«Если к вам пришли незваные гости, а танка у вас нет …».
23 июня 1941 года. Сорок километров западнее-юго-западнее Пинска. (https://alternathistory.ru/22-iyunya-1941-goda-soglasno-ustavam-i-prikazam-prigranichnoe-srazhenie-zapadnogo-fronta)
— Ты чем недоволен военный?
Молоденький командир с одиноким «кубарем» на малиновых петлицах поднял незамутненный пошлыми сомнениями взгляд на капитан-лейтенанта вольготно разместившегося на крыше непонятного, но по всем признакам самоходного средства окрашенного стандартной защитной зеленой краской.
— Нас обещали броней усилить, — в ещё мальчишеском голосе слышалась неприкрытая обида. На глазах мамлея рушился мир – старший командир обещал и цинично обманул.
— А чем тебе эта не нравится? – моряк рукояткой «светкиного» штык-ножа постучал по аккуратно окрашенной поверхности. – Цельных десять миллиметров.
— Я имел ввиду, настоящей …
— А это какая? Игрушечная?
-Ну, в смысле, заводской …
-Хочешь сказать, что эту я лично в подворотне на керогазе варил? – заржал каплейт. – Братишка, тут все исключительно заводское. И броня, и мотор, и колесики. На всё накладные имеются. Пушка, как комиссар сказал, вообще раритет.
И комроты морской пехоты Пинской военной флотилии невольно задержал дыхание – вдруг мальчик знает значение слова «раритет». Судя по клейму, через прицел этой пушечки ещё японские миноноски под Артуром разглядывали. Фу, пронесло – не знал. А вот старшина, маячивший за его спиной, определенно знал и укоризненно покачал седой головой, спрятав в усы снисходительную улыбку.
— А почему он такой …
— Это ещё что. Вон «мазута» самостоятельно попыталась «тридцатьчетверку» собрать – так у них ваще паровоз получился. Если бы не Федорыч, у нас бы ещё чего похуже вышло, – морпех застучал рукояткой ножа по крышке люка. – Николай Федорович!!!
Лязгнул, открываясь и вставая на стопор, люк механика-водителя. Из него по пояс высунулся средних лет мужчина в летнем танкошлеме и сером комбезе. В раскрытом вороте на какое-то мгновение мелькнули две шпалы на черной петлице – лейтенанту хватило. Резво вытянулся во фрунт, разве что каблуки не щелкнули.
— Товарищ майор, младший лейтенант …
— Вольно лейтенант. А тебе чего надо, балабол? – это уже к морячку.
— Вот, пехота не верит, что вы самолично нашу броню до товарного вида напильником доводили, — расплылся в улыбке морпех.
— Тьфу, на тебя, черт водоплавающий. Да у вас самостоятельно только пароход или самогонный аппарат получится, – люк с грохотом захлопнулся.
Младший лейтенант ошарашено молчал. Где-то минуту. А потом робко спросил у капитан-лейтенанта:
— А больше у вас ничего нет?
— Как нет – ЕСТЬ! Для тебя, дарагой, всё есть, — улыбнулся во все тридцать два зуба моряк. – Монитор и канонерка по мелиоративному каналу, безусловно, не пройдут, а вот легкий бронекатер – запросто. Только сюда и дальше до Малориты вы его уже на ручках попрете. Он для самостоятельного перемещения вне воды совсем не предназначен.
— И всё?
— Всё. Хотя нет, вру. Ещё автобус есть. Поставишь на него «ручник» и будет тебе тачанка. Правда, без двигателя.
Самоходная установка СУ-41.
В сложившейся к июню 1941 года обстановке Пинская военная флотилия обеспечивала прикрытие левого фланга Западного фронта во взаимодействии с 75-й стрелковой дивизией 4-й армии. И если вдоль Днепровско-Бугского канала флотилия могла работать всей мощью своей корабельной артиллерии, то на сухопутье этого «медвежьего угла» могла выставить исключительно роту морской пехоты, пусть даже и развернутую до численности батальона. Ни бронетехники, ни противотанковой артиллерии в штатах флотилии, увы не было. Рассчитывать в этом отношении на сухопутчиков, прикрывающих основные направления по которым попрут главные силы немецких мото-механизированных частей, по меньшей мере наивно. А случайно заблудившиеся и забредшие на позиции морпехов несколько даже легких танков и бронемашин могут и дров наломать.
Поэтому спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Несколько грузовых шасси в распоряжении флота найдется. Бронелист в достаточном количестве – тоже. Производственные мощности, рассчитанные на приведение в боеспособное состояние совсем не маленьких корабликов, способны справиться и с более сложной задачей, нежели переделка нескольких грузовиков. Стволы тоже найдутся.
А поскольку чисто гусеничную и чисто колесную технику мы уже пилили – пусть будет полугусь. Тем более что в указанном районе с нормальными дорогами напряг, особенно когда по тревоге надо бежать кратчайшим путем.
Базовое шасси и двигатель – ЗиС-5 (73 л.с.). При большом желании можно по-тихому снять движок со штабного автобуса ЗиС-16 и рассчитывать на 88 л.с. при 2800 оборотах.
Бронирование – 6-10 мм.
Вес собственно бронированного транспортера – 4000-4500 кг.
Артсистема – все, что можно найти на складах, выцыганить у начальства и соседей весом до 2000 кг. 76,2-мм горные и полковые пушки, КТ-28, 45-мм 19-К, 47и 57-мм Гочкиса, 107 и 122-мм полевые гаубицы.
В данном конкретном случае – 57/50-мм Гочкиса (http://wunderwafe.ru/Magazine/MK/1997_02/05.htm) и 122-мм полевая гаубица 52-Г-462 весом 1500 кг, она же — «122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.».(http://ww1.milua.org/R122hovizer0910.htm)