Русские встретились с бронированными кораблями первыми в мире, 6 (18) октября 1855 год. Кинбурнская крепость попала под обстрел трех французских броненосных батарей («Девастасьон», «Лав» и «Тоннант»). Бронированные борта плавбатарей оказались неуязвимы для 24-фунтовых пушек русских, на них потом насчитали лишь 200 вмятин, наоборот, стены старой крепости были в упор разбиты с четырёх кабельтовых французскими морскими пушками. После пятичасовой бомбардировки крепость перестала отвечать и вскоре капитулировала. Так на флоте появилась броня, начавшая свое противостояние со снарядом с оглушительной победы.
В 1859 году французы спустили на воду броненосный фрегат «Глуар», в 1860 году англичане ответили броненосцем «Уорриор». Броня уверенно занимала свое место на боевых кораблях. Флот становился не только паровым, но железным и броненосным.
Российская империя опоздала к началу. Догонять пришлось сразу по всем направлениям одновременно. К счастью, Российский императорский флот с 1855 года возглавлял генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич, сын Николая I. Генерал-адмирал флот знал и умело провел реформы, вернувшие Россию в ряд передовых морских держав, причем с минимальными бюджетными вложениями.
Уже в 1858 году генерал-адмирал поставил перед Государственным советом вопрос о выделении средств на постройку первых броненосцев. Решение было готово 23 ноября 1860 года :
«Помимо заказа в Англии броненосной батареи(это будущий «Первенец») , проверить возможность изготовления в России брони для судов меньшего ранга, как например, канонерские лодки, а также и постройку такого ранга судов».
7 апреля 1861 года корабельный инженер генерал-майор С.И. Черняховский представил в Кораблестроительный технический комитет проект железной канонерской лодки с носовым 196-мм гладкоствольным орудием, прикрытым броневым бруствером толщиной 114 мм. Основание бруствера крепилось к днищу, а палуба корабля от бруствера к носу имела “сферический скат” для повышения вероятности рикошетирования вражеских бомб. Ниже ската бруствер защищала 65-мм броня, положенная на 305-мм тиковую подкладку. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами питьевой воды.
Корабль получился небольшим (270 тонн, длина — 39 м, ширина — 6,8 м, осадка — 1,83 м, паровая машина 195 л.с. и скорость 6,5 узлов), зато предельно инновационный. Это был первый в стране железный броненосный корабль. Непростая задача для страны, в которой первый железный пароход спустили на воду то ли в 1852, то ли 1845 году, а железные плиты нужной толщины и качества для бронирования в начале 60-х с трудом только осваивались отечественными заводами.
Предназначалась канонерка для действий в финских шхерах и защиты Кронштадта, но прежде всего для отработки и изучения новых технологий.
Заложили корабль 23 мая 1861 года в Санкт-Петербурге на заводе Карра и Макферсона (ныне Балтийский завод) под руководством подпоручика Корпуса корабельных инженеров Хрисанфа Васильевича Прохорова. 27 сентября (9 октября) корабль спустили на воду, а 19 января 1862 года канонерку под названием «Опыт» зачислили в состав Гвардейского флотского экипажа. До канонерки это имя носили десять парусных судов и катеров Российского флота.
«О́пыт» вошел в историю Российского флота как первый военный железный корабль с броневой защитой. На основе полученного опыта Балтийский флот потом получил несколько серий железных канонерских лодок береговой обороны отечественной постройки.
«Опыт» ( с 20 апреля 1883 года «Мина»). Завод Карра и Макферсона (Балтийский завод). Строительство начато май 1861 года, официальная закладка 8 августа 1861 года. Спущен на воду 27 сентября 1861 года. Введён в эксплуатацию 11 мая 1862 года. Выведен из состава флота 1922 год
Водоизмещение 270 длинных тонн. Длина 37,64 /38,9 м. Ширина 6,78 м. Осадка 1,83-1,87 м
Бронирование- Железо- бруствер 114 мм(4,5 дюйма) на 305 мм (12,0 дюйма) тиковой обшивке
Мощность 195-197 л. с. Скорость хода 8,25 узла. Дальность плавания 1100 миль. Экипаж 2 офицера и 26 матросов, до 90 офицеров и матросов
Вооружение- 1 × 196-мм / 60 фн/12 гладкоствольное орудие (до 1906 года)
Канонерская лодка получила железный и весьма прочный корпус, подтверждением чему служит его 60-летняя служба. Скорость, по некоторым данным, она могла развивать до 9 узлов, чего в общем и не требовалось. В боевом расписании лодка представляла собой мобильное орудие среди кронштадтских фортов. Зато осадка в пределах 183-187 см- самое то для мелководья Маркизовой лужи.
