Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

4

Русские встретились с бронированными кораблями первыми в мире, 6 (18) октября 1855 год. Кинбурнская крепость попала под обстрел трех французских броненосных батарей («Девастасьон», «Лав» и «Тоннант»). Бронированные борта плавбатарей оказались неуязвимы для 24-фунтовых пушек русских, на них потом насчитали лишь 200 вмятин, наоборот, стены старой крепости были в упор разбиты с четырёх кабельтовых французскими морскими пушками. После пятичасовой бомбардировки крепость перестала отвечать и вскоре капитулировала. Так на флоте появилась броня, начавшая свое противостояние со снарядом с оглушительной победы.

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар», в 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». Броня уверенно занимала свое место на боевых кораблях. Флот становился не только паровым, но железным и броненосным.

Российская империя опоздала к началу. Догонять пришлось сразу по всем направлениям одновременно. К счастью, Российский императорский флот с 1855 года возглавлял генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич, сын Николая I. Генерал-адмирал флот знал и умело провел реформы, вернувшие Россию в ряд передовых морских держав, причем с минимальными бюджетными вложениями.

Уже в 1858 году генерал-адмирал поставил перед Государственным советом вопрос о выделении средств на постройку первых броненосцев. Решение было готово 23 ноября 1860 года :

«Помимо заказа в Англии броненосной батареи(это будущий «Первенец») , проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».

7 апреля 1861 года корабельный инженер генерал-майор С.И. Черняховский представил в Кораблестроительный технический комитет проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм. Основание бруствера крепилось к днищу, а палуба корабля от бруствера к носу имела “сферический скат” для повышения вероятности рикошетирования вражеских бомб. Ниже ската бруствер защищала 65-мм броня, положенная на 305-мм тиковую подкладку. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами питьевой воды.

Корабль получился небольшим (270 тонн, длина — 39 м, ширина — 6,8 м, осадка — 1,83 м, паровая машина 195 л.с. и скорость 6,5 узлов), зато предельно инновационный. Это был первый в стране железный броненосный корабль. Непростая задача для страны, в которой первый железный пароход спустили на воду то ли в 1852, то ли 1845 году, а железные плиты нужной толщины и качества для бронирования в начале 60-х с трудом только осваивались отечественными заводами.

Предназначалась канонерка для действий в финских шхерах и защиты Кронштадта, но прежде всего для отработки и изучения новых технологий.

Заложили корабль 23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Васильевича Прохорова. 27 сентября (9 октября) корабль спустили на воду, а 19 января 1862 года канонерку под названием «Опыт» зачислили в состав Гвардейского флотского экипажа. До канонерки это имя носили десять парусных судов и катеров Российского флота.

«О́пыт» вошел в историю Российского флота как первый военный железный корабль с броневой защитой. На основе полученного опыта Балтийский флот потом получил несколько серий железных канонерских лодок береговой обороны отечественной постройки.

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт» Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт» Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт» Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

«Опыт» ( с 20 апреля 1883 года «Мина»). Завод Карра и Макферсона (Балтийский завод). Строительство начато май 1861 года, официальная закладка 8 августа 1861 года. Спущен на воду 27 сентября 1861 года. Введён в эксплуатацию 11 мая 1862 года. Выведен из состава флота 1922 год

Водоизмещение 270 длинных тонн. Длина 37,64 /38,9 м. Ширина 6,78 м. Осадка 1,83-1,87 м

Бронирование- Железо- бруствер 114 мм(4,5 дюйма) на 305 мм (12,0 дюйма) тиковой обшивке

Мощность 195-197 л. с. Скорость хода 8,25 узла. Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 2 офицера и 26 матросов, до 90 офицеров и матросов

Вооружение- 1 × 196-мм / 60 фн/12 гладкоствольное орудие (до 1906 года)

Канонерская лодка получила железный и весьма прочный корпус, подтверждением чему служит его 60-летняя служба. Скорость, по некоторым данным, она могла развивать до 9 узлов, чего в общем и не требовалось. В боевом расписании лодка представляла собой мобильное орудие среди кронштадтских фортов. Зато осадка в пределах 183-187 см- самое то для мелководья Маркизовой лужи.

