Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

23

Предварительное уведомление: Заранее прошу прощения у реально продвинутых в теме авиации РККА коллег, за эту, возможно не очень-то удачную, попытку.

И, возможно, начну с довольно неожиданной стороны.

Скоростной бомбардировщик СБ – краса и гордость ВВС РККА, не мог эффективно использоваться как пикирующий бомбардировщик – конструкция не была под это «заточена».

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Но, поскольку бомбометание с пикирования существенно точнее, чем с обычного горизонтального полёта (что немцы успешно продемонстрировали в Испании), вполне себе своевременно возникла идея создать на базе хорошо освоенного промышленностью СБ, пикирующий бомбардировщик. Так начался путь к Ар-2.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Вопрос – почему бы параллельно, не создать на базе того же СБ штурмовик? Да ещё и с бронёй! Слишком большой и тяжёлый получится? Ну, во-первых, тяжёлые двухмоторные штурмовики и до войны разрабатывались – т. е. ни вес, ни габариты, никого не смущали.  Да и штурмовик на базе СБ, получится явно не больше и гораздо легче, чем разработанный уже в ходе войны двухмоторный штурмовик Су-8 Сухого, который УЖЕ чётко ЗНАЛ, что нашей авиации, заказавшей такой самолёт, нужно.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Ну, и немцы, вовсе не были дураками, когда свой бронированный штурмовик «Хеншель», разрабатывали именно двухмоторным.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

И нам и немцам уже слишком хорошо были известны все недостатки НАШИХ одномоторных штурмовиков, нёсших очень большие потери.

Да, Сухой, помимо двухмоторного Су-8, разрабатывал и одномоторный Су-6, но тут, налицо, скорее просто понимание факта – отказываться от одномоторных штурмовиков наше руководство не собирается, поскольку только ими можно было «давить числом», не особо считаясь с потерями – благо промышленность уже научилась с лихвой те потери покрывать. Да и «бабы ещё нарожают» никто не отменял.

Для тех, кто не в курсе: только боевые потери штурмовиков Ил-2 за все годы войны составили 10759 самолетов ВВС КА (а это, минуточку, почти 30% потерь ВВС КА к общему числу потерянных в войне самолетов и с учётом того, что в начале войны, «илюшиных» было очень мало). И это ещё не считая потерь авиации ВМФ. С авиацией флота, по официальным данным, за 4 с лишним года войны боевые потери самолетов Ил-2 составили уже 11448 машин. (Хотя некоторые другие источники называют цифру в 12400 штурмовиков). Т. е. мы безвозвратно потеряли ТРЕТЬ от всех выпущенных Ил-2 (т. е. из более 36 тыс. машин).

АИ коллизия тут в чём?

Ну, не хочется как-то опять «давить числом». Хочется нормальных сбалансированных ВВС. И эффективный двухмоторный штурмовик – один из их обязательного компонента. Тем более, что главная функция Ил-2 – работа по переднему краю, идея априори крайне сомнительная. Ну, налетали те Ил-2, пехота спокойно забилась по щелям и блиндажам, и, не понеся практически никаких потерь (в отличие от тех Ил-2), налёт пережила. По танкам Ил-2 тоже работали не эффективно, пока не появились малокалиберные кумулятивные ПТАБы. Так «за что страдали»? Работали «утилизаторами» снарядов немецких средств ПВО?

Мне больше нравится концепция применения двухмоторного штурмовика, который будет иметь более мощное вооружение, большую дальность полёта и большую живучесть.

Основной его работой, будет не «передок» (удар по передку имеет смысл только если немец там «сосредоточился» сверх всякой меры перед началом наступления), а АРТИЛЛЕРИЯ противника на позициях (без которой немец не вояка) и логистика в самом ближнем тылу. Колонны и боевые порядки наступающих немецких частей и места их скопления и развёртывания. Удары по прифронтовым аэродромам.

Сама идея тяжёлого двухмоторного штурмовика, была уже «воплощена в металле» умничкой Поликарповым в самолёте ВИТ обр. 37 г. Идея была правильная, поскольку «боевая устойчивость», то бишь живучесть одномоторного штурмовика, мягко говоря, довольно сомнительна – выход из строя единственного двигателя, тяжёлое ранение пилота и фсё…

Двухмоторная машина с дублированным управлением более живуча. К тому же, боевая нагрузка у одномоторных и двухмоторных машин вообще несопоставима! Одномоторный штурмовик по боевой нагрузке не лучше истребителя (броня тупо съедает львиную долю грузоподъёмности – на том же Ил-2, 950 кг его брони, тонкой скорлупой защищавшей и кабину и двигатель и фюзеляжный бензобак, составляли 15,6 % от всего полетного веса самолета!). А двухмоторный, даже с бронькой защищающей экипаж (если она есть!), «примет на грудь» боевой нагрузки как бомбардировщик! С бронёй, пусть и как лёгкий бомбардировщик. Без брони – вообще как нормальный двухмоторный бомбер. Поликарпов, это отлично понимал и ещё в 1937-ом году выдал армии то, что ей было нужно.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

И в том же году, начались активные работы по модернизации СБ.

С одной стороны, старались всячески улучшить его лётные ТТХ путём замены моторов на более мощные (чтоб он тупо не перестал быть «скоростным» на фоне резко «ускоряющихся» истребителей), а с другой, возникла настоятельная необходимость в пикирующем бомбардировщике (том самом, будущем Ар-2).

Ах да, мы-ж о штурмовиках!

Увы, имея огромный парк уже формально устаревших самолётов бипланной схемы, решили задачу штурмовки наземных целей возложить на них, а новые скоростные бомбардировщики, прежде всего, озадачить бомбометанием с пикирования. И новая специальная модификация СБ, и Поликарповский ВИТ-2, теперь должны были решать, прежде всего, задачу бомбометания с пикирования. Функция тяжёлого штурмовика для новой модификации ВИТ тоже формально сохранялась, но всё же, основной его задачей, стала работа с пикирования.

Обновлённый самолёт, помимо официального ВИТ-2, получил и второе название СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик), что чётко отражало его суть (хотя вариантов того ВИТ-2 было предложено Поликарповым несколько, ВВС выбрали для доработки именно пикирующую версию). Но самое хреновое – уже практически «наученные летать» ВИТ-ы, в процессе доработки в СПБ, претерпели столь существенные конструктивные изменения, что по сути, это уже был совсем другой самолёт, который заново надо было «учить летать».

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Ну, а поскольку у нас уже массово серийно выпускался СБ и новая его «скоростная» модификация будет заточена в т. ч. и под бомбардировки с пикирования, на фиг тогда вообще нужен принципиально новый (для промышленности и армии) ВИТ-2 в версии СПБ? «Железная логика» (С).

О том, что ВИТ изначально задумывался, прежде всего, именно как тяжёлый штурмовик (Воздушный Истребитель Танков), как-то позабыли… Наверное, решили, что и старых бипланов в качестве штурмовиков нам хватит. Тем более что те бипланы у нас не переведутся – вслед за И-15бис, конструктора продолжали азартно разрабатывать всё новые «этажерки».

В общем, ВИТ-2-СПБ – тихо умер (к сожалению), а армия получила свой, вполне достойный пикировщик Ар-2. К сожалению же, несколько поздновато.

Уже к концу 30-х кому-то показалось, что Ар-2, как и тот СБ, уже недостаточно быстр. Нужен более скоростной пикировщик. Не вопрос! Наши высокопоставленные товарищи решили и новый двухмоторный истребитель, срочно перепроектировать в скоростной пикирующий бомбардировщик – тот самый Пе-2. Даже не смотря на то, что именно как бомбардировщик, Пе-2 уступал Ар-2, он и сменил Ар-2 в серии. Жаль только, что к началу войны, тех Пе-2 было мало, а пилоты, бомбить с пикирования на них, просто ещё не умели. Так может и не нужно было заменять Ар-2 на Пе-2? Ар-2 (тогда под маркой СБ-РК), совершил первый полёт ещё в 1937 году, а история Пе-2 началась в «шараге», где в 1938 году начали разработку высотного истребителя большой дальности. В пикирующий бомбардировщик, его решили перепроектировать только в 40-ом и в конце того же 40-го первый опытный Пе-2 совершил свой первый полёт.

