Турецкий стелс-истребитель TAI «Kaan» совершил первый полет
21 февраля 2024 года турецкий истребитель пятого поколения «Kaan» (турк. «повелитель, властелин») совершил свой первый полет.
Программа TF (англ. «Turkish Fighter» — Турецкий Истребитель), также известная как MMU (турк. «Milli Muharip Uçak» — Национальный Турецкий Самолет) была начата концерном TAI (англ. Turkish Aerospace Industries — Турецкая Аэрокосмическая Индустрия) еще в 2010 году. Целью программы было создать современный боевой самолет турецкого производства, способный заменить стареющие F-16 в качестве самолетов «второй линии», при американских F-35.
Для турецкой авиационной индустрии это был весьма амбициозный шаг: до этого Турция не имела особого опыта проектирования современных боевых самолетов. С другой стороны, TAI производила по лицензии американские истребители F-16, и участвовала в ряде их модернизационных программ (в том числе на экспорт, для Египта, Иордании и Пакистана). Поэтому разработка собственного истребителя 5-го поколения была задачей сложной, но не невозможной.
Рассматривались три потенциальные конфигурации:
* FX-1 — двухмоторный истребитель по аналогии с F-22
* FX-5 — одномоторный истребитель по аналогии с F-35
* FX-6 — высокоманевренный одномоторный истребитель схемы «утка», по аналогии с Saab JAS-39 «Gripen»
В 2015 году для дальнейшей разработки был выбран проект FX-1. Окончательно это решение было подтверждено в 2017 году. В разработке своего первого истребителя, TAI, естественно, полагалась на иностранный опыт: первоначально в качестве партнеров рассматривались шведская фирма «Saab» и российский «Ростех», но в итоге в декабре 2015 года было заключено соглашение с британским концерном «BAE Systems». Это соглашение позволило TAI получить доступ к передовым европейским разработкам.
Макет будущего истребителя был представлен публике на авиашоу в Париже в 2019 году. Тогда же приоритетность TF-X программы для вооруженных сил Турции значительно повысилась по внешнеполитическим причинам: ввиду ухудшения отношений с США, Турция была исключена из программы поставок истребителя F-35. И «национальный истребитель» стал единственным шансом Турции получить в разумные сроки современный боевой самолет.
При проектировании нового истребителя, TAI заложила следующую комбинацию требований как «минимальную»:
* Современная аэродинамика и двигательная установка
* Способность к крейсированию на сверхзвуке
* «Достаточный» и оптимизируемый боевой радиус действия
* Развитый и многочастотный сенсорный комплекс
* Низкая заметность
* Интеграция сенсорных систем и управления огнем
* Развитые способности по обмену данными, получению внешнего целеуказания и обеспечению такового для других единиц
* Способность применять управляемое оружие большой дальности
И похоже, что турецким авиаконструкторам удалось справиться с задачей.
Истребитель TAI «Kaan» представляет собой многоцелевой самолет 5-го поколения, с пониженной заметностью. Его композитный фюзеляж выполнен по технологии «стелс», на уровне американских стелс-истребителей F-35 (за изготовление фюзеляжа отвечало подразделение TAI, изначально созданное для производства запчастей и компонентов для F-35). ЭПР истребителя оценивается как «несколько выше», чем у F-35, но, вероятно, ненамного.
Первые прототипы самолета оснащаются импортированными американскими двигателями «General Electric» F110 (аналогичные используемым на F-16 и F-15). Серийные машины должны получить двигатели турецкой компании TAEC, разработанные в сотрудничестве между турецкой фирмой «Kale Group» и британским гигантом «Rolls-Royce». Максимальная скорость предполагается около 1,8 Маха, максимальная перегрузка при маневрировании — до 9 g.
Истребитель предполагается оснастить многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой на нитриде галлия, разработанной фирмой «Aselsan inc». Эта РЛС будет способна к работе в режиме малой заметности (с псевдослучайной быстрой сменой частот) а также к применению в качестве станции постановки активных радиопомех для глушения неприятельских радаров. Также истребитель должен быть оснащен пассивной системой инфракрасного обнаружения и оптико-электронным прицельным комплексом. Фирма «Aselsan» производит широкий спектр авиационной электроники — включая средства постановки помех, предупреждения о радарном и лазерном облучении — и создание СУО боевого самолета вполне в рамках ее возможностей.
Также «Kaan» с самого начала создается под прямое взаимодействие с беспилотными летательными аппаратами. При помощи помехоустойчивой многоканальной цифровой связи, истребитель должен иметь возможность напрямую управлять БПЛА, выдавать им целеуказание и координировать совместные операции.

Бомба с комплектом лазерного наведения фирмы «TÜBİTAK-SAGE» (слева) и крылатая ракета SOM-J фирмы «Rocketsan» (справа). Оба типа вооружения приспособлены для размещения на внутренней подвеске стелс-истребителя
Вооружение нового истребителя должно полностью размещаться во внутренних отсеках вооружения. Предполагается, что «Kaan» сможет использовать весь спектр производимого в Турции авиационного вооружения, включая:
* УРВВ средней и большой дальности программы GÖKTUĞ, с активным радарным самонаведением (включая разрабатываемую версию сверхбольшой дальности с прямоточным двигателем).
* УРВВ малой дальности Bozdoğan с ИК-самонаведением.
* Малозаметные крылатые ракеты «Roketsan» SOM, дальностью до 275 км.
* Малогабаритные крылатые ракеты «Rocketsan» Çakır, дальностью до 150 км.
* Авиабомбы американской «80-ой» серии (Mark-81/82/83/84), весом от 254 кг до 907 кг, с комплектами лазерного и GPS-наведения «HGK guidance kit» от компании «TÜBİTAK-SAGE».
* Малогабаритные планирующие бомбы (де-факто самонаводящиеся суббоеприпасы) MAM-T.
В целом… я бы сказал, что турецкая авиапромышленность продемонстрировала впечатляющий результат. TAI «Kaan» стал первым самолетом 5-го поколения, и первым стелс-самолетом, разработанным за пределами стран «первого мира». Разумеется, на его доводку и серийное производство наверняка потребуется немало времени — но сам факт того, что Турция стала четвертой (после США, России и Китая) страной, спроектировавшей и испытавшей стелс-истребитель, говорит о многом.
источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/312075.html
Зачод!!!
Зачод!!!
Блин, вот как теперь смотреть
Блин, вот как теперь смотреть мульты?! Буду искать "второе" дно. Главное при этом, не стать дядей Федором.)))
Вы на серию Волкова
Вы на серию Волкова "Волшебная Страна" гляньте. Не все там так одназначно, хотя и не так кроваво.
это надо же так изгадить
это надо же так изгадить простой добрый советский мультик, а?! ну кто вы после этого!?
Камрады, не могу не дать ссылку на новое прочтение классики: Большой Дом.
(или одним файлом для скачивания: https://drive.google.com/uc?authuser=0&id=1DKYRNtFZW-nQV6pdidgx8nY-eSNmU8Yr&export=download)
++++
Вы нашли, Вам и пост делать! 😉
занятная книжка
Полностью согласен!
Не шедевр, местами чересчур перезаверчено, но весьма забавно.
Надо коллеге К.С.Р. делать пост по этой книге.
А вот тут я упал под стол, это сильно! ? 😆
(для нечитавших — Матроскин по книге абсолютно черный кот)
Кстати, учитывая последние нововведения Почты России, предположения относительно Печкина вполне могли реальными быть
😮 ну не фига себе фантазия у почтовиков