Статья Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 15 мая 2015 года.
Содержание:
По мнению командования Императорского флота Японии, малый авианосец «Рюдзё» был вполне способен решать вспомогательные задачи, такие как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях или нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника. Это предположение подтвердилось в ходе рейда в Индийский океан и битв за Филиппины и атолл Мидуэй
Японская правящая элита, в начале ХХ века взявшая курс на построение «Великой Восточной империи», вполне отдавала себе отчет в том, что это неминуемо приведет к военному конфликту с крупнейшими морскими державами – Великобританией и США. Осознавая, что достижение количественного превосходства над британским и американским флотами в обозримой перспективе невозможно, японцы сделали упор на улучшение качества корабельного состава и освоение новых тактических приемов. Японские адмиралы довольно быстро оценили перспективы корабельной авиации – первый гидроавиатранспорт «Вакамия» на четыре гидроплана был передан флоту уже в 1914 году, в 1920 году в строй встали перестроенные из танкеров гидроавиатранспорты «Ноторо» и «Камои» (на шестнадцать и двадцать гидропланов соответственно), а к концу 1922 года японцы построили свой первый авианосец со сплошной палубой («Хосё»). Таким образом, Япония стала третьей страной в мире, построившей полноценный авианосец (после Великобритании и США, флоты которых получили подобные корабли в сентябре 1918 и марте 1922 года соответственно).
В соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года Япония получила право на постройку авианосцев общим водоизмещением не более 81000 тонн (при этом авианосец «Хосё» был признан опытным и не включался в общую квоту), а также достройку в качестве авианосцев двух линейных крейсеров или линкоров. Японский флот быстро выбрал установленную для него квоту: в 1927 году был введен в строй авианосец «Акаги» водоизмещением 34464 тонны, а в 1928 году – авианосец «Кага» водоизмещением 33693 тонны. Окончательно исчерпать квоту японцы решили, включив в свою новую кораблестроительную программу малый авианосец «Рюдзё» (в переводе с японского языка – «Сражающийся дракон»).
Тактико-технические характеристики
«Рюдзё», заложенный 26 ноября 1929 года на верфи ВМФ в Йокосуке, в соответствии с тогдашней классификацией принадлежал к категории «малых авианосцев». По представлениям военных теоретиков, малые авианосцы, предназначенные для выполнения вспомогательных задач, должны были иметь водоизмещение до 20000 тонн, артиллерийское вооружение из орудий калибра 114-127 мм и зенитных автоматов калибра 20-40 мм, а также авиагруппу из 20-50 самолетов. Следует отметить, что японцы первыми в мире приступили к созданию авианосцев специальной постройки (они изначально проектировались как авианосцы, а не перестраивались из кораблей других типов). В США первый авианосец специальной постройки был заложен в 1931, а в Великобритании – в 1935 году.
Конструкция
Конструктивно «Рюдзё» представлял собой авианосец со сплошной полетной палубой (длина – 156,5 м, ширина – 23 м) без надстройки. Капитанский мостик, сходный с теми, которые устанавливались на торговых судах, располагался в передней части корабля под полетной палубой. Основная проблема авианосцев со сплошной полетной палубой – дымоотвод – была решена путем вывода на правый борт двух загибающихся назад и вниз труб разного диаметра. В процессе строительства авианосца проект был пересмотрен (военно-морские функционеры приняли решение переделать одноярусный самолетный ангар в двухъярусный), что привело к увеличению водоизмещения корабля с 8000 до 10000 тонн. Изменения, внесенные в проект, привели к перегрузке корабля и отрицательно сказались на его остойчивости, что заставило командование флота почти сразу после введения авианосца в строй (9 мая 1933 года) отправить его на модернизацию.
Модернизация 1934-36 годов носила далеко не косметический характер – была существенно изменена архитектура авианосца, и приблизительно на 30% возросло его водоизмещение. Корабль оснастили булями и перенесли палубой выше дымовые трубы, (ранее их на полном ходу заливало волнами), а также изменили расположение артиллерийских спонтонов (выступов палубы) левого борта и для увеличения остойчивости уложили в трюм 1200 тонн балласта.
Основные размеры авианосца «Рюдзё»
Год |
1933 | 1936 |
Водоизмещение, т | 10150 | 13650 |
Длина, м | 180 | 180 |
Ширина, м | 20,3 | 20,6 |
Осадка, м | 5,6 | 7,1 |
Ограниченное водоизмещение корабля не позволило обеспечить его полноценным бронированием – противоосколочную броню имели только погреба боезапаса и машинное отделение.