А ведь Ар-2, при соответствующей политической воле (отказе от излишнего перфекционизма, что заключалось в требовании обеспечить эффективную защиту сзади-снизу), можно было начать выпускать большой серией (вместо СБ) ещё в 38-ом…

Так почему с Ар-2 воландались, а потом ударились в Пе-2? Можно конечно всё списать на интриги против Поликарпова (бригада Архангельского, разрабатывавшая Ар-2, работала в его КБ под «шефством» ЦАГИ), но есть и другие причины почему это произошло.

Почему? Потому, что расстрелять Тухачевского, оказалось гораздо проще, чем выколотить из армии его «гениальные идеи». А одной из его «гениальных идей», были «неожиданные», но при этом «систематические» (как одно может согласовываться с другим?) дневные налёты не сопровождаемых истребителями скоростных бомбардировщиков на логистику противника. Скоростные бомбардировщики, должны были лихими наскоками, тупо портить железнодорожное полотно в районах развёртывания вражины с такой «регулярностью», чтоб противник не успевал его чинить! Для этого и бомбы с отравляющими газами по приказу Тухачевского на вооружении ВВС РККА заготавливались…

А немцы-то потом тихо фигели, систематически, день за днём, записывая в журналы боевых действий своих истребительных «штаффелей» победные реляции о сбитых дежурными звеньями, бесконечных тройках наших «скоростных бомбардировщиков», с упорством идиотов, пытающихся воевать по заветам того Тухачевского.

Умные головы понимали эту «перспективу» ещё до войны и чтоб шансы бомберов на выживание были побольше, нужна была и скорость побольше. Вот и решили переделать истребитель в скоростной пикирующий бомбардировщик и заменить им Ар-2. Чем не версия?

А на вполне предсказуемую неудовлетворительную эффективность истребителей бипланов в качестве штурмовиков, отреагировали разработкой новых ударных одномоторных самолётов «поля боя». В т. ч. впоследствии запущенных в серию, ближнего лёгкого бомбардировщика Су-2 и, конечно же, знаменитого штурмовика Ил-2. Понимая, что эффективность одномоторные машины будут иметь ограниченную, ставку сделали на их массовость.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

 

Теперь АИ. Предположим, в том самом 37 году, имея в массовой серии СБ, постановили, помимо его модернизации (с функцией пикировщика), добавить ещё одну модель – с функцией двухмоторного штурмовика. Ну, чтоб отказ от ВИТ не оставил нас без эффективного тяжёлого штурмовика.

О нём. Штурмовику особо важна живучесть. Поэтому, рядные моторы, меняем на звездообразные – аналогичные тем, что стояли на истребителе И-16.

Звездообразные моторы воздушного охлаждения хоть и «лобастые», что неизбежно приводит к некоторому снижению скорости (что для штурмовика как раз не критично), зато, они не боятся прострелов радиаторов охлаждения (за их отсутствием), и, как частенько показывала практика, прострелов и даже разрушения отдельных цилиндров!

К тому же, «лобастые» звездообразники, послужат дополнительной защитой пилотской кабины. Именно поэтому и наш Су-8 и немецкий «Хеншель» оснащались именно звездообразными моторами.

Сама пилотская кабина (как и машина в целом) двухместная. Причём второй член экипажа штурмовика настоящий «многостаночник». Он и второй пилот – дублирующее управление для штурмовика исключительно полезная «фишечка». Он и штурман – не гоже тупо летать пассажиром, пока командир «рулит». Он и стрелок оборонительного вооружения, защищающего заднюю полусферу. А что – развернулся на своём «стульчике» и шмаляй, в смысле ШКАС-уй!

Штурмовики летают группой – значит, второй пилот у ведущего будет работать за «флагманского» штурмана, а вторые пилоты ведомых машин –  «контролировать обстановку» в качестве кормовых стрелков.

Поскольку это штурмовик, работающий на минимальных высотах, стрелковая точка для обороны сзади-снизу не нужна. Истребители противника снизу не ожидаются, а любую наземную цель, штурмовик проскочит так быстро, что обстрелять её на отходе, стрелок из небольшой установки, просто не успеет – ведь позволяющий это сделать выпуклый или выдвижной блистер, штука слишком громоздкая и тяжёлая. В общем, не нужная. Зато возможности вести эффективный огонь назад и вверх-назад, при достаточно широком секторе горизонтального обстрела, надо придать особое значение.

Броня. Оба пилота располагаются в предельно компактной «бронекапсуле», выполненной из удобных для штамповки листов вязкой брони (чтоб не создавала осколков при простреле) толщиной 12 мм спереди и снизу, и 9 мм с бортов и сзади. Сиденья пилотов тоже бронированы и снизу и сзади, создавая «второй рубеж» защиты. Вообще кабина небольшая и, чтоб понятнее, больше всего напоминает кабину двухместного штурмовика Су-6 или Ил-10, но сдвинутую вперёд (мотора там нет), для улучшения «рабочих» условий наблюдения. Соответственно, форма фюзеляжа самолёта в передней и задней части изменены.

Говоря о 9 мм бортовой брони, я понимаю, что этой защиты достаточно только против осколков снарядов, стрелковки винтовочного калибра и пуль «на излёте» крупнокалиберных пулемётов. Тем же крупнокалиберным пулям, при стрельбе с оптимальных дистанций, а тем  паче для 20 мм снарядов (не говоря уже о 37 мм снарядах) такая броня не преграда. Но броня может быть и серьёзнее – всё будет зависеть от «культуры» разработки. Двигатели не бронируются. Бензобаки протектируются и тоже без брони. Бронируется только пилотская кабина. Компактная, насколько это возможно с учётом наличия двойного управления и кормовой стрелковой точки. А бомбово-ракетная нагрузка, ради той брони, уменьшается как минимум вдвое по сравнению с исходным СБ. Т. е. скорее всего, можно добиться увеличения толщины бортовой (или хотя бы кормовой) брони. «Но это не точно».

Вооружение. В избавленной от остекления и штурмана носовой части фюзеляжа, установлена целая батарея: 2 20 мм пушки ШВАК (потом можно будет заменить на 23 мм ВЯ) и 4 7,62 мм пулемёта ШКАС. Ещё один ШКАС в кормовой стрелковой точке.

Бомбоотсек в фюзеляже, прежде всего, рассчитан на штатную установку, кассеты К-100 с самыми маленькими, что производились в СССР, 2,5 кг осколочными бомбами АО-2,5. (Лучше всего АО-2,5сч – они эффективнее).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Бомбы высыпались из кассеты «блоками» по 8 штук, партия за партией, непрерывным потоком, до полного опустошения кассеты, покрывая «сплошным ковром» приличную площадь. Масса снаряжённой аж 96 бомбами кассеты не превышала 300 кг.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Кассета мелких бомб (КМБ): 1 – мелкокалиберные осколочные бомбы АО- 2,5, 2 – внутренний держатель ДЕР- 21, 3 – подкосы, 4 – корпус кассеты (показан укороченный вариант).

На 10 фюзеляжных и крыльевых бомбодержателях, подвешивались либо 10 эрэсов калибра 132 мм, либо вариации эрэсов и авиабомб суммарным весом до 300 кг. Например, 6 эрэсов и 2 бомбы по 50 кг. Можно и вообще без эрэсов – две бомбы по 100 кг и две по 50 кг. Но, это нежелательно – всё-таки главное оружие АИ штурмовика – пушки, эрэсы и малокалиберные бомбы в большом количестве для максимально эффективного «коврового» бомбометания с минимальной высоты. Пока сугубо осколочные – потом и кумулятивные тоже.

Общий вес нормальной бомбово-ракетной нагрузки 600 кг. В перегруз можно и побольше, хотя, если уж у самолёта «нарисуется» приличный запас по грузоподъёмности, лучше его использовать для усиления бронезащиты экипажа и повышения надёжности/живучести систем управления.

А крупнокалиберными бомбами пусть пикировщики «балуются». Как тот же Ар-2, способный «принять на грудь» аж 3 полутонных ФАБа – как раз то, что надо, для поражения важных точечных целей, навроде мостов…

Не менее важный вопрос – специальная подготовка экипажей. Надо ЗАРАНЕЕ начать готовить экипажи, как для пикировщиков, так и для штурмовиков, чтоб когда эти модификации самолётов массово пойдут в строевые части ВВС, у нас УЖЕ были ХОРОШО подготовленные пилоты, которым останется только перенести свои навыки на конкретный тип ОСНОВНОЙ машины. И тогда, к началу войны, мы будем располагать полками штурмовиков и пикировщиков, УМЕЮЩИХ делать свою работу. Хорошо умеющих! Это чрезвычайно важно. Чтоб не получилось как в ходе ВОВ, когда полки и дивизии пикирующих бомбардировщиков (а не отдельные звенья и эскадрильи), УМЕЮЩИЕ хорошо работать именно с пикирования, начали появляться у нас только во второй половине войны.

