Авианесущие крейсера типа «Тоне» или как 2 крейсера выигрывают войну!
Задумался а почему бы не попробовать больше авианосцев у японцев в годы ВМВ? Может Япония правильно поняв что за авианосцами будущее не стала бы строить «Ямато», а заложила бы линкор по меньше, а на остаток — авианосец. А потом подумал, что почему бы не попробовать увеличить количество авианесущих сил другим путем? Например крейсерами. Почему бы у японцев не было авианесущих крейсеров? Собственно тип «Тоне» как раз подходит на роль авианесущего крейсера.
При этом можно обратить внимание, что модернизированные проекты «Могами»
и «Фусо»
несколько сходны с советскими вертолетоносцами типа «Москва».
Но после «Москвы» был «Киев».
Так почему «Тоне» не доработать до уровня ТАКР?
***
В мае 1933 года Морской Генеральный штаб (МГШ) начал обсуждение планов её реализации, все они включали в себя постройку двух 8450-тонных крейсеров класса «B». В октябре проект был одобрен кабинетом министров, в декабре его представили на 65-й сессии парламента, а 20 марта 1934 года его официально приняли под названием «Вторая программа пополнения флота». На 8450-тонные крейсера по ней выделялось 62,53 млн иен, или по 31,265 млн на единицу.
Технические требования к паре крейсеров МГШ сформулировал ещё 14 июня 1933 года, они включали в себя:
Ударное вооружение из пятнадцати 155-мм орудий с углом возвышения в 75°, восемь 127-мм орудий в спаренных установках, двенадцать зенитных автоматов, шесть 610-мм торпедных труб на борт, четыре гидросамолёта;
Броневая защита, выдерживающая попадания 203-мм снарядов в районе погребов и 155-мм в районе силовой установки;
Максимальная скорость хода в 36 узлов (на 1 меньше, чем у «Могами»), дальность плавания в 10 000 морских миль 18-узловым ходом (РИ);
Основные задачи как у крейсеров класса A.
Разработка крейсеров по этим требованиям велась Четвёртой секцией Морского технического департамента под руководством контр-адмирала Кикуо Фудзимото, позже в связи с инцидентом с «Томодзуру» сменённым капитаном 1-го ранга Кэйдзи Фукуда. Итогом стал базовый проект № C-38, по нему в 1934—1935 годах в Нагасаки заложили два корпуса.
В 1936 году МГШ коренным образом изменил свои требования к строящимся кораблям, теперь они классифицировались как (АИ) «разведывательные крейсера» / авианесущие крейсера. Базирующиеся на них самолёты должны были обеспечивать: воздушное прикрытие, разведку, корректировку огня и борьбу с подводными лодками.
В существующих условиях добиться этого (в рамках старой схемы) не возможно
Во-первых столь большое число летательных аппаратов было невозможно разместить в ангаре, а на палубе они бы повреждались огнём собственной артиллерии. Поэтому была выбрана схема с сосредоточением всех установок ГК в носовой части.
Во-вторых авиагруппа защиты должна была состоять из обычных самолетов, а не гидроавианосцев. Это означало либо старт самолетов с катапульт (т.е. сесть они не могли и боевая эффективность была мала) или создание взлетно-посадочной полосы. Попытка удлинить корпус для взлетной полосы была отвергнута. Было решено сделать взлетную полосу как на авианосцах.
Однако такие изменения были очень серьезными, и был принят вариант угловой палубы.
Водоизмещение 12 500 тонн (в новых условиях не верно — прим.) с 2/3 запасов;
Максимальная скорость хода в 36 узлов при 150 000 л. с., дальность плавания 8000 (против 10 000) морских миль 18-узловым ходом;
Вооружение из четырёх (вместо пяти) трёхорудийных 155-мм башен, сосредоточенных в носовой части, десять (против восьми) 127-мм орудий в спаренных установках, восемь 25-мм зенитных автоматов и четыре 13,2-мм пулемёта, два строенных 610-мм торпедных аппарата, восемь-десять самолётов (4-6 одноместных, 2 двухместных).
Из-за наличия взлетной полосы зенитное вооружение было не симметричным: 127-мм орудия находились преимущественно по правому борту, а 25-мм зенитные автоматы — по левому борту.
Значительное сокращение доли электросварки по итогам расследования инцидента с Четвёртым флотом, все влияющие на прочность корпуса соединения должны были выполняться клёпкой.
Следующие изменения были вызваны тем, что с 1 января 1937 года Япония оказалась вне действия любых договоров об ограничениях морских вооружений. Соответственно, на место 155-мм башен ставились 203-мм, в силу большего диаметра погона у первых барбеты обрели конусовидную форму. Пулеметы в 13,2-мм были заменили на 25-мм автоматы, доведя их число до шести спаренных. Авиагруппа состояла из 2 самолетов-разведчиков «Ки» и 4-6 истребителей «Зеро».
