

Но все это совсем не значит, что я «закрываю» свои старые альтернативы. Точнее, пока все совсем печально с Dixieland-ом – его тянуть дальше пока что не получается. А вот с Орлами Отечества все потихоньку развивается. Если бы не нужда перепиливать половину бронетехники (обнаружил оооогромный косяк масштабирования, из-за чего большинство нарисованных образцов бронетехники на 15-20 процентов меньше, чем должны быть – сами понимаете, какой это п-ц), то я бы ее уже опубликовал – по сути, у меня готова вся БТТ до 1920 года, и танки 1920–1930 годов. Опубликовал бы я и авиацию, если бы набрался достаточно храбрости – ибо предвижу срач и раскрытие полной туфтовости своих наработок на эту тему. Когда-то я это все дело опубликую, но когда – без понятия. Да и половина самолетов там на основе реальных…

А кого я планирую показать сегодня? Да есть один корабль. Вот вы никогда не задавались вопросом – как бы выглядел «Андрей Первозванный», если бы на нем не переборщили с бронированием бортов? Да и эстетически кормовая башня в большом отрыве от надстройки выглядит не очень. Я этими вопросами задавался всегда, и таки сподобился, в конце концов, отрисовать эдакого «онормаленного» Андрея Первозванного, больше похожего на современников вроде «Радецкого» и «Лорда Нельсона», чем на цельный точеный кусок чугуния с пушками, брошенный в воду на страх и погибель врагов. Само собой, была подкорректирована и техническая часть – ибо у меня в альтернативе и котлы другие, и пушки новые подоспеют, и вообще расклад другой – а значит и «Андрей» должен получиться другим. И как он получился – судить вам.

На сей раз я буду немногословен. В смысле, не так чтобы очень, но многословить на тему истории кораблей что-то не шибко хочется пока. Тем более что есть у меня одна проблема, вызванная моей не самой хорошей памятью – после перерыва с Орлами Отечества я начисто позабывал некоторые моменты, из-за чего любая подробная детализация сказания пока что чревата большими косяками. Так что информации будет чуть-чуть. Главное – как выглядит «Андрейка» в альтернативе…

Мертворожденное величие

Суров и прекрасен был сей броненосец, хоть и не довелось ему покрыть себя славой в бою.

Уже при закладке второй тройки эскадренных броненосцев типа «Бородино» [1] в МГШ был выдан заказ на проектирование нового эскадренного броненосца для Российского Императорского флота. При этом возник довольно серьезный вопрос – а куда дальше развиваться-то? Броненосцы типа «Князь Потемкин-Таврический» выглядели верхом совершенства башенно-казематных кораблей, а тип «Бородино» являлся великолепной (по мнению МТК и МГШ) «вариацией на тему», с уменьшенным числом орудий СК, но лучшими углами их обстрела и теоретически лучшей живучестью. Самым простым и естественным путем развития казалось дальнейшее наращивание числа орудий СК – до 16 у «Бородино» и 18–20 у «Потемкина». Собственно, такие проекты кораблей были представлены к конкурсу. Помимо этого, все новые корабли имели вместо 87-мм калибра противоминной артиллерии 107-мм в количестве 12-20 штук. Имелся и один проект концепции all-big-guns, в котором 12 254/45-мм орудий располагались в шести башнях шестиугольником.

Однако в конкурсе одержал победу совершенно иной проект Балтийского завода, сочетающий в себе умеренный консерватизм и достаточно высокую долю инноваций. Балтийцы решили не идти по пути наращивания количества орудий, а решили увеличить сам калибр СК до 203 мм, сохранив при этом достаточно большое количество орудий – 14 штук. При этом 8 орудий располагались в четырех башнях, а еще 6 – в казематах (ради экономии веса и места под мощную ЭУ). При выборе противоминного калибра балтийцы «перескочили» через 107-мм орудия и решили установить сразу 130-мм артиллерию, отталкиваясь от того, что собственные проекты новых эскадренных миноносцев уже несли 107-мм пушки, и было бы уместным вооружить броненосцы более мощным оружием против вражеских эсминцев. В качестве орудий ГК должны были выступить 4 305/45-мм пушки Обуховского завода, которые в тот момент уже проходили испытания. При этом броненосец имел хорошую защиту большой толщины и площади. Все это вызвало рост размеров, водоизмещения и общей полноты корпуса – в результате для сохранения скорости в 18 узлов пришлось разместить заметно более мощную ЭУ, чем на предшественниках. Вместе все характеристики составляли достаточно современный и мощный броненосец, который теоретически превосходил все, что могли ему противопоставить зарубежные страны. Было решено построить три таких корабля. Головной получил название «Андрей Первозванный».

