Турецкий стелс-истребитель TAI «Kaan» совершил первый полет

14

Турецкий стелс-истребитель TAI "Kaan" совершил первый полет

21 февраля 2024 года турецкий истребитель пятого поколения «Kaan» (турк. «повелитель, властелин») совершил свой первый полет.

Программа TF (англ. «Turkish Fighter» — Турецкий Истребитель), также известная как MMU (турк. «Milli Muharip Uçak» — Национальный Турецкий Самолет) была начата концерном TAI (англ. Turkish Aerospace Industries — Турецкая Аэрокосмическая Индустрия) еще в 2010 году. Целью программы было создать современный боевой самолет турецкого производства, способный заменить стареющие F-16 в качестве самолетов «второй линии», при американских F-35.

Для турецкой авиационной индустрии это был весьма амбициозный шаг: до этого Турция не имела особого опыта проектирования современных боевых самолетов. С другой стороны, TAI производила по лицензии американские истребители F-16, и участвовала в ряде их модернизационных программ (в том числе на экспорт, для Египта, Иордании и Пакистана). Поэтому разработка собственного истребителя 5-го поколения была задачей сложной, но не невозможной.

Рассматривались три потенциальные конфигурации:

* FX-1 — двухмоторный истребитель по аналогии с F-22

* FX-5 — одномоторный истребитель по аналогии с F-35

* FX-6 — высокоманевренный одномоторный истребитель схемы «утка», по аналогии с Saab JAS-39 «Gripen»

В 2015 году для дальнейшей разработки был выбран проект FX-1. Окончательно это решение было подтверждено в 2017 году. В разработке своего первого истребителя, TAI, естественно, полагалась на иностранный опыт: первоначально в качестве партнеров рассматривались шведская фирма «Saab» и российский «Ростех», но в итоге в декабре 2015 года было заключено соглашение с британским концерном «BAE Systems». Это соглашение позволило TAI получить доступ к передовым европейским разработкам.

Турецкий стелс-истребитель TAI "Kaan" совершил первый полет

Макет будущего истребителя был представлен публике на авиашоу в Париже в 2019 году. Тогда же приоритетность TF-X программы для вооруженных сил Турции значительно повысилась по внешнеполитическим причинам: ввиду ухудшения отношений с США, Турция была исключена из программы поставок истребителя F-35. И «национальный истребитель» стал единственным шансом Турции получить в разумные сроки современный боевой самолет.

При проектировании нового истребителя, TAI заложила следующую комбинацию требований как «минимальную»:

* Современная аэродинамика и двигательная установка

* Способность к крейсированию на сверхзвуке

* «Достаточный» и оптимизируемый боевой радиус действия

* Развитый и многочастотный сенсорный комплекс

* Низкая заметность

* Интеграция сенсорных систем и управления огнем

* Развитые способности по обмену данными, получению внешнего целеуказания и обеспечению такового для других единиц

* Способность применять управляемое оружие большой дальности

И похоже, что турецким авиаконструкторам удалось справиться с задачей.

Турецкий стелс-истребитель TAI "Kaan" совершил первый полет

Истребитель TAI «Kaan» представляет собой многоцелевой самолет 5-го поколения, с пониженной заметностью. Его композитный фюзеляж выполнен по технологии «стелс», на уровне американских стелс-истребителей F-35 (за изготовление фюзеляжа отвечало подразделение TAI, изначально созданное для производства запчастей и компонентов для F-35). ЭПР истребителя оценивается как «несколько выше», чем у F-35, но, вероятно, ненамного.

Первые прототипы самолета оснащаются импортированными американскими двигателями «General Electric» F110 (аналогичные используемым на F-16 и F-15). Серийные машины должны получить двигатели турецкой компании TAEC, разработанные в сотрудничестве между турецкой фирмой «Kale Group» и британским гигантом «Rolls-Royce». Максимальная скорость предполагается около 1,8 Маха, максимальная перегрузка при маневрировании — до 9 g.

Истребитель предполагается оснастить многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой на нитриде галлия, разработанной фирмой «Aselsan inc». Эта РЛС будет способна к работе в режиме малой заметности (с псевдослучайной быстрой сменой частот) а также к применению в качестве станции постановки активных радиопомех для глушения неприятельских радаров. Также истребитель должен быть оснащен пассивной системой инфракрасного обнаружения и оптико-электронным прицельным комплексом. Фирма «Aselsan» производит широкий спектр авиационной электроники — включая средства постановки помех, предупреждения о радарном и лазерном облучении — и создание СУО боевого самолета вполне в рамках ее возможностей.