Этим и определена была ее своеобразная конструкция.
Единственное орудие канонерки- 196-миллиметровая гладкоствольная 60-фунтовая бомбическая пушка Баумгарта № 1 образца 1855 года, доставляющая почти на два километра чугунные ядра, картечные снаряды и бомбы с 1,3 кг пороха. Пушка размещалась в носовом бруствере канонерки. Ее вес составлял около 6 тонн, а расчет 19 человек. Другое обозначение пушки-«300-пудовое орудие».
Чтобы стрельбе орудия ничего не мешало, бак у канонерки занизили.
Корабль по определению был создан для ведения огня только по курсу, в сторону приближающегося неприятеля. Поэтому, когда рассматривался вопрос о бронировании корабля, борта и корму исключили сразу. Небольшое водоизмещение не вынесло бы полного бронирования. Зато для данной ситуации нашлось простое и элегантное решение. Лодка получила полноценную броневую защиту именно там где надо.
Броневой V-образный траверз из железных плит толщиной 114 мм (стандарт бронирования того времени) располагался поперек корпуса от киля до верхней палубы и от борта до борта. Часть траверза возвышалась над палубой и защищала орудийный бруствер. Под ствол пушки в центре был сделан специальный вырез. Траверз защищал все самое ценное -орудие, машины и механизмы от огня «в лоб». Броня крепилась на тиковую подложку толщиной 305 мм, которая обеспечивала защите необходимую эластичность и прочность.
Ниже ската бруствер защищала 65 мм броня, уложенная на 305 мм деревянную тиковую подкладку, которая должна была амортизировать удары неприятельских снарядов. Бомбовый погреб и крюйт-камера размещались за бруствером и были прикрыты с бортов цистернами с питьевой водой.
Железные кованые плиты 1200×1000 мм, из которых состоял траверз, были и британского и русского производства.
В экспозиции Центрального Военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге находится уникальная модель канонерской лодки «Опыт» в очень редком масштабе 1:12 .
Канонерская лодка «Опыт» в ходе проектирования и строительства обеспечила богатый опыт (sic!) русским инженерам и промышленникам. Но и после вступления в строй на корабле проводились многочисленные испытания.
26 июня 1862 года на канонерской лодке «Опыт» испытывали шестовые мины конструкции генерал-майора Евгения Богдановича Тизенгаузена. Надо было установить минимальную безопасную длину шеста, проверить конструкцию шеста и мины. Для опытов взяли мины с зарядом 16,4 кг и 24,6 кг пороха. Благодаря испытаниям была установлена минимальная длина шеста в 11,3 метра и оболочка мин заменена с деревянных ящиков на жестяные цилиндры.
15 сентября 1862 года на Ораниенбаумской отмели Южного рейда канонерской лодкой «Опыт» была с помощью шестовой мины была взорвана шхуна «Метеор», которая быстро затонула.
«Идея миноносных панцирных судов доставляет возможность иметь сильное оружие из всех до сих пор придуманных. Заряд в один пуд производит страшные разрушения в неприятельском судне, при совершенной безнаказанности от этого для минного судна». Выводы комиссии Бутакова. 20.09.1862.
В итоге, шестовые мины активно и успешно применялись русскими моряками в русско-турецкой войне 1877-1878 годов .
В 1863 году Кораблестроительный технический комитет принял решение о проведении испытаний гребного винта системы Гирша, применяющегося на судах английского и французского флотов. 15 июня 1863 года на «Опыт» установили присланный из Англии двухлопастный винт, который через три месяца заменили четырёхлопастным. В результате скорость увеличилась на 0,6 узла, однако появились проблемы с задним ходом. Винт Гирша признали непригодным.
