Эпизоды деятельности оружейных предприятий блокадного Ленинграда Часть 2 Моторизированные минометные установки
Тяжелые оборонительные бои начального периода Великой Отечественной войны остро обозначили необходимость повышения маневренности артиллерийского вооружения. В этой статье мы расскажем о нескольких предложениях по моторизации 82-мм минометов, подготовленных и реализованных в Ленинграде.
Повышению маневренности артиллерии (в частности, минометов) в нашей стране уделяли внимание и в довоенный период. Так, осенью 1938 года в Ленинграде на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАП) прошли испытания бокового прицепа к мотоциклу для перевозки 82-мм миномета БМ 20. Представленный образец предназначался для укладки и транспортировки собственно миномета, ящика с ЗИПом и четырех коробок с минами. Прицеп использовался совместно с мотоциклом ПМЗ-750 производства Подольского механического завода.
Испытания в объеме 445 км показали возможность переброски 82-мм миномета на большие расстояния. По их результатам рекомендовалось усилить кронштейны крепления прицепа к мотоциклу и обеспечить возможность ведения огня без снятия миномета с мотоцикла. Кроме того, следовало включить в моторизованный минометный расчет второй мотоцикл, чтобы обеспечить полную численность личного состава и штатного боекомплекта. Подчеркнем, что в предвоенный период недооценка определенной частью руководства РККА самоходной артиллерии и минометного вооружения оказала негативное влияние на их развитие.
Осенью 1941 года в блокированном Ленинграде сотрудники ЛОНИТОМАШ [1] выполнили инициативный проект поворотного устройства для установки 82-мм миномета в кузове 1,5-тонного автомобиля ГАЗ-АА. Данные работы велись, в том числе, с учетом опыта кустарного изготовления подобных установок отдельными воинскими частями.
Опытный образец поворотного устройства в октябре 1941 г. успешно прошел полигонные испытания, но дальнейших решений о его массовом выпуске со стороны Военного совета Северо-западного фронта по различным причинам не последовало.
В интересах скорейшей реализации своего проекта специалисты ЛОНИТОМАШа предложили изготовить небольшую партию установок своими силами и обратились за помощью в транспортный отдел Ленинградского горкома ВКП(б). Речь шла о получении поврежденных автомобилей с целью их восстановления как базы для самоходных минометов. Одновременно предусматривалось начать сборку поворотных устройств на заводе подъемно-транспортного оборудования (ПТО) им. Кирова.
В горкоме поддержали эту инициативу. В ЛОНИТОМАШе смогли в кратчайшие сроки полностью восстановить полученный автотранспорт, однако из-за катастрофического положения с обеспечением электроэнергией промышленных предприятий Ленинграда в декабре 1941 года выполнить заказ заводу ПТО им. Кирова не удалось.
Не имея собственной производственной базы и располагая только оборудованием авторемонтных мастерских, не позволявшим изготовить поворотное устройство, в ЛОНИТОМАШе в период первой блокадной зимы спроектировали новый вариант – на основе тумбовой установки морской 45-мм пушки. К началу мая 1942 года коллектив самостоятельно подготовил к испытаниям две импровизированные самоходные минометные установки – в кузове 1,5-тонного грузового автомобиля ГАЗ-АА и на таком же бронированном шасси.
Установка тела миномета на тумбе морского орудия в кузове автомобиля давала возможность вести огонь с быстрой сменой угла возвышения при круговом секторе обстрела. Благодаря минимальному времени перехода из походного положения в боевое и обратно, а также возможности стрельбы с необорудованной позиции моторизованные минометные установки позволяли наносить маневренные огневые налеты в условиях как наступательных, так и оборонительных боев.
Минометный расчет бронированной установки размещался в кабине и открытом сверху кузове, выполненных из броневых листов толщиной 8 мм, что гарантировало защиту от пуль и осколков.
По ряду причин, в том числе из-за нехватки топлива, испытания установок провели только к середине лета, с 26 июня по 3 июля 1942 года. 10 июля начальник артиллерии генерал-майор Одинцов утвердил акт комиссии, по которому данные машины рекомендовались к принятию на вооружение Красной Армии.
Учитывая недостаточную проходимость базового шасси, можно предположить, что боевое применение минометных установок на пересеченной местности было бы затруднено. Кроме того, возможность организации серийного производства подобной техники в условиях блокадного Ленинграда напрямую зависела от количества пригодных автомобилей.
Тем не менее, приведенный эпизод ярко характеризует стремление всех организаций внести посильный вклад в общую победу над врагом. Помимо описанных работ, в период блокады ЛОНИТОМАШ успешно выполнял самые различные задания Военного совета Ленинградского фронта. Перечислим лишь основные из них:
• формирование авторемонтного дивизиона («завод на колесах» в составе 33 машин) для нужд ВВС. Все автомашины и оборудование, собрали, восстановили и смонтировали силами общественных организаций;
• изготовление десяти подвижных ремонтных мастерских для частей Ленинградского фронта;
• выпуск более 500 000 специальных пакетов для химических грелок;
• восстановление 90 автомобилей и около 25 т различных дефицитных запасных частей к ним.
Стоит отметить, что все работы ЛОНИТОМАШа в период блокады выполнялись в авторемонтных мастерских, организованных с большим трудом в неприспособленных помещениях на площадке законсервированного строительства Выборгской ТЭЦ, а также в небольших электроремонтных мастерских в здании эвакуированного НИИ-46.
По материалам РГВА и ЦГА.
[1] Ленинградское отделение Всесоюзного научного инженерно-технического общества машиностроения (ЛОНИТОМАШ); было образовано по постановлению ЦК ВКП(б) от 19 ноября 1931 г. для объединения научных инженерных работников с целью повышения их научно-технического уровня, внедрения новых технологий, обмена опытом и решения актуальных научно-технических вопросов.
источник: Иван Павлов, Михаил Павлов «Эпизоды деятельности оружейных предприятий блокадного Ленинграда Моторизированные минометные установки» «Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра» №2/2018 г.