Четыре битвы «Сражающегося дракона»

17

Четыре битвы "Сражающегося дракона"

По мотивам статьи Андрея Малеева с сайта WARSPOT от 15 мая 2015 года.

Содержание:

С точки зрения командования Императорского флота Японии, лёгкий авианосец «Рюдзё» был полностью подходящим для выполнения вспомогательных задач, таких как защита японских конвоев и атака вражеских, поддержка морских десантов на второстепенных направлениях или проведение воздушных ударов по береговым объектам при ограниченных возможностях ВВС противника. Эти ожидания подтвердились во время операций в Индийском океане, сражений за Филиппины и атолл Мидуэй.

Японское правящее руководство, которое в начале ХХ века взяло курс на создание «Великой Восточной империи», понимало, что это неизбежно приведет к конфликту с крупными морскими державами, такими как Великобритания и США. Осознавая невозможность количественного превосходства над британским и американским флотом в обозримом будущем, японцы сосредоточились на улучшении качества своего флота и освоении новых тактических приёмов. Адмиралы быстро распознали потенциал корабельной авиации — первый гидроавиатранспорт «Вакамия» на четыре гидроплана был передан флоту уже в 1914 году, в 1920 году в строй вошли перестроенные из танкеров гидроавиатранспорты «Ноторо» и «Камои» (на шестнадцать и двадцать гидропланов соответственно), а к концу 1922 года японцы построили первый авианосец со сплошной палубой («Хосё»). В результате Япония стала третьей державой, построившей полноценный авианосец (после Великобритании и США, которые получили подобные корабли в сентябре 1918 и марте 1922 года соответственно).

В соответствии с Вашингтонским морским соглашением 1922 года Япония получила право строить авианосцы с общим водоизмещением, не превышающим 81000 тонн, причём «Хосё» был признан экспериментальным и не включался в этот лимит. Также Японии было разрешено достроить как авианосцы два линейных крейсера или линкора. Флот Японии быстро использовал свою квоту: в 1927 году был введен в строй авианосец «Акаги» водоизмещением 34464 тонны, а в 1928 году — авианосец «Кага» водоизмещением 33693 тонны. Завершить использование квоты японцы решили, включив в свою новую кораблестроительную программу малый авианосец «Рюдзё» (что на японском значит «Сражающийся дракон»).

Схема авианосца «Рюдзё» по состоянию на 1936 год Источник: the-blueprints.com

Схема авианосца «Рюдзё» по состоянию на 1936 год Источник: the-blueprints.com

Тактико-технические характеристики

«Рюдзё», начавший строительство 26 ноября 1929 года на верфи военно-морских сил в Йокосуке, считался «малым авианосцем» по тогдашней классификации. Военные теоретики того времени полагали, что малые авианосцы, предназначенные для выполнения вспомогательных функций, должны иметь водоизмещение не более 20000 тонн, быть оснащены артиллерией калибра от 114 до 127 мм и противовоздушными автоматами калибра от 20 до 40 мм, а их авиагруппа должна насчитывать от 20 до 50 самолетов. Важно отметить, что японцы первыми в мире начали строительство авианосцев специальной конструкции, то есть изначально спроектированных как авианосцы, а не переделанных из других типов кораблей. В США первый специализированный авианосец был заложен в 1931 году, а в Великобритании — в 1935 году.

Авианосец «Рюдзё», вид с правого борта. Хорошо видны дымовые трубы, выведенные на правый борт. Источник: milday.ru

Авианосец «Рюдзё», вид с правого борта. Хорошо видны дымовые трубы, выведенные на правый борт. Источник: milday.ru

Конструкция

Конструкция «Рюдзё» была выполнена в виде авианосца с цельной полетной палубой размером 156,5 м в длину и 23 м в ширину, при этом отсутствовала надстройка. Пост управления, аналогичный тем, что устанавливались на торговых кораблях, находился под полетной палубой в носовой части судна. Основную проблему цельнопалубных авианосцев, касающуюся отвода дыма, решили за счет размещения на правой стороне судна двух труб разного диаметра, изгибающихся назад и вниз. В ходе строительства проекта начали вноситься изменения: было решено преобразовать одноярусный ангар для самолетов в двухъярусный, что повысило водоизмещение судна с 8000 до 10000 тонн. Эти изменения привели к перегрузке судна и ухудшению его остойчивости, что вынудило флотское руководство почти сразу же после введения авианосца в эксплуатацию (9 мая 1933 года) направить его на доработку.