Тоже самое касается и разведчиков. Чтоб не получилось как уже аж летом 42-го, недовольно говорил о наших лётчиках-разведчиках сам Сталин: «каждый фургон кажется им танком», и, что: «они не способны определить, чьи именно войска двигаются в том или ином направлении».

А кто и как их этому учил, если в пилоты самолётов-разведчиков и летнабов, с далёких довоенных времён, сбагривали людей НЕГОДНЫХ для других боевых самолётов?! Бардак!

Надеюсь в АИ, мы получим штурмовики, пикировщики и разведчики раньше и систему подготовки кадров для них, поставим более эффективную.

 

Теперь, начинается самое спорное и люто альтернативное! Готовьте тапки друзья-коллеги, поскольку мозолей я сейчас оттопчу много и с удовольствием истинного дилетанта. Но, кому-то ведь надо бросить «пробный шар», чтоб те, «кто в теме» глубоко, не только отвели душу «праведной» критикой, но и потрудились задуматься и предложить свои варианты.

Итак.

Что главное для централизованной промышленности, имеющей существенные технологические ограничения, продукция которой нужна армии сверхмассово?

Правильно – унификация и минимальная номенклатура «изделий».

А что нужно для быстрого и успешного проведения НИОКР-ов по самым важным темам? Концентрация усилий на главном.

Причём в нашей стране, ради этого, если по-другому не получалось, легко шли на некоторое снижение ТТХ боевой техники.

 

Как бы выглядели ВВС РККА, если те унификация и минимальная номенклатура – один из «базисов» промышленности, для массового развёртывания ВВС перед ВМВ, а инженерно-конструкторские кадры сосредотачиваются на приоритетных направлениях? Тема! Рискну предложить свой вариант.

 

Что мы имели ХОРОШЕГО к завершению боевых действий в Испании с участием наших пилотов:

Истребитель И-15бис (летом 37-го совершил первый полёт).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Истребитель И-16 (в серии с 1935 года).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Скоростной бомбардировщик СБ (в серии с 1936 года).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Дальний бомбардировщик ДБ-3 (в серии с 1937 года).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Дальний, тяжёлый, да ещё и высотный бомбардировщик АНТ-42 (он же ТБ-7 и будущий Пе-8) в конце 36 г. совершил первый полёт.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Первый, монопланной схемы, самолёт-разведчик Р-10 (в малой серии с 1937 года при куче конструктивных недоработок).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Многочисленные опытные машины (даже весьма перспективные – как тот же ВИТ) я принципиально не рассматриваю, поскольку в серию они не пошли (а если и пошли, то в последствии, были с выпуска сняты) – значит, были на то в РИ веские причины, а в АИ, тех причин будет ещё больше, поскольку «унификация» и «приоритетизация» (эк загнул!) «наше всё».

Именно от «основных» и наиболее перспективных (в т. ч. в плане технологичности) машин (без хватания за всякие «вундервафли») и будем «плясать». Пусть эти машины будут уступать более крутым разработкам, но мне нужна гарантия, что к началу войны, наши ВВС уже будут не только с новыми машинами, но и с УМЕНИЕМ их эффективно использовать. В общем, я за «синицу в руках»…. А ежели кому милее тот «журавль» — милости прошу, продвигайте в своей АИ.

 

Первый этап (1937-1938г.г.).

От И-15бис отказываемся. Время бипланов прошло. Никаких больше разработок для ВВС по этой схеме. Вообще, болезнь массовой «инициативной» работы «на мусорную корзину» больше не приветствуется (мягко говоря).

И-16 старательно модернизируем по мере поступления новых, более мощных моторов и более мощного вооружения. И если уж в РИ решили называть самолёты по фамилиям их главных конструкторов, то давайте сделаем это раньше и пусть И-16 новой, уже альтернативной модификации называется По-30. Поликарпов, как «король истребителей 30-х» это заслужил. Тем более этим самым По-30, ещё принимать на себя главный удар «люфтов» летом 41-го.

Р-10 признаётся «недостаточно современным», тихоходным, слабо вооружённым, вообще недоработанным и СПОКОЙНО, без нервотрёпки, перепроектируется в более «прогрессивный» вид («люминь» вместо дерева там, где это необходимо) и под более мощный мотор  — такой же, что устанавливается на И-16.

(Всё это было сделано и в РИ, но, увы, вместо наконец-то доведённого до ума и «осовремененного» Р-10, харьковский авиазавод перешёл на выпуск «многозадачного» ближнего бомбардировщика Су-2, а наша авиация вообще осталась без новых, специализированных самолётов-разведчиков. Это заставило лепить разные суррогаты с соответствующими последствиями. Тот же Су-2, разрабатывавшийся в рамках конкурса «Иванов», теоретически, должен был быть «и швец, и жнец, и на дуде игрец» — и лёгким бомбардировщиком, и штурмовиком, и разведчиком. Вот только ОСНОВНОЙ его работой, стала именно функция лёгкого бомбардировщика. Для разведки, и машина подходила неважно, и экипажи делать этого фактически не умели).

Поэтому я за «доведённый до ума» Р-10, у которого «роли» распределялись в обратном порядке – главная функция – разведчик (с обязательным соответствующим оборудованием и профессионально обученными разведке экипажами), а уж потом, и штурмовичёк и лёгкий бомбардировщик – по обстоятельствам. Тем более, что для Су-2, в данной АИ, не будет двигателя М-88. А максимальная унификация по двигателям – вообще очень полезный бонус).

Одновременно начинается переоборудование устаревших бипланов И-15 в УЧЕБНЫЕ штурмовики, УЧЕБНЫЕ пикирующие бомбардировщики и УЧЕБНЫЕ разведчики-корректировщики.

Все имеющиеся устаревшие разведчики Р-5 эксплуатируются по своему прямому назначению и в качестве учебных разведчиков до выработки ресурса.

Более новые разведчики Р-Z, оснащённые моторами М-34Н, по-прежнему выпускаются до полной замены в серии на самолёты новых моделей. При этом, их экипажи обучаются помимо прямых разведывательных функций, функции лёгких ночных бомбардировщиков. Да, тысяча с лишним тех Р-Z, выпущенных с 35 по 37 годы, будут уже с 1937 года интенсивно готовиться к использованию не только для разведки, но и как ночные бомбардировщики. Поскольку У-2, тем Р-Z, в качестве ночных бомберов, «и в подмётки не годились».

На базе проекта СБ, как и задумано, разрабатываем сразу две новые модели – пикирующего бомбардировщика ближнего действия и штурмовика, которые не дополнят, а сразу же полностью сменят в серии обычный СБ. О штурмовике уже рассказано. Воландаться с пикировщиком тоже никто не будет. Он тоже будет двухместным, без «выделенного» штурмана и стрелковой точки вниз-назад. При такой концепции и соответствующем фюзеляже, он будет весьма напоминать всё тот же Пе-2…

Исходя из их назначения, оснащаться они будут разными моторами.

Опытный штурмовик, по двигателю М-62, унифицируется с И-16 (а потом и с По-30 по мотору М-63).

Т. е. в первоначальном варианте, вместо рядных М-100 (750 л. с.) на штурмовик ставим «звезды» М-62 (800 л. с.). Конструкцию М-100 передаём на ускоренную глубокую переработку, чтоб через промежуточные опытные М-103 и М-104, получить замечательный М-105 хоть на год-полтора раньше чем в РИ. «Промежуточный» М-103, нам понадобится только в качестве переходной модели на переходной же модели перспективного истребителя. Но, о нём ниже.

М-62 при этом усиленно модернизируем, чтоб довести до М-63 как можно быстрее (тем более обладая послезнанием, что именно из «деталюшек» однорядной «звезды» М-62 «вырос» знаменитый двухрядный «звездообразный» АШ-82, который тоже хотелось бы заполучить как можно раньше).

