Авиационный двигатель DB-600. Германия
DB-600 производился в сравнительно небольшом количестве и являлся предшественником более совершенной силовой установки с системой впрыска топлива DB-601.
Силовая установка DB-600 была разработана на базе опытной силовой установки F4 фирмы Daimler-Benz. Работы проводились на моторостроительном предприятии фирмы Daimler-Benz в Stuttgart-Untertürkheim-e. После снятия ряда ограничений на разработку авиационных силовых установок в 1927 году на вышеуказанном предприятии приступили к исследованиям в части разработки новых авиационных силовых установок, в результате чего в середине 20-х годов были собраны 2 опытные силовые установки F2. В течение 1927–1932-го годов эти опытные силовые установки в различных вариантах испытывались на испытательных стендах. F2 разработался под руководством А.Berger-а.
Конструкция F2 базировалась на разработках ПМВ. F2 имел 12 цилиндров с V-образным расположением, водяное охлаждение. Головки цилиндров были изготовлены из лёгких металлов. Сначала, как это было принято в подобных случаях, был изготовлен одноцилиндровый вариант силовой установки, но с полноценным водяным охлаждением и с распoложенным впереди понижающим редуктором. Также в целях проведения исследований аналогичным образом был изготовлен и вариант силовой установки с воздушным охлаждением, получивший обозначение F3. F2 по расчетам разработчиков должен был развивать мощность 1000 л.с. (735 кВт).
Опытная силовая установка F4 с V-образным перевёрнутым расположением цилиндров была первой силовой установкой нового типа с рабочим объёмом в 30 литров, разрабатывавшейся после ПМВ фирмой Daimler-Benz.По своему исполнению она была практически аналогична производившейся позднее серийной DB-600. Рабочий объём в 30 литров по представлениям специалистов министерства обороны Рейха, сформулированным ими еще в 1929 году, в полной мере соответствовал бы требованиям, которые в будущем предъявлялись бы к силовым установкам перспективных боевых самолётов. V-образное перевёрнутое расположение цилиндров обеспечивало лучший обзор для пилота одномоторного самолёта и одновременно обеспечивало удобный доступ для технического обслуживания и осмотра силовой установки.
В 1931 году были изготовлены первые 2 опытные силовые установки типа F4. Испытания на стендах проводились на моторостроительном предприятии фирмы Daimler-Benz в Stuttgart-Untertürkheim-e. В ходе испытаний возникло много отказов, потребовавших много времени на устранение всех выявленных в ходе испытаний недостатков. В конце марта 1934 года F4 выдержал 10-часовые испытания на стенде. При этом мощность силовой установки составляла 800 л.с. (590 кВт) Затем появились варианты F4А и F4В (внутреннее обозначение М 71). Эти силовые установки уже являлись прототипами DB-600 и имели рабочий объём увеличенный с 30-ти до 33,9 литров. Взлётная мощность составляла 1000 л.с. (735 кВт). RLM (Рейхсминистерство авиационной промышленности) заказало у фирмы Daimler-Benz 6 опытных образцов этой силовой установки. В это время DB-600 была единственной достаточно мощной силовой установкой, которая имелась в распоряжении немецких авиастроительных фирм. Их предполагалось использовать исключительно на боевых самолётах новых типов. К разработке этих самолётов уже приступили ряд фирм. С 1935 года и до окончания ВМВ Fritz Nallinger отвечал за разработку и проведение исследований в части авиационных силовых установок на фирме Daimler-Benz. Доктор Berger занимался разработкой на базе DB-600 более мощного варианта этой силовой установки, получившей систему впрыска топлива и обозначавшейся DB-601. Затем доктор Berger приступил к разработке принципиально новой 24-цилиндровой с Х-образным расположением цилиндров силовой установки DB-604, а его заместитель Paul Kollmann далее руководил всеми работами над силовыми установками DB-601, DB-603, DB-605 и прочими созданными на их основе.
Сначала взлётная мощность DB-600 составляла 1000 лс. (735 кВт.). Позднее после установки нового карбюратора с 3-мя жиклёрами мощность увеличилась до 1050 лс. (770 кВт.). Первое время использовался нагнетатель предназначенный для малых высот, затем устанавливался средневысотный нагнетатель. Высотность этого варианта силовой установки была равна 4000 метров. После 1935 года эта силовая установка устанавливалась на опытные образцы нового горизонтального бомбардировщика Не-111, одномоторного истребителя Bf-109 и различные опытные образцы самолётов других типов. DB-600 являлся переходной моделью силовой установки, давшей дорогу более совершенной DB-601 с системой впрыска топлива. DB-600 не отличался высокой надёжностью. Всего было произведено 2281 силовых установок типа DB-600.
Серийно производившиеся варианты силовой установки DB-600.
- А (1000 л.с./735 кВт). На этом варианте был установлен нагнетатель, предназначенный для малых высот. Серийное производство с 1934 года.
- В (1000 л.с./735 кВт). Этот вариант за исключением редуктора с другим передаточным числом не отличается от варианта А.
- С (850 л.с./625 кВт) Средневысотный вариант с высотностью 4000 метров.
- D (850 л.с./625 кВт). Средневысотный вариант с высотностью 4000 метров. От варианта С отличается только редуктором с другим передаточным числом.
