Юрий Пашолок. Запоздавшая модернизация американского кавалерийского танка
Combat Car M2, он же Light Tank M1A1, удачная модернизация Combat Car M1, появившаяся слишком поздно
К собственному, кавалерийскому танку, который официально именовался броневиком, американцы шли долго. В принципе, американской кавалерии и был нужен броневик, но промышленность поначалу выдавало всякое недоразумение. Ну а дальше появился танк Кристи, который выглядел именно тем, что надо. По подвижности Combat Car T1 был равнозначен самым мощным броневикам, а на гусеничном ходу не оставлял никаких шансов при езде по бездорожью. Правда, детище Кристи получилось слишком дорогим, а сам конструктор слишком неуступчивым. Посему далее тему колесно-гусеничных «броневиков» кавалерия решала без него, благо Департамент Вооружений владел патентами Кристи. Не с первого раза, но всё же нужный «броневик» получился. Combat Car T4 выглядел вполне перспективно, в случае доработки он вполне тянул на роль крупносерийного кавалерийского танка. Но не сложилось, прежде всего по финансовым причинам. Даже в таком виде танк получался слишком дорогим, да и броневая защита получалась неважной.
Совершенно внезапно победил танк, который поначалу почти забраковали. Речь идет о Combat Car T5, детище Технического Департамента Танкового Корпуса. Кавалеристам он не понравился: короткий танк сильно болтало на бездорожье, да и двухбашенная схема выглядела анахронизмом. Но после того, как кавалерия посчитала бюджет, мнение изменилось. Дело в том, что по подвижности Combat Car T5 был равнозначен колесно-гусеничному танку, то же самое касалось вооружения, а по броневой защиты он его даже превосходил. И это при цене в половину Combat Car T4. В результате было принято решение все же выбрать улучшенный Combat Car T5. Данная машина известна как Combat Car M1, он являлся едва ли не самым удачным американским легким танком второй половины 30-х годов. В отличие от пехотного Light Tank M2, кавалерия смогла получить удачную двухместную башню. Конечно, машина получилась менее массовой, чем пехотный аналог, но у кавалерии всё же было куда меньше денег.
Принятый на вооружение американской кавалерии Combat Car M1 продолжал страдать одним существенным недостатком. Проблема с продольной устойчивостью, которая стала причиной холодного приёма Combat Car T5, никуда не делась. В 1937 году появился на свет появился опытный вариант танка, получивший обозначение Combat Car M1E2. За счет того, что тележки подвески расставили на большее расстояние, продольная устойчивость немного улучшилась. Данную идею реализовали на Combat Car M1A1. Тем не менее, полностью проблему продольной устойчивости решить пока не удалось. Поэтому поиски оптимальной модернизации Combat Car M1 продолжились. В итоге они привели к появлению Combat Car M2, наиболее совершенного из кавалерийских «броневиков».
В качестве стенда для экспериментов по улучшению продольной устойчивости был взят всё тот же Combat Car T5. Машину вновь переделали, переименовав в Combat Car T5E3. «Будку» с танка убрали, поскольку одновременно на нем тестировался 150-сильный авиационный дизельный мотор Guiberson T-570-1. Позже на машину установили «нормальный» мотор Continental R-760. Впрочем, самое интересное находилось не внутри, а снаружи. Гарри Нокс разработал для этого танка еще один вариант торсионной подвески. Она, впрочем, получилась неудачной: сама по себе торсионная блокированная подвеска работала неплохо, но достаточно быстро выходила из строя. Поэтому дальше опытной конструкции, которую тестировали до 1939 года, дело не продвинулось.
Второе нововведение выглядело не так продвинуто, но на самом деле именно оно являлось наиболее важным. Суть его заключалось в том, что ленивец существенно увеличился в диаметре, его сделали цельнометаллическим, а также опустили до уровня земли. В результате длина опорной поверхности выросла с 2200 до 2970 мм. Для понимания, у того самого Combat Car T4, который военный устраивал как огневая платформа, имел длину опорной поверхности 2690 мм. Естественно, просто опустить ленивец было нельзя, иначе плавность хода сильно бы пострадала. Так вот, Нокс установил его на длинном рычаге, который получил подвеску в виде буферной пружины.
Тестирование на Абердинском полигоне, которое началось в начале 1939 года, однозначно показало существенное улучшение плавности хода на сложной местности. Таким образом, одна из главных претензий к Combat Car M1 могла быть успешно преодолена. Правда, исходная конструкция требовала доработки, к тому же на Combat Car T5E3 тестировали не только ленивец улучшенной конструкции. Поэтому столь полезное нововведение в серию запускать не торопились. Кроме того, Технический Департамент Танкового Корпуса был больше занят улучшением конструкции Light Tank M2. В мае 1939 года на испытания вышел пилотный образец Light Tank M2A4. Эта машина была большим шагом вперед, поскольку получила броню толщиной 25 мм по периметру, а также пушечно-пулеметное вооружение. Но — конструкция ленивца у нее оставалась той же самой.
