Альтфлот 1906-1954: Часть I. Сибирская флотилия между войнами
Прочел статью Альтернативные лёгкие крейсера типа "Ольга" (Жемчуг-2 и Жемчуг-3), 4 единицы, 1911–1914 годы и вспомнил одну альтернативу, которую прорабатывал. Начну по немногу выкладывать. Сразу говорю: ничего сверх естественного в кораблях не намечается, сдвигаются сроки закладки, меняется тип, а остальное все как было в РИ.
Русско-японская война практически обескровила флотилию, она лишилась своей основной боевой силы — канонерских лодок, которые в это время находились в портах Китая и Кореи. Из 5 канонерок вернулся во флотилию только интернированный в Шанхае «Манджур».
Минные крейсера «Всадник», «Гайдамак», крейсера II ранга «Забияка», «Разбойник», «Джигит», транспорт «Ангара» и несколько портовых судов и шхун погибли или были захвачены в Порт-Артуре. Таким образом, в распоряжении командования флотилии остался только Оборонительный отряд Владивостока Сибирской флотилии, состоявший из двух отрядов устаревших «номерных» миноносцев (№ 201..206 и № 208..211), а также отряда транспортов («Алеут», «Якут», «Камчадал», «Камчатка», «Тунгус») и отряда из 6 миноносок. Единственный во Владивостоке портовый ледокол «Надёжный» обслуживал корабли флота в зимний период. Транспорт «Лена» был организационно включен в состав Владивостокского отряда крейсеров. Флагманом флотилии считался минный транспорт «Алеут».
Впрочем, во время войны флотилия активно пополнялась мобилизованными, реквизированными и приобретенными покупкой судами. В их число вошли транспорт-база подводных лодок «Шилка», минный заградитель «Монгугай», транспорты-аэростатоносцы «Уссури», «Аргунь» и «Колыма», транспорты-базы партии траления «Селенга» и «Сунгари», транспорт «Тобол».
Но самым важным прибавлением военного времени стал «Отдельный отряд миноносцев» во Владивостоке, как тогда в целях секретности называли первое в России соединение подводных лодок. Первой, в октябре 1904 г., вступила в строй маленькая «Форель» — немецкий подарок, а с середины февраля в строй вступили перевезенные по железной дороге русский «Дельфин», американский «Сом» и русские «касатки» — «Касатка», «Скат», «Налим» и «Фельдмаршал граф Шереметьев». Всего 8 лодок к маю 1905 года.
Одновременно на Амуре находились 6 вооружённых пароходов («Селенга», «Хилок» Военного ведомства, «Третий», «Шестой», «Восемнадцатый», «Аскольд» Пограничной стражи), пограничные катера «Артур» и «Часовой», 7 152-мм двухорудийных плавучих несамоходных батарей Сибирской флотилии («Беркут», «Орёл», «Лунгин», «Чибис», «Гриф», «Сокол», «Крохаль»), 17 устаревших миноносок (№ 3, № 6, № 7, № 9, № 18, № 47, № 48, № 61, № 64, № 91, № 92, № 93, № 95, № 96, № 97, № 98, № 126) и полуподводная миноноска (торпедный катер) «Кета».
2 апреля 1905 года был сформирован Отдельный отряд судов Сибирской военной флотилии. В состав этого отряда вошли некоторые корабли, оставшиеся после поражения России в Русско-японской войне. 3 ЭМ типа «Кит», 2 типа «Форель», по 4 типа «Сокол» и «Буйный». Флагманским кораблём флотилии стал бронепалубный крейсер «Аскольд». На время ремонтов и докований «Аскольда» флагманом становился «Жемчуг», второй и последний крейсер флотилии на то время.
В 1906 году в состав флотилии вошли перевезённые во Владивосток по железной дороге эскадренные миноносцы типа «Твёрдый» и два эскадренных миноносца типа «Инженер-механик Зверев». Это позволило создать к 1907 году полноценную минную бригаду 4 дивизионного состава.
Главной задачей кораблей флотилии была стационерная служба в китайских и корейских портах, а также противодействие десантным операциям противника и борьба с легкими силами.
