0

В продолжение темы, затронутой у коллеги byakinа. 

Сайт-источник: http://airliner.narod.ru/2dirigible/giffard.htm

Анри Жиффар (Henry Giffard, 1825 – 1882) с юных лет работал на железнодорожном транспорте – в то время наиболее передовой отрасли хозяйства. Опыт, полученный в железно­дорожных мастерских и при вождении поездов, помог ему получить глубокие технические знания. Под влиянием работ Жюльена в 1851 он разработал проект дирижабля с паровым двигателем, а затем, с помощью друзей, построил этот аэростат.

Дирижабль для мира паровых двигателей. Дирижабль Жиффара.

Конструктор и гравюра с его аппаратом

Дирижабль имел оболочку продолговатой формы с заострёнными концами. Длина оболочки 44 м, максимальный диаметр 12 м, объём 2500 м3. Она заполнялась светильным газом. Под оболочкой крепилась горизонтальная балка, на заднем конце которой устанавливался треугольный парус. Под балкой размешалась небольшая открытая платформа с перилами. Здесь имелось место для воздухоплавателя, размещались органы управления и паровой двигатель мощностью 3 л.с. Во избежание пожара длинная дымовая труба отводила продукты сгорания в сторону и вниз от оболочки. Двигатель вращал большой трёхлопастный винт, установленный прямо над гондолой. "Сухой" вес аппарата 150 кг, с водой и запасом топлива 250 кг.

Первый публичный полёт Жиффар совершил 24 сентября 1852, стартовав с парижского ипподрома. Хотя винт давал тягу, она была ничтожной. Жиффар пытался управлять с помощью паруса. Когда ветер стихал, аппарат мог двигаться в поперечных направлениях. Однако при лобовом ветре его относило назад. При безветрии собственная скорость дирижабля составляла от 7,2 до 11 км/час. Полёт продолжался около трёх часов. Пролетев 27 км, Жиффар затушил огонь в топке, стравил часть газа и приземлился возле посёлка Трапп (юго-западнее Версаля).

Конечно, эти испытания особо удачными назвать нельзя. Мощности двигателя было явно недостаточно для полноценного полёта в нужном направлении. Дирижабль Жиффара не годился для настоящих воздушных перевозок. Однако конструктору удалось на практике показать, что подобная схема в принципе работоспособна.

Дирижабль для мира паровых двигателей. Дирижабль Жиффара.

Первый дирижабль Жиффара

В 1855 Жиффар построил второй аппарат объёмом 3200 м3 ещё более удлинённой формы. Он поднимал двух человек. Жиффар летал на этом дирижабле вместе с механиком Габриэлем Ионом. И на этот раз управляемость аэростата оставляла желать лучшего. Посадка и вовсе окончилась аварией. Когда при спуске воздухоплаватели стравили часть газа, остаток скопился в поднявшемся конце оболочки. Приняв вертикальное положение, оболочка выскользнула из подвески и улетела. 

Жиффар не успокоился и в том же году спроектировал большой дирижабль длиной 600 м и объёмом 22 000 м3. Паровой двигатель весом 30 т должен был позволить развивать скорость 72 км/час. Однако денег на постройку этого аппарата Жиффару собрать не удалось. 

Отложив задуманное до лучших времён, изобретатель занялся совершенствованием конструкции парового двигателя. В 1858 он изобрёл струйный инжектор для забора воды в котёл, значительно улучшивший характеристики силовой установки. Эта разработка принесла Жиффару целое состояние – полтора миллиона франков, позволившее продолжить работы в области воздухо­плавания. 

До постройки нового дирижабля Жиффар решил провести опыты с большими оболочками. В 1867 он создал воздушный шар объёмом 5000 м3, демонстрировавшийся на всемирной Парижской выставке. В 1878 на таком же мероприятии летал его шар "Le Grand Ballon Captif" объёмом уже 25 000 м3. Он поднимал над Парижем сразу 40 человек. Шар имел оболочку, состоящую из 7 слоёв ткани и резины. Аэростат таких размеров оставался непревзойдённым до 1914.

Дирижабль для мира паровых двигателей. Дирижабль Жиффара.

 Наполнение шара  "Le Grand Ballon Captif"  газом. Размеры конечно впечатляют.

Проведя эти опыты, Жиффар решил, что готов к реализации давно задуманного проекта. Конструктор решил увеличить его объём до 50 000 м3. Однако вскоре его поразила тяжёлая болезнь, в результате которой он ослеп. Не вынеся этого, 15 апреля 1882 конструктор свёл счёты с жизнью. 

Хотя Жиффару не удалось создать полноценный транспортный дирижабль, его опыты позволили приблизить реализацию этой возможности.

ТТХ дирижабля Жиффара:

Длина, м – 44; Диаметр – 12 м; Объем газа  – 2500 м3;  Вес пустого/взлетный – 150/250 кг; Скорость – до 11 км/ч.

Wasa
Подписаться
Уведомить о
guest

11 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account