По оценкам некоторых офицеров японского императорского флота, «Тонэ» и «Тикума» пользовались репутацией самых лучших японских крейсеров с точки зрения условий обитаемости. Но то что было хорошо для моряков (на палубе можно было и в мяч погонять), было плохо для пилотов — условия взлета и посадки были очень трудными.
После вступления в строй «Тонэ» находился в резерве, позже — в составе 6-й дивизии. 15 ноября 1939 года образована новая 8-я дивизия, в которую вошли и «Тонэ» (флагман), и «Тикума».
В апреле и сентябре 1940 года оба корабля ходили к побережью Южного Китая, а 11 октября приняли участие в морском смотре в Иокогаме в честь 2600-летия основания Японской империи. До конца ноября они были отдокованы в Майдзуру. Третий поход «Тонэ» и «Тикумы» к южнокитайским берегам занял период с декабря 1940 по март 1941 года. В апреле и сентябре 1941 года они снова проходили докование в Майдзуру в рамках первой и второй фазы военных приготовлений.
17 ноября 1941 года 8-я дивизия была тактически подчинена Мобильным силам (Кидо Бутай), ядро которых составляли шесть авианосцев и четыре линкора типа «Конго». 26 ноября вместе с ними она покинула залив Хитокаппу на острове Эторофу для участия в Гавайской операции. Из-за недостаточности штатных запасов топлива для такого похода «Тонэ» и «Тикума» взяли на борт большое количество бочек с мазутом. Утром 7 декабря самолёты с обоих крейсеров провели последнюю разведку Пёрл-Харбора. После успешного удара по американской базе, 8-я дивизия прикрывала вторую высадку на Уэйк, в Курэ она вернулась 29 декабря.
Боевые действия для типа «Тоне» были весьма странными. Наличие 8 203-мм и 6 127-мм орудий на борт позволяло выйти победителем из поединка с «вашингтонским» крейсером. С другой стороны тип «Тоне» должен был вести бой только одной (пусть и самой вооруженной) стороной — ведь попадание во взлетную палубу делало авиагруппу не дееспособной. Самым удачным ракурсом для «Тоне» было атаковать противника с носа и права, и в то же время корма и лево были для «Тоне» не сколько «мертвым», сколько смертельным углом из-за кормового ангара. Впрочем, боевые действия для авианесущих крейсеров сложились удачно.
С 10 по 27 января 1942 года оба крейсера в составе Кидо Бутай поддерживали захват Рабаула, Лаэ и Саламуа. 1 февраля они выходили на перехват американских 8-го и 17-го оперативных соединений, но безуспешно. 19 февраля «Тонэ» и «Тикума» прикрывали Кидо Бутай в ходе удара по Дарвину. 1 марта южнее острова Рождества они потопили нидерландское торговое судно «Модйокерто» и (совместно с линкорами) американский эсминец «Эдсолл», выпустив по ним суммарно 844 203-мм и 62 127-мм снарядов. 4 марта «Тикума» также уничтожила совместно с «Уракадзэ» судно «Энггано».
26 марта 8-я дивизия вышла вместе с Кидо Бутай в поход в Индийский океан. Утром 5 апреля один из самолётов с «Тонэ» обнаружил британские тяжёлые крейсера «Корнуолл» и «Дорсетшир», которые затем были потоплены японской палубной авиацией. В Майдзуру 8-я дивизия вернулась 23 апреля, оба корабля до 12 мая прошли там докование
В ходе операции «МI» утром 4 июня самолёты обоих крейсеров осуществляли поиск целей в районе Мидуэя, и именно борт с «Тонэ» первым обнаружил американское авианосное соединение — еще до того как те подняли в воздух свои авиагруппы. .
В РИ на «Тонэ» базируюся гидросамолет-разведчик Е7К2 (скорость 185-276 км/ч, дальность 2463 км), в АИ — Ki-15 (скорость 480 км/ч, крейсерская 320 км/ч, дальность 2400 км).
Полученные данные об обнаужении противника, позволяют достойно встретить удар американских самолетов идущих на авианосцы Нагумо. Авиация американцев перехвачена, хотя часть американских самолетов все же прорывается к японским авианосцам. Ответный удар японцев гораздо сокрушительнее… Итог морского боя 1 японский авианосец ( в последствии торпедирован американской ПЛ) и 3 американских авианосца.
Разгром Перл-Харбора, захват Мидуэя, потопление американского флота, против рейда Дулитла негативно ударил по Ф.Д. Рузвельту. Не смотря на экономическое превосходство США, моральная и политическая составляющая оказлась слабее. США заключили с Японией мир.