Энергетическая установка
Корабль получил двухвальную энергетическую установку суммарной мощностью 65000 л. с., работавшую на нефти и состоявшую из двух паровых турбин и шести котлов. По мнению некоторых историков, энергетическая установка авианосца «Рюдзё» представляла собой двухвальную версию четырехвальной установки крейсеров типа «Такао» (четыре турбины «Парсонс» и двенадцать котлов «Канпон» (тип котлов указан по данным советского «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»). Максимальная скорость «Рюдзё» достигала 29 узлов, а предельная дальность хода составляла 3200 миль при скорости в 25 узлов или 9500 миль при скорости в 12 узлов.
Артиллерийское вооружение
Артиллерийское вооружение авианосца первоначально состояло из двенадцати универсальных 127-мм орудий, размещенных в шести двухорудийных башнях, и двадцати четырех 13,2-мм пулеметов. В ходе эксплуатации вооружение корабля неоднократно изменяли путем установки дополнительных спаренных 25-мм автоматов (первые два были установлены вместо двух 127-мм башен в ходе модернизации 1934-36 годов).
Состав артиллерийского вооружения авианосца «Рюдзё»
Год |
1933 | 1936 | 1942 |
127-мм универсальные орудия | 12 | 8 | 8 |
25-мм зенитные автоматы | — | 4 | 22 |
13,2-мм зенитные пулеметы | 24 | 24 | 24 |
Авиационное вооружение
Численность авиационной группы «Рюдзё» за годы его службы возросла более чем вдвое (в основном, за счет перевооружения корабля самолетами со складывающимися крыльями).
Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»
Год | Состав авиагруппы |
1933 | 17 самолетов (5 истребителей A1N и 12 торпедоносцев В1М) |
1937 | 27 самолетов (12 истребителей A2N и A4N и 15 пикирующих бомбардировщиков D1A2) |
1941 | 38 самолетов (22 истребителя A5М4 и 16 торпедоносцев В5N2) |
Увеличение численности авиагруппы не приводило к пропорциональному росту боевых возможностей авианосца, которые зависят скорее не от количества самолетов, а от интенсивности их использования. В свою очередь, интенсивность использования корабельной авиации зависит от трех факторов:
-
-
- времени транспортировки самолетов из ангара на полетную палубу (зависит от количества лифтов);
- интервала времени между взлетами самолетов (существенно сокращается при наличии катапульт);
- возможности одновременного нахождения самолетов на полетной палубе (зависит от площади палубы).
-
Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»
Авианосец |
«Рюдзё» | «Глориес» | «Илластриес» |
Количество самолетов | 38 | 29 | 36-40 |
Количество лифтов | 2 | 2 | 2 |
Количество катапульт | 0 | 0 | 2 |
Площадь полетной палубы, м² | 3600 | 4800 | 6500 |
Хотя отсутствие катапульт приблизительно вдвое увеличивало интервал между взлетами самолетов, главной проблемой авианосца «Рюдзё» были ограниченные размеры полетной палубы, которые ограничивали количество самолетов, способных одновременно находиться на палубе и выполнять взлет или посадку. По мнению специалистов, на полетной палубе «Рюдзё» могли одновременно находиться не более шести самолетов (для сравнения, на палубе британского авианосца «Глориес» – около десяти самолетов, британского авианосца «Илластриес» – шестнадцать самолетов). Установленные на «Рюдзё» шесть аэрофинишеров, рассчитанных на торможение самолетов массой до 6 тонн, допускали посадку на него всех одномоторных самолетов тогдашних японских ВМС.
В результате увеличения численного состава авиагруппы численность экипажа авианосца возросла с 600 человек в 1933 году до 924 человек в 1936 году. Условия для размещения моряков были, что называется, спартанскими (иначе трудно объяснить, каким образом японцам удалось разместить в полтора раза больший экипаж без увеличения площади жилых и бытовых помещений). Информация о японских матросах, спавших на циновках прямо на палубе, вероятно, относится к области легенд, но даже привычные к отсутствию удобств советские моряки описывали условия проживания экипажа на «Рюдзё» как «крайне стесненные» («Справочник корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»).
После всех вышеупомянутых изменений авианосец «Рюдзё» был вполне способен решать такие задачи как прикрытие японских конвоев и уничтожение конвоев противника, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях и нанесение воздушных ударов по береговым объектам в условиях ограниченных возможностей ВВС противника.