Схема бронезащиты «Андрея Первозванного». Хотя очень может быть, что где-то я с ней накосячил.

Однако у истории был свой расчет по поводу этих кораблей. Заложенные перед самым началом русско-японской войны, броненосцы могли бы стать неоспоримым доводом России на море, но из-за организационных затруднений и затяжного производства 305/45-мм орудий было решено не форсировать их постройку. В результате тройка последних русских броненосцев вступила в строй в 1908 году – когда уже началась эпоха дредноутов, и «Андреи» успели морально устареть. Тем не менее, тройка этих броненосцев вместе с тройкой первых русских дредноутов составила ядро Балтийского флота в годы ПМВ, в результате чего устаревшие броненосцы стали одними из самых активных кораблей высшего ранга в русском флоте. Им не раз довелось стрелять по врагу, в том числе и по германским «коллегам» – броненосцам Балтийской эскадры Германской империи. Не обошлось без потерь – «Император Александр I» подорвался на мине в 1916 году, а на обратном пути в порт еще и распорол днище о неотмеченную скалу. В результате после постановки в док и освидетельствования комиссии приговор был неутешительным – долгий и дорогостоящий ремонт, или значительное снижение боеспособности. Броненосец превратили в плавбатарею. Впрочем, конец у него был таким же, как и у двух других его собратьев – «Императора Павла I» и «Андрея Первозванного»: все три корабля согласно условиям Вашингтонского морского договора 1922 года были выведены из состава флота и со временем пущены на слом. Тем не менее, часть их сохранилась – модернизированные башни и орудия этих трех кораблей стреляли по старому врагу уже в новой мировой войне в составе береговых батарей Моонзунда и Риги.

Вот где-то таким и получился мой «Андрей Первозванный»

«Андрей Первозванный» (БФ), Адмиралтейский завод, Санкт-Петербург – 08.01.1904/14.05.1906/ 13.09.1908

«Император Павел I» (БФ), Балтийский завод, Санкт-Петербург – 08.01.1904/23.04.1906/09.09.1908

«Император Александр I» (БФ), Путиловская верфь, Санкт-Петербург – 08.01.1904/12.05.1906/ 15.07.1908

Технические характеристики:

Водоизмещение:          нормальное 17 850 тонн, полное 18 880 тонн [2]

Размерения:                        140,7×23,5×8,8 м

Механизмы:               2 вала, 2 ПМ ВТР, 18 котлов Нормана-Макферсона, 18 000 л.с. = 18 узлов

Запас топлива:                  500/1400 тонн угля

Дальность:                        3600 миль (10 узлов)

Броня (крупп):  главный пояс 102–229 мм, верхний пояс и траверзы 152 мм, казематы СК 152 мм, казематы ПМК 76 мм, кожухи КО 76 мм, башни ГК 203–254 мм, крыши башен ГК 64 мм, башни СК 152–178 мм, крыши башен СК 51 мм, барбеты ГК 254 мм, барбеты СК 203 мм, боевая рубка 305 мм, крыша боевой рубки 76 мм, комм. труба 102 мм, нижняя палуба 38–51 мм, верхняя палуба 38 мм

Вооружение:                4 305/45-мм, 14 203/45-мм, 12 130/45-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата

Экипаж:                                  957 человек

 

В 1915 году установлены 2 87/30-мм зенитные пушки.

Примечания

1) О них еще будет статья. Хотя там альтернативы опять же не шибко много…

2) Есть подозрения, что водоизмещение занижено.

P.S. Не могу не проспойлерить:

Подписаться
Уведомить о
guest

72 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account