Турецкий стелс-истребитель TAI «Kaan» совершил первый полет
21 февраля 2024 года турецкий истребитель пятого поколения «Kaan» (турк. «повелитель, властелин») совершил свой первый полет.
Программа TF (англ. «Turkish Fighter» — Турецкий Истребитель), также известная как MMU (турк. «Milli Muharip Uçak» — Национальный Турецкий Самолет) была начата концерном TAI (англ. Turkish Aerospace Industries — Турецкая Аэрокосмическая Индустрия) еще в 2010 году. Целью программы было создать современный боевой самолет турецкого производства, способный заменить стареющие F-16 в качестве самолетов «второй линии», при американских F-35.
Для турецкой авиационной индустрии это был весьма амбициозный шаг: до этого Турция не имела особого опыта проектирования современных боевых самолетов. С другой стороны, TAI производила по лицензии американские истребители F-16, и участвовала в ряде их модернизационных программ (в том числе на экспорт, для Египта, Иордании и Пакистана). Поэтому разработка собственного истребителя 5-го поколения была задачей сложной, но не невозможной.
Рассматривались три потенциальные конфигурации:
* FX-1 — двухмоторный истребитель по аналогии с F-22
* FX-5 — одномоторный истребитель по аналогии с F-35
* FX-6 — высокоманевренный одномоторный истребитель схемы «утка», по аналогии с Saab JAS-39 «Gripen»
В 2015 году для дальнейшей разработки был выбран проект FX-1. Окончательно это решение было подтверждено в 2017 году. В разработке своего первого истребителя, TAI, естественно, полагалась на иностранный опыт: первоначально в качестве партнеров рассматривались шведская фирма «Saab» и российский «Ростех», но в итоге в декабре 2015 года было заключено соглашение с британским концерном «BAE Systems». Это соглашение позволило TAI получить доступ к передовым европейским разработкам.
Макет будущего истребителя был представлен публике на авиашоу в Париже в 2019 году. Тогда же приоритетность TF-X программы для вооруженных сил Турции значительно повысилась по внешнеполитическим причинам: ввиду ухудшения отношений с США, Турция была исключена из программы поставок истребителя F-35. И «национальный истребитель» стал единственным шансом Турции получить в разумные сроки современный боевой самолет.
При проектировании нового истребителя, TAI заложила следующую комбинацию требований как «минимальную»:
* Современная аэродинамика и двигательная установка
* Способность к крейсированию на сверхзвуке
* «Достаточный» и оптимизируемый боевой радиус действия
* Развитый и многочастотный сенсорный комплекс
* Низкая заметность
* Интеграция сенсорных систем и управления огнем
* Развитые способности по обмену данными, получению внешнего целеуказания и обеспечению такового для других единиц
* Способность применять управляемое оружие большой дальности
И похоже, что турецким авиаконструкторам удалось справиться с задачей.
Истребитель TAI «Kaan» представляет собой многоцелевой самолет 5-го поколения, с пониженной заметностью. Его композитный фюзеляж выполнен по технологии «стелс», на уровне американских стелс-истребителей F-35 (за изготовление фюзеляжа отвечало подразделение TAI, изначально созданное для производства запчастей и компонентов для F-35). ЭПР истребителя оценивается как «несколько выше», чем у F-35, но, вероятно, ненамного.
Первые прототипы самолета оснащаются импортированными американскими двигателями «General Electric» F110 (аналогичные используемым на F-16 и F-15). Серийные машины должны получить двигатели турецкой компании TAEC, разработанные в сотрудничестве между турецкой фирмой «Kale Group» и британским гигантом «Rolls-Royce». Максимальная скорость предполагается около 1,8 Маха, максимальная перегрузка при маневрировании — до 9 g.
Истребитель предполагается оснастить многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой на нитриде галлия, разработанной фирмой «Aselsan inc». Эта РЛС будет способна к работе в режиме малой заметности (с псевдослучайной быстрой сменой частот) а также к применению в качестве станции постановки активных радиопомех для глушения неприятельских радаров. Также истребитель должен быть оснащен пассивной системой инфракрасного обнаружения и оптико-электронным прицельным комплексом. Фирма «Aselsan» производит широкий спектр авиационной электроники — включая средства постановки помех, предупреждения о радарном и лазерном облучении — и создание СУО боевого самолета вполне в рамках ее возможностей.
Также «Kaan» с самого начала создается под прямое взаимодействие с беспилотными летательными аппаратами. При помощи помехоустойчивой многоканальной цифровой связи, истребитель должен иметь возможность напрямую управлять БПЛА, выдавать им целеуказание и координировать совместные операции.

Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы «Rocketsan» (справа). Оба типа вооружения приспособлены для размещения на внутренней подвеске стелс-истребителя
Вооружение нового истребителя должно полностью размещаться во внутренних отсеках вооружения. Предполагается, что «Kaan» сможет использовать весь спектр производимого в Турции авиационного вооружения, включая:
* УРВВ средней и большой дальности программы GÖKTUĞ, с активным радарным самонаведением (включая разрабатываемую версию сверхбольшой дальности с прямоточным двигателем).
* УРВВ малой дальности Bozdoğan с ИК-самонаведением.
* Малозаметные крылатые ракеты «Roketsan» SOM, дальностью до 275 км.
* Малогабаритные крылатые ракеты «Rocketsan» Çakır, дальностью до 150 км.
* Авиабомбы американской «80-ой» серии (Mark-81/82/83/84), весом от 254 кг до 907 кг, с комплектами лазерного и GPS-наведения «HGK guidance kit» от компании «TÜBİTAK-SAGE».
* Малогабаритные планирующие бомбы (де-факто самонаводящиеся суббоеприпасы) MAM-T.
В целом… я бы сказал, что турецкая авиапромышленность продемонстрировала впечатляющий результат. TAI «Kaan» стал первым самолетом 5-го поколения, и первым стелс-самолетом, разработанным за пределами стран «первого мира». Разумеется, на его доводку и серийное производство наверняка потребуется немало времени — но сам факт того, что Турция стала четвертой (после США, России и Китая) страной, спроектировавшей и испытавшей стелс-истребитель, говорит о многом.
источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/312075.html
А вот интересно, может кто знает. Голландская Ост-Индия доход королевству приносила? Или её содержание, ради престижа, всё же обходилось дороже. А то прям видна деградация флота с начала ХХ века.
Няп уже после наполеоновских воин у Голландии флота почти не осталось.
Арк Роял Голланци не потянут ни экономически ни в эксплуатации. А вот Юникорн — могли бы. Можетдаже два )
На борту или Фоккеры 21 или уже Кулховены 58
Ну сложно сказать. В конце 19 века шли серии БрБО и крейсеров. Причём вполне на уровне. А с начала 20 века голландский флот как обрезало. Только крейсера, и то по великим праздникам.
Ну если Британская Малайя как колония в своё время на целый линкор в одиночку насобирала, то Индонезия для Голландии тоже наверняка была не убыточной.
Сложно сказать. Как то не насобирали. А Сингапур ещё тот торговый хаб был. Ради него Сиаму запретили канал Кра строить.
А что, если сделаем «по большому»… Голландцы решают строить (ну и проектировать) авианосец самостоятельно, а за образец берут «Лекингтон» и «Саратогу», только в уменьшеном виде. Возможно даже с турбоэлектрической ГЭУ, как более экономичной. Корабль закладывают, даже успевают спустить на воду, при готовности допустим 37%. Этот недострой успевают отбуксировать в Англию, где он «пылится с 1940 г. по 1942 г.(работы идут с минимальным напряжением). Непобедимая и Легендарная Красная Армия громит нацистов под Сталинградом, англичанцы стали намного свободней «дышать». Задумались о Дальнем Востоке и вот есть недоделанный авианосец. Есть два пути или буксировать снова в США, и там достраивать, или достроить на месте. Выбирают второе, с помощью стандартного, на тот момент, вооружения и оборудования Королевского флота. В конце 1943 года он вступает в строй. За счёт чего же, я думаю, возможен этот «праздник жизни», снова «по большому»!!! Отказываемся от постройки двух крейсеров типа «Де Зевен Провинсиен», а вместо них и появляется авианосец.На момент оккупации Нидерландов De Zeven Provinciën был готов на 25%, а Kijkduin — на 12%. Не заморачиваемся и допускаем, что один авианосец при сопоставимых затратах всего будет готов на 37% (25%+12%). Далее по названию вместо крейсеров «Де Зевен Провинсиен» предполагается одноимённый авианесущий корабль, а к моменту вступления в строй вспомнили, что «империя» должна… Подробнее »
Как всегда очень красиво! Хотя, ИМХО, голландцы крейсера-то едва-едва осиливали, куда уж им авианосцы…
Ну как бы один авианосец у Нидерландов был. С 1948 по 1968 год. Назывался «Карел Доорман», а построен он был британцами для своего флота под названием «Венерэйбл» в 1945 году.