На опытный пикировщик Ар-1 ставим рядные 750-сильные (в различных форсированных модификациях, от 800 до 1200 л. с.) М-34, как давно и хорошо освоенные промышленностью и к тому же, более перспективные, в плане модернизаций. Точнее Ар-1 изначально «затачиваем» под М-34, да ещё с конструктивным запасом под возможное и даже неизбежное в будущем, усиление силовой установки. (Это, кстати, всех новых самолётов касается! Главное – чтоб без экстремизма «перегибов на местах»).

Те же М-34 ставим на ДБ-3 (вместо снятого с выпуска в 1937 году 720-сильного М-85) и даже (с редуктором и высотным нагнетателем М-34РН) на АНТ-42 (ТБ-7)! Унификация «наше всё»!

При этом, как и в случае с М-100 и М-62, М-34 так же всемерно модернизируем, сосредотачивая на этих работах, основные силы как заводских КБ (по мере освоения на них «унифицированных» моторов), так и ЦИАМа (Центральный Институт Авиационного Моторостроения)! В общем, все усилия промышленности и опытных конструкторов-мотористов сконцентрируем на этих, всего трёх основных двигателях и «производных» от них. Никаких заоблачных «вундервафель», многолетних бесплодных усилий доводить недоводимое и попыток навязать промышленности то, что она быстро и «малой кровью» освоить не может, не нанеся вред уже серийно выпускаемым моделям самолётов.

Та же линейка, ведущая свою «родословную» от М-85 обр. 35 г. (М-86 — М-87 – М-88 – М-89), прорабатывается теперь в ЦИАМе «по остаточному принципу», сугубо «на всякий случай» — а вдруг, кого-то из «юных гениев» «прорвёт» на теме 18-циллиндровой двойной «звезды» от этой линейки, мощностью от 2000 л. с. и выше!

Напомню – в СССР, как раз с 1937 года разрабатывался двигатель М-70 — 18-цилиндровый, двухрядный, звездообразный, на базе серийного однорядного звездообразного М-25. Дальнейшим развитием М-70, уже на базе узлов М-63, стал двигатель М-71 мощностью порядка тех самых 2 тыс. л. с. Вот только довести его до ума удалось лишь к концу 43 года…

А что мешало, начать разрабатывать двойную 18-цилиндровую звезду в том же 37-ом на базе М-62? Ведь это было бы гораздо продуктивнее! Понятно, что сперва, мы в любом случае, бы получили 14-цилиндровый М-82 (как раз его изначально разрабатывали на базе М-62 и в серию запустили уже в мае 41-го). А потом, возможно с разницей всего в несколько месяцев, мы получили бы и 18-цилиндровый АИ М-71. Причём при высокой степени унификации обоих моторов и уж точно более коротких сроках и разработки, и внедрения АИ 71-го в серийное производство. А с ним… мы уже в 1943 году, могли бы получить истребитель, круче Ла-7! Кто-то, возможно, назовёт его И-185, но в МОЕЙ АИ, это будет принципиально новая модификация МиГ-3. Но, не будем забегать вперёд, а вернёмся в 1937 год.

Там же, в недрах ЦИАМа, уже с привлечением всех специалистов соответствующего профиля из РНИИ, упорно продолжаем заниматься турбореактивными авиадвигателями на перспективу.

Что касается самолётов, после Испании, очевидно, что пора начинать разработку истребителей нового поколения. По примеру немцев, в т. ч. и с рядными моторами жидкостного охлаждения. Но, в отличие от сугубо опытного И-17, с его уже слабоватым М-100, существенно сильнее 109-го «мессера» Люфтваффе. Правильно, под специально модифицированный мотор АМ-34 (как с 1936 года назывался М-34). Унификация! Благо в РИ такой самолёт тоже разрабатывался – это был «известный только в узких кругах» И-173, как утверждают некоторые знатоки, прямой (или не очень прямой, учитывая все тогдашние коллизии, включая «подковёрные») «предок» будущего МиГ-1.

Ну, а поскольку такой истребитель, возможно, получится довольно тяжёлым, ему в пару, продолжается и работа над версией более лёгкого «маневренного» истребителя от того же «предка» И-17 под форсированную версию мотора М-100, двигатель М-103. А когда появится М-105, уже под него и, скорее всего, в виде аналога Як-1.

Почему Як, а не ЛаГГ? Ну, во-первых, у «пробивного» товарища Яковлева пренепременно должна быть своя «ниша», своя машина, которую он не только успешно разработает, но и «пробьёт-продавит» на всех уровнях. В общем, «его энергию, да в мирных целях»…

А во вторых, ну никак не вяжется у меня массовый, лёгкий, маневренный истребитель с «деревянным» «лакированным роялем» ЛаГГом при всей его привлекательности для нашей промышленности в свете её грядущих проблем… Давайте всё-таки строить самолёты, которые позволят избежать тех проблем!

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

В АИ, надеюсь, мы этот путь пройдём гораздо быстрее. Для чего никаких больше «премиальных» конкурсных разработок 100500 самолётов, под не существующие ещё двигатели! Никакого «бесконтрольного размножения почкованием» авиационных КБ под амбиции отдельных «молодых талантов». КБ при заводах, должны, прежде всего, обеспечивать серийный выпуск и модернизацию выпускаемых на них моделей. Никаких арестов и гнобления ведущих специалистов! Для реализации какого либо проекта, внутри основных КБ (Туполева и Поликарпова), создаются специальные мощные бригады (пусть даже во главе с теми «молодыми талантами», но под присмотром «мудрых дядек»), постоянно и к общей выгоде, контактирующие друг с другом. И те, новые «именные» марки самолётов – по фамилиям руководителей бригад, пусть будут им хорошим стимулом.

В конце концов, время конструкторов – гениальных одиночек, прошло. Нам не нужно 100500 «гениальных» проектов от каждого такого «гения» с их бандами недоучек из слабеньких заводских КБ, которых, потом, «волевым усилием», «укрепляют» специалистами, «разоряя» основные «головные» КБ. Разве это вообще не вредительство?

Нам нужны несколько приоритетных проектов, которые будут реализовываться высокопрофессиональными бригадами в основных, мощнейших КБ, быстро, качественно и с учётом технологических возможностей не одного какого-то конкретного авиазавода, а всего авиапрома в целом, заодно определяя векторы его развития.

Практики раздавать «с барского плеча» «свои свечные заводики» каждому «гению» под его «гениальное творение», с лютой подковёрной борьбой за те заводики, в этой АИ не будет.

 

Второй этап (1938-1939г.г).

По сути – это то, к чему мы придём к началу ВМВ в основе ВВС РККА.

Основной фронтовой истребитель – По-30 с мотором М-63 (930 л. с.) и вооружением в виде двух крупнокалиберных пулемётов Березина обр. 1938 г. (Пара «березиных» с большим БК – ИМХО, лучший вариант вооружения для По-30 – у ШВАК-ов на И-16 слишком мал боекомплект, а ШКАСы уже недостаточно эффективны в качестве наступательного вооружения).

В конце 1939 года, в ВВС начинает поступать новый истребитель МиГ-1 с мотором АМ-35 мощностью 1200 л. с. (дальнейшее развитие АМ-34) и вооружением из двух пушек ШВАК с большим БК.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Этот, достаточно мощный истребитель, можно выпускать для ПВО в модификации высотного истребителя, для ВВС как истребитель «свободной охоты» и даже в качестве истребителя-бомбардировщика. Разумеется, соответствующе «подмандив» под каждую задачу и его самого, и  его силовую установку.

Бронированный, двухмоторный, двухместный штурмовик лучше всего поручить бригаде Сухого (вместо всяких «Ивановых»). Соответственно, мы получим штурмовик Су-1 с моторами М-63 (2х930 л. с.). Вооружение 2х20 мм пушки ШВАК, 4 курсовых и один оборонительный пулемёты ШКАС. Бомбово-ракетное вооружение 600 кг.

Пикирующий двухместный (в отличие от РИ Ар-2) ближний бомбардировщик бригады Архангельского Ар-2 с новенькими моторами М-105 (2х1050 л. с.), (мотор разработан на год раньше, чем в РИ – не в 40-ом, а в 39-ом). Вооружение 2 курсовых крупнокалиберных «березиных» и один оборонительный пулемёт ШКАС. Бомбовое вооружение 1200 кг.

