Альтернатива — Франция в 1940 году объявляет войну Британии после «Катапульты» (продолжение).

13

Предыдущий пост.

Предлагаю продолжение многим полюбившейся теме. Эта часть посвящена войне на море в этом альтернативном мире.

Альтернатива - Франция в 1940 году объявляет войну Британии после "Катапульты" (продолжение).

Содержание:

Флотская глава

(спасибо за помощь и информацию коллегам Димитър и Prinz Eugen)

Сентябрь 1940

Когда весть о событиях в Гибралтаре дошла до моряков французской Александрийской эскадры радость наполнила их мужественные сердца. За потери в Мерс-эль-Кебире отплатили сполна! С наружи военные корабли оставались невозмутимыми стальными громадинами, но в кубрика раздавались крики радости. Казалось пробудилась вековая франко-английская вражда…

В офицерском салоне атмосфера была более сдержанной — несмотря на хорошие новости никто не забывал, что корабли эскадры оставались в плену. Становилось понятно, что англичане теперь предпримут против них более решительные действия. Идеи взвешивали и, одну за другой, отвергали. Вскоре стало понятно, что решение может быть только одно…

Англичане не заставили себя долго ждать и прибыли на флагман французов с целым списком узлов и агрегатов которые должны были быть изъятыми с кораблей. Без них нельзя было ни уйти, ни с кем либо связаться (стрелять корабли уже давно не могли). Вице-адмирал Рене Годфруа внимательно выслушал парламентеров и попытался было смягчить требования – последовал отказ: завтра на рассвете надо все выдать. Годфруа выпрямился и с презрительным видом процедил, что завтра в 6.00 они могут явится. Что ж, ночи должно было хватить…

Английские флотские офицеры готовились на берегу к приемке имущества, когда в 5.30 один за одним последовали взрывы. «Лорейн» и остальные корабли под французскими флагами окутались клубами черного дыма и на ровном киле стали погружаться. Англичане и жители Александрии заворожено смотрели как целый флот с выстроенными на палубе командами медленно уходит под воду. Французы все были в спасательных жилетах и по команде, не спешно, направились к спасательным шлюпкам. Из моряков никто не пострадал и все они были интернированы англичанами, офицеры арестованы…

Май 1941

Совсем недавно на Мартинике отгремели события в ходе которых остров присоединился к «Свободной Франции». Причем авианосец «Беарн» сыграл в этом основную роль – отряд моряков с авианосца разогнала охрану губернатора, а капитан корабля лично сорвал знамя Виши с флагштока у дворца. Теперь матросы единогласно выразили желание отправится в Англию на помощь своим товарищам в борьбе за свободу родины…

Дела у «Свободной Франции» были не очень. Правда удалось закрепится в Западной Африке, но кроме частей иностранного легиона и туземных солдат у да Голля не было ничего. Ручеек добровольцев практически иссяк после отказа создать авиационные части из французов для обороны Англии. В этой ситуации переход Мартиники и части флота на сторону «Свободной Франции» был неслыханной удачей. Де Голль сделал все, что бы англичане не взялись слишком ретиво за дело и не захватили корабли. Нужно было по максимуму использовать весь психологический, политический и военный эффект этого события…

Капитан «Беарна» с неудовольствием смотрел на красное обветренное лицо англичанина. Его корабли готовились к переходу в Англию в распоряжение генерала де Голля. Англичанин тоже не слишком приязненно глядел на француза – он на крейсере «Дорсетшир», с лидером и эсминцем должен был сопровождать «Беарн» в английские порты. На такой мере настояло правительство Черчилля, ссылаясь на опасность немецких подводных лодок. На самом деле они должны были присматривать за французами для пресечения нежелательных телодвижений. Вроде бы все правильно, но английский командор все равно оставался хмурым – ситуация ему не нравилась…

Корабли четко держали строй. До конца пути оставалось немного.

Авианосец "Беарн".

Авианосец «Беарн».

Крейсер "Эмиль Бертен"

Крейсер «Эмиль Бертен»

Крейсер "Жанна Д'Арк".

Крейсер «Жанна Д’Арк».

Если в начале английский командор сверхбдительно следил за французами, то теперь его более заботили немецкие подлодки. А 21 мая англичанам пришла срочная радиограмма. После этого «Дорсетшир» сорвался и ринулся на север, оставив в конвое эсминцы. Как потом узнали, в этот день два немецких крупных военных корабля в сопровождении сильного эскорта были замечены при выходе из Каттегата. Так где-то далеко началась охота на «Бисмарк»…