Надо сказать, что в определенный момент развитие Combat Car M1 и Light Tank M2 пошло разными путями. В то время, как пехота одумалась и стала заказывать танки с более мощным вооружением и броневой защитой, данные характеристики для кавалерии выглядели нормой. Их больше интересовала плавность хода и улучшения работы в боевом отделении. Данные технические решения, отработанные на Combat Car T5E3, было решено внедрить на улучшенном «броневике». В виду того, что изменений внесли слишком много, танк получил индекс Combat Car M2.
Столь существенная смена индекса оказалась вполне обоснованной. Дело в том одним только новым ленивцем дело отнюдь не обошлось. Доработка танка оказалась весьма существенной, особенно это касалось кормовой части корпуса. Ее переделали по образцу Light Tank M2A4, правда, долго такое техническое решение не продержалось. Уже на Light Tank M3 корму переделали, поскольку потребовалось более эффективное решение с воздуховодами. По результатам всех переделок масса танка выросла до 11600 кг, и это при том, что толщина брони осталась на прежнем уровне. Впрочем, характеристики подвижности остались теми же, что у Combat Car M1A1.
Рост массы произошел, в том числе, и за счет изменений в конструкции башни. Она стала больше, при этом ее удобство существенно выросла. Достаточно сильно переделали конструкцию смотровых лючков, которые ранее имели не самую удачную конструкцию. Теперь лючки были не внутренние, а наружные, их стойкость заметно выросла. В этом смысле Combat Car M2 оказался более совершенным, чем Light Tank M2A4. На пехотной машине смотровые приборы были более ранней конструкции. Вооружение Combat Car осталось прежним, оно вполне устраивало кавалерию. И это при том, что первый же год войны показал бесполезность пулеметного вооружения.
Поскольку кавалерия продолжала испытывать финансовые затруднения, общий объем выпуска Combat Car M2 составлял всего 34 машины. Предполагалось, что также будет переделан привод от мотора к коробке передач, то есть его высоту собирались снизить. Поскольку быстро выяснилось, что переделка займет много времени, было решено отложить переработку данной системы до лучших времен. Кроме того, в Европе боевые действия весной 1940 года внезапно перешли от «странной войны» в немецкое наступление. На это фоне кавалерия резко взвинтила заказ на Combat Car M2. Теперь планировалось заказать 292 танка данного типа, модернизировать 88 Combat Car M1, также переделать аналогичным образом как минимум часть Lihgt Tank M2A1/M2A2. Впрочем, в Департаменте Вооружений данные хотелки кавалерии быстро обнулили. Стало очевидно, что даже Combat Car M2 является устаревшей машиной. Ни вооружение, ни броневая защита уже не соответствовали требованиям к легким танкам, какой-то глубинный смысл в столь большом заказе отсутствовал. Посему Детройтский Арсенал выпустил в 1940 году партию из танков с серийными номерами 1-34.
Надо сказать, что «бронемашиной» Combat Car M2 пробыл совсем недолго. После того, как 10 июля 1940 года были возрождены Бронетанковые Силы, а спустя всего неделю в Форт-Нокс сформировали 1-ю бронетанковую дивизию, разделение на пехотные и кавалерийские танки ушло в небытие. 22 августа 1940 года Combat Car M2 превратился в Light Tank M1A1. Часть танков оснастили дизельными моторами Guiberson T-1020-4. Не то, чтобы это было оптимальным решением, но существенная экономия топлива и запас хода в 440 километров выглядели заманчиво.
Основная часть Light Tank M1A1 пошла на оснащение 1-й бронетанковой дивизии генерала Паттона. Один из бывших «броневиков» стал личным танком Паттона, что отразилось на его облике. Эту машину сложно с чем-то перепутать. Впрочем, в остальном судьба Light Tank M1A1 оказалась ничем не примечательной. Как машину первой линии ее не рассматривали в виду слабости вооружения и броневой защиты. Поэтому единственным предназначением стало использование в качестве учебного танка. В данном качестве Light Tank M1A1 использовался до 1942 года, после чего их тихо списали. Так закончилась эпоха американских кавалерийских танков. Они оказались единственными кавалерийскими танками, которые так и не понюхали пороху. Может и к лучшему, поскольку ничем хорошим это бы не закончилось.
Список источников:
- US NARA
- Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
- Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006
- Фотоархив автора