Средний (преимущественно ночной, с соответствующим оборудованием) бомбардировщик бригады Ильюшина Ил-3 с «высотными» моторами АМ-34 ФРН (2х1200 л. с.). Вооружение – 4 пулемёта ШКАС и до 2500 кг бомб.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-7 с теми же АМ-34 ФРН (4х1200 л. с.). Вооружение – 4 крупнокалиберных пулемёта и 2 ШКАСа. До 4000 кг бомб.

Капитально усовершенствованный по сравнению с Р-10, разведчик-корректировщик Ду-1 (по фамилии прикомандированного из Москвы конструктора Дубровина, доводившего и модернизировавшего Р-10, когда Неман переключил основные силы КБ Харьковского авиазавода на свой проект в рамках темы «Иванов») с мотором М-63 (930 л. с.). Вооружение 3 пулемёта ШКАС (два крыльевых, один оборонительный), до 300 кг бомб.

В данной АИ, КБ Немана безнадёжной фигнёй с «Ивановым» не страдает, его самого, за завал работы над Р-10 из-за того «Иванова», никто не арестовывает (как и Поликарпова с Туполевым) и бригада Дубровина имеет «режим наибольшего благоприятствования» для глобальной доработки столь необходимого ВВС РККА разведчика-корректировщика.

В завершающей стадии разработки, испытаний и принятия на вооружение основной истребитель на смену всем устаревшим истребителям-бипланам, И-16 всех прежних модификаций, и самого совершенного из И-16 – По-30, Як-1, уже не под опытный «промежуточный» мотор М-103, а под новый мотор М-105.

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

 

Третий этап (1939-1940г.г.).

Лёгкий (не столько по весу, сколько по усиленной манёвренности на горизонтали и относительно лёгкому вооружению) истребитель Як-1 с мотором М-105 (1050 л. с.). Вооружение 1 20 мм «мотор-пушка» ШВАК, 2 пулемёта ШКАС.

Тяжёлый (не столько по весу, сколько по вооружению, с главной «фишечкой» — повышенной манёвренностью на вертикалях) истребитель МиГ-1М с мотором АМ-35А (дальнейшее развитие АМ-34) (1350 л. с.). Вооружение 4 пушки ШВАК.

Штурмовик Су-2 с новейшими моторами М-82А (2х1530 л. с.). Мотор так же запущен в серию на год раньше – не в 41-ом, а в 1940 году. Вооружение 2 20 мм пушки ШВАК, три крупнокалиберных пулемёта. Бомбово-ракетное вооружение осталось на прежнем уровне, но усилена бронезащита.

Пикирующий бомбардировщик Ар-2 с моторами М-105 (2х1050 л. с.). Вооружение 2 пулемёта УБ и один ШКАС. До 1500 кг бомб и ракет.

Средний ночной бомбардировщик Ил-4 с моторами М-82А (2х1530 л. с.). Вооружение 2 крупнокалиберных пулемёта и 2 пулемёта ШКАС. До 2500 кг бомб.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-8 (модифицированная серийная версия Пе-7) с моторами М-82А в высотной версии (4х1530 л.с.). Вооружение 2 пушки ШВАК, 2 крупнокалиберных пулемёта УБТ, 2 пулемёта ШКАС, до 4000 кг бомб.

Разведчик-корректировщик Ду-1 с мотором М-63 (930 л. с.). Вооружение 3 пулемёта ШКАС (два крыльевых и один оборонительный), до 300 кг бомб.

В форсированной разработке версия истребителя МиГ-2 с мотором АШ-82 (1700 л. с.) и версия разведчика-корректировщика Ду-2 с мотором М-105.

 

Четвёртый этап (с начала 1941 года…).

Лёгкий массовый истребитель Як-1М с мотором М-105ПА (1100 л. с.). Вооружение 2 пушки ШВАК.

«Истребитель свободной охоты» МиГ-2 с мотором М-82Ф (1700 л. с.). Вооружение 4 пушки ШВАК.

Тогда же, на базе МиГ-1М был разработан истребитель-бомбардировщик МиГ-1МБ (с бомбодержателями для четырёх 50 кг бомб и направляющими для восьми 82 мм эрэсов) с мотором АМ-35А (1350 л. с.). Количество пушек ШВАК при этом сократилось до двух, зато добавились два ШКАСа для работы по наземным целям.

Штурмовик Су-2М с моторами М-82Ф (2х1700 л. с.). Вооружение 2 23 мм пушки ВЯ, три крупнокалиберных пулемёта. Бомбово-ракетное вооружение до 900 кг.

Пикирующий бомбардировщик Ар-2М с моторами М-105РА (2х1100 л. с.). Вооружение 2 крупнокалиберных пулемёта и один ШКАС. До 1500 кг бомб.

Средний ночной бомбардировщик Ил-4М с моторами М-82Ф (2х1700 л. с.). Вооружение 4 крупнокалиберных пулемёта. До 2500 кг бомб.

Тяжёлый ночной бомбардировщик Пе-8М с моторами М-82Ф (4х1700 л.с.). Вооружение 2 пушки ШВАК, 4 крупнокалиберных пулемёта, до 4000 кг бомб.

Разведчик-корректировщик Ду-2 с мотором М-105ПА (1100 л. с.). Вооружение 5 пулемётов ШКАС (четыре крыльевых и один оборонительный), 300 кг бомб.

 

Пятый этап (с начала 1942-го – при полной мобилизации промышленности).

Лёгкий истребитель Як-2 с мотором М-105ПФ (1250 л. с.). Вооружение 2 пушки ШВАК.

Истребитель МиГ-3А с мотором АШ-82ФН (1850 л. с.). Вооружение 4 пушки ШВАК.

Истребитель-бомбардировщик МиГ-3Б с мотором АШ-82ФН (1850 л. с.). Вооружение 2 пушки ШВАК, два пулемёта ШКАС и до 400 кг бомб и ракет.

Двухместный штурмовик Су-3 с моторами АШ-82ФН (2х1850 л. с.). Вооружение 2 23 мм пушки ВЯ, три крупнокалиберных пулемёта. Бомбово-ракетное вооружение до 1000 кг.

Пикирующий бомбардировщик Ар-3 с моторами М-105РФ (2х1250 л. с.). Вооружение 3 крупнокалиберных пулемёта. До 1500 кг бомб.

Средний ночной бомбардировщик Ил-5 с моторами АШ-82ФН (2х1850 л. с.). Вооружение 4 крупнокалиберных пулемёта. До 2500 кг бомб.

Тяжёлый бомбардировщик Пе-9 с моторами АШ-82ФН (4х1850 л. с.). Вооружение 2 пушки ШВАК, 4 крупнокалиберных пулемёта, до 5000 кг бомб.

Разведчик-корректировщик Ду-3 с мотором М-105ПФ (1250 л. с.). Вооружение 3 крупнокалиберных пулемёта Березина (2 крыльевых и один оборонительный в кормовой установке), до 400 кг бомб.

 

Вот такой АИ «путь» нашей основной боевой авиации примерно до середины ВОВ. Существенно форсированный, благодаря жёсткой концентрации усилий и ресурсов на главных и наиболее оптимальных направлениях.

Что будет дальше, в 1943 году и далее, уже не так интересно. При наличии в серии 18-циллиндровой двухрядной «звезды» (АИ М-71), это уже будет очередной виток новых модификаций нашей основной авиатехники, «заточенной» под него. Гораздо интереснее, чтоб нам было чем воевать на равных с немцами (или хотя бы более эффективно!) тогда, когда это нужнее всего – в начальный период ВОВ.

 

А теперь, специально для тех, кто «ничего не понял» или «запутался» в моторах и самолётах, привожу предельно наглядные таблички с «линейками развития».

По самолётам, с 1937 и до рубежа 42-43 г.г.:

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

 

Теперь, по приоритетным для данной АИ моторам в хронологических рамках АИ т. е. опять-таки до рубежа 1942-1943 г. г.:

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

(М-103 и М-70 в АИ серийно не выпускались – существовали только как опытные «переходные» образцы).

Если кому-то кажется, что в заявленный исторический промежуток слишком много моделей, напомню – война – это непрерывное и форсированное соревнование технической и технологической мысли. Кто умнее и быстрее, тот всегда в выигрыше.

А ещё, я надеюсь, что мы не отстанем сильно от немцев в разработке турбореактивных двигателей.

 

Эпилог.

Что мы в результате этой АИ будем иметь, и чего иметь не будем.

ВВС РККА уже с 1937 года не будут пополняться истребителями бипланной схемы. Зато И-16 в самой крутой версии, ВВС получат значительно больше.

