Альтернатива — Франция в 1940 году объявляет войну Британии после «Катапульты».

14

Отличная АИ от коллеги Палтуса (автора Величайшего Диктатора), известного любителя и знатока истории Франции. Правда, Палтус дал только толчок, предложил начло а дальше инициативу подхватил коллега Parafin, один из новичков ФАИ, и у него получилось очень даже не плохо. Обсуждение происходит на ФАИ. Думаю, многим понравится.

031209_Svidanie[1].jpg3 июля 1940 британцы подло нанесли удар в спину продемонстрировали свою решимость сражаться до конца, атаковав французский флот в Мерс-эль-Кабире и убив 1300 французов.
Узнав обэтом, Петэн слег с сердечным приступом. Его главный приспешник адмирал Дарлан, очень обиженный на англичан за порчу своих кораблей, с криком «они убили Маршала! Сволочи!» объявил войну Британии. Когда Петэн оклемался, было уже поздно…
Немцы для такого дела расширили квоты вишистской армии, особенно по части авиации, и позволили возобновить ограниченный выпуск оружия и военной техники. Через месяц петэновская авиация уже принимала участие в Битве за Британию. Из-за нехватки стратегически важного алюминия французы летали на фанерных VG.39, благо он превосходил металлический D.520. Англичане в ответ стали бомбить Париж и другие французские города. Французские войска отправились на помощь итальянцам в Африку.

Удар по Мерс-эль-Кебиру поверг Францию в шок и недоумение. Одним махом нация из 9 линейных кораблей лишилась семи, а из оставшихся двух «Жан Бар» был еще не боеспособен. В стране раздавались гневные голоса – еще бы, только в Мерс-эль-Кебире погибло 1300 французских моряков. Лаван и Дарлан потребовали объявить войну Англии. 4 июля французские истребители встретились с английским гидросамолетом – один француз был сбит. На следующий день французские самолеты бомбили Гибралтар, а 8 июля британские самолеты-торпедоносцы авианосца «Гермес» торпедировали находящийся в Дакаре французский линейный корабль «Ришелье». Дарлан предложил осуществить французский удар по английским колониям в Сьерра-Леоне в Западной Африке и продолжить бомбардировку Гибралтара. Ситуация накалялась…
***
12 июля Дарлан прибыл Висбаден на заседание комиссии по перемирию. Туда же прибыл Гитлер со свитой. Итальянский представитель на переговоры допущен не был. Только уезжая Геринг обронил — «французы окончательно превратились в баб». Итальянцами это было расценено как отказ Франции проводить военные акции против союзников. Так же думали и в Англии. На самом деле все обстояло с точностью до наоборот…
***
«… целью операции будет принуждение Англии к позорной капитуляции» — закончил вещать фюрер по поводу воздушного наступления на Англию. Геринг и Кессельринг переглянулись. «Есть тут один вариант. Так сказать, в довесочек перед наступлением на Англию — проговорил командующий люфтваффе – разрешите автору операции доложить». Кессельринг шагнул вперед и развернул на столе карту средиземного моря…
***
Уже месяц как на аэродромах в Меркнесе, Касабланки, Рабата и других во французской северной Африке велась лихорадочная подготовка – приводились в порядок и расширялись взлетные полосы, подвозилось горюче и бомбы причем некоторые из видов последних обслуживающий персонал раньше вообще не видел. Сегодня в Меркнес который находился в 300 км. от Гибралтара по прямой прибыл с инспекцией сам командующий ВВС в Марокко генерал Тарни. Прибыл он сопровождении какого-то немца с которым говорил через переводчика. Обойдя строй французских «Дугласов» и осмотрев склады, инспекция уединилась в штабе 6-й группы бомбардировщиков бывших ВВС Франции. Через час улетели. Никто не узнал в прибывшем немце командующего 2 воздушным флотом генерал-полковника Кессельринга…
***
24 сентября эскадры 2 воздушного флота были подняты по тревоге. Самолеты взлетали и брали курс на юг. На аэродромах Сардинии и Северной Италии они садились для дозаправки и тотчас же стартовали в обратном направлении. Итальянцы крутили пальцами у виска. Они не знали что над морем боевые и транспортные машины разворачивались в направлении Марокко…