Боевая служба
«Рюдзё» вступил в строй 9 мая 1933 года и после завершения базовой подготовки экипажа был включен в состав Объединенного флота (это решение было отчасти формальным, поскольку уже в 1934 году корабль отправили на модернизацию для устранения выявленных недостатков).
После завершения модернизации авианосец принимал участие в войне с Китаем (осенью 1937 года, весной и осенью 1938 года), обеспечивая блокаду китайского побережья и воздушную поддержку десантов. В конце 1939 года корабль был выведен в резерв (предположительной причиной этого стал перевод пилотов на более крупные корабли), но уже в июне 1941 года вернулся в строй и вошел в состав 4-го флота Японии. После начала войны с США он действовал у восточного побережья Филиппин, у берегов Малайи, островов Ява и Суматра. Так, 7 декабря 1941 года самолеты с «Рюдзё» (всего в состав авиагруппы входили восемнадцать торпедоносцев B5N2 и шестнадцать истребителей А5М4) произвели два налета на филиппинский порт Минданао. В первом авианалете участвовали тринадцать B5N, два из которых были потеряны. В повторном налете участвовали два B5N2 под прикрытием трех А5М4. Данные о существенных разрушениях в результате авианалетов отсутствуют. В период с 8 по 11 декабря авиация «Рюдзё» занималась патрулированием и разведкой, а 12 декабря самолеты с авианосца приняли ограниченное участие в поддержке высадки десанта в Легаспи.
В марте-апреле 1942 года «Рюдзё» (его авиагруппа насчитывала пятнадцать торпедоносцев B5N2 и двенадцать истребителей А6М2) в составе оперативной группы вице-адмирала Озавы, включавшей также шесть крейсеров и четыре эсминца, принял участие в рейде в Индийский океан. Группа занималась исключительно перехватом конвоев союзников (всего было потоплено девятнадцать судов общим водоизмещением около 100000 брутто-тонн, из которых самолеты «Рюдзё» только за апрель потопили десять судов).
Летом 1942 года «Рюдзё» принял участие в Алеутской операции в составе Северного соединения под командованием вице-адмирала Хосогайя. В состав соединения входили два отряда вторжения (в составе «Отряда Атту» – один легкий крейсер, четыре эсминца и два транспорта с 1000 морских пехотинцев; в составе «Отряда Кыска» – один легкий крейсер, два эсминца, шесть транспортов и 550 десантников) и силы прикрытия (авианосцы «Рюдзё» и «Дзуньё», три тяжелых крейсера и шесть эсминцев). Авиагруппы авианосцев насчитывали семьдесят пять самолетов (двадцать один торпедоносец B5N2, двадцать четыре пикирующих бомбардировщика D3A1 и тридцать два истребителя А6М2). Мастерски избежав встречи с американским отрядом контр-адмирала Роберта А. Теобальда, выделенного для обороны Алеутских островов (пять крейсеров, четырнадцать эсминцев и шесть подводных лодок), соединение вышло на ударную позицию и в ночь с 3 на 4 июля нанесло бомбовый удар по военно-морской базе Датч-Харбор, расположенной на острове Уналашка. Налет был произведен в неблагоприятных погодных условия (практически все источники отмечают низкую видимость из-за сильного тумана), в результате чего на цель смогли выйти только семнадцать самолетов с «Рюдзё». Состав группы, наносившей удар, неизвестен, в отличие от понесенных ею потерь – три торпедоносца B5N2, четыре бомбардировщика D3A1, три истребителя А6М2, а также один разведывательный гидроплан. Часть источников говорит о сильном противодействии американцев, но, вероятнее всего, речь идет не об их действиях в момент собственно авианалета, а о последующих попытках американской береговой авиации нанести бомбовый удар по японским авианосцам.
Совершив авианалет, Северное соединение уклонилось от ответного удара американской береговой авиации и, высадив десанты, 6 июля захватило остров Кыска, а 7 июля – остров Атту. Историки, включая настроенных антияпонски авторов «Всемирной истории войн» Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи, склонны высоко оценивать действия Северного соединения: «Не будь американцам известно, что это всего-навсего отвлекающий маневр, эта операция вполне бы могла считаться крупным успехом японцев». В то же время, практические результаты налета на Датч-Харбор оцениваются не столь однозначно. Часть специалистов, включая автора «Энциклопедии авианосцев» В.В. Бешанова, говорит о существенных повреждениях, причиненных базе. Однако большинство склоняется к точке зрения Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи: «Практических результатов они, по сути, не дали – разве что нескольким американским военным пришлось покраснеть». За давностью лет и при полном преобладании американских источников установить истину не представляется возможным, но кажется маловероятным нанесение серьезного ущерба во время одного налета семнадцати машин (в том числе, не более четырнадцати торпедоносцев и бомбардировщиков) с учетом того, что их теоретически возможная бомбовая нагрузка составляла порядка 6500-9500 кг.