Авианосец «Рюдзё» на якоре. Хорошо виден капитанский мостик. Источник: waralbum.ru

Авианосец «Рюдзё» на якоре. Хорошо виден капитанский мостик. Источник: waralbum.ru

Модернизация в период 1934-36 годов была существенно более значимой, чем просто косметические изменения — конструкция авианосца претерпела большие изменения, а его водоизмещение увеличилось примерно на 30%. Корабль был оборудован булями, его дымовые трубы подняли на уровень выше палубы (на полном ходу их захлёстывали волны), а также изменили расположение спонтонов артиллерии по левому борту. Для улучшения устойчивости в трюм добавили 1200 тонн балласта.

Основные размеры авианосца «Рюдзё»

Год

1933 1936
Водоизмещение, т 10150 13650
Длина, м 180 180
Ширина, м 20,3 20,6
Осадка, м 5,6 7,1

Ограниченное водоизмещение корабля не позволило обеспечить его полноценным бронированием – противоосколочную броню имели только погреба боезапаса и машинное отделение.

Авианосец «Рюдзё» (современная колоризация черно-белой фотографии). Источник: the-blueprints.com

Авианосец «Рюдзё» (современная колоризация черно-белой фотографии). Источник: the-blueprints.com

Энергетическая установка

На корабле была установлена двухвальная энергетическая система общей мощностью 65000 лошадиных сил, использовавшая нефть и включавшая две паровые турбины и шесть котлов. Согласно некоторым историкам, система авианосца «Рюдзё» являлась двухвальным вариантом четырехвальной системы крейсеров типа «Такао» (четыре турбины конструкции «Парсонс» и двенадцать котлов фирмы «Канпон», как указано в советском «Справочнике корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»). Максимальная скорость, которую мог достигать «Рюдзё», составляла 29 узлов, а максимальная дальность плавания равнялась 3200 миль при скорости 25 узлов или 9500 миль при скорости 12 узлов.

Артиллерийское вооружение

Изначально артиллерийское оснащение авианосца включало двенадцать 127-мм универсальных пушек, установленных в шести башнях с двумя орудиями каждая, а также двадцать четыре пулемета калибра 13,2 мм. В процессе эксплуатации корабля вооружение подвергалось неоднократным изменениям, в частности, добавлялись дополнительные спаренные 25-мм автоматы, первые два из которых были смонтированы вместо двух башен с 127-мм орудиями в ходе модернизации, проведенной в 1934-36 годах.

Состав артиллерийского вооружения авианосца «Рюдзё»

Год

1933 1936 1942
127-мм универсальные орудия 12 8 8
25-мм зенитные автоматы 4 22
13,2-мм зенитные пулеметы 24 24 24
Авианосец «Рюдзё» во время строительства. Хорошо видны 127-мм универсальные орудия. Источник: ww2db.com

Авианосец «Рюдзё» во время строительства. Хорошо видны 127-мм универсальные орудия. Источник: ww2db.com

Авиационное вооружение

Численность авиационной группы «Рюдзё» за годы его службы возросла более чем вдвое (в основном, за счет перевооружения корабля самолетами со складывающимися крыльями).

Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»

Год Состав авиагруппы
1933 17 самолетов (5 истребителей A1N и 12 торпедоносцев В1М)
1937 27 самолетов (12 истребителей A2N и A4N и 15 пикирующих бомбардировщиков D1A2)
1941 38 самолетов (22 истребителя A5М4 и 16 торпедоносцев В5N2)

Увеличение численности авиагруппы не приводило к пропорциональному росту боевых возможностей авианосца, которые зависят скорее не от количества самолетов, а от интенсивности их использования. В свою очередь, интенсивность использования корабельной авиации зависит от трех факторов:

      • времени транспортировки самолетов из ангара на полетную палубу (зависит от количества лифтов);
      • интервала времени между взлетами самолетов (существенно сокращается при наличии катапульт);
      • возможности одновременного нахождения самолетов на полетной палубе (зависит от площади палубы).

