23
Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?

Предисловие warhead.su: Все любят необычную военную технику. А что, если взять технику реальную — и немного доработать? Какой тогда была бы Советская армия?

Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.

Содержание:

1. Танк космической эры

Берём новейшую и самую мощную гладкоствольную пушку, автомат заряжания, комбинированную броню. Получился… Т-64. Танк с очень спорной репутацией.

Как его можно улучшить? Если включить послезнание, нужно дать конструкторам чуть больше возможностей для манёвра. Скажем, при проектировании увеличить максимальный вес танка. Поставить не 36 тонн, а хотя бы 40 (в 60-е эта цифра казалась логичной для упрощения транспор­тировки машины).

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?

Как ни странно, так думали и на Западе. Т-64 казался им слишком лёгким — значит, русские где-то прячут его более тяжёлую версию.


Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Создатель Т-64 Морозов мечтал о предельном танке минимального веса и с радостью ухватился за 36 тонн. Ради этой цифры подрезали проекты уральцев и ленинградцев. Вот только уже первые нормальные Т-64А ушли к 38 тоннам и продолжали тяжелеть.


Глядишь, если сразу потребовать машину потяжелее, и ходовая часть — одна из «болевых точек» реального Т-64 — будет надёжнее. Может, и компоновка получится разумнее. Ещё один часто предлагаемый вариант (хоть лично я и против) — вообще выводить линию ОБТ сразу из тяжёлых танков, как сделали американцы.

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?

Для последних советских тяжёлых танков разрабатывались и комбинированная броня, и 140-мм гладкоствольное орудие.


Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Идея сразу снять весовое ограничение для перспективного ОБТ, конечно, смотрится интересно. Но на практике это, вероятнее всего, вызовет негативный результат. Цифру в 36 тонн взяли не с потолка, она основывалась на реальных возможностях Советской армии — для машин потяжелее не хватало транспортных платформ, тягачей, не был оптимизирован инженерный парк.

В результате плавного утяжеления ОБТ всё это со скрипом, но появилось. Без ограничения сырая и тяжёлая машина попала бы в неподготовленную среду. И освоение Т-64 на этом фоне показалось бы простым и безоблачным. Не говоря о том, что более тяжёлая машина, особенно сделанная из тяжёлого танка, была бы в разы дороже, чем и так недешёвый Т‑64.


2. БТР с братской помощью

Над американским БТР М113 любят издеваться. И в общем-то, заслуженно. Однако эта машина уже была закрытой сверху — в отличие от «сверстников» БТР-152 и ранних БТР-60. И имела надёжный вход-выход, чем советская линейка БТР-60-70-80 похвастаться, увы, не могла. Залезть и вылезти из них — это просто цирковой номер.


Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Причина такого решения ещё более абсурдна. Изначально у БТР-60П крыши не было, и солдаты вылезали из машины по старинке, через верх. Но вскоре до военных дошло, что в условиях ядерной войны открытый БТР — это как-то не очень, и крыша у БТР-60 появилась. Ну а люки переделывать не стали — это же такими изменениями можно и план по производству сорвать!


Это было одной из причин, по которой многие десятки лет советская, а потом и российская пехота ездила снаружи, на броне боевых машин.

Тогда к чему «транспортёру» приставка «броне-»?

А что, если умерить гордость и воспользоваться опытом товарищей по социалистическому лагерю? В Чехословакии с помощью Польши сделали по мотивам БТР-60 весьма удачный ОТ-64 SKOT. Появился он одновременно с ещё открытым БТР‑60П.

ОТ-64 на выставке трофеев из Сирии в парке «Патриот». Фото автора

ОТ-64 на выставке трофеев из Сирии в парке «Патриот». Фото автора

Вместо спарки бензиновых движков — берём один дизель. Выигранный вес ушёл на броню. И самое главное — десантное отделение с огромными дверями в корме.

Это целые ворота — вместо узеньких лючков в бортах

Это целые ворота — вместо узеньких лючков в бортах

Итог — ОТ-64 отлично шёл на экспорт. Бронетранспортёр имел бы и хороший потенциал по модернизации. Да, современной колёсной БМП из него не выйдет, но довести советский ОТ-64 до уровня БТР-82 не проблема. Вместо мучений — долгая счастливая служба на десятки лет.

OT-64 Cobra

OT-64 Cobra


Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Рампа — это конечно хорошо, но вот к чему тут рассуждения про поездку на броне? Что-то американцы во Вьетнаме далеко не всегда предпочитали прятаться внутри столь комфортного М-113. Да и за удобный выход приходилось платить большей высотой БТР — и на числе, и на американских машинах. Можно долго спорить, что лучше: быть низеньким, чтобы тебя не заметили, или иметь удобные выходы для пехоты.


3. БМП с «отбойным молотком»

Советская БМП-1 произвела фурор на Западе. Машину хвалил за новизну идей видный танковед Стивен Залога.

