Загадочный случай с бортом G-AIVL
Британский Vickers VC.1 Viking ладный симпатичный самолетик. Очередной ответ на DC-3, еще военного времени, начал создаваться по программе развития послевоенной гражданской авиации, подготовленной комитетом лорда Брабазона. Главная фишка «Викинга» — крыло и хвостовое оперение геодезической конструкции при цельнометаллическом фюзеляже, этот самолет стал последним «геодезиком». От которых правда отказались после выпуска девятнадцати самолетов модификации Viking 1A. Следующий, довольно занимательный и не слишком затертый в рунете, случай произошел с Viking 1B, который стал уже полностью цельнометаллическим самолетом. Вчитается что это одно из наиболее таинственных воздушных происшествий в истории британской гражданской авиации.
13 апреля 1950 года, в 19-45, борт G-AIVL авиакомпании British European Airways (BEA) с собственным именем «Vigilant» вылетел из Лондона (Northolt) в Париж. Надо заметить что первые «Викинги» массово шли в BEA, где получали собственные имена на «V…», а аэропорт Норхолт на западной окраине Лондона сейчас не используется для регулярных рейсов но в 50ее был самым загруженным аэропортом Великобритании. Погодка на момент вылета ожидалась на маршруте плохая — облачность, гроза, все дела… На борту было 27 пассажиров — чиновники, мелкие бизнесмены, мама с трехмесячным ребенком, в основном англичане. В некоторых источниках говорится про 28 пассажиров на борту — может ребенка забывали посчитать? Плюс четыре члена экипажа: за штурвалом был 29летний Captain Ian Harvey, несмотря на молодость успевший повоевать в RAF пилотируя «Ланкастер» и имевший репутацию опытного летчика, вторым пилотом был First Officer “Dusty” Miller, стюардессой служила 26летняя Susan Cramsie, бортрадистом работал 33летний Thomas Holmes. Через час полета самолет находился над Ла-Маншем, в 48км от Хастингса, держась высоты в 1066 метров (3500 футов). Пассажиры выпили свой чай-кофе, любуясь всполохами молний в иллюминаторах, и стюардесса присела отдохнуть в камбузе, что находился между пассажирским салоном и туалетной комнатой. Вдруг она почувствовала странный запах и решила пройтись по салону, разведать не случилось ли чего. Не найдя никаких признаков для тревоги среди пассажиров Сью направилась на свое место. Как вдруг раздался взрыв.
Самолет в это время был на автопилоте, когда бабахнуло Харви решил что в самолет попала молния, машина затряслась и начала самопроизвольно набирать высоту. Командир быстро принял управление на себя, послав Миллера в салон. Вернувшись тот рассказал что дела так себе. Сью ранена, в салоне дым. Когда дым вытянулся наружу оказалось что камбуз и туалет разрушены, в хвостовой части по обоим бортам огромные дыры. Хвостовое оперение держалось фактически на паре лонжеронов снизу и сверху. Харви в это время сбросил скорость с 315 до 250 км/ч и боролся с управлением — все тяги к хвостовому оперению были перебиты, самолет не слушался ни рулей направления, ни рулей высоты. С механизацией крыла однако все было нормально. На землю было передано сообщение: «Были поражены молнией. Стюардесса серьезно ранена. Возвращаемся в Норхолт. Готовьте скорую помощь».
Стюардесса действительно серьезно пострадала, кусками вышибленных внутрифюзеляжных перегородок ей почти перебило левую руку, которую она вскинула защищаясь от взрыва, повредило плечо, спину. Удивительно, но в салоне все сохраняли хладнокровие, не было никакой паники. К Крамси быстро пришли на помощь пассажиры, освободив ее из под обломков, оттащив от опасных дыр и оказав помощь, аптечка с морфином при этом была недоступна — она крепилась на дверь в хвостовой части к которой было опасно подходить.