Состав авиационной группы авианосца «Рюдзё»

Авианосец

«Рюдзё» «Глориес» «Илластриес»
Количество самолетов 38 29 36-40
Количество лифтов 2 2 2
Количество катапульт 0 0 2
Площадь полетной палубы, м² 3600 4800 6500

Отсутствие катапульт на авианосце «Рюдзё» примерно вдвое увеличивало время между взлетами самолетов. Однако главная трудность заключалась в небольших размерах полетной палубы, ограничивающих число самолетов, которые могли одновременно находиться на ней для взлета и посадки. По мнению экспертов, одновременно на палубе «Рюдзё» можно было разместить не более шести самолетов, в то время как на британском «Глориес» их помещалось около десяти, а на «Илластриес» — до шестнадцати. Шесть аэрофинишеров, установленных на «Рюдзё» и рассчитанных на самолеты до 6 тонн, позволяли принимать все одномоторные самолеты японского флота того времени.

Из-за увеличения численности авиагруппы экипаж авианосца вырос с 600 человек в 1933 году до 924 человек в 1936 году. Условия размещения моряков были весьма аскетичны, что позволило разместить гораздо больший экипаж без расширения жилых и бытовых помещений. Хотя слухи о японских матросах, спавших на циновках на палубе, могут быть преувеличены, даже советские моряки, привыкшие к лишениям, называли условия на «Рюдзё» «очень тесными» (по данным «Справочника корабельного состава военно-морских флотов мира. 1944 год»).

Несмотря на эти изменения, авианосец «Рюдзё» оставался в состоянии выполнять задачи, такие как защита японских конвоев, атака конвоев противника, поддержка морских десантов в менее значительных операциях и нанесение воздушных ударов по береговым целям при ограниченных возможностях вражеских ВВС.

Боевая служба

«Рюдзё» вступил в строй 9 мая 1933 года и после завершения базовой подготовки экипажа был включен в состав Объединенного флота (это решение было отчасти формальным, поскольку уже в 1934 году корабль отправили на модернизацию для устранения выявленных недостатков).

Авианосец «Рюдзё» в 1933-34 годах. Источник: legatus-minor.livejournal.com

Авианосец «Рюдзё» в 1933-34 годах. Источник: legatus-minor.livejournal.com

После модернизации авианосец участвовал в конфликте с Китаем (осенью 1937-го года, а также весной и осенью 1938-го года), осуществляя морскую блокаду у побережья Китая и предоставляя воздушную поддержку для десантов. В конце 1939-го года судно отправили в резерв, предположительно из-за перехода пилотов на более крупные авианосцы, но уже к июню 1941-го года оно вновь вошло в состав 4-го флота Японии. С началом войны с Соединенными Штатами корабль действовал на восточном побережье Филиппин, у берегов Малайзии, а также в районах островов Ява и Суматра. Так, 7 декабря 1941 года самолеты с авианосца «Рюдзё» (в составе авиагруппы было восемнадцать торпедоносцев B5N2 и шестнадцать истребителей А5М4) совершили два авианалета на филиппинский порт Минданао. В первой атаке участвовали тринадцать B5N, из которых два были потеряны. Во втором налете участвовали два B5N2 под прикрытием трех А5М4. Данных о значительных разрушениях от этих налетов нет. С 8 по 11 декабря авиация с «Рюдзё» занималась патрулированием и разведкой, а 12 декабря самолеты с авианосца в ограниченном объеме поддерживали высадку десанта в Легаспи.