- Е (850 л.с./625 кВт). Опытный образец силовой установки со спаренным нагнетателем. Высотность 7000 метров.
- F (950 л.с./700 кВт). Опытный образец силовой установки со спаренным нагнетателем, аналогичный варианту Е. Отличался от варианта Е только редуктором с другим передаточным числом. Высотность 7000 метров.
- G (950 л.с./700 кВт). Вариант с 3-мя жиклёрами карбюратора. Серийное производство с 1936 года.
- H (950 л.с./700 кВт). Вариант с 3-мя жиклёрами карбюратора. Серийное производство с 1936 года. Аналогичен варианту G за исключением редуктора с другим передаточным числом.
- J (950 л.с./700 кВт). Специальный вариант, предназначенный для установки регулируемого воздушного винта фирмы Hamilton.
- K (950 л.с./700 кВт). Данный вариант аналогичен варианту J за исключением редуктора с другим передаточным числом.
F2 DB-600G/H |
F4 DB-601Q/R* |
(F4 E) DB-600A/B |
DB-600C/D |
DB-601 A/B |
DB-601C/D |
DB-601E/G |
|
Варианты силовых установок* |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
V-12 |
Охлаждение |
водяное |
водяное |
водяное |
водяное |
водяное |
водяное |
смесь воды с гликолем |
Диаметр цил-в, мм |
165 |
145(150) |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
Ход поршня, мм |
210 |
150(160) |
160 |
160 |
160 |
160 |
160 |
Рабочий объём, л |
33,9 |
30,0 (33,9) |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
33,9 |
Степень сжатия |
5,8 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,9 |
7,2 |
7,2(8,5) |
(окт число бензина ) |
87 |
87 |
87 |
87 |
87 |
87 |
(100) |
Нагнет-ль |
одноступ. 1 скорость |
одноступ. 1 скорость |
одноступ. 1 скорость |
одноступ. 1 скорость |
одноступ. 2 скорости |
одноступ. 2 скорости |
одноступ. 2 скорости |
Редукция винта |
0,51 |
0,65 (0,53) |
0,65 (0,53) |
0,65 (0,53) |
0,65 (0,53) |
0,49 (0,53) |
0,60 (0,49) |
Размеры | |||||||
длина, мм |
2423 |
1740 |
1720 |
1720 |
1852 |
2363 |
2304 |
ширина, мм |
980 |
715 |
712 |
712 |
739 |
739 |
739 |
высота, мм |
1080 |
1000 |
1000 |
1000 |
1027 |
1000 |
1035 |
Сухая масса, кг |
850 |
620 (688) |
545 |
560 (573) |
610 |
685 |
660 |
Взлётная мощность, л.с./ кВт |
1030/755 |
800/585 |
1000/735 |
850/625 |
1100/835 |
1300/955 |
1350/990 |
при об/мин |
1700 |
2400 |
2400 |
2300 |
2400 |
2700 |
2700 |
Давление наддува, бар |
—- |
—- |
—- |
—- |
1,37 |
—- |
1,39 |
Мощность при наборе высоты и боевая мощн-ть, л.с./ кВт |
—- |
—- |
—- |
910/670 |
960/705 |
1120/820 |
1200/880 |
при об/мин |
—- |
—- |
—- |
—- |
2400 |
2500 |
2500 |
на расчетной высоте, м |
4000 |
4000 |
0 |
4000 |
4000 |
8000 |
4900 |
Миним-й расход топлива, кг/кВт×ч(кг/л.с.×ч) |
305 (225) |
305 (225) |
292 (215) |
305 (225) |
285 (210) |
285 (210) |
279 (207) |
Удельная мощность, кг/кВт(кг/л.с.) |
1,12 (0,82) |
1,05 (0,77) |
0,73 (0,54) |
0,90 (0,66) |
0,75 (0,55) |
0,72 (0,53) |
0,67 (0,49) |
Удельная мощность, кВт/л. (л.с./л) |
14,0 (19,1) |
19,5 (26,6) |
22,8 (31,0) |
18,6 (25,4) |
23,9 (32,5) |
28,2 (38,4) |
29,2 (39,8) |
Вариант с карбюр-м испытан только на стендах. ОF2-дизельный вариант. |
Вариант с карбюр-м. Испытан только на стендах. Прототип DB-600. F4 E с системой впрыска. |
Серийный вариант для малых высот с карбюратором. |
С карбюратором и с регулятором давления нагнетаемого воздуха. Производился серийно. Взлётная мощность DB-600G/H950 лс. (700 кВт.) . Устанавливался на Do-217 и Не-111.. |
Крупносерийное производство. Впрыск топлива. Гидравлический привод нагнетателя двигателя. |
Силовая установка для Hs128. |
Крупносерийное производство. Q/R с топливом С3 1300 лс. 955 (кВт.).Высотность 5600 м. Устанавливался на Bf-109 F и Me-110. |
Все двигатели, за исключением F2, были перевёрнутыми (головки цилиндров располагались внизу).
Рис.4. DB-600 на одном из ранних вариантов горизонтального бомбардировщика Не-111
Источники:
- Flugmotoren und Strahltriebwerke. Entwicklungsgeschichte der deutschen Luftfahrtantriebe von den Anfängen bis zur den internationalen Gemeinschaftsentwicklungen;
- Kyrill von Gersdorff, Helmut Schubert, Stefan Ebert