Эту ночь они готовили с самого начала. Уход крейсера резко упростил ситуацию – теперь в сопровождении остались только два эсминца. «Форсайт» шел в непосредственной близости от авианосца, а «Инглфилд» двигался впереди в противолодочном дозоре. Французский легкий крейсер-минзаг «Эмиль Бертен» и легкий крейсер «Жанна дАрк» шли за «Беарном». На авианосце 4 пикирующих бомбардировщика были полностью готовы (всего было 48 машин, больше половины в разобранном состоянии) – механики проверили буквально каждый винтик. Достали бомбы. За час до рассвета, не включая огней, первый самолет выкатили вручную из ангара. Когда пилот занял свое место операция началась. Просемафорив на «Форсайт»: «Перископ подлодки по правому борту. Противоторпедный маневр» — авианосец резко взял вправо. В этот момент, в полной темноте, с него взлетел самолет с 225 кг. бомбой. Сделав круг он передал в эфир кодовый позывной. Тот час «Эмиль Бертен» осветил «Форсайт» своими прожекторами и просигналил на эсминец — «Неизвестное судно, назовите себя». Тех нескольких секунд пока капитан соображал, что же творят эти проклятые лягушатники пилоту хватило для прицеливания. Точно выйдя в атаку, он уложил бомбу прямо между труб эсминца. А в это время с авианосца готовились стартовать еще 3 самолета…

«Эмиль Бертен» развил полный ход и поравнялся с «Форсайтом» одновременно закрыв собой уходящий авианосец от возможной торпедной атаки. Но эсминец и не думал о торпедах – взрыв бомбы там сперва приняли за разрыв тяжелого снаряда с надводного вражеского корабля и развернули орудия в противоположенную сторону. Этим с полна воспользовался французский крейсер. Не спеша прицелившись, он дал два бортовых залпа, меньше чем за минуту всадив прямой наводкой 17 152-мм снарядов в борт и надстройку англичанина (1 снаряд прошел мимо). После такого страшного удара «Форсайт» перестал быть боевым кораблем. К чести французов надо сказать, что ни «Эмиль Бертен» ни следующий за ним «Жанна дАрк» не стали добивать поверженного врага, частично искупая свое вероломное нападение.

«Инглфилд» сначала развернулся на помощь собрату, но быстро разобравшись в ситуации стал уходить развив 34-узловую скорость и отстреливаясь из кормовых 120-мм-вок. «Эмиль Бертен» мог дать больше – 36 узлов.

Легкий крейсер «Эмиль Бертен»

Легкий крейсер «Эмиль Бертен»

Полный ход. Легкий крейсер «Эмиль Бертен».

На каждые 2 английских снаряда француз отвечал 6-ю более крупного калибра. Погоня продолжалась 40 минут и за них «Инглфилд» получил четыре прямых попадания, которые вывели из стоя обе кормовые артиллерийские установки. Лидер стал терять ход, его засыпало осколками от близких разрывов, на корме начался пожар. В этот момент показались 3 бомбардировщика с «Беарна» которые тот успел запустить. На «Эмиле Бертене» посчитали, что после их задела летчики легко справятся с лидером и отвернули к своему флагману. К счастью для англичан ни одна из бомб не попала в «Инглфилд». Тем не менее пилоты заявили о «потоплении» врага, чем спасли лидер от возвращения французского крейсера…

«Инглфилд» был серьезно поврежден и уже не мог преследовать французов. С него конечно успели передать о случившимся, но шансов перехватить авианосец у английского флота оставалось слишком мало. Вернувшись к «Форсайту» лидер снял с него команду и добив обреченный корабль торпедой, поплелся в Англию.

А французское соединение на полном ходу двигалось на юг (аж 18 узлов). С «Беарна» постоянно запускались самолеты для разведки и хотя в море было потеряно 2 машины, главного добились – удалось уклонится от единственного английского отряда который теоретически успевал их перехватить. У британцев оставался еще шанс перехватить французов у самой Касабланки, но тут сказали свое веское слово сидевшие там немецкие подводники. Потопив эсминец и повредив легкий крейсер, они заставили англичан держатся по дальше от порта. Чуть позже эстафету переняла авиация и на шестой день французская эскадра прибыла в Касабланку. Их встречали как героев.

Тяжелые повреждения «Дюнкерка» выключили корабль из борьбы почти на год. Но французы приложили максимум усилий для его ремонта. Если первоначально ремонт должен был быть закончен к февралю 1942 года то титаническими усилиями рабочих и моряков уже к весне 41 «Дюнкерк» уже мог выйти из Мерс-эль-Кебира и дать 25-узловой ход. Правда все еще разбитая палуба вызывала удручающее впечатление, но переходу это не мешало, а в Тулоне скорость ввода в строй можно было увеличить в несколько раз. Пусть шпионы сообщают о не законченности ремонта – теперь в любой момент крейсер мог снятся с якоря…

Это был его первый выход в море с июня прошлого года. Мощнейшая машина разрушения уверенно резала воды спокойного Средиземного моря. Капитан Коллине был переведен и теперь на мостике «Страсбур» стоял недавно получивший вице-адмирала Пьер Ронарк. Линейный крейсер был в полной боеготовности и направлялся на рандеву с «Дюнкерком». За флагманом шел красавец «Альжери» — лучший в мире «вашингтонец».

 

«Страсбур» и «Альжери». Гордость французского флота.