Лейтенант Перигё делил комнату с немецким обер-лейтенантом – казарменный фонд не успели расширить, а немцев прибыло много. Бош разглядывал плакат с маршалом Петеном во всех орденах и с надписью «неужели ты больше француз чем он». Перигё не любил немцев (с чего бы вдруг), но на «Бретане» погиб его двоюродный брат и это требовало ответа. Да и без этого лейтенант не очень любил англичан (с чего бы вдруг). Над головой пророкотал авиационный мотор – вернулась разведка. А через час их собрали для оглашения приказа…
***
Учитывая какие данные доставил разведчик, удар решили провести в расчете на внезапность. В целом это удалось – первая волна пикировщиков вышла на цель при плотном, но неорганизованном зенитном огне. «Арк Ройял» не имел шансов – тяжелые бомбы были в его палубу как молот по наковальне. Через по часа авианосец представлял собой пылающую развалину. «Резолюшну» повезло больше – перед рассветом он сменил место стоянки. Получив 500 кг. бомбу в карму он не утратил боеспособности. На порт уже шла вторая волна которая должна была подавить систему ПВО. Ни один английский истребитель не вылетел новым союзникам на встречу…

Тонущий «Арк Ройял»

Тонущий «Арк Ройял»

***
К концу дня «соединении Н» фактически перестало существовать: «Арк Ройял» все еще горел в порту, «Резолюшн» был добит на выходе из гавани, потоплены 2 эсминца и 2 транспорта на которых было 52 крейсерских танка и 48 87,6-мм полевых орудий для Египетской армии. Хотя «Энтерпрайз» и еще 9 эсминцев ушли практически без потерь гибралтарского отряда королевского флота фактически не существовало. Сам город был в плачевном состоянии, система ПВО дезорганизована потерями. Все со страхом ожидали новых налетов…
***
Английское командование и правительство и командование было в шоке. Как же, допустить такой политический просчет с бывшим союзником! Ситуация в Средиземном море крайне осложнилась, экспедицию в Дакар пришлось отменить…
***
Сначала о участии германской авиации не было упомянуто ни слова – во Франции это было преподнесено как удар возмездия французских ВВС. Так сказать сравняли счет, отомстили за невинные жертвы коварства Альбиона. Кстати войну Англии не объявляли – это были «действия по сохранению французской государственности в сложившихся условиях» и «симметричный удар по недружелюбно действующим соседям». А на следующий день объявили мир с Германией, причем на очень приемлемых условиях. Например была полностью сохранена целостность самой Франции, даже Эльзас не взяли (все стати мира конечно пока оглашать не стали). Популярность правительства Петена-Дарлана (так оно теперь называлось в новом формате) взлетела до небес. На этом фоне очень благосклонно была встречена речь Дарлана о необходимости «всеми силами и любимы средствами сохранить заморские территории Франции» и «всячески укреплять ВМС и ВВС страны как основу ее вооруженных сил». Через месяц намечался переезд в оставляемы немцами Париж…

Послесловие.
— Черчилль был очень доволен, что хотя бы «Илластриес» не успел прибыть в Гибралтар (прибытие намечалось на 30 сентября) и не пустил его в Средиземное море. Таранто не случилось и итальянский флот сохранил свои линкоры.
— во время охоты на «Бисмарк» менее опытные (в сравнении с «Арк Ройял») пилоты с «Илластриеса» не смогли добиться попадания в рули – «Бисмарк» на этот раз ушел.
— операции по переброске авиации на Мальту при помощи авианосцев стали невозможны. Самолеты могли прибывать только через восточную Африку или в разобранном виде. Никогда более англичане не смогли восстановить свою авиацию на Мальте.