Этим и определена была ее своеобразная конструкция.

Единственное орудие канонерки- 196-миллиметровая гладкоствольная 60-фунтовая бомбическая пушка Баумгарта № 1 образца 1855 года, доставляющая почти на два километра чугунные ядра, картечные снаряды и бомбы с 1,3 кг пороха. Пушка размещалась в носовом бруствере канонерки. Ее вес составлял около 6 тонн, а расчет 19 человек. Другое обозначение пушки-«300-пудовое орудие».

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

Чтобы стрельбе орудия ничего не мешало, бак у канонерки занизили.

Корабль по определению был создан для ведения огня только по курсу, в сторону приближающегося неприятеля. Поэтому, когда рассматривался вопрос о бронировании корабля, борта и корму исключили сразу. Небольшое водоизмещение не вынесло бы полного бронирования. Зато для данной ситуации нашлось простое и элегантное решение. Лодка получила полноценную броневую защиту именно там где надо.

Броневой V-образный траверз из железных плит толщиной 114 мм (стандарт бронирования того времени) располагался поперек корпуса от киля до верхней палубы и от борта до борта. Часть траверза возвышалась над палубой и защищала орудийный бруствер. Под ствол пушки в центре был сделан специальный вырез. Траверз защищал все самое ценное -орудие, машины и механизмы от огня «в лоб». Броня крепилась на тиковую подложку толщиной 305 мм, которая обеспечивала защите необходимую эластичность и прочность.

Ниже ската бруствер защищала 65 мм броня, уложенная на 305 мм деревянную тиковую подкладку, которая должна была амортизировать удары неприятельских снарядов. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами с питьевой водой.

Железные кованые плиты 1200×1000 мм, из которых состоял траверз, были и британского и русского производства.

В экспозиции Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге находится уникальная модель канонерской лодки «Опыт» в очень редком масштабе 1:12 .

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

 

Канонерская лодка «Опыт» в ходе проектирования и строительства обеспечила богатый опыт (sic!) русским инженерам и промышленникам. Но и после вступления в строй на корабле проводились многочисленные испытания.

26 июня 1862 года на канонерской лодке «Опыт» испытывали шестовые мины конструкции генерал-майора Евгения Богдановича Тизенгаузена. Надо было установить минимальную безопасную длину шеста, проверить конструкцию шеста и мины. Для опытов взяли мины с зарядом 16,4 кг и 24,6 кг пороха. Благодаря испытаниям была установлена минимальная длина шеста в 11,3 метра и оболочка мин заменена с деревянных ящиков на жестяные цилиндры.

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»

15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда канонерской лодкой «Опыт» была с помощью шестовой мины была взорвана шхуна «Метеор», которая быстро затонула.

«Идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных. Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна». Выводы комиссии Бутакова. 20.09.1862.

В итоге, шестовые мины активно и успешно применялись русскими моряками в русско-турецкой войне 1877-1878 годов .

В 1863 году Кораблестроительный технический комитет принял решение о проведении испытаний гребного винта системы Гирша, применяющегося на судах английского и французского флотов. 15 июня 1863 года на «Опыт» установили присланный из Англии двухлопастный винт, который через три месяца заменили четырёхлопастным. В результате скорость увеличилась на 0,6 узла, однако появились проблемы с задним ходом. Винт Гирша признали непригодным.

В 1866 году «Опыт» был исключен из списков флота и передан для перестройки в ледокол инженеру Николаю Леонтьевичу Эйлеру. В принципе это, наверно, не было отставкой еще довольно нового корабля. Скорее передача в надежные руки для проведения испытаний с минимумом бюрократии, на результат.

Корабль был переоборудован, бруствер убрали, в носовой части надставили шпангоуты, оснастили паровым механизмом и гирями для разрушения льда весом 300-650 кг. Всего гирь было 3276 кг. Их надо было ронять на лед с высоты 2,4 метра.

