Броненосцы береговой обороны типа «Адмирал Ушаков» — удачный эксперимент (ФАН)

4

Продолжаю публиковать давно накопленный материал по альт-броненосцам РИФ. На этот раз дело коснется довольно интересного (как по мне) перепила, который определит тенденции развития корабельной артиллерии к началу XX века в России и послужит одной из двух основ (о второй — в другой статье) возникновения в России одновременно с Великобританией идеи создания дредноутов. Возможно, статья покажется бредовой, но в целом пока она мне кажется вполне логичной и обосновывающей описанные в ней изменения в Российском Императорском флоте.

Проектирование и постройка

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - удачный эксперимент (ФАН)

"Адмирал Ушаков" в Средиземноморской окраске во время кратковременного визита в Грецию, 1897 год

Первоначально броненосцы береговой обороны для нужд Балтики должны были стать вполне обычными кораблями для своего класса — 4 254/45-мм и 4 120/45-мм пушки, дюжина мелко­калиберок, огнетрубные котлы и заказ большинства комплектующих во Франции (при наличии бурно развивающегося отечественного производителя) не были чем-то выдающимся для проекта 1891 года. Проект пользовался защитой генерал-адмирала Алексея Александровича, который, вероятно, был заинтересован во "французской" начинке кораблей. Но его планам не суждено было сбыться — вмешался вездесущий морской министр Невский, с высоты своего высокого положения приказавший переработать проект.

В результате между генерал-адмиралом и морским министром разразился конфликт. Высокое положение первого нивелировалось тем, что Невский фактически являлся близким другом императора Николая II, с которым у Алексея Александровича были довольно напряженные отношения (несмотря на то, что генерал-адмирал приходился дядей императору). События развивались быстро, и уже к началу 1892 года Невский одержал победу — проект начали пере­рабатывать согласно его требованиям. Генерал-адмирал же какое-то время пытался "подкопать" под Невского, но его действия не были успешными, и в результате в 1894 году он подал в отставку, и власть в делах военно-морского флота сосредоточилась в руках Невского.

Тем временем корабли уже находились в постройке. Многим адмиралам требования морского министра показались крайне странными — он требовал оснастить броненосцы береговой обороны мощной противоминной батареей из 10 75-мм пушек из-за повышенной опасности в условиях Балтики внезапных минных атак, снять для экономии 120/45-мм орудия и обеспечить орудиям ГК большой угол возвышения — до 35 градусов, что теоретически давало кораблям огромную дальность стрельбы в 20 километров (что практически превышало максимальную дистанцию боя, определяемую морскими теоретиками того времени, в 10 раз). Автором подобных требований выступал не сам министр, а капитан I ранга В.П. Баранов (выдуманный персонаж — авт.), имевший свои взгляды по поводу развития отечественных броненосцев береговой обороны. Он отталкивался от того, что в условиях Балтики повышенную опасность представляют собой небольшие миноносцы, которые в шхерах могут подойти к броненосцу на близкую дистанцию — а значит, ему требуется эффективная противоминная защита, даже в ущерб артиллерии СК. С другой стороны, в условиях боя с броненосцами вероятного противника (Швеция, Германия) большая дальность стрельбы орудий ГК позволяла вступить в бой на своих условиях, с большей дистанции, чем мог открыть огонь противник, что также давало дополнительное время для бегства или ожидания подхода подкрепления. Скорость и полноценная бронезащита на уровне броненосцев признавались второстепенными параметрами. Одним из главных преимуществ подобного проекта являлась дешевизна по сравнению с полноценными броненосцами, при условно сравнимой в условиях Балтики боевой эффективности. Невскому понравился как капитан, так и его идея — именно из-за этого он решился на конфликт с генерал-адмиралом.

Все броненосцы оснащались новой ЭУ с водотрубными котлами Бельвиля, 254/45-мм орудиями с углом возвышения в 35 градусов и десятком 75-мм пушек для защиты от мелких миноносцев. Скорость хода определялась в 16 узлов, позднее ее даже снизили до 15,5. Защита обеспечи­валась сталеникелевым полным поясом по ВЛ, протяженным верхним поясом и частной защитой башен, барбетов и боевой рубки. Еще во время постройки зарубежные специалисты и собствен­ные адмиралы объявили броненосцы типа "Адмирал Ушаков" неудачным типом, что, однако, не убавило оптимизма Невского и Баранова. Как покажет будущее, постройка этих "неудачных" кораблей окажет большое влияние на развитие всего флота империи.