 Линкор "Bismarck" в море

Линкор «Bismarck» в море

Жизнь французов потихоньку налаживалась. Правда не все мечты сбылись – хотя правительство переехало в Париж, а французская администрация постепенно сменяла немцев в большинстве провинции Германия практически полностью контролировала ключевые пункты на всем севере, западе и юго-западе Франции. Немецкие войска занимали все атлантические порты, аэродромную сеть и стратегические города как и всю франко-германскую границу. А в Париже уже входит в быт словечко «Франкрейх»…

При встрече в Монтуаре с Гитлером Петен держался вполне уверенно – заставить его занять более активную позицию немцы так и не смогли. Это, впрочем, объяснялось не столько твердостью маршала сколько абсолютным не желанием французов воевать. Но у Гитлера были еще полные руки козырей и игра продолжалась. Первой картой на стол легла судьба 1,5 миллионов французских военнопленных…

При встрече в Монтуаре Гитлера Петеном

При встрече в Монтуаре Гитлера Петеном

Напрасно адмирал Дарлан размахивал статическими таблицами перед лицом нового министра авиации Франции – тот только посмеивался. Что с того, что перед войной производились 500 самолетов в месяц, теперь ситуация совсем иная. Да, немцы возвратили практически все авиазаводы, но сотни предприятий-подрядчиков еще не восстановлены. Без их продукции производство практически невозможно. Кроме того сейчас авиазаводы работают на тех же немцев – по условиям мира Франция теперь должна выплатить огромную контрибуцию. Правда официально контрибуции не было, а были «соглашение о возмещении военных расходов» и «договор о экономическом сотрудничестве» но сути это не меняло – французская промышленность практически полностью работала на немцев, причем практически бесплатно. Например гном-роновские двигатели были полностью вытребованы германской авиапромышленностью…

Хотя за первые два месяца мира французы не выпустили ни одного нового самолета «Воздушная Армия» Франции все таки существовала. Ее основой стала 3 истребительная группировка (групмент) из 3 авиагрупп которая прибыла из Северной Африки. Вооруженная вполне современными D.520 она насчитывала 77 самолета. Еще 2 авиагруппы 7 истребительной группировки имели 52 D.520. Хотя новый министр авиации как то высказался что «у меня слишком мало пилотов, для того что бы они летали гробах» пересадить всех на «мисс Францию» пока не удавалось. Поэтому «Девуатинов» пришлось подпереть уже порядком устаревшими MB.152-ми из 8, 9 и 10 истребительных группировок. Еще 50 «Хоук-75» из I/5 и II/5 гнездились в Северной Африке. Мораны списали в чистую. Всего, включая, различные учебные и отдельные части французы имели около 330 боеспособных истребителей…

Истребитель Девуатин D.520

Истребитель Девуатин D.520

С бомбардировочной авиацией было еще хуже – перевели 90 машин «Луар-ет-Оливер 451» и около 40 «Дугласов DB-7» из Африки. Вг/693 и Вг.695 в боеспособном состоянии осталось не больше 50. Другие типы не брались в расчет или по мизерности количества или из-за устаревшей конструкции. Не удивительно что в громыхавшем на Англией «воздушном наступлении» немцев французские ВВС не принимали участия. Ни один француз не перелетел Ламанш, все ограничивалось только патрулированием родной территории. Хотя одну победу все таки одержать удалось…

Бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451

Бомбардировщик Liore et Olivier LeO 451

Ходя официальный Париж не называл деголлистов предателями, все пропаганда была направлена та то чтобы выставить де Голля деятелем поправшим интересы Франции, продававшим англичанам французские колонии, участником «подлого» захвата французского флота в английских портах и т.д. и т.п. На фоне мира с Германией усилия «Свободной Франции» явно теряли конкретные цели. Учитывая всю совокупность факторов, в ответ на просьбу генерала авиации Валена о создании французских авиационных частей, английское командование ответило отказом («а то запишутся добровольцами и улетят»). Эскадрильи «Лотарингия» и «Эльзас», как и более поздние «Иль де Франс», «Бретань» и «Нормандия» так и не были созданы…