Бипланы И-15 станут не боевыми штурмовиками, а учебными пикировщиками, учебными штурмовиками и учебными разведчиками.

Не будет конкурса «Иванов». Соответственно, не будет Су-2 и Ил-2 (да простят меня фанаты Ил-2, но мотивацию я изложил выше).

Вместо уже недостаточно эффективного СБ, ВВС получат двухмоторный бронированный штурмовик (вместо Ил-2) и пикирующий бомбардировщик. Причём раньше чем в РИ.

Примерно на год раньше чем в РИ, в истребительные части пойдут МиГи и Яки. У нас будет время, чтоб довести их до «оптимальных кондиций». К началу ВОВ, их в строевых частях будет уже значительно больше. И они будут гораздо лучше освоены личным составом.

Так же, значительно больше к началу войны будет и пикировщиков со штурмовиками. А им в помощь, ВВС пополнятся ещё и истребителями-бомбардировщиками на базе истребителя МиГ.

Выпуск классических средних бомбардировщиков, скорее всего, останется на том же уровне, а вот тяжёлых, наверняка получится произвести больше. Причём и те и другие, изначально заточены для действий в ночное время.

Путь к нашим лучшим истребителям ВМВ Як-3 и Ла-7 мы пройдём минимум на полгода (а то и на год!) быстрее, а далее, уже будем работать над внедрением того, что в РИ на войну просто не успело. При «форе» в год, есть шансы, что успеют.

Со специализированными разведчикам-корректировщиками, дело будет обстоять кардинально лучше! Как и с лёгкими ночными бомбардировщиками. Когда в боях «сточится» та тысяча Р-Z, можно будет попробовать сделать лёгкий ночной бомбардировщик из разведчика-корректировщика Дубровина – их выпуск перед войной просто обязан быть массовым – это «глаза» нашей армии.

 

Отдельно, так сказать, «за скобками», я оставляю вопрос по двухмоторным Як-2/4 и Пе-2. Если с ненужностью тех яков, история разобралась очень быстро и жёстко, то, что можно сказать о Пе-2?

С одной стороны, у АИ ВВС РККА уже будут в массовой серии и пикирующий бомбардировщик, и двухмоторный штурмовик. А с другой стороны, те же средние и тяжёлые бомбардировщики дальнего действия, объективно нуждаются в поддержке и прикрытии соответствующих истребителей дальнего действия – по тому времени, двухмоторных. Поэтому, скорее всего, Пе-2, в версии именно такого дальнего двухмоторного, да ещё и высотного истребителя, вполне имеет право на существование. В лёгкой, именно и сугубо истребительной версии, с моторами, аналогичными Як-ам, он будет обладать весьма приличными ТТХ.

Но, я всё-таки воздержался от включения его в данную АИ, поскольку понимая уязвимость многомоторных бомбардировщиков в дальних рейдах, изначально предполагаю их использование как сугубо ночные, да ещё и (по возможности) высотные, ведь те же двухмоторные истребители, всё равно не смогут сравняться с ними в радиусе действия, да и в бою с более маневренными одномоторными истребителями противника, у двухмоторных не слишком много шансов на победу. Поэтому, ИМХО, нет смысла разрабатывать двухмоторный истребитель. Даже на базе скоростного бомбардировщика для сопровождения тех же скоростных бомбардировщиков.

В конце концов, такой «дальний истребитель» на базе СБ, для сопровождения тех же СБ, в своё время разработали (АНТ-46, он же ДИ-8 обр. 1935 г.).

Какими могли стать ВВС РККА или иная история бомбардировщиков СБ

Но, тему прикрыли в 1936 году. Скорее всего, с теми же аргументами, что я приводил. И снова подняли, уже как повод для разработки двухмоторного истребителя Петлякова, поскольку его ТТХ, как ожидалось, будут существенно выше. Но, и эта попытка ожидаемо заглохла, превратив истребитель в пикирующий бомбардировщик.

Не стоит дважды наступать на те же грабли. Пусть лучше средние и тяжёлые дальние бомберы работают по ночам, а пикировщики и штурмовики «поля боя», только под плотным прикрытием нормальных истребителей и с поддержкой истребителей-бомбардировщиков.

Вот такая АИ.

Ansar02
Подписаться
Уведомить о
guest


89 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Юрий Лебедев
10.01.2025 12:33
Ответить на  Ansar02

Так и быть, будем судить, но не строго! Расстреляем, но не до смерти! Впрочем, шутки в сторону! Видна большая работа над статьёй, как всегда, заметен поток идей у коллеги (иногда спорных, иногда безумных, но всегда интересных и часто не тривиальных). Но. как нельзя снять фильм без киноляпов, так, видимо, нельзя написать длинный пост без косяков! О чём, бишь, я? Вот цитата из автора:»К тому же, «лобастые» звездообразники, послужат дополнительной защитой пилотской кабины. Именно поэтому и наш Су-8 и немецкий «Хеншель» оснащались именно звездообразными моторами.» Это на двухмоторных самолётах? То есть. там, где кабина экипажа не прячется за движком, а располагается между двумя моторами, сползшими с фюзеляжа на крылья? Коллега, вы погорячились и . подумав, скорее всего, откажетесь от мысли защищать кабину удалёнными от неё элементами конструкции самолёта. Извиняюсь, если был излишне саркастичен, просто вы меня удивили и развеселили!

IvanIvanovic
10.01.2025 12:43

… вслед за И-15бис, конструктора продолжали азартно разрабатывать всё новые «этажерки». … единственное уточнение, разработку бипланов требовали именно военные. Обвинять в любви к бипланам создателя первого скоростного истребителя-моноплана явно не правильно. Вот только довести его до ума удалось лишь к концу 43 года… … точнее сказать только в 1943 году разрешили им заниматься, ибо еще в 1941 году он был более доведенным, чем М-82 … … теперь относительно тапкометов, вам ли их бояться, если на вашей стороне сам отец-основатель? Философская концепция А. Н. Туполева была предельно четкой: «Самолеты нужны стране, как чёрный хлеб. Можно предлагать пралине, торты и т. д., но незачем, нет ингредиентов, из которых их делают. Следовательно: а) нужно выработать доктрину использования авиации, основанную на реально возможных проектах машин; б) на базе уже освоенной технологии и производственных возможностей создать крупносерийные образцы машин, отвечающих доктрине; в) если эти образцы по своим данным будут немного отставать от западной рекламы – черт с ними, возьмем количеством; г) чтобы между количеством и качеством не возник непоправимый разрыв, необходимо: 1) всемерно развивать технологию опытного самолетостроения, освободив его от забот по серии, для чего создать на заводах достаточно сильные серийно-конструкторские бюро; 2) опытные КБ загружать двумя видами задач: новыми образцами для серии и перспективными… Подробнее »

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад IvanIvanovic ем
Chess____playeR
10.01.2025 12:55

Сразу режет глаз — когда у нас перешли от названий по типу к названиям по имени конструктора, то было принято истребителям давать нечетные номера, ударным четные. Поэтому МиГ-2, Як-2 истребители, Пе-7 бомбардировщики надо хотя бы обосновать строчкой.)

faridakhmerov
10.01.2025 13:16

Интересные предложения.

Инженер
10.01.2025 14:20

Два момента автору в копилку. Вот принято сейчас говорить, дескать, Ил-2 был не особо эффективен. Но, при этом начинаешь читать про начальный период войны, а там сплошь и рядом советские танки разбитые вражеской авиацией. Чем? Да Юнкерсом-87, при этом , что он в плане против танков? Да, ничего, ибо не особо для мелких бомб предназначен. Однако, положим этот факт в голову. Второй факт- две фразы Сталина. «Главная задача выбивать танки» и «Штурмовики Ил-2, нам нужны как хлеб, как воздух». И тут как бы логика говорит, что именно Ил-2 могли успешно тормозить главную ударную силу Вермахта-танки. Концепция такой машины была верной, машина успешной, хотя Су-6 был лучше. Но ваша концепция имеет право на жизнь. )) И еще инфа. Если взять хорошую монографию по СБ. То видишь, что было столько заданий и постановлений по внедрению всего, что в целом Ар-2 должны были бы создать уже году в 1939, а с 1940 серию гнать. Но ничего сделано не было. И даже начинаешь думать, Туполев конечно не шпион и не враг, но кто то буквально саботировал работы, возможно и по раздолбайству, а может и нет.