«Рюдзё» не принимал участия в битве у атолла Мидуэй, но, тем не менее, в течение довольно долгого времени американцы были уверены, что потопили его 4 июня 1942 года в ходе этого сражения. Найти рациональное объяснение этому заблуждению довольно трудно, так как потопленные японские авианосцы были значительно больше по водоизмещению («Акаги» – 41300 тонн, «Каги» – 43650 тонн, «Сорю» – 19800 тонн, «Хирю» – 21900 тонн) и имели островную надстройку, что делало их визуально отличимыми от «Рюдзё».
Гибель
Последним боем в истории авианосца «Рюдзё» стало морское сражение у Восточных Соломоновых островов (также известное как Первая битва за Гуадалканал) 24 августа 1942 года. Целью японской операции, получившей кодовое наименование «Ка», являлась очистка острова Гуадалканал от высадившегося 7 августа американского десанта и, по возможности, уничтожение американских авианосцев. Для участия в операции выделялась группировка под командованием вице-адмирала Кондо из состава Объединенного флота (три авианосца, три линкора, шесть тяжелых крейсеров, гидротранспорт и эсминцы), а также группа контр-адмирала Танаки (транспорты в сопровождении легкого крейсера «Дзинсу» и четырех сторожевых кораблей). Основную ударную силу японского флота составляли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» со ста сорока семью самолетами на борту (в том числе, пятьдесят четыре бомбардировщика D3A1, тридцать шесть торпедоносцев B5N2 и пятьдесят два истребителя А6М2). Причина включения в состав соединения авианосца «Рюдзё» (состав авиагруппы – двадцать три истребителя А6М2 и девять торпедоносцев B5N2) даже спустя семьдесят лет вызывает споры. На этот счет существует три основные версии:
-
-
- «Рюдзё» был включен в состав соединения в качестве эскадренного авианосца из-за больших потерь, понесенных японским флотом в битве за Мидуэй;
- «Рюдзё» был изначально предназначен для проведения диверсий и отвлекающих маневров;
- «Рюдзё» планировалось использовать в качестве приманки для американских авианосцев.
-
Первая версия представляется сомнительной, поскольку «Рюдзё» в ходе всей операции действовал отдельно от остальных авианосцев. Утром 24 августа группа адмирала Танаки находилась в 250 милях к северу от Гуадалканала. Основные силы Кондо, включая авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» – в 40 милях восточнее группы Танаки, а группа в составе авианосца «Рюдзё», тяжелого крейсера «Тонэ» и эсминцев «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ» выдвинулась далеко вперед для нанесения удара по захваченному американцами японскому аэродрому на Гуадалканале (более известен под названием Хендерсон-филд). Выдвижение авианосца «Рюдзё» и тяжелого крейсера «Тонэ» без серьезного противовоздушного прикрытия является либо следствием полной уверенности японцев в отсутствии у Гуадалканала американских авианосцев, либо маневром с целью их выявления для последующей атаки самолетами с ударных авианосцев. Существует две версии обнаружения авианосца «Рюдзё» американцами: по одной версии он был выявлен американским патрульным гидросамолетом «Каталина», по другой – американцы, несмотря на смену японцами шифров после битвы у Мидуэя, продолжали читать японский радиообмен. В качестве косвенного свидетельства чтения американцами японского радиообмена обычно приводят приказ адмирала Флетчера передислоцировать севшие накануне на Хендерсон-филд тридцать один бомбардировщик SBD-3 и пять торпедоносцев TBF-1 на борт авианосцев, находившихся в 150 милях восточнее Гуадалканала (складывается впечатление, что американцы знали о цели «Рюдзё»). Японцы планировали провести атаку на Хендерсон-филд двумя последовательными волнами (в составе первой волны – шесть истребителей прикрытия А6М2 и шесть торпедоносцев B5N2; в составе второй – девять истребителей А6М2, в задачу которых входила штурмовка аэродрома). На подходе к аэродрому японские самолеты были перехвачены американскими истребителями «Уайлдкэт» и Р-40 (сбиты четыре торпедоносца и три истребителя).
