Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
65 лет назад, 26 ноября 1951 года впервые поднялся в воздух первый прототип английского тяжелого двухместного истребителя Глостер "Джавелин" (Javelin – дротик). Самолет предназначался для перехвата советских бомбардировщиков в любое время суток и в любых погодных условиях с наведением на цель при помощи бортового радара. На тот момент это была весьма передовая и перспективная машина, а еще более совершенной она стала в 1956 году, когда ее, помимо пушек, оснастили четырьмя самонаводящимися ракетами "Файрстрик" класса "воздух-воздух".
В 1955 году "Джавелин" приняли на вооружение и запустили в серию, собрав в общем счете 505 экземпляров, из них 265 – в "ракетных" модификациях. Несмотря на такой успех, "Джавелин" стал последним изделием некогда знаменитой фирмы "Глостер Эйркрафт Компани", построившей первый турбореактивный самолет и первый серийный реактивный истребитель стран антигитлеровской коалиции. В 1963 году она разорилась и вошла в состав авиастроительного концерна "Хаукер Сиддли Эвиэйшн", который в свою очередь прекратил существование в 1992 году.
"Джавелины" базировались на территориях Великобритании и Западной Германии. Эскадрильи этих перехватчиков стояли на боевом дежурстве до 1969 года, когда "Дротик" сняли с вооружения в связи с появлением новых машин с более высокими летными характеристиками. Слава Богу, холодная война так и не переросла в горячую, а потому вступать в реальные бои им не довелось.
Первый прототип "Джавелина" в полете. Радар и вооружение еще не установлены
Первая серийная модификация FAW Mk.I
Модификация FAW Mk.7 – самая крупносерийная версия "Джавелина", тиражированная в 142 экземплярах
FAW Mk.7 на аэродромной стоянке
В дополнение к сказанному замечу, что с "Джавелином" я впервые познакомился еще в 1979 году, но лишь через пару лет я выяснил, что это таки был "Джавелин". Дело в том, что в тот год на прилавках советских магазинов игрушек вдруг появилось большое количество разнообразных сборных моделей самолетов, совершенно не похожих на нашу авиатехнику. Самолеты эти имели очень странные названия: "Индекс 157", "Индекс 170", "Индекс 204", "Индекс 363" и т.д. Никакой другой информации о них ни на коробках, ни на инструкциях по сборке не было.
Тогда я купил, склеил и поставил на полку модель довольно большого реактивного самолета с треугольным крылом, на коробке которого значилось, что это "Индекс 408". Потом, сравнивая очертания модели с фотографиями в изданном под грифом ДСП справочнике по зарубежной авиации, который мне дали почитать на пару дней, я опознал машину, а заодно и многие другие "индексы". А еще позже, уже во времена "гласности", выяснилась причина "маскарада". И она оказалась столь же идиотской, как и почти всё, что происходило в брежневском СССР.
В 1978 году советская экспортно-импортная контора "Новоэкспорт" закупила у английской фирмы "Фрог" большую партию оборудования для производства пластмассовых сборных моделей, в том числе – прессформы для отливки наборов заготовок более сотни различных моделей самолетов и примерно десятка кораблей. В те времена коллекционирование таких моделей было очень популярным хобби, но в СССР они пребывали в постоянном дефиците. Массовым выбросом на прилавки "экс-фроговских" моделей проблему дефицита, хотя бы в этом сегменте рынка, надеялись решить.
Однако тут же всплыл "щекотливый" нюанс: почти все модели "Фрога" воспроизводили западную технику, прежде всего – английскую и американскую. И кто-то из высокопоставленных капээсэсовских функционеров, с запозданием узнав о сделке, возмутился: "Как же так?! Советские дети будут собирать модели самолетов и боевых кораблей агрессивного блока НАТО! Это возмутительно! Это идеологическая диверсия! Нельзя пропагандировать вражескую военную технику, а тем более – среди молодежи!" Как ни странно, это возмущение нашло поддержку в партийных верхах. Очевидно, там всерьез считали, что подросток, склеивший модель английского, американского или французского самолета, тут же превратится в антисоветчика.
Между тем, деньги за прессформы были уплачены, и деньги немалые, в валюте, отменять сделку было поздно. Тогда нашли "соломоново" решение: модели все-таки пустить в продажу, но "анонимно", без указания их прототипов, размещая на невзрачных коробках просто некие абстрактные индексы, либо указывая функциональное назначение машины – "истребитель", "бомбардировщик", "разведчик" и т.п. И надо сказать, что в условиях "железного занавеса" и контроля над информацией это отчасти сработало. Большинство людей, покупавших и собиравших модели в СССР на закате брежневской эпохи, не знали, что они собирают!
Самое потрясающее, что в "безымянном" оформлении выпускались даже модели пассажирских лайнеров и самолетов 20-30 годов прошлого века, а также – времен Второй мировой войны. Можно только гадать, какую "идеологическую диверсию" углядели советские чиновные дебилы в старинных "Спитфайрах", "Мустангах", "Хэллкетах" или в самолете "Бристоль-138", который в 1936 году установил мировой рекорд высоты.
При этом часть моделей выпускалась в экспортном исполнении, для продажи за рубеж. Они оформлялись совсем по-другому: их паковали в яркие, красочные коробки с надписями на английском и непременным указанием – какой именно самолет воспроизводит данная модель. Вдобавок, в коробки помещали наборы декалей (переводных картинок) с опознавательными знаками и другими эмблемами, которые должны были наноситься на модель после сборки. В моделях "для внутреннего потребления" их не было. А на нижней стороне коробок, которые в "советском" варианте представляли собой простую картонку, у экспортных моделей печатали красивые цветные инструкции по окраске и размещению декалей.
Любопытно, что модели для внутреннего и внешнего рынка делали и упаковывали на одних и тех же заводах и в одних и тех же цехах. Разумеется, экспортные модели активно разворовывались, а потом "всплывали" на черном рынке, где их продавали из-под полы по ценам, в 5-10 раз превышавшим магазинные цены их "советских" аналогов. Порой воровали и продавали только корбки и декали, так как саму "пластмассу" можно было купить в любом "Детском мире".
По-моему, в этой абсурдистской истории с моделями, продолжавшейся вплоть до конца 80-х, как в маленькой капле воды отразился большой маразм и лицемерие позднесоветской идеологической системы. Такая система рано или поздно должна была рухнуть.
Модель "Джавелина" в изначальной английской упаковке фирмы "Фрог"
В таком виде она продавалась в Советском Союзе
А это экспортная коробка, почувствуйте разницу