В 1866 году «Опыт» был исключен из списков флота и передан для перестройки в ледокол инженеру Николаю Леонтьевичу Эйлеру. В принципе это, наверно, не было отставкой еще довольно нового корабля. Скорее передача в надежные руки для проведения испытаний с минимумом бюрократии, на результат.
Корабль был переоборудован, бруствер убрали, в носовой части надставили шпангоуты, оснастили паровым механизмом и гирями для разрушения льда весом 300-650 кг. Всего гирь было 3276 кг. Их надо было ронять на лед с высоты 2,4 метра.
«Опыт» дождался первого льда 1866 года и провел испытания в Ораниенбауме. Не получилось. Схема ледокола Эйлера оказалась слишком сложной и ненадежной, а «Опыту» скромная мощность его машины не давала пройти даже уже битый лед.
Незадачливый ледокол довольно долго стоял в Кронштадтском порту, пока 31 января 1870 года не вышел приказ о зачислении «Опыта» в списки судов флота.
Корабль вернулся к испытанию шестовых и буксируемых мин различных систем.
В 1875 году на лодке испытывали приборы автоматического управления стрельбой системы Алексея Павловича Давыдова. 196 мм гладкоствольная пушка канонерки с прибором Давыдова показала на октябрьских стрельбах удивительно точную стрельбу.
Прибор был рекомендован для установки на кораблях. Благодаря приборам Давыдова в бою 11 июля 1877 года русский пароходофрегат «Веста» своим точным огнем одолел гораздо более мощный турецкий броненосец «Фетхи-Буленд»
В 1881 году с канонерки сняли орудие Баумгарта и установили торпедный аппарат (аппарат для запуска «мин Уайтхеда»), систему подкачки воздуха для него и две скорострельные пушки Энгстрема калибром 44,5 мм. В это время «Опытом» командовал капитан-лейтенант Эдуард Щенснович (после Русско-японской войны контр-адмирал Щенснович стал командиром первого учебного отряда подводного плавания).
20 апреля 1883 года канонерскую лодку «Опыт» переименовали в «Мину», а 1 февраля 1892 года зачислили в класс канонерских лодок береговой обороны, и использовали для испытания торпед и мин заграждения.
На борту корабля были испытаны гальваноударные и сфероконические мины, запалы различных систем, устройства защиты минных заграждений, много вспомогательных систем.
Капитальный ремонт канонерка прошла в 1900 году. В 1901 году, в составе учебно-минного отряда канонерская лодка «Мина» участвовала в первых опытах Александра Степановича Попова по установлению радиосвязи между кораблями.
В качестве одного из вариантов модернизации рассматривался вопрос о возвращении на канонерку крупнокалиберного орудия, на случай войны, конечно.
5 января 1906 года корабль исключили из списков флота, разоружили и сдали к Санкт-Петербургскому военному порту на хранение. 9 августа 1907 года лодка вновь расконсервирована, переформирована в портовое судно, а 16 июля 1915 года в ГИСУ и передана в распоряжение Комиссии по обзору финских шхер. Использовалась для обеспечения навигационной безопасности в Финском заливе в составе Главного гидрографического управления. Базировалась она в Гельсингфорсе, возле которого в 1918 году шли бои финской гражданской войны и высадились германские войска. В марте 1918 года увести в Кронштадт старую канонерку не удалось, ее 11 марта 1918 года передали в распоряжение Финляндской советской рабочей республики.
Красные финны в войне потерпели поражение, 13- 21 апреля корабль был захвачен белофиннами. Согласно Юрьевского мирного договора с Финляндией «Мина» в числе других судов подлежала возвращению Советской России. Но перспектив использования старого корабля тогда у России не было и его в 1922 году на месте продали финнам на металлолом.
В принципе, благодаря броневому траверзу, конструкция русской канонерки смотрится гораздо выигрышнее схемы Рендела при одинаковом назначении. Кроме цены, конечно.
Источник — https://dzen.ru/a/Z4AtjHoJExv3MKV2