Командир в это время научился кое-как управлять самолетом с помощью одних лишь элеронов, сделал плавный поворот и направил «Викинг» к Лондону. Там уже его ждали, расчистив воздух от других самолетов, подготовив все экстренные службы к приему. Первый подход на посадку стал пробным, на земле с удивлением наблюдали за дырявым «Викингом»: «Как будто в него попали зенитным снарядом!». На втором заходе машина удачно села — Харви сделал долгий плавный заход регулируя обороты двигателя. Стюардессу увезли в больницу, самолет оттащили в ангар. Пассажирам было предложено через час улететь другим рейсом в Париж и двадцать из них согласились.
1.
После того как борт оттащили в ангар, начался его осмотр. Огромная дыра 2,4х1,2 метра по правому борту очень впечатляла, по левому дыра была лишь немного меньшей. К делу были привлечены помимо Скотланд-Ярда еще и MI5 и MI6. Потому что быстро было выяснено что дело совсем не в молнии — обшивка была вывернута наружу т.е. взырыв произошел внутри самолета. Было определено место где взорвалась бомба: туалет, мусорная корзина. Но не было найдено следов детонатора, часового механизма, вообще каких-нибудь элементов бомбы… Начался камерный детектив в духе Агаты Кристи, в разгадку которого включились британские и французские газеты — кто из пассажиров и даже членов экипажа мог пронести взрывчатку на борт и подготовить взрыв?
Оказалось что у стюардессы были какие то интересные амурные дела, настолько интересные, что часть ее досье якобы закрыта до сих пор. В салоне летел Wing Commander Frederick Eden Ratcliffe, везший конфидециальные документы Министерства иностранных дел в Париж. Был некий Ralph Strauss, помощник специального представителя США в Европе. Был Pierre Robine, вроде как и просто чиновник — главный инженер по водо- и электроснабжению в Индокитае, а вроде как и тайный эмиссар Министерства иностранных дел Франции. А вот радист Томас Холмс, он же служил в British South American Airways, когда в Бермудском треугольнике было таинственно потеряно два самолета компании!
2. Осмотр самолета после летного происшествия.
Со временем Подозреваемым №1 стал 52летний француз Alfred Calmet из городка Тарб, что на границе с Испанией. Разузнали что был он мелким аферистом в 30е, шесть раз закон обращал на него внимание, что у его жены был роман с сыном мэра, что дела у него шли плохо и что он совсем недавно застраховал свою жизнь на 10 млн франков и хвастался этим одному из попутчиков уже по возвращению в Норхолт. Понятное дело что в случае самоубийства страховая деньги не выплатила бы. Самое главное что он последним посещал туалет. Не очень понятно кому он хотел оставить миллионы в случае своей смерти — неужели неверной жене? В августе 50го он посетил Британию еще раз, его пытались поймать, но он благополучно улизнул. Так что вопрос о его виновности остается открытым.
3. Susan Cramsie, ноябрь 1950 года.
Через пять недель после описанных событий Ян Харви получил Медаль Георга — награда для гражданских лиц, проявивших мужество и отвагу. По итогам Второй мировой у него уже был DFC, Крест «За выдающиеся лётные заслуги». Позже он и весь его экипаж получит награду от американской Flight Safety Foundation. Ян летал на «Виконте», реактивной «Комете», «Трайденте»… В 1975 вышел в отставку и прожил до 80 лет.
Стюардесса Susan Cramsie пару месяцев провела в больнице, получила компенсацию от авиакомпании в 2500 фунтов стерлингов, восстановилась, хотя, как пишут, «всю последующую жизнь вытаскивала куски железа из организма». Что не помешало ей продолжать еще долго свою карьеру стюардессы и дожить до 83 лет. И она больше никогда не летала по тринадцатым числам.
Удивительно, но «Викинг» G-AIVL был восстановлен! Он был модернизирован, стал «Lord Hawke» вместо «Vigilant» и летал в авиакомпании Eagle Airways. Однако не всем самолетам Vickers Viking из BAE так же везло как этому, аварийность у машин была совсем не низкой и жизней они унесли прилично.
4. Vickers VC.1 Viking, G-AIVL «Lord Hawke»