Командование флота не питало иллюзий о боевых возможностях флотилии в открытом море, поэтому основные свои усилия направило на усиление речной составляющей, которая должна была противодействовать продвижению противника вглубь территории, поскольку единственная сухопутная артерия – Транссиб имела недостаточную пропускную способность. Естественным было, что вероятный противник (независимо от того, кто им будет) будет либо продвигаться вдоль Амура, либо пытаться форсировать его.
Для этого было начато строительство 10 речных канонерских лодок с малым углублением («Бурят», «Орочанин», «Монгол», «Вогул», «Сибиряк», «Корел», «Киргиз», «Калмык», «Зырянин» и «Вотяк»). Речные канонерские лодки строились на Сормовском заводе, перевозились по железной дороге и собирались в 1907—1909 гг. в Сретенске.
Затем началась постройка ещё более сильных башенных канонерских лодок (впоследствии назывались речными мониторами). Построенные в 1907—1909 гг. Балтийским судостроительным заводом и собранные в посёлке Кокуй Читинской губернии, они все вступили в строй в 1910 г. Эти канонерские лодки («Шквал», «Смерч», «Вихрь», «Тайфун», «Шторм», «Гроза», «Вьюга» и «Ураган») являлись самими мощными и совершенными речными кораблями в мире для своего времени.
Кроме того, в состав флотилии были включены 10 бронированных посыльных судов типа «Штык» — первые в мире бронекатера (хотя этого термина тогда ещё не существовало).
В итоге сложилась парадоксальная ситуация: по массе секундного залпа речные корабли превосходили те, которые планировалось использовать в открытом море. Амурские канонерки имели 16 152-мм орудий, против 14 на «Аскольде» и «Манджуре» и 46 – 120-мм против 9 на «Жемчуге» и том же «Манджуре».
Все это позволило приказом по Морскому ведомству от 28 ноября 1908 г. все амурские суда, причисленные к Сибирской флотилии, объединить в практически в самостоятельную единицу – Амурскую речную флотилию с оперативным подчинением её командующему войсками Приамурского военного округа. Впрочем командующий речной флотилией капитан 1 ранга А.А. Кононов оставался заместителем у начальника Морских сил в Тихом океане.
Таким образом, на 1910 год флотилия имела 2 крейсера (отряд крейсеров), 20 ЭМ (минная бригада), 8 ПЛ (отряд подплава), 19 КЛ (из которых 18 базировались на Амуре), а также пару десятков небольших боевых кораблей (старые миноноски, бронекатера и прочее).
Впрочем, не стоит думать, что морское ведомство не думало об усилении флотилии современными кораблями: еще в 1908 году на заседании морского штаба становился вопрос о постройке для Тихого океана двух бронепалубных крейсеров. Но пока происходили дебаты, какими им надобно быть, ситуация на Дальнем Востоке накалялась, требовалось срочно усилить морскую группировку хотя бы для борьбы с торговлей и дальней разведки.
Усиление вылилось в посылке на Дальний Восток двух самых современных на тот момент легких крейсеров, а в Россию отправился самый старый крейсер на Тихом океане «Аскольд», поскольку японские власти относились осторожно к любому усилению морского присутствия. К тому же крейсер постройки 1902 года требовал серьёзной модернизации и ремонта, которые в условиях Дальнего Востока было провести затруднительно.
Что касается крейсеров «Топаз» и «Сапфир», то их появление в составе флота было достаточно необычным.
Еще в 1904 году планировали заложить на стапелях, освободившихся от постройки «Жемчуга» и «Изумруда», два увеличенных крейсера того же типа, но начавшаяся война и ее бесславный конец скорректировали планы. Требовалось обобщить полученный боевой опыт, к тому же требовались корабли в большем количестве, чтобы хоть как-то восполнить потери – и для этого лучше подходили эсминцы, которые заняли все производственные площади.
Тогда было решено заказать улучшенный вариант «Жемчуга», но уже за границей, благо германская верфь "Шихау" уже имела опыт постройки похожего крейсера «Новик».
