Идейные предшественник наших авиабомб с УМПК. Авиабомба класса «SDB» — GBU-39. США
Архивная статья 2012 года с сайта ТопВар.
В 90-е годы началась разработка авиабомб с малым диаметром, которая была направлена на оснащение сверхзвуковых самолетов высокоточными боеприпасами, способными сбрасываться из внутреннего бомбоотсека. Исследования велись в рамках программы под названием «MMTD», уделяя внимание развитию различных технологий:
- умное удержание цели;
- плавкий электронный програмируемый предохранитель;
- высокоэнергитические взрывчатые вещества;
- противодействие глушения сингала;
- оптимальное управление;
- умный автопилот;
- современный GPS/INS;
В рамках данной программы осуществлялась модернизация вооружения для «F-22», благодаря чему самолеты были оснащены стандартными бомбами, включая до восьми авиабомб класса SDB. В 2005 году такие авиабомбы уже были включены в арсенал ВВС и впервые применялись в боевых условиях в Ираке в 2006 году. Согласно намерениям военно-воздушных сил США, планируется закупка 24 тысяч авиационных бомб класса SDB различной массы. Эти бомбы будут использоваться в сверхзвуковых самолетах, и более половины из них станут основным вооружением для поражения стационарных наземных объектов, в то время как новые модификации смогут также поражать подвижные цели.
В конце 2007 года компания «Boeing», американский авиастроительный гигант, сообщила о достижениях в программе «HIFEX», направленной на внедрение технологий активного управления воздушным потоком. Эти технологии обеспечивают безопасный сброс авиабомб из внутренних отсеков вооружения на высоких скоростях (свыше М1). В ходе испытаний подтвердили, что сброс авиабомбы «Mk-82 JDAM» с самолета «В-1» на скорости М2 осуществляется безопасно.
Летом 2008 года на авиационной базе в Калифорнии впервые была произведена сверхзвуковая сброска бомбы GBU-39 с самолетов 411-й эскадрильи ВВС США. Эти испытания прошли успешно и подтвердили, что безопасный сброс бомб на высоких скоростях из внутренних бомбоотсеков возможен. Данное достижение позволило считать программу освоения новым поколением вооружения для сверхзвуковых самолетов успешной.
Бомба GBU-39 принадлежит к категории «Small Diameter Bomb», что переводится как бомба малого диаметра или калибра. Весит GBU-39 SDB 113 килограммов. Она создана для точного поражения наземных целей с большого расстояния, чтобы избежать атаки на самолет со стороны вражеской противовоздушной обороны. Из-за своего компактного размера и небольшого формфактора, GBU-39 SDB можно размещать как на внешних подвесках, так и во внутренних отсеках для вооружения. Это снижает видимость самолета и улучшает его скорость и маневренность.
Программа по интеграции управляемых авиационных боеприпасов в арсенал самолета F-22A была достаточно масштабной. В рамках этой программы проводились наземные испытания, направленные на определение и снижение вибрационных характеристик авиабомб, а также испытания сброса боеприпасов на небольших скоростях (М= 0.8-1). Выполнено восемь испытательных сбросов GBU-39 SDB при М<1. Внутренний отсек вооружения F-22A Raptor позволяет разместить до восьми управляемых боеприпасов типа «Small Diameter Bomb». После успешной интеграции GBU-39 SDB продолжаются боевые испытания новых модификаций авиабомб малого диаметра. Программа боевого применения сверхзвуковых авиабомб под названием «Revolutionary Approach To Time-critical Long Range Strike» включает наземные испытания на супершумовых тележках на скоростях около 600 м/с в базе «Holloman».
Авиабомба GBU-39 SDB способна поражать объекты, находящиеся в укрытии, и обеспечивает большую точность поподания в сравнении с авиабомбами типа JDAM. Оборудование авиабомбы:
- GPS-приемник от «Rockwell Collins»;
- инерционный блок от «Honeywell»;
- электронный программируемый предохранитель с возможностью подрыва боеприпаса в воздухе, при контакте с объектом и выставление задержки подрыва;
- модуль борьбы с глушением сигнала anti-jam от «Harris»;
- приводы хвостового оперенья «HR Textron»;
- раскладывающиеся крылья «MBDA Diamondback»;
- боеголовка «TAM Garland»;
- интерфейс «Mil-Std-1760»;
- пусковая «Sargent Fletcher» — эжектор от «Boeing».
Эффективное управление представляет собой особую технологию, обеспечивающую согласование управляемой авиабомбы в момент удара с направлением вектора скорости, что существенно повышает степень проникновения. Вся кинетическая энергия направляется на корректировку боеприпаса для успешного уничтожения намеченной цели.
Используемые аэродинамические крылья обеспечивают диапазон применения авиабомбы в радиусе более 100 километров. Радиус взрыва 285 фунтовой GBU-39 SDB равен 26 футов против 82 футов 2000 фунтовой JDAM. Контсрукторы утверждают, что авиабомбы способны проникать за 5-ти футовый железобетон, и что они будут конкурировать с авиабомбой BLU-109/B. Наиболее эффективны такие боеприпасы будут при нанасения ударов в городской черте, при поддержке наземных войск с воздуха по аэродромам, сооружениям, бронированной техники, огневым точкам, средствам РСЗО и ПВО. Менее эффективны они будут по применению против глубоких бункеров, сооружений, больших инфраструктур и зданий, промышленных предприятий, мостов и систем траншей, автопарков и живой силы противника.
Основные характеристики:
- диаметр 7.5 дюйма;
- длина 1.8 метра;
- ширина 19 сантиметров;
- вес 285 фунтов;
- диапазон применения более 100 километров;
- проникновение – 5-6 футов железнобетонного перекрытия;
- вес ВВ — 17 килограмм;
Самолеты-носители:
- F-15E;
- F-16;
- F-35 II;
- A-10 II;
- F-117;
- B-1;
- B-2;
- B-52.
Источник — https://topwar.ru/14809-aviabomba-klassa-sdb-gbu-39.html