Учитывая реальную ситуацию с авиацией французские ВВС разработали концепцию «концентрации». Фактически возложив охрану территории Франции на германское люфтваффе (которое охраняло свои базы во Франции) французская «воздушная армия» была собрана в единый кулак который мог бы переброшен на любой участок и способен создать локальное превосходство в воздухе. Со временем, при развертывании производства, такая группировка могла быть увеличена. Согласно этой концепции были приняты немецкие принципы организации базирования авиационных частей – отказались от аэродромной «привязки» и теперь каждая авиагруппа имела свой мобильный «тыл». Инженерно-технический персонал теперь мог оперативно перебрасываться транспортниками вместе с боевыми частями, что резко повышало гибкость французской авиации. Совсем скоро представилась возможность на практике проверить эффективность подобной реорганизации…

Зиму 1940 мир встретил новыми бурями. Хотя битва за Англию продолжалась, стало понятно – Англию так не победить. Перелом в воздушных сражениях и понимание важности средиземноморского театра заставляли англичан прилагать все новые усилия. Проходы транспортов через Гибралтар стали практически невозможны, но 8 армию удавалась снабжать «окружным» путем. И в начале декабря бриты неожиданно ударили по зарвавшимся итальянцам в Африке. Неприятности для «наследников Великого Рима» начались также в Сомали и Греции…

Во Франции авторитет Петена был еще очень значительным. Хотя в стране ощущалась нехватка некоторых продуктов, горючего, существовала цензура, действовало гестапо да и немцы, собственно, пока домой не собирались, но положительные моменты пока перевешивали: страна не воевала, везде была гражданская администрация и законы, поднималась промышленность, постепенно возвращались из Германии французские пленные, активно шло строительство французских вооруженных сил. Последнее вселяло во французов особую гордость и надежды…

Прибытие первых партий военнопленных из Германии подтвердило худшие опасения правительства – французы воевать не хотят. Поэтому было принято решения всех прибывших военнопленных сразу демобилизовать. Впрочем кое что у маршала все таки было…

Хотя воинскую повинность не отменили по призыву шли служить очень мло. Части из французов-призывников были территориальными. Всего было организовано 16 территориальных дивизий, которые были ограниченно боеспособными. Намного более надежными, в силу своей специфики, были кавалерия, артиллерия, танковые и технические войска, а также 6000 гвардейцев. Правда этих частей было откровенно мало. Да и немцы бдительно и неодобрительно следили за французскими войсками…

Совсем другое дело было в Северной Африке. Местные арабы были отличным боевым материалом, к тому же, вполне готовыми воевать за Германию без особых угрызений совести. На конец года были полностью готовы 4 новые африканские дивизии и в стадии переформирования находилось еще 4 дивизии. Кроме того из солдат иностранного легиона сформирована пехотная дивизия «Африка». Французские «африканцы» под присмотром немцев били перевооружены на удивление хорошо. Они в обилии получили отличные винтовки MAS36, автоматы «Томпсон» и MAS38, пулеметы FM 24/29 и «Гочкис», ручные гранатометы и легкие минометы, которых после сокращения собственно французской армии было в достатке. Новые дивизии перебрасывались в Тунис…

Особое внимание было уделено подвижным войскам. В Африке было сформировано или переформировано 2 бронеавтомобильных (разведывательных) полка, 1 драгунский (конно-танковый), 2 драгунских моторизованных полка и 2 танковых батальона, а также 8 батарей на мехтяге (75-ии и 105-мм орудия). Всего до 300 танков (в основном «Сомуа С35») и броневиков (AMDs и AMRs). Им придали 4 бригады марокканских и алжирских спали, которые также получили около 150 броневиков «Панард АМДс». Пойдет немного времени и эти подвижные части вскоре сыграют свою роль в надвигающихся событиях…

Английские дела вроде понемногу налаживались. Более затратное «окружное» снабжение все таки было налажено и английские войска показали итальяшкам британскую кузькину мать. И в Абиссинии и в Сомали и в Ливии солдаты дуче сдавались просто с маниакальной настойчивость, а кто не успел сдаться, наглядно показывал что главная сила итальянского солдата в ногах. Окрыленные успехом бриты посчитали дело сделанным и разбросали свои силы от Греции до песков Могадишо…