Авианосец «Рюдзё» в море, сентябрь 1938 года. Хорошо видно, насколько глубоко корабль зарывается в волны. Источник: ww2db.com

Авианосец «Рюдзё» в море, сентябрь 1938 года. Хорошо видно, насколько глубоко корабль зарывается в волны. Источник: ww2db.com

В период с марта по апрель 1942 года авианосец «Рюдзё», на борту которого находились пятнадцать торпедоносцев B5N2 и двенадцать истребителей A6M2, в составе оперативной группы под командованием вице-адмирала Одзавы, в которую входили шесть крейсеров и четыре эсминца, участвовал в походе в Индийский океан. Основной задачей группы было перехватывание союзных конвоев. За это время они потопили девятнадцать судов с общим водоизмещением около 100000 брутто-тонн, причем самолеты с «Рюдзё» только за апрель потопили десять из них.

Авианосец «Рюдзё». Источник: milday.ru

Авианосец «Рюдзё». Источник: milday.ru

Летом 1942 года авианосец «Рюдзё» был задействован в Алеутской операции в составе Северного соединения под командованием вице-адмирала Хосогайя. В соединение входили две группы вторжения: у «Отряда Атту» были легкий крейсер, четыре эсминца и два транспорта с 1000 морских пехотинцев, а у «Отряда Кыска» – легкий крейсер, два эсминца, шесть транспортов и 550 десантников. Также в состав прикрытия входили авианосцы «Рюдзё» и «Дзуньё», три тяжелых крейсера и шесть эсминцев. Авиагруппы этих судов насчитывали 75 самолетов, в том числе 21 торпедоносец B5N2, 24 пикирующих бомбардировщика D3A1 и 32 истребителя А6М2. Соединение ловко избежало столкновения с американской группой под командованием контр-адмирала Роберта А. Теобальда, защищавшей Алеутские острова и состоявшей из пяти крейсеров, четырнадцати эсминцев и шести подводных лодок. Затем, в ночь с 3 на 4 июля, японцы атаковали бомбами военно-морскую базу Датч-Харбор на острове Уналашка. Налет проходил в плохих погодных условиях, из-за чего на цель смогли выйти лишь семнадцать самолетов с «Рюдзё». Хотя состав этой группы неизвестен, потери включали три торпедоносца B5N2, четыре бомбардировщика D3A1, три истребителя А6М2 и один разведывательный гидроплан. Некоторые источники указывают на серьезное сопротивление американцев, но скорее всего, это относится к попыткам береговой авиации США бомбить японские авианосцы после налета.

Японский истребитель A6М2, поврежденный во время атаки на Датч-Харбор и захваченный американцами после вынужденной посадки на острове Акутан. Источник: forum.worldofwarplanes.ru

Японский истребитель A6М2, поврежденный во время атаки на Датч-Харбор и захваченный американцами после вынужденной посадки на острове Акутан. Источник: forum.worldofwarplanes.ru

После авиационной атаки Северному соединению удалось избежать ответного удара американских береговых сил. Далее они высадили десант и 6 июля захватили остров Кыска, за ним 7 июля — остров Атту. Историки, включая антияпонски настроенных авторов «Всемирной истории войн» Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи, оценивают действия Северного соединения высоко: «Если бы американцы не знали, что это всего лишь отвлекающий маневр, эта операция могла бы считаться великим успехом японцев». Тем не менее практические результаты налета на Датч-Харбор воспринимаются неоднозначно. Некоторые специалисты, в том числе автор «Энциклопедии авианосцев» В.В. Бешанов, утверждают, что база получила значительные повреждения. Однако большинство придерживается точки зрения Р. Эрнеста Дюпюи и Тревора Н. Дюпюи: «Практической пользы они не принесли, если не считать того, что несколько американских солдат покраснели от смущения». Из-за давности событий и доминирования американских источников невозможно точно установить истину, но маловероятно, что один налет семнадцати самолетов (некоторые из них были торпедоносцами и бомбардировщиками в количестве не более четырнадцати), мог причинить значительный ущерб, учитывая их теоретическую бомбовую нагрузку в 6500-9500 кг.

«Рюдзё» в битве у атолла Мидуэй участия не принимал, но долгое время американцы считали, что потопили его 4 июня 1942 года в этом сражении. Объяснить это заблуждение сложно, поскольку потопленные японские авианосцы были значительно большими по тоннажу («Акаги» – 41300 тонн, «Каги» – 43650 тонн, «Сорю» – 19800 тонн, «Хирю» – 21900 тонн) и имели островную надстройку, что делало их визуально непохожими на «Рюдзё».

