Дизельная «Пантера» Daimler-Benz. Почему она не пошла в серию?
Статья Дмитрия Зайцева с сайта TOPWAR.
Содержание:
«Пантере» фирмы Daimler-Benz, известной как VK 30.02 (D), выпала незавидная судьба. Она создавалась как основной массовый танк панцерваффе, но уступила проекту фирмы MAN. Её прототип был уничтожен, фотографий и чертежей почти не сохранилось. А многие ли знают, что построенное шасси проходило совместные испытания с «Пантерами» MAN и «Тиграми» Porsche и Henschel?
Проект VK 30.02 (D) до сих пор не понят до конца. Обычно про него говорят, что он создавался под большим советским влиянием и чуть ли не копировал Т-34. На первый взгляд – это действительно так: здесь и дизельный двигатель, и задние ведущие колёса, и наклонная броня, и большие катки. Но внешность обманчива. Пантера Daimler-Benz во многом отличалась как от Т-34, так и от других немецких танков. Сегодня мы расскажем о том, как создавался этот уникальный проект и чем занимались немецкие инженеры на самом деле.
Своим путём
Как Т-34 вырос из серии танков БТ, так и VK 30.02 (D) появился не на пустом месте. Перенесёмся в 1938 год. Фирма Daimler-Benz разработала новое шасси танка Pz.Kpfw.III с торсионной подвеской и 10-скоростной коробкой передач. Требования к проекту диктовало Управление вооружений. В погоне за высокими характеристиками оно продвигало сложные и дорогие трансмиссии и ходовые части по типу полугусеничных тягачей. Однако попытка протащить в производство сырую мудрёную конструкцию с треском провалилась.
На испытаниях трансмиссия отказалась нормально работать, а резиновые подушки гусениц быстро изнашивались. Но и упрощённый танк с обычной ходовой частью с трудом осваивался в производстве. Немцы ожидали получить 96 Pz.Kpfw.III Ausf.E к сентябрю 1938 года, но за весь 1938 год удалось сдать всего один танк! А когда началась война, танкисты стали жаловаться на детские болезни.
Хитроумный пневматический механизм переключения передач выходил из строя, а резиновые бандажи катков разрушались на высоких скоростях. Кроме того, инженерам не понравилась раскачка торсионной подвески. И здесь у фирмы Daimler-Benz лопнуло терпение. Она обвинила Управление вооружений в навязывании сырых конструкций и в октябре 1939 года получила разрешение самостоятельно разрабатывать новый танк на смену Pz.Kpfw.III.
Первый с дизельным двигателем
Облик нового танка VK 20.01 (D) начал складываться в ноябре 1939 года. Чтобы решить проблему живучести резины, инженеры расположили опорные катки диаметром 700 мм в шахматном порядке. Блокированная подвеска на листовых рессорах должна была уменьшить раскачку. Ширина гусениц составила 440 мм против 380 мм у Pz.Kpfw.III. Планетарная коробка передач по типу Pz.Kpfw.38(t) на 8 скоростей обеспечила максимальную скорость 50 км/ч.
Но главной особенностью VK 20.01 (D) был дизельный двигатель MB 809 мощностью 360 л. с. Он дал танку весом 22,3 тонны хорошую удельную мощность в 16,1 л. с./т. Разработка MB 809 началась ещё в 1938 году, когда инженеры Daimler-Benz поставили цель создать как можно более лёгкий и компактный танковый дизель. Младший вариант дизеля объёмом 17,5 л выглядел самым подходящим для танка. Он был экономичнее, мощнее на 60 л. с. и легче на 100 кг по сравнению с бензиновым двигателем HL 120 TRM фирмы Maybach, который использовался на Pz.Kpfw.III и IV.
В феврале 1941 года начались стендовые испытания дизеля MB 809. После их успешного завершения в марте двигатель отправили на установку в опытное шасси. Ходовые испытания проводили у завода и на полигоне в Куммерсдорфе, а к январю 1945 года VK 20.01 (D) прошёл более шести тысяч километров. Таким образом, ещё до нападения на СССР немцы построили свой первый танк с дизельным двигателем, широкими гусеницами и большими опорными катками.
Найдётся ли топливо?
И здесь читатели зададут вопрос: а хватит ли дизельного топлива для танков? Говорят, что немцы испытывали сильный дефицит топлива и пытались его восполнить синтетическим бензином, а всю солярку, дескать, пожирал флот. Этим объясняют тот факт, что почти вся немецкая бронетехника времён Второй мировой войны была с бензиновыми двигателями. Если это правда, то затея фирмы Daimler-Benz с созданием дизельных танков VK 20.01 (D) и VK 30.02 (D) выглядит авантюрой.
Начнём с того, что немцы синтезировали не только бензин, но и дизельное топливо, поэтому его нехватку не стоит преувеличивать. На пике производства в первом квартале 1944 года немцы получили по методу Бергиуса 138 тысяч тонн бензина (обычного, не авиационного) и 151 тысячу тонн дизельного топлива. И оно вовсе не съедалось флотом без остатка. В годы войны немцы переводили гражданский сектор с бензина на дизель, а вермахт получил более 150 тысяч дизельных грузовиков. Небольшая часть солярки даже ушла на экспорт.