 

«Адмирал Ушаков», Балтийский завод, Санкт-Петербург – 22.10.1892/27.10.1893/1894

«Адмирал Сенявин», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 08.04.1893/10.08.1894/1896

«Генерал-Адмирал Апраксин», Новое Адмиралтейство, Санкт-Петербург – 12.10.1893/30.04.1894/1896

Резервный отряд Практической эскадры Балтийского флота

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - удачный эксперимент (ФАН)

Резервный отряд в Ревеле, начало 1900-х годов

После вступления в строй всех броненосцев серии из них был сформирован Резервный отряд Практической эскадры Балтийского флота.  Его целью было обучение матросов службе на военных кораблях с башенной артиллерией, хотя лично адмирал Невский, во многом послу­жив­ший соавтором проекта, настаивал на активном проведении стрельб. Специально для этого на "Ушакова", "Сенявина" и "Апраксина" были назначены опытные офицеры-артиллеристы, броненосцы одними из первых в русском флоте получили первые дальномеры системы Барра и Струда, а в 1896 году, когда командующим Практической эскадрой стал адмирал Макаров, в Резервный отряд был назначен контр-адмирал Виктор Петрович Баранов. Именно с его деятельностью связан самый активный период действия Резервной эскадры.

На общих учениях Практической эскадры броненосцы типа "Адмирал Ушаков" не единожды выступали в качестве "вражеской эскадры". Кроме того, броненосцам специально "на растер­за­ние" выдавались старые списанные корабли, выкупленные морским министерством — для проведения полноценных стрельб боевыми снарядами. В результате в отчете, составленном Барановым в начале 1898 года, гласились следующие тезисы:

— теоретическая возможность ведения огня из 254-мм орудий на дальние доказана практически, однако корректировка стрельбы на столь большой дистанции затруднена настолько, что об ее эффективности не может быть и речи;

— при стрельбе с углом возвышения более 20 градусов случались выходы из строя станков орудий и механизмов башни, требуется их усиление;

— корректировка стрельбы из боевой рубки на дистанции свыше 15км становится почти невозможной, из-за чего пост управления огнем лучше пере­нести на боевые марсы;

— в то же время броненосцам явно не хватает скорости для удержания дистанции боя, выгодной для него, из-за чего длительное сражение может привести к гибели броненосцев.

Этот отчет послужил основой для внесения изменений в проекты новейших броненосцев "Ретви­зан" и "Цесаревич", а также послужил основой для разработки проекта броненосцев типа "Бородино". Именно благодаря броненосцам береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" к началу русско-японской войны самые современные корабли России обладали артиллерией главного калибра с дальностью стрельбы до 18 километров (у типа "Бородино" — 20,5 км), что, впрочем, не являлось их максимальной эффективной дальностью стрельбы, и на самом деле они могли уверенно вести огонь на дистанции в два раза меньше.

Контр-адмирал В.П. Баранов продолжал оставаться командующим Резервным отрядом после 1898 года, когда его подчинили напрямую командующему Балтийским флотом. Кратковременно в Резервный отряд включали и другие корабли (чаще всего это был крейсер "Светлана" и броне­носец "Император Николай I" после своей модернизации 1899-1900 годов). Шла отработка методик централизованной стрельбы отряда, обучение матросов для новых кораблей, проводились работы по выработке систем управления огнем. Именно Резервным отрядом в 1901 году были испытаны снаряды с бронебойным колпачком, которые тут же были распространены по всему флоту. К 1903 году Баранов завалил Морское министерство отчетами о своей деятельности. Особенно любопытен последний из них — в нем анализировались возможности управления стрельбой всем отрядом, эффективность артиллерии среднего калибра на больших дистанциях и польза бронезащиты. Интересным выводом отчета была констатация бесполезности артиллерии среднего калибра в случае дальнейшего увеличения дальности стрельбы свыше 5 миль. Но главным выводом этого отчета стали слова "требуется постройка корабля с артиллерией единого крупного калибра". Вскоре после этого В.П. Баранов был повышен до звания вице-адмирала и отправился на Дальний Восток, а его отчет послужил основой для начала проектирования первого русского дредноута.

Сами же "Ушаковцы" в 1904 году окончательно перешли в Действующую эскадру Балтийского флота, сформировав 3-й боевой отряд. В 1907 году, в связи с реформой Балтийского флота, этот отряд составил костяк Ревельской эскадры, главной задачей которой являлись постановка минных полей и их поддержание огнем с моря. В этой роли "Ушаковцы" дожили и пережили Первую мировую войну, после которой все они были отправлены на слом. Уцелели лишь башни с 254-мм орудиями, которые перевезли в Крым и установили на двух новых береговых батареях Севастопольской крепости.