IvanIvanovic
10.01.2025 18:14
Ответить на  Инженер

И даже начинаешь думать, Туполев конечно не шпион и не враг, но кто то буквально саботировал работы, возможно и по раздолбайству, а может и нет.

… не шпион и не враг, также как и Поликарпов, также как и Архангельский. Вам этот фрагмент, относительно Архангельского, ничего не напоминает?

судьба конструктора СБ была уже предрешена. Он был из числа «старых специалистов, которые уже не могут ничего дать».

… не помните, кто в Политбюро отвечал за авиапром и кадры? Именно он и инициировал проблему «старых» или царских спецов.

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад IvanIvanovic ем
Мак
Мак
10.01.2025 14:42

Первой слабостью ВВС РККА, которая во многом обусловила разгром 1941 г., являлась их паршивая управляемость. По сути, самолеты в воздухе были почти неуправляемы. Отсутствие радиосвязи. Все было ясно уже после больших учений 1935 г., но серьезных мер принято не было.
Второй слабостью ВВС РККА были, мягко выражаясь, сложности с производством моторов.
У Вас совершенно не учитывается фактор раскладки моторного производства по заводам. На 1937 г. картинка примерно такова:

  • Москва — Салют — М-34 и его производные;
  • Москва — Тушино — моторы серии МГ
  • Рыбинск — Сатурн — М-100 и другие наследники Испано-Сюизы
  • Пермь — М-62
  • Запорожье — М-87 и другие наследники Гном-Рон.

Собака порылась в том, что заводы заточены под производство именно этих семейств авиамоторов и менять что-либо уже слишком поздно (эпопея пермского завода тому порукой).
Следствие — типаж самолетов должен жестко привязываться к имеющемуся типажу моторов.
У Вас сделано совершенно противоположное — типаж моторов привязан к типажу самолетов.

grigory
grigory
10.01.2025 14:46

Интересная статья

В чем -то она перекликается с теми картинками/проработками моих двуххвостых на базе И 16 ….

С чем-то согласен —

(С) Обновлённый самолёт, помимо официального ВИТ-2, получил и второе название СПБ (скоростной пикирующий бомбардировщик), что чётко отражало его суть (хотя вариантов того ВИТ-2 было предложено Поликарповым несколько, … Но самое хреновое – уже практически «наученные летать» ВИТ-ы, в процессе доработки в СПБ, претерпели столь существенные конструктивные изменения, что по сути, это уже был совсем другой самолёт, который заново надо было «учить летать».

С чем-то нет —

Полный отказ от бипланов … !?

Если смотреть на результативность — советский по-2 и английский свордфиш были самыми результативными машинами на один вылет, во второй мировой … да еще и несли на конкретный результат неименьшие потери

Сейчас к боевым бипланам начали возвращаться. Наметилась очень серьезна ниша.

Конец статьи дочитывать не стал — аФтор явно устал и в качестве вывода понес «бред в потоке сознания»

Юрий Лебедев
10.01.2025 15:00

Кстати, о птичках. Двухмоторная версия ильюшинского штурмовика рассматривалась… А почему у нас двухмоторные штурмовики не пошли сразу? Правильно. банально не хватало моторов для всех, буквально, самолётов. И так со всеми. Двухмоторных истребителей разрабатывалось море разливанное, а воевало (в варианте не самого выдающегося Пе-3) почти ничего. Бомбардировщик Пе-8, он же ТБ-7-жуткая трудоёмкость, аж 4 движка(а в начале карьеры-даже5!). Сделали целых 79 штук (кто-то сгоряча насчитал даже 94 шт. да это-ни о чём!). так что. банальный дефицит моторов, рабочих рук. качественных материалов, подготовленных кадров — извечная головная боль руководства отрасли и страны.

kv739
10.01.2025 15:31

В конце концов, время конструкторов – гениальных одиночек, прошло. Нам не нужно 100500 «гениальных» проектов от каждого такого «гения» с их бандами недоучек из слабеньких заводских КБ, которых, потом, «волевым усилием», «укрепляют» специалистами, «разоряя» основные «головные» КБ. Разве это вообще не вредительство?Нам нужны несколько приоритетных проектов, которые будут реализовываться высокопрофессиональными бригадами в основных, мощнейших КБ, быстро, качественно и с учётом технологических возможностей не одного какого-то конкретного авиазавода, а всего авиапрома в целом, заодно определяя векторы его развития. Ну да. Коллективизация должна пройти и с КБ. Время требует появления НПО. Пусть будет это под крылом Туполева, Поликарпова, Яковлева. Руководитель — хозяйственник, типа наркома. Конкуренция между КБ сведена к минимуму. Имеются опытные и серийные заводы. Коллективы постоянные, нарабатывают опыт с главным КБ с самолетом в серии и опытные работы с более мелкими КБ. Пе-2, в версии именно такого дальнего двухмоторного, да ещё и высотного истребителя, вполне имеет право на существование. В лёгкой, именно и сугубо истребительной версии, с моторами, аналогичными Як-ам, он будет обладать весьма приличными ТТХ. Напрасно вы недооцениваете Пе-2. Его аналог у немцев, Ме-110, был довольно успешным ночным истребителем. И у нас первые РЛС «Гнейс-2», установленные на Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года. Он долго может находится в… Подробнее »

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад kv739 ем
grigory
grigory
12.01.2025 23:58
Ответить на  kv739

Знаете, какие были самые вредительские лозунги в советской авиации того времени!?

  1. дальше , выше , быстрее …
  2. молодым (и нахрапистым) везде у нас дорога ….

Сравните две самые результативные немецкие ударные машины поля боя (юнкерс за кадром) —
http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs129.html (вы под него пытаетесь перепилить «вит» и прочих …)
и
https://airpages.ru/lw/hs123.shtml (по мнению немцев начала войны — ну совсем устаревшие … потом, поскуливая, пытались вернуть …)

В чем разница ….!?

Реальная — только в наличие у hs129 бронекапсулы (вполне позорной) и ОЧЕНЬ позорных влетно-посадочных характеристик и чисто условной бомбовой нагрузки

Вывод!

А, нафига козе баян!?

В смысле — продвинутая аэродинамика; убирающиеся шасси и прочие сложности …
Скорость у hs123 та же; взлетно-посадочные лучше; бомбовая нагрузка лучше; маневренность выше; есть место для стрелка радиста; скороподъемность лучше ….; машина проще и дешевле … ну и прочее …
Поставь: современный двигатель; тандемную бронекапсулу и консольный дистанционно управляемый пулемет, задней полусферы …

А вы (нахраПИСтые) — Вит/По/Ил …. на выбор — что говнистей …

Но

традиционно (без мозгов)

… дальше , выше , быстрее …
… молодым (и нахрапистым) везде у нас дорога ….

kv739
13.01.2025 08:28
Ответить на  grigory

Знаете, какие были самые вредительские лозунги в советской авиации того времени!?дальше , выше , быстрее …молодым (и нахрапистым) везде у нас дорога …. Лозунги — это идеология для общества, для новых свершений. До сих пор нас это заражает оптимизмом, верой в будущее. Вы же сегодняшние лозунги никак не можете противопоставить этому и похвастать достижениями? Идеология — вряд ли все так однозначно было у Сталина. Скорее тут комплекс исполнителя — Заставь дурака богу молиться, он себе и башку расшибет (с). Тут скорее отсутствие нужных идей и решений с 1939 г. Потом как Яковлев выскочил, как черт из табакерки, так понеслась авиация. Сравните две самые результативные немецкие ударные машины поля боя (юнкерс за кадром) —http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs129.html (вы под него пытаетесь перепилить «вит» и прочих …)иhttps://airpages.ru/lw/hs123.shtml (по мнению немцев начала войны — ну совсем устаревшие … потом, поскуливая, пытались вернуть …)В чем разница ….!?Реальная — только в наличие у hs129 бронекапсулы (вполне позорной) и ОЧЕНЬ позорных влетно-посадочных характеристик и чисто условной бомбовой нагрузкиВывод!А, нафига козе баян!?В смысле — продвинутая аэродинамика; убирающиеся шасси и прочие сложности …Скорость у hs123 та же; взлетно-посадочные лучше; бомбовая нагрузка лучше; маневренность выше; есть место для стрелка радиста; скороподъемность лучше ….; машина проще и дешевле … ну и прочее …Поставь: современный двигатель; тандемную бронекапсулу и… Подробнее »

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад kv739 ем
grigory
grigory
13.01.2025 08:52
Ответить на  kv739

да я не на вашу статью брюзжу (по старчески)
(С) Интересная статья
В чем -то она перекликается с теми картинками/проработками моих двуххвостых на базе И 16 ….