Для начала было решено переработать проект с добавлением поясного бронирования в районе машинного отделения, рулевого отсека и погребов, при том корпус нового крейсера практически сохранил те же обводы. Затем занялись вооружением. Если первоначально планировалось, что оно будет соответствовать таковому установленному на «Жемчуге», то по проекту января 1906 года для размещения мин было изменено и планировали, что оно составит 7 орудий за счет появления возвышающейся установки на юте и снятия двух кормовых бортовых орудий.
В июне того же года вместо пушек Канэ решили установить 120/50-мм пушки Виккерса, а в сентябре-октябре проработали вариант замены носовых и кормовых орудий на двухорудийные облегченные до 40 т башни, подобные установленным на мониторе «Шквал», который уже планировали к закладке в Петербурге. И незадолго до сдачи в марте 1907 года заказа строителю произошло еще два серьезных изменения проекта.
В середине 1906 года было получено разрешение от немецкого правительства на продажу 6 турбин, аналогичных установленным на крейсер «Люблин», их-то и решили установить на новые крейсера. Это позволило при сохранении водоизмещения и мощности механизмов дополнительно усилить вооружение в виде замены одиночной кормовой установки, которая находилась по линейной схеме, на ещё одну спаренную башню, таким образом доведя число орудий ГК до 10. 76-мм пушки убрали при этом окончательно.
Таким образом, в конечном итоге крейсера имел следующие характеристики:
Водоизмещение полное | 3950 тонн |
Длина | 116,2 м |
Ширина | 12,8 м |
Осадка | 5,8 м |
Бронирование | Броневая палуба и щиты бортовых АУ — 30 мм Скосы броневой палубы и пояс— 30 мм Боевая рубка — 76 мм Башни ГК – 50 мм. |
Двигатели | 3 ПТ, 16 водотрубных котлов Ярроу |
Мощность | 23 000 л.с. |
Движитель | 3 винта |
Скорость хода | 27 узлов |
Дальность плавания | 3300 морских миль (на 15 узлах) |
Экипаж | 13 офицеров, 350 матросов |
Вооружение | 10×120\50 мм (6 в башнях, 4 в палубных установках) 2×47 мм салютные пушки 3 пулемета 2 двухтрубных 450-мм ТА До 80 мин |
Первый корабль был заложен 15 февраля 1907 года, и благодаря быстрым темпам постройки уже в марте 1909 «Топаз» вошел в строй; в июле к нему присоединился «Сапфир».
Крейсер "Сапфир" во время нахождения в составе БФ, 1910 г.
Первые 9 месяцев корабли проходили службу на Балтике в составе бригады крейсеров совместно с «Богатырем» и «Олегом», но уже с началом кампании 1910 года начали готовить их переход на Дальний Восток.
Такая спешка была обусловлена тем, что разведка доносила о возможной аннексии Кореи Японией, что собственно говоря и произошло в августе 1910; это событие крейсера и пароход «Калмык» встретили, уже оставив позади Суэцкий канал. На траверзе Сингапура произошла встреча следовавшего в Кронштадт «Аскольда», и уже 23 октября все три корабля бросили якорь в заливе Петра Великого.
Всю зиму проводили необходимый ремонт, и в апреле «камушки» (Жемчуг, Топаз, Сапфир), которых по такому случаю назвали крейсерской бригадой, совершили поход по портам Японского моря.
Первые же совместные походы показали, что длительное взаимодействие с «Жемчугом» мягко говоря затруднительно: для турбинных крейсеров оптимальная скорость составляла 15 уз, тогда как старому «Жемчугу» для поддержания такой скорости приходилось тратить больше топлива; кроме того, несмотря на ремонты, машины бронепалубника износились и его максимальный ход не превышал 22 уз. Стало ясно, что корабль требует не просто ремонта, а модернизации. Тогда было принято решение отправить бронепалубник вслед за «Аскольдом», но требовалась замена и желательно сильная. Были планы послать в тихоокеанские воды «Громобой» и даже начали готовить переход, но в итоге остановились на также броненосном, но более мощном «Адмирале Макарове».
Сравнительное изображение крейсеров "Жемчуг" и "Сапфир" во время кампании 1912 г.