Линейный крейсер «Страсбур»

Линейный крейсер «Страсбур»

Тяжёлый крейсер Альжери

Тяжёлый крейсер Альжери

Чуть восточнее виднелись 6 лидеров из 8 и 10 дивизионов. Эталонные корабли, украшение флота. Капитан де Форес-Дивон держал свой флаг на «Терибле» — корабле установившим абсолютный рекорд скорости для крупных кораблей. Адмирала Дарлана, которые лично отправился в первый крупный поход флота после мира, переполняло чувство гордость…

 

Лидер «Терибль»

Лидер «Терибль»

«Терибль». Самый быстрый лидер мира.

«Дюнкерк» вышел и порта ночью. О начале операции знали только 4 человека – рисковать было нельзя. Впереди скользил «Линкс», за крейсером ходко шли его братья «Тигр» и «Пантер», вместе составляющие 4 дивизион лидеров. До встречи с эскадрой Дарлана оставалось меньше часа…

Концентрация французского флота в Тулоне и Касабланке конечно не обрадовала англичан. Дела в Средиземном море шли все хуже. Ось Атлантика-Гибралтар–Мальта-Александрия–Индийский океан сломалась в Гибралтаре. Обходной путь превратил все коммуникации Англии в туго натянутую струну, на которой уже очень болезненно играли немецкие лодки. Снабжение Мальты с потерей Киренаики практически прекратилось. Сам Средиземноморский флот нес ощутимые потери – Крит, снабжение Тобрука и Мальты дорого ему стоили. Пополнять его было трудно и главное нечем – с прибытием «Бисмарка» в Брест положение в Атлантике кардинально изменилось. После того как немецкий линкор уничтожил одним махом «Худ» и чуть было не расправился в «Принцем уэльским» в глазах Адмиралтейства он превратился в огромного монстра. А тут еще вместе с ним в Бресте целая немецкая эскадра…

До весны 1941 года французский флот не проявлял активности, но это не значит что его моряки бездействовали. Английские удары, утрата кораблей и товарищей сделали из флотских наиболее стойких противников англичан. Во Франции за год достраивали и ремонтировали корабли, обучали пополнение, проводили стрельбы, укрепляли морскую авиацию. Основная часть легких сил – легкие крейсера, лидеры, эсминцы – были в руках у Даралана, а их важность уже доказала практика войны. Немаловажным было то, что справедливо считая секретные морские коды доступными англичанам, французский флот сменил их все на совершенно новые. Разведчики Британии не могли читать секретные послания французов (в отличие, например, от немецких кодов). Теперь же после сосредоточения во весь рост вставал вопрос – в какую сторону Франция двинет свои морские силы…

Правда один «горячий» морской англо-французский фронт все таки был. В Сирии во время наступления англичан их флот попытался установить блокаду Бейрута. Им противостояли 4 лидера – «Гепард», «Вальми», «Вокелен» и «Шевалье Поль» — и несколько ПЛ. Столкновения с английскими эсминцами показали достойные качества французских моряков. «Гепард» и «Вальми» выйдя на 4 английских эсминца храбро сражались и только недостаток снарядов вынудил их отойти. Поврежденный «Дженес» после этого боя оттащили в Хайфу. Превосходящая скорость тоже помогала – так «Гепард» благополучно прорвал блокаду вражеской эскадры из 2 крейсеров и 3 эсминцев. Правда и французы несли потери — «Вокелен» попал под бомбардировку, но остался в строю, в отличии от «Шевалье Поля», который затонул. Прибытие французской авиации, а затем и немецких пикировщиков все расставило на места – блокада была снята…

Эсминец «Гепард»

Эсминец «Гепард»

Эсминец «Вокелен»

Эсминец «Вокелен»

Левантийские бойцы «Гепард» и «Вокелен».

Французский флот был одним из важнейших «козырей» Петена в стремлении сохранить свою государственность и заморские территории, а в дальнейшем, возможно в требованиях новых уступок со стороны Германии. Дело Оси весной-летом 1941 совсем не казалось проигранным. Кроме того скоро у Франции появились свои стремления в этой войне…

Приложение. Состав флота Новой Франции. Лето 1941 года.

В Тулоне — 2 линейных крейсера, 1 старый линкор, 1 гидроавианосец, 4 тяжелых крейсера, 18 лидеров, 10 эсминцев, 3 миноносца, 20 ПЛ, 18 сторожевиков и тральщиков.

В порта Северной Африки (Алжир, Оран, Бизерта) — 5 легких крейсеров, 3 эсминца, 3 миноносца, 6 ПЛ, 6 авизо, 6 сторожевиков и тральщиков.

В портах Западной Африки (Касабланка, Дакар) – 1 авианосец, 2 линкора, 4 легких крейсера, 4 лидера, 9 эсминцев, 22 ПЛ, 19 сторожевиков и тральщиков.

Сирия – 3 лидера, 4 ПЛ.

В строительстве – 1 (2) авианосец, 1 линкор, 1 легкий крейсер, 4 лидера, 4 эсминца, 7 миноносцев, 5 ПЛ, мелкие корабли.

Продолжение следует.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account