Гибель

Последним боем в истории авианосца «Рюдзё» стало морское сражение у Восточных Соломоновых островов (также известное как Первая битва за Гуадалканал) 24 августа 1942 года. Целью японской операции, получившей кодовое наименование «Ка», являлась очистка острова Гуадалканал от высадившегося 7 августа американского десанта и, по возможности, уничтожение американских авианосцев. Для участия в операции выделялась группировка под командованием вице-адмирала Кондо из состава Объединенного флота (три авианосца, три линкора, шесть тяжелых крейсеров, гидротранспорт и эсминцы), а также группа контр-адмирала Танаки (транспорты в сопровождении легкого крейсера «Дзинсу» и четырех сторожевых кораблей). Основную ударную силу японского флота составляли авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» со ста сорока семью самолетами на борту (в том числе, пятьдесят четыре бомбардировщика D3A1, тридцать шесть торпедоносцев B5N2 и пятьдесят два истребителя А6М2). Причина включения в состав соединения авианосца «Рюдзё» (состав авиагруппы – двадцать три истребителя А6М2 и девять торпедоносцев B5N2) даже спустя семьдесят лет вызывает споры. На этот счет существует три основные версии:

      • «Рюдзё» был включен в состав соединения в качестве эскадренного авианосца из-за больших потерь, понесенных японским флотом в битве за Мидуэй;
      • «Рюдзё» был изначально предназначен для проведения диверсий и отвлекающих маневров;
      • «Рюдзё» планировалось использовать в качестве приманки для американских авианосцев.

Первая версия представляется сомнительной, поскольку «Рюдзё» в ходе всей операции действовал отдельно от остальных авианосцев. Утром 24 августа группа адмирала Танаки находилась в 250 милях к северу от Гуадалканала. Основные силы Кондо, включая авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» – в 40 милях восточнее группы Танаки, а группа в составе авианосца «Рюдзё», тяжелого крейсера «Тонэ» и эсминцев «Амацукадзэ» и «Токицукадзэ» выдвинулась далеко вперед для нанесения удара по захваченному американцами японскому аэродрому на Гуадалканале (более известен под названием Хендерсон-филд). Выдвижение авианосца «Рюдзё» и тяжелого крейсера «Тонэ» без серьезного противовоздушного прикрытия является либо следствием полной уверенности японцев в отсутствии у Гуадалканала американских авианосцев, либо маневром с целью их выявления для последующей атаки самолетами с ударных авианосцев. Существует две версии обнаружения авианосца «Рюдзё» американцами: по одной версии он был выявлен американским патрульным гидросамолетом «Каталина», по другой – американцы, несмотря на смену японцами шифров после битвы у Мидуэя, продолжали читать японский радиообмен. В качестве косвенного свидетельства чтения американцами японского радиообмена обычно приводят приказ адмирала Флетчера передислоцировать севшие накануне на Хендерсон-филд тридцать один бомбардировщик SBD-3 и пять торпедоносцев TBF-1 на борт авианосцев, находившихся в 150 милях восточнее Гуадалканала (складывается впечатление, что американцы знали о цели «Рюдзё»). Японцы планировали провести атаку на Хендерсон-филд двумя последовательными волнами (в составе первой волны – шесть истребителей прикрытия А6М2 и шесть торпедоносцев B5N2; в составе второй – девять истребителей А6М2, в задачу которых входила штурмовка аэродрома). На подходе к аэродрому японские самолеты были перехвачены американскими истребителями «Уайлдкэт» и Р-40 (сбиты четыре торпедоносца и три истребителя).

В 14 часов 15 минут с американского авианосца «Саратога» взлетели самолеты (командир авиагруппы – капитан 2-го ранга Фелт). В том, что общая численность американских самолетов составляла тридцать восемь машин, согласны все авторы, но данные о составе американской авиагруппы несколько разнятся. Обычно говорят о двадцати девяти бомбардировщиках SBD-3 и девяти торпедоносцах TBF-1, взлетевших с «Саратоги», из которых двадцать два SBD-3 и семь TBF-1 должны были атаковать «Рюдзё», а семь SBD-3 и два TBF-1 – крейсер «Тонэ».