Неспособность немцев создать танковые дизели тоже не более чем миф. Ещё в 1938 году Управление вооружений подготовило требования к танковым дизелям. Одним из первых проектов как раз и был дизель MB 809. А с 1942 года начались работы по дизелям воздушного охлаждения. Завод Magirus наладил выпуск гусеничных тягачей RSO/03 с дизелями Deutz, а фирма Tatra создала 8- и 12-цилиндровые дизели для грузовиков и лёгкой бронетехники. Porsche и Simmering совместно занимались танковым дизелем воздушного охлаждения по схеме X-16, его даже успели установить в самоходное орудие Jagdtiger.
Конечно, немецкие дизели для бронетехники заслуживают отдельной статьи. Здесь же отметим, что фирма Daimler-Benz занималась танковыми дизелями не одна, а для её танков нашлось бы топливо.
Под влиянием Т-34
Перенесёмся в ноябрь 1941 года. Немецкая комиссия прибыла под Москву для изучения трофейных советских танков. В неё входили представители Управления вооружений, Танковой комиссии и ведущих фирм, в том числе и Daimler-Benz. Осмотр показал: Pz.Kpfw.III и IV по ряду характеристик уступают советскому танку Т-34. Вскоре возник спор, как быть дальше. Одни предлагали немедленно начать разработку новых танков в 30-тонном классе, чтобы резко повысить боевые качества. Другие высказались за производство танка весом 24 тонны, ведь проекты VK 20 уже были готовы. Как мы знаем, победила первая точка зрения.
От нового танка, названного «Пантерой», требовали не только хорошую броню и мощное орудие, но и высокую подвижность. MB 809 даже в старшем варианте было недостаточно, поэтому VK 30.02 (D) получил 44-литровый дизель MB 507 собственной разработки мощностью 700–800 л. с. Ходовая часть состояла из опорных катков диаметром 900 мм в шахматном порядке, сблокированных на листовых рессорах. 8-скоростная коробка передач давала максимальную скорость 56 км/ч. Корпус и башня получили наклонную броню под явным влиянием Т-34, а ведущие колёса переехали в корму.
Дизель собственной разработки, блокированная подвеска на листовых рессорах и перекрывающиеся катки большого диаметра, 8-скоростная коробка передач… ничего не напоминает? Да, всё это было и на VK 20.01 (D). Выходит, «Пантера» Daimler-Benz развивала идеи VK 20.01 (D) под сильным влиянием Т-34. Но она не была ни копией советского танка, ни типичной немецкой конструкцией тех лет. Если у Т-34 коробка передач находилась за двигателем, то у VK 30.02 (D) её разместили продольно сбоку от мотора. И что это была за коробка – безвальная, соосная, с включением передач многодисковыми сцеплениями. По танковым меркам конструкция уникальная.
Неутешительный итог
Первое время казалось, что «Пантера» Daimler-Benz обходит конкурента фирмы MAN. Адольф Гитлер считал, что VK 30.02 (D) лучше VK 30.02 (M), и выступал за контракт на первые 200 танков. Его поддержал рейхсминистр вооружения и боеприпасов Фриц Тодт. Но после гибели Тодта в авиакатастрофе ситуация изменилась. В мае 1942 года специальная комиссия рассмотрела проекты Daimler-Benz и MAN и выбрала танк последней.
Отмену VK 30.02 (D) объясняют то внешним сходством с Т-34, то дефицитом дизельного топлива, а то и заговором Управления вооружений. Но проблема была в другом. Инженеры Daimler-Benz не стали брать башню Rheinmetall и решили разработать свою конструкцию, которая вдобавок требовала переделки орудия. Поставить башню Rheinmetall, как у танка MAN, было нереально из-за разных диаметров погона. Возникала задержка в 3–4 месяца, а производство хотели запустить как можно раньше. Были и другие недостатки вроде меньшей дальности хода.
О дальнейшей судьбе «Пантеры» Daimler-Benz мало что известно. По некоторым данным, весной 1942 года строилось два прототипа. Один из них принял участие в сравнительных испытаниях на полигоне в Берке, где были «Тигры» Porsche и Henschel, «Пантеры» MAN, VK 36.01 и другие интересные танки. Шасси VK 30.02 (D) уступило в проходимости и вскоре выбыло из-за поломки трансмиссии. Его судьба уже была решена, поэтому возиться с ним не стали. Наконец, до нас дошла фотография полуразобранного прототипа VK 30.02 (D) с необычной ходовой частью. Видимо, инженеры пытались улучшить конструкцию, но об этом ничего не известно.
Что можно сказать в итоге? Разрабатывая новые танки, фирма Daimler-Benz пошла своим путём. Она единственная довела проект VK 20 до опытного образца, который вдобавок стал первым немецким танком с дизельным двигателем. Однако инженеры не смогли повторить успех в 30-тонном классе. «Пантера» Daimler-Benz получилась необычным сплавом технических решений, но шансов на производство у неё не оказалось.
Источники
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Germany’s Panther Tank: The Quest for Combat Supremacy – Schiffer Publishing, 1995
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Panzerkampfwagen III Ausf.E, F, G, und H development and production from 1938 to 1941 (Panzer Tracts Nr. 3–2) – Panzer Tracts, 2007
- Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle. Paper Panzers: Panzerkampfwagen, Sturmgeschuetz, and Jagdpanzer (Panzer Tracts Nr. 20–1) – Panzer Tracts, 2001
- Юрий Пашолок. Пантерьи предки (warspot.ru)
источник: https://topwar.ru/197577-dizelnaja-pantera-daimler-benz-vsego-lish-kopija-t-34.html