/// Я на комменСРаторов «имею»

что меня поражает — сайт -«альтернативная история»

А, вот, альтернативки практически нет — только перепечатки из старых журналов на истерические темы…

Собственно говоря, контингент здесь еще тот, шахматисты по переПИСЬКИ — «лезут тут всякие инженеришки, нет чтобы просто коллеКиально ПО@детЪ«

zdlp
10.01.2025 17:13
Ответить на  kv739

И у нас первые РЛС «Гнейс-2», установленные на Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года.
Настало время удивительных историй.

Он долго может находится в воздухе, барражируя над линией фронта и наводя свои истребители. Для работы есть свободный член экипажа.
Только вот не было этого никогда.
Наверное Гнейсы не завезли.
И даже первые подлодки советские с радарами, и те были импортные, британские, серии «В». На остальные Гнейсов не хватило тоже, наверное.

Странные у советских привычки. Склонность к тотальной фальсификации, налицо.
Возьмут они, например, испытания чего-либо и трубят во все стороны, что это уже свершившийся факт и серийная продукция.
До сих пор такие привычки у них в ходу. «Величие» чешется и покоя не дает.

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад zdlp ем
grigory
grigory
13.01.2025 17:50
Ответить на  zdlp

Проект под кодовым названием «Гнейс» (С) … В начале 1941 года опытный образец первой БРЛС был создан[1] …  в июле 1942 года провели государственные испытания, которые показали возможность обнаружения самолёта типа бомбардировщик на расстоянии от 300 до 3500 м с точностью по угловым координатам ±5° при высоте полёта не ниже 2000 м …  К концу 1944 года выпущено более 230 её комплектов[2][3]. В 1943 году был создан улучшенный вариант станции – «Гнейс-2М». На ней были применены новые антенны, позволяющие обнаруживать как самолёты, так и надводные корабли. Осенью 1943 года РЛС проходила испытания на Каспийском море ... Первые «Гнейс-2», установленные на Пе-2, были применены в боях под Москвой осенью 1942 года. В начале 1943 года часть самолётов применялась для борьбы с авиационным снабжением окружённых под Сталинградом германских подразделений. С февраля по май 1943 года самолёты с БРЛС применялись в системе ПВО Ленинграда – в 24 гвардейском истребительном авиаполку второго корпуса ПВО. При перехвате истребители выводились на цель с помощью РЛС дальнего обнаружения РУС-2, а с приближением к воздушному противнику уже использовались бортовые «Гнейс-2». Число выпущенных установок «Гнейс-2М» более 230 … Вместе всех типов «Гнейс-1» и «Гнейс-2М» ВЫПУЩЕНО БОЛЕ ЧЕМ 460 (не совсем понятно — всех типов 230 или каждого по 230 ) …По штату каждому полку полагалось 32 самолёта и 39… Подробнее »

Инженер
10.01.2025 17:52
Ответить на  zdlp

А Вы батенька почитайте про Гнейсы, да и вообще про радары в СССР, не все так было плохо, как может казаться при взгляде через американские(или украинские или британские, кто там вас знает) очки.

crymshatun
12.01.2025 05:23
Ответить на  Инженер

А Вы батенька

Это же широко известный в местных кругах Прохожий, «изобретатель» противопожарного бензина, бггг

grigory
grigory
13.01.2025 21:15
Ответить на  crymshatun

Ну и что в этом криминального, я ВОТ тоже, однажды БЫЛ изобретатель нового типа бензина.
Я в него добавил раствор селитры в денатурате; шарики белого фосфора и чуть-чуть алюмосиликата … ;))

  • Правда, с противопожарностью, как-то слабо получилось, НО, начальству понравилось …..
zdlp
10.01.2025 18:46
Ответить на  Инженер

А Вы батенька почитайте про Гнейсы, да и вообще про радары в СССР,
А что там читать?
Не было перед войной и по ее ходу у СССР никаких радаров, кроме британских, на подлодках «В».
Экспериментальные образцы, не считаются.

не все так было плохо,
Вообще все было замечательно.
Самая лучшая жизнь, она вообще всегда на слаборазвитой обочине мира. Вот, в СССР, например.
Прекрасная жизнь, только жрать нечего. И со всем остальным, тоже проблемы.

через американские(или украинские или британские, кто там вас знает) очки.
Да-да-да.
Все кругом враги, все кругом шпионы.
Нассут в подъездах, продукты все советские пожрут, а потом все вокруг засрут, а страдают совграждане.
Это мы в курсе, это мы проходили.

grym
11.01.2025 10:34
Ответить на  zdlp

//Самая лучшая жизнь, она вообще всегда на слаборазвитой обочине мира. Вот, в СССР, например.

Прекрасная жизнь, только жрать нечего. И со всем остальным, тоже проблемы.//

Подскажите где тот град сияющий на холме, к чему направить стопы и хотя бы прикоснуться к той сверхцивилизации от имени которой ВЫ глаголите. Как мудрый представитель оной ВЫ должны понимать, что нам с нашей подлой и глупой тысячелетней историей трудно ориентироваться в быстроменяющемся мире, а образец для благоговейного подражания просто необходим. Назовите эту великолепную страну с блестящей историей, с гордым мудрым народом и мы сможем наконец пасть перед ВАМИ на колени и смиренно восхищаться ВАМИ. При этом будем работать за ВАС, платить ВАМ цивилизационную дань, смиренно сносить ВАШИ отеческие плевки и побои и постоянно каяться, каяться, каяться……….перед ВАМИ.

Вечный ВАШ должник, рождённый на слаборазвитой обочине мира.

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад grym ем
zdlp
11.01.2025 10:55
Ответить на  grym

прикоснуться к той сверхцивилизации от имени которой ВЫ глаголите.
Я глаголю от своего имени. Никакой сверхцивилизацией я на это не уполномочен.

то нам с нашей подлой и глупой тысячелетней историей
Кому «вам с тысячетелтней историей»?
Конкретизируйте себя.
Таких стран и народов в мире крайне мало. Да и то, они в основном в Зап. Европе находятся.
Вы француз?

Назовите эту великолепную страну с блестящей историей, с гордым мудрым народом
История, штука переменчивая.
Поэтому лидирующие на планете Земля народы (и страны) регулярно меняются. Это величина не постоянная.
Античная цивилизация, Арабская цивилизация, Христианская цивилизация.
Все эти цивилизации уже в прошлом.

При этом будем работать за ВАС, платить ВАМ цивилизационную дань, смиренно сносить ВАШИ отеческие плевки и побои и постоянно каяться, каяться, каяться……….перед ВАМИ.
Вы и так это делаете с момента своего рождения и прямо по сею секунду.
А кроме этого, вы все это делаете и в отношении собственных царьков.
Такая вот у вас, на самом деле, жизнь.

Вечный ВАШ должник, рождённый на слаборазвитой обочине мира.
Мои вам соболезнования.

kv739
10.01.2025 17:39
Ответить на  zdlp

Брысь zdlpкин. Как подрастешь, подучишься — только тогда жалуй в тему.

Последний раз редактировалось 2 месяцев назад kv739 ем
doktorkurgan
10.01.2025 17:37

Скоростной бомбардировщик СБ – краса и гордость ВВС РККА, не мог эффективно использоваться как пикирующий бомбардировщик – конструкция не была под это «заточена».

Как ни странно, но во время финской войны 1939-40 именно в качестве пикирующего бомбардировщика СБ иногда таки использовали. Именно тогда на нем опробовали чудо-бомбодержатель ПБ-3, и результаты боевого применения не удовлетворили — часто заклинивал.

почему бы параллельно, не создать на базе того же СБ штурмовик? Да ещё и с бронёй! Слишком большой и тяжёлый получится? 

Пуркуа бы и не па? Не особо массовый, но способный лететь на одном двигателе, с бомбовой нагрузкой 400-500 кг. (если на броню заложим хотя-бы 300-400 кг.). Вместо штурмана-бомбардира отсек вооружения — пара ШВАК и 2-3 ШКАС.

Альтернативная История
Logo
Register New Account