Что перепиливаем

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - удачный эксперимент (ФАН)

"Генерал-адмирал Апраксин" в викторианской окраске, 1899 год

Что нам надо от "Ушакова" в первую очередь? Само собой, это вооружение — 254-мм орудия, причем упор делается именно на них. Кроме того, следует оснастить его 75-мм противоминными пушками, для чего можно даже снять 120-мм пушки Канэ, ибо броненосец первоначально проек­тируется под бой на дальних дистанциях. Это не самый удачный шаг, но ИМХО необходимый — снятие 120-мм пушек освобождает кучу места и доп. веса на нашем маленьком броненосце.

1) Добавим нашему броненосцу 8 метров длины и 1 ширины, что доведет водоизмещение до 5100 тонн;

2) Меняем ЭУ, вместо огнетрубных котлов ставятся водотрубные Бельвиля, удельная мощность — 7,5 л.с.

3) Повышаем вес ЭУ на 159 тонн, что в сумме даст нам 800 тонн, или же 6000 л.с. Этого должно хватить для разгона броненосца до 15,5 узлов;

4) При увеличении размеров вес корпусных конструкций возрос на 389,7 тонн;

5) Закидываем в запас водоизмещения 51,9 тонн. Изначально там находятся 3 (три, ТРИ) тонны;

6) Убираем бортовые ТА — -34 тонны (на самом деле больше с учетом торпед, но буду считать по минимуму);

7) Убираем 120-мм пушки — -82 тонны;

8) Убираем мелкокалиберки — -16,2 тонны;

9) Ставим в башни 254-мм орудия "Победы", которые надежнее и к тому же весят больше — на 4 пушки это будет +26 тонн;

10) Увеличиваем угол возвышения орудий до +30 градусов (как на "Апраксине" на корме). Так как понадобятся более крепкие механизмы башни, добавляем +24 тонны веса;

11) Добавляем 10 75-мм пушек, 8 в каземат и 2 на мостик — +78 тонн;

12) Добавляем 4 57-мм пушки на спардек — +8 тонн;

13) Главный пояс продлеваем до штевней 152-мм плитами — +206,7 тонн;

14) Добавляем верхний пояс длиной 40 метров и высотой до верхней палубы, толщина 102 мм — +162,9 тонн;

15) Исходные траверзы "Ушакова" толщиной 152 и 203 мм делаются тоньше (до 102 мм), но при этом увеличиваются в высоту дабы замкнуть более высокий верхний пояс, при этом и переносятся собственно выше. Вес остается примерно тем же.

Тактико-технические характеристики

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - удачный эксперимент (ФАН)

"Адмирал Сенявин" в типичной окраске Балтийского флота, 1906 год

Водоизмещение:         5100 тонн

Размерения:                   92,8х16,9х5,2 м

Механизмы:                    2 вала, 2 ПМ ГТР, 8 котлов Бельвиля, 6000 л.с. = 15,5 узлов

Запас топлива:                214/400  тонн угля

Дальность:                        3500 миль

Броня (сталеник.):        главный пояс 152-254 мм, траверзы 102 мм, верхний пояс 102 мм, башни 178 мм, барбеты 152 мм, рубка 178 мм, палуба 25-51 мм

Вооружение:                   4 254/45-мм, 10 75/50-мм, 4 57/50-мм орудий, 2 381-мм торпедных аппарата

Экипаж:                              21/390 человек

Броненосцы береговой обороны типа "Адмирал Ушаков" - удачный эксперимент (ФАН)

Статьи нагрузки

От автора

1) Немного о Практической эскадре Балтийского флота — это соединение служит, по сути, исключительно учебным подразделением. Основной боевой состав на случай войны числится в Действующей эскадре, экипажи кораблей которых служат дольше и состоят из новобранцев в меньшей доле. В числе Действущей эскадры к 1900 году, не считая мелких кораблей и крейсеров, находились 1 броненосец типа "Пересвет", 2 броненосца типа "Полтава", 2 броненосца типа "Наварин" и броненосец "Император Николай I". Броненосец "Император Александр II" на тот момент являлся флагманом Практической эскадры. Резервный отряд ББО числился в Практической эскадре, но на случай войны он включался в Действующую эскадру в качестве 3-го боевого отряда.

2) Планирую введение в Российском Императорском флоте своих корабельных котлов треугольного типа, которые будут развиваться из котлов Нормана. Тем не менее, первое время придется "привязать" еще чью-то фамилию к названию котлов, которые к тому же будут уже смешанного, а затем и чисто нефтяного отопления. Пока что рабочий вариант названия котлов — Нормана-Шухова (того самого знаменитого инженера). Тем не менее этот вариант, вероятно, изменится.

arturpraetor
Подписаться
Уведомить о
guest

25 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account