В 14 часов 58 минут два торпедоносца, взлетевшие с авианосца «Энтерпрайз» на разведку, атаковали «Рюдзё» с горизонтального полета. Сброшенные ими бомбы упали мимо цели, но сообщение о координатах японского авианосца было принято группой с авианосца «Саратога». Несколькими минутами позже еще два торпедоносца из поисковой группы атаковали крейсер «Тонэ», но также безуспешно (при этом японские истребители из состава воздушного патруля сбили один из этих торпедоносцев).

В 15 часов 36 минут авиагруппа с «Саратоги» начинает атаку «Рюдзё». Крейсер «Тонэ» и эсминцы находились на расстоянии около пяти километров от авианосца, поэтому мало чем могли помочь ему. Истребители японского воздушного патруля также не смогли помешать атаке из-за своей малочисленности (к моменту атаки на борту находились лишь восемь А6М2).

Атака на «Рюдзё» первых пятнадцати SBD-3 оказалась безрезультатной. В 15 часов 50 минут капитан 2-го ранга Фелт приказал прекратить атаку крейсера «Тонэ» и бросить все силы на авианосец. Именно группе Фелта приписывается первое попадание в «Рюдзё» (ориентировочно в 16 часов 20 минут). Всего в авианосец попали четыре (по другим данным – три) 454-кг бомбы, вызвавшие многочисленные пожары, а также одна торпеда, по одним данным, попавшая в район машинного отделения правого борта, по другим – выведшая из строя рулевое управление. Еще три бомбы взорвались в непосредственной близости от борта и привели к образованию крупных пробоин. С наступлением темноты экипаж «Рюдзё», убедившись в бесполезности борьбы за спасение корабля, начал эвакуироваться на крейсер «Тонэ» и эсминцы, занимавшиеся спасением пилотов вернувшихся самолётов с «Рюдзё», которые приводнялись поблизости. Около 20 часов авианосец перевернулся и затонул. По наиболее распространенной версии, общие человеческие жертвы составили около 600 человек, но часть историков приводит более скромную цифру в 120 человек. В ходе налета группы Фелта не был сбит ни один из американских самолетов.

В 17 часов 11 минут американские авианосцы были атакованы самолетами с авианосцев «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Сторонники использования «Рюдзё» в качестве приманки обычно отмечают, что группа подполковника Секи в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и восемнадцати истребителей сопровождения А6М2 взлетела около 15 часов, а группа капитана Такахаси в составе двадцати семи бомбардировщиков D3A1 и девяти истребителей А6М2 – около 16 часов, но не с целью защитить «Рюдзё», а для атаки американских авианосцев. По их мнению, действия японцев были направлены на максимальное отвлечение американских самолетов на атаку «Рюдзё» для снижения их возможностей по нанесению ответного удара по «Сёкаку» и «Дзуйкаку». Общие потери японской стороны в сражении у Восточных Соломоновых островов составили один авианосец («Рюдзё»), один эсминец и около 90 самолетов, американской стороны – 17 самолетов (кроме того, серьезные повреждения получил авианосец «Энтерпрайз»). Принято считать, что сражение завершилось вничью – несмотря на большие потери, японцы существенно ослабили американский флот, выведя из строя один из трех авианосцев, что могло существенно повлиять на дальнейший ход битвы за Гуадалканал.

В ходе рейда в Индийский океан авианосец «Рюдзё» успешно проявил себя в качестве средства для борьбы с конвоями, а во время боев за Филиппины и Алеутские острова – в качестве эффективного корабля авиационной поддержки на второстепенных направлениях. Поэтому сегодня большинство специалистов склоняется к мнению, что гибель «Рюдзё» 24 августа 1942 года можно объяснить либо преднамеренным умыслом японского командования, либо его крайней некомпетентностью.

источник: https://warspot.ru/3173-chetyre-bitvy-srazhayuschegosya-drakona

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account