Также «Kaan» с самого начала создается под прямое взаимодействие с беспилотными летательными аппаратами. При помощи помехоустойчивой многоканальной цифровой связи, истребитель должен иметь возможность напрямую управлять БПЛА, выдавать им целеуказание и координировать совместные операции.

Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы "Rocketsan" (справа). Оба типа вооружения приспособлены для размещения на внутренней подвеске стелс-истребителя

Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы «Rocketsan» (справа). Оба типа вооружения приспособлены для размещения на внутренней подвеске стелс-истребителя

Вооружение нового истребителя должно полностью размещаться во внутренних отсеках вооружения. Предполагается, что «Kaan» сможет использовать весь спектр производимого в Турции авиационного вооружения, включая:

* УРВВ средней и большой дальности программы GÖKTUĞ, с активным радарным самонаведением (включая разрабатываемую версию сверхбольшой дальности с прямоточным двигателем).

* УРВВ малой дальности Bozdoğan с ИК-самонаведением.

* Малозаметные крылатые ракеты «Roketsan» SOM, дальностью до 275 км.

* Малогабаритные крылатые ракеты «Rocketsan» Çakır, дальностью до 150 км.

* Авиабомбы американской «80-ой» серии (Mark-81/82/83/84), весом от 254 кг до 907 кг, с комплектами лазерного и GPS-наведения «HGK guidance kit» от компании «TÜBİTAK-SAGE».

* Малогабаритные планирующие бомбы (де-факто самонаводящиеся суббоеприпасы) MAM-T.

Турецкий стелс-истребитель TAI "Kaan" совершил первый полет

В целом… я бы сказал, что турецкая авиапромышленность продемонстрировала впечатляющий результат. TAI «Kaan» стал первым самолетом 5-го поколения, и первым стелс-самолетом, разработанным за пределами стран «первого мира». Разумеется, на его доводку и серийное производство наверняка потребуется немало времени — но сам факт того, что Турция стала четвертой (после США, России и Китая) страной, спроектировавшей и испытавшей стелс-истребитель, говорит о многом.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/312075.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest


3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
товарищ Сухов
Редактор
10.06.2016 11:46

Зачод!!!

Зачод!!!yes

ChokDok
11.06.2016 04:34

Блин, вот как теперь смотреть

Блин, вот как теперь смотреть мульты?! Буду искать "второе" дно. Главное при этом, не стать дядей Федором.)))

СЕЖ
11.06.2016 10:59

Вы на серию Волкова

Вы на серию Волкова "Волшебная Страна"  гляньте.  Не все там так одназначно, хотя и не так кроваво.

Alex999
13.12.2017 12:46

это надо же так изгадить

это надо же так изгадить простой добрый советский мультик, а?! ну кто вы после этого!?

K.C.P.
20.02.2019 20:42

Камрады, не могу не дать ссылку на новое прочтение классики: Большой Дом.

(или одним файлом для скачивания: https://drive.google.com/uc?authuser=0&id=1DKYRNtFZW-nQV6pdidgx8nY-eSNmU8Yr&export=download)

Alex22
23.02.2019 22:44
Ответить на  K.C.P.

++++
Вы нашли, Вам и пост делать! 😉

Alex22
23.02.2019 22:44
Ответить на  byakin

Полностью согласен!
Не шедевр, местами чересчур перезаверчено, но весьма забавно.
Надо коллеге К.С.Р. делать пост по этой книге.
А вот тут я упал под стол, это сильно! ? 😆
(для нечитавших — Матроскин по книге абсолютно черный кот)

— И как же мне тебя звать?
— Зови меня Матроскин, — предложил кот. — Хорошая фамилия такая. И морская. И серьёзная.
Дядя Фёдор на всякий случай молнию в сумке немного расстегнул и кота внимательно осмотрел.
— Что-то ты не подходишь под фамилию. Вот был бы ты полосатый — другое дело. Да и воды ты боишься. Какой из тебя матрос?
— Ты бушлат морской пехоты видел когда-нибудь? То-то же. А что воды боюсь, так это даже плюс. Вода матросу — верная смерть. Если он в воду попал, значит беда случилась, потонуло его судно.

Slashchov
24.02.2019 11:38

Кстати, учитывая последние нововведения Почты России, предположения относительно Печкина вполне могли реальными быть

comment image
comment image

Альтернативная История
Logo
Register New Account