А в феврале злой гений англичан в Африке уже прибыл в Киренаику…

Маршал Петен не был тупым воякой. Он довольно бережно относился солдатам, был прагматичным политикам, зря не рисковал, но выбора уже не было. Ну что ж, пусть так и будет…

С прибытием французов число танков и броневиков у Роммеля увеличилось в двое. С35-е были отличными танками, а 25-мм пушка AMD35 была серьезным оружием в Африке. За рычагами машин сидели опытные вояки — контрактники колониальных войск, бойцы иностранного легиона и добровольцы прибывшие из метрополии. Воевали они качественно, а Роммель умел руководить подвижными отрядами как никто. 2 апреля все началось…

Танк Somua S35

Танк Somua S35

Разгром был полный. 2 английская бронетанковая дивизия была полностью разбита, индийская моторизованная бригада окружена и сдалась в плен, 3 бронетанковая бригада просто исчезла. В довершения всего 9 австралийская дивизия была отрезана французскими подвижными группами и бесславно прекратила свое существование в плену. Гарнизон Тобрука теперь составляла только не полная 7 австралийская дивизия и отдельные части…

Если к концу апрельского наступления у Роммеля была 1 немецкая легкая дивизия, 1 танковая и 1 итальянская пехотная дивизии, то петеновцев было 4 пехотные дивизии, 1 моторизованная («Африка») и эквивалент 1,5 бронетанковым дивизиям. К тому же французы справлялись со своими обязанностями на пять. Правда пехотные африканские части были слабо моторизованы и частенько отставали, но бывшие легионеры и подвижные отряды французов действовали отлично (скоро Роммель изъял «Африку» в свое подчинение). Так, разгром 9-й австралийской дивизии обеспечили именно они. Туземные солдаты французов были выносливыми, привычные к климату, храбры и к тому же, на удивление хорошо вооружены стрелковым оружием. Смекалистые, неприхотливые, они отлично воевали и если иногда им не хватало мастерства, то упорства было в избытке. Их яростные атаки скоро заслужили уважения у англичан и Роммель все чаше выделял новых союзников, поручая им все более ответственные задания…

Собственно французская составляющая войск новой Франции в Африке тоже была на уровне. Подавляющая часть французов была контрактниками. Унтер-офицерский состав был опытен, средне офицерское звено выше всяких похвал, к тому же сказывалась «генетическая» подготовленность войск Франции к войне именно в Африке (почти традиция). Старшее офицерство оказалось не готово к современной маневренной войне, но Лису пустыни это пока было не надо – руководил он…

Роммель блокировал Тобрук и ринулся дальше. У англичан была еще реальная возможность выдержать осаду. Пока не подошли слегка отставшие африканские дивизии…

Конечно Лис пустыни был тактическим гением, но его пример отлично показал – снабжение в современной войне это её все. Рано или поздно оно дает о себе знать. К концу операции немецкие самолеты полностью подавили с трудом восстановленную авиацию Мальты, а базы англичан в Киренаике были потеряны. Бенгали быстро превратился в основной порт снабжения и работал практически без помех со стороны вражеской авиации. Французские транспорты помогали снабжать свои войска, а когда 2 августа прибыли 2 транспорта с тяжелой артиллерий из метрополии, судьба Тобрука была решена.

Весну 1941 года Франция встретила почти по мирному. Начались военные действия в Африке, но настроение это не портило – просто если раньше инициатива «воспитательных» ударов принадлежала англичанам, то теперь французы начали первыми. Вот такие «дружеские» оплеухи…

Промышленные показатели наконец сдвинулись с мертвой точки. С декабря в Тулузе стали выпускать новенькие D.520 (22 штуки в месяц). Проходили доводку новые прототипы. Ожили танковые и артиллерийские заводы, заработали практически на полную мощь судостроительные предприятия (в них германцы были заинтересованы особо)…