Но вот её вооружение… Ракетомёт хорошо смотрелся бы в фантастике Стругацких. А в реальности эффективная дальность безоткатного орудия «Гром» оказалась маловата. Плюс первые годы осколочных гранат к нему не было вообще, не говоря о причудах баллистики.

А стрельба из «Грома» по танкам так и осталась невостребованной.

Конечно, в 60-е автора идеи «урезать противотанковую мощь боевых машин» предложили бы расстрелять. Но недавно в Ираке на БМП-1 поставили «половинку» от знаменитой зенитки ЗУ-23-2.

Нереальный апгрейд: какой могла быть советская военная техника 60-х?


Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Что-то похожее в начале 80-х построили и болгары, которым не выдали лицензию на производство 2А42, а свою БМП-2 хотелось.


Пушка лёгкая, скорострельная… Фактически, получаем БМП-2 лет на пятнадцать раньше.


Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Идея кажется хорошей, за одним важным но — пушка от ЗУ-23 не выдерживает никакой критики. Она уступает даже пресловутой 2А42, которую заслуженно считают худшей в своём классе. Если, конечно, взять четыре ствола, то, может, прок и будет, но с одним орудием уж проще оставить крупнокалиберный пулемёт — хотя бы боекомплект будет нормальный.

Критика «Грома» точно так же абсолютно необоснованна. Как показывает практика современных конфликтов, возможность забросить фугас регулярно оказывается полезнее красивой стрельбы из автопушки. В СССР это прекрасно понимали и создали БМП-3 — в чём-то далёкое развитие идей БМП-1. Если же реализовать высказанную выше идею — то мы получим абсолютно бесполезную машину в серии.


4. Нужная ненужная самоходка

Ирония судьбы — нужную машину разработали ещё в конце 40-х, а её базу уже приняли на воо­ружение. Но тут появились ракеты «всех сортов и расцветок» — и стало не до САУ.


Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

СУ-152Г даже успели принять на вооружение, но освоение машины сильно затянулось из-за проблем с шасси. Да и военные не очень приветствовали самоходку, не считая её чем-то необходимым для советской армии. В итоге в 1955 году все попытки довести машину до ума прекратили.


Знакомьтесь — СУ-152Г. «Г» — от 152-мм гаубицы

Знакомьтесь — СУ-152Г. «Г» — от 152-мм гаубицы

Полуоткрытая установка давала бы навесной огонь на большой дистанции. На деле, только после учений 1965 года стало ясно, что нужны новые самоходки. Было потеряно десять лет. И добавить крышу было бы проще, чем разрабатывать машину «с нуля». Да и экипаж не так угорал бы от пороховых газов. К тому же реальная САУ 70-х, «Гиацинт» — по прозвищу «Геноцид» — тоже не отличалась могучей бронёй.


Григорий Пастушков
Полевой эксперт в запасе

Самоходная артиллерия важна, но вот СУ-152Г — это анахронизм. По сути, повторение идей поздних немецких «ваффентрагеров». Открытая рубка особенно хорошо подходит для ведения действий в условиях возможного применения ядерного оружия. В итоге всё равно в 70-х всё бы пришлось делать снова? Так, может, и хорошо, что сэкономили на бесполезной и проходной машине?


5. Штурмовик атомной войны

АН-2 — штурмовик? Да! И он вправду испытывался

Ан-2 — штурмовик? Да! И он вправду испытывался

«Полноценный» поршневой или турбовинтовой штурмовик тогда всенепременно зарезали бы. На фоне двух-, а то и трёхмаховых реактивных конкурентов винтовой самолёт — например, Ту-91 — не смотрелся.

А вот боевой Ан-2 — крайне надёжный и дешёвый — пригодился бы бедным странам, строящим социализм по всему миру. Глядишь, из опыта его применения сделали бы всякие полезные выводы. Да и для противопартизанских действий машина была отличной, хоть СССР и отрицал сам факт того, что война коммунистов-социалистов с партизанами возможна.


Антон Железняк
Эксперт по техническим и инженерным вопросам

Расцвет интереса к концепции COIN (война против инсургентов. — Прим. ред.) связан лишь с одним событием — война во Вьетнаме. Если оглянуться назад, в прошлое, более подходящих самолётов — ветеранов Второй мировой хватает. Позже ПВО уйдёт вперёд и, например, в Афганистане такой штурмовик из Ан-2 станет великолепной мишенью.


Вот всего несколько удивительных машин, которые были в реальности, — только в других странах или в другое время. Увы, в Советской армии им места не нашлось.

А какую технику предложили бы вы?


источник: https://warhead.su/2019/06/04/nerealnyy-apgreyd-kakoy-mogla-byt-sovetskaya-tehnika-60h

Подписаться
Уведомить о
guest

20 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account