«Опыт» дождался первого льда 1866 года и провел испытания в Ораниенбауме. Не получилось. Схема ледокола Эйлера оказалась слишком сложной и ненадежной, а «Опыту» скромная мощность его машины не давала пройти даже уже битый лед.

Незадачливый ледокол довольно долго стоял в Кронштадтском порту, пока 31 января 1870 года не вышел приказ о зачислении «Опыта» в списки судов флота.

Корабль вернулся к испытанию шестовых и буксируемых мин различных систем.

В 1875 году на лодке испытывали приборы автоматического управления стрельбой системы Алексея Павловича Давыдова. 196 мм гладкоствольная пушка канонерки с прибором Давыдова показала на октябрьских стрельбах удивительно точную стрельбу.

Прибор был рекомендован для установки на  кораблях. Благодаря приборам Давыдова в бою 11 июля 1877 года русский пароходофрегат «Веста» своим точным огнем одолел гораздо более мощный турецкий броненосец «Фетхи-Буленд»

В 1881 году с канонерки сняли орудие Баумгарта и установили торпедный аппарат (аппарат для запуска «мин Уайтхеда»), систему подкачки воздуха для него и две скорострельные пушки Энгстрема калибром 44,5 мм. В это время «Опытом» командовал капитан-лейтенант Эдуард Щенснович (после Русско-японской войны контр-адмирал Щенснович стал командиром первого учебного отряда подводного плавания).

20 апреля 1883 года канонерскую лодку «Опыт» переименовали в «Мину», а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны, и использовали для испытания торпед и мин заграждения.

На борту корабля были испытаны гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных систем.

Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году. В 1901 году, в составе учебно-минного отряда канонерская лодка «Мина» участвовала в первых опытах Александра Степановича Попова по установлению радиосвязи между кораблями.

В качестве одного из вариантов модернизации рассматривался вопрос о возвращении на канонерку крупнокалиберного орудия, на случай войны, конечно.

5 января 1906 года корабль исключили из списков флота, разоружили и сдали к Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 9 августа 1907 года лодка вновь расконсервирована, переформирована в портовое судно, а 16 июля 1915 года в ГИСУ и передана в распоряжение Комиссии по обзору финских шхер. Использовалась для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе в составе Главного гидрографического управления. Базировалась она в Гельсингфорсе, возле которого в 1918 году шли бои финской гражданской войны и высадились германские войска. В марте 1918 года увести в Кронштадт старую канонерку не удалось, ее 11 марта 1918 года передали в распоряжение Финляндской советской рабочей республики.

Красные финны в войне потерпели поражение, 13- 21 апреля корабль был захвачен белофиннами. Согласно Юрьевского мирного договора с Финляндией «Мина» в числе других судов подлежала возвращению Советской России. Но перспектив использования старого корабля тогда у России не было и его в 1922 году на месте продали финнам на металлолом.

Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»
С 1878 по 1880 год лодкой командовал лейтенант Стронский Иван Иванович, будущий контр-адмирал (10.09.1901 с увольнением от службы).
Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»
С 1880 по 1885 год командиром канонерской лодки «Опыт» был Эдуард Николаевич Щенснович, будущий вице-адмирал, герой русско-японской войны, Один из первых организаторов минного дела и подводного плавания в Русском флоте , первый русский адмирал подводного флота
Первая броня Российской империи. Канонерские лодки типа «Опыт»
С марта по июль 1904 года лодкой командовал лейтенант Македонский, Павел Павлович, затем флагманский минный офицер 2-й Тихоокеанской эскадры, погибший во время Цусимского сражения. Старший брат А. П. Македонского, старшего офицера броненосца «Князь Суворов», также погибшего в Цусимском бою.

В принципе, благодаря броневому траверзу, конструкция русской канонерки смотрится гораздо выигрышнее схемы Рендела при одинаковом назначении. Кроме цены, конечно.

Источник — https://dzen.ru/a/Z4AtjHoJExv3MKV2

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account