В 14 часов 15 минут с американского авианосца «Саратога» взлетели самолеты (командир авиагруппы – капитан 2-го ранга Фелт). В том, что общая численность американских самолетов составляла тридцать восемь машин, согласны все авторы, но данные о составе американской авиагруппы несколько разнятся. Обычно говорят о двадцати девяти бомбардировщиках SBD-3 и девяти торпедоносцах TBF-1, взлетевших с «Саратоги», из которых двадцать два SBD-3 и семь TBF-1 должны были атаковать «Рюдзё», а семь SBD-3 и два TBF-1 – крейсер «Тонэ».
В 14 часов 58 минут два торпедоносца, взлетевшие с авианосца «Энтерпрайз» на разведку, атаковали «Рюдзё» с горизонтального полета. Сброшенные ими бомбы упали мимо цели, но сообщение о координатах японского авианосца было принято группой с авианосца «Саратога». Несколькими минутами позже еще два торпедоносца из поисковой группы атаковали крейсер «Тонэ», но также безуспешно (при этом японские истребители из состава воздушного патруля сбили один из этих торпедоносцев).
В 15 часов 36 минут авиагруппа с «Саратоги» начинает атаку «Рюдзё». Крейсер «Тонэ» и эсминцы находились на расстоянии около пяти километров от авианосца, поэтому мало чем могли помочь ему. Истребители японского воздушного патруля также не смогли помешать атаке из-за своей малочисленности (к моменту атаки на борту находились лишь восемь А6М2).
Атака на «Рюдзё» первых пятнадцати SBD-3 оказалась безрезультатной. В 15 часов 50 минут капитан 2-го ранга Фелт приказал прекратить атаку крейсера «Тонэ» и бросить все силы на авианосец. Именно группе Фелта приписывается первое попадание в «Рюдзё» (ориентировочно в 16 часов 20 минут). Всего в авианосец попали четыре (по другим данным – три) 454-кг бомбы, вызвавшие многочисленные пожары, а также одна торпеда, по одним данным, попавшая в район машинного отделения правого борта, по другим – выведшая из строя рулевое управление. Еще три бомбы взорвались в непосредственной близости от борта и привели к образованию крупных пробоин. С наступлением темноты экипаж «Рюдзё», убедившись в бесполезности борьбы за спасение корабля, начал эвакуироваться на крейсер «Тонэ» и эсминцы, занимавшиеся спасением пилотов вернувшихся самолётов с «Рюдзё», которые приводнялись поблизости. Около 20 часов авианосец перевернулся и затонул. По наиболее распространенной версии, общие человеческие жертвы составили около 600 человек, но часть историков приводит более скромную цифру в 120 человек. В ходе налета группы Фелта не был сбит ни один из американских самолетов.
В 17 часов 11 минут американские авианосцы были атакованы самолетами с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Сторонники использования «Рюдзё» в качестве приманки обычно отмечают, что группа подполковника Секи в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и восемнадцати истребителей сопровождения А6М2 взлетела около 15 часов, а группа капитана Такахаси в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и девяти истребителей А6М2 – около 16 часов, но не с целью защитить «Рюдзё», а для атаки американских авианосцев. По их мнению, действия японцев были направлены на максимальное отвлечение американских самолетов на атаку «Рюдзё» для снижения их возможностей по нанесению ответного удара по «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Общие потери японской стороны в сражении у Восточных Соломоновых островов составили один авианосец («Рюдзё»), один эсминец и около 90 самолетов, американской стороны – 17 самолетов (кроме того, серьезные повреждения получил авианосец «Энтерпрайз»). Принято считать, что сражение завершилось вничью – несмотря на большие потери, японцы существенно ослабили американский флот, выведя из строя один из трех авианосцев, что могло существенно повлиять на дальнейший ход битвы за Гуадалканал.
В ходе рейда в Индийский океан авианосец «Рюдзё» успешно проявил себя в качестве средства для борьбы с конвоями, а во время боев за Филиппины и Алеутские острова – в качестве эффективного корабля авиационной поддержки на второстепенных направлениях. Поэтому сегодня большинство специалистов склоняется к мнению, что гибель «Рюдзё» 24 августа 1942 года можно объяснить либо преднамеренным умыслом японского командования, либо его крайней некомпетентностью.
источник: https://warspot.ru/3173-chetyre-bitvy-srazhayuschegosya-drakona