По иронии судьбы военное министерство воплотило в жизнь идею которую когда то активно поддерживал генерал де Голль – идею элитной армии – бронетанковых дивизий укомплектованных контрактниками. Было начато формирование 1 бронетанковой (пока без танков) и 2 легких моторизованных дивизий на добровольческой основе (по контракту). Служить и воевать за Родину было готово довольно много французов – добровольцев было достаточно. В прочем, необходимо учитывать и очень достойную зарплату. Как бы то ни было желающих было с избытком и вскоре преступили к формированию еще 4 пехотных дивизий…

Над английской империей сгущались тучи — если еще в 3 месяца назад все было более менее нормально, то теперь удар следовал за ударом. Сначала разгром в Африке, потеря Киренаики, далее моментальный вынос балканских союзников, драп англичан из Греции и наконец заваруха в Ираке…

Появление небольшого количества немецких самолетов в Сирии ситуацию для Оси в Ираке не спасло, но вызвала желание у Англии этот вражеский плацдарм ликвидировать. С 14 мая английская авиация стала действовать против германских самолетов в Сирии…

Намеренья Великобритании не остались непонятыми во Франции. Учитывая настойчивые требования Германии было решено применить на деле новую стратегию использования авиации. Как всегда первый блин вышел комом: из-за слабой подготовленности сирийских баз, отсутствия на месте достаточного количества топлива и организационных нестыковок английское наступление встретили лишь 2 только что перевооруженные истребительные группы из 5-й группировки. В воздушных боях их новенькие «Девуатины» показали себя с лучшей стороны – англы потеряли 30 истребителей при 11 сбитых французах (правда еще 12 D.520 разбились при посадке на плохих аэродромах). Но система все таки работала – самолеты прибывали…

Через неделю в Сирии было уже 210 французских самолетов (все D.520) из 8-и групп 3, 5 и 7-й истребительных группировок (соответственно 4, 3 и 1). Удалось завоевать локальное превосходство в воздухе. Наземные войска тоже сражались геройски. Учитывая усиление английских войск, германское командование решило подстраховать петеновцев – заработал авиамост Италия-Родос-Сирия по которому во французскую колонию спешно переправили 6 горно-стрелковую, часть 5 горно-стрелковой дивизий, противотанковые и зенитные части. Кроме того там появились германские Ю-87. Теперь у англичан не было никаких шансов…

Во второй раз лейтенант Перигё встретился со знакомым обер-лейтенантом люфтваффе как со старым приятелем, вполне по дружески. Даже выпили вместе. Интересно — думал лейтенант – два раза британцы нападали на Францию и оба раза этот немец помогает защищать маю страну. Мажет немцы это не так уж плохо…

А вскоре германцы провели десантную операцию на Крите. Учитывая то, что большинство англичан убыло от туда в Египет и Сирию (в связи с осложнением там ситуации) понадобились только 7 парашютная и свободная часть 5 гсд (прибыла морем). Там не менее десантники понесли значительные потери и на долго выбыли из игры. Стороны собирались с новыми силами…

А в Атлантике громыхала своя битва. Немецкие подводники, авиация и шнельботы наносили чувствительные удары по английскому судоходству. Ситуацию осложнило присутствие в портах Западной Африки у-ботов (пока, правда не значительное) и необходимость присматривать за французскими линкорами. Новый удар по ним нанести пока не получалось – их стерегли немецкая авиация и ПЛ. А в мае случилось страшное – вырвался на просторы океана «Бисмарк». Расстреляв гордость RN «Худ» и повредив «Принс оф Уэлс» рейдер с напарником бросились на юг. Хотя английские загонщики повредили немецкий линкор, но серия случайностей и ошибок позволила тому временно скрыться. Скоро его снова обнаружили и ни куда бы «Бисмарку» не деется но … гибралтарского соединения адмирала Сомервелла не существовало. «Арк Ройал» был давно на морском дне, а «Ринаун» не мог там базироваться из-за налетов авиации с африканских аэродромов. Он находился в море южнее – сторожил наскоро подлатанный «Ришелье» и не на встречу с «Бисмарком» не успел. В итоге в Бресте собрались 4 мощнейших германских корабля и для британского флота настал период тяжелых испытаний.

Продолжение

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account