15
Юрий Пашолок. Стюарт с клепаной башней

Юрий Пашолок. Стюарт с клепаной башней

История Light Tank M3 с башней D37182, первый вариант одного из самых массовых легких танков военного периода

Во второй половине 30-х годов американское танкостроение, сидевшее в глубокой спячке, стало из нее вылезать. Методом проб и ошибок родилось шасси Light Tank T2E1, которое и стало базисом для развития танков для американской пехоты. Шасси не идеальное, но имевшее гораздо больше плюсов, чем минусов. С двумя пулеметными башнями в крупной серии и сильной продольной раскачкой на пересеченной местности, Light Tank M2A2/M2A3, тем не менее, был одним из лучших танков в своём классе. Надо иметь в виду, что тогда типовым явлением были легкие танки с пулеметным вооружением, и на их фоне легкий американец выглядел вполне прилично. Кроме того, на Light Tank M2A3 немного улучшили ситуацию с продольной устойчивостью, а также усилили лобовую броню. Более важным, впрочем, оказалось совсем другое. Создав новую платформу, Технический Департамент Танкового Корпуса начал ее последовательно развивать, достигнув на этом поприще больших успехов. Light Tank M2A2/M2A3 стали лишь началом пути к успеху.

Первый серийный Light Tank M3, апрель 1941 года. Опытных танков этого типа не строили, сразу запускали в серию

Первый серийный Light Tank M3, апрель 1941 года. Опытных танков этого типа не строили, сразу запускали в серию

В декабре 1938 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по новой версии танка, которая получила обозначение Light Tank M2A4. Даже в исходном виде танк, появившийся на свет к маю 1939 года, выглядел очень прилично. Толщина брони выросла до 25,4 мм, а вместо двух пулеметных башен поставили одну, двухместную и с 37-мм пушкой. Над этим танком смеяться мог только уже не совсем здоровый человек. Получился один из лучших в классе танков, особенно после того, как осенью 1939 года появилась улучшенная версия машины. У нее была самая вымокая скорость и самая мощная пушка в классе. Немцы в это время выпускали Pz.Kpfw.II, который, на фоне Light Tank M2A4, выглядел комично. Ближайшим аналогом американской машины стал Pz.Kpfw.38(t), да и тот уступал по подвижности. Такой танк уже можно было запускать в крупную серию, что американцы и сделали. Впрочем, уже к лету 1940 года появился список улучшений, который привел к новой эволюции шасси Light Tank T2E1.

M3 не сильно отличался от M2A4, что и стало причиной, почему танк стразу пускали в серию

M3 не сильно отличался от M2A4, что и стало причиной, почему танк стразу пускали в серию

Стремительно развивавшиеся события во Франции весной 1940 года заставили американское командование срочно пересматривать планы по оснащению военной техникой. Также боевые действия окончательно показали очевидную вещь. Брони толщиной что 25, что 30 мм оказалось недостаточно для защиты танков от огня противотанковой артиллерии. Требовалось усилить защиту до 2 дюймов (51 мм), но такое резкое увеличение брони крайне негативно сказалось бы на ходовой части американских легких танков. Поэтому 3 июня 1940 года Комитет по Вооружениям дал указание усилить толщину брони Light Tank M2A4 до 38 мм. Это касалось танков, выпускавшихся с 1941 года. Впрочем, это оказалось только началом. Далее стали всплывать дополнительные улучшения, которые требовалось внести в танк. Итогом стало то, что 5 июля 1940 года Комитет по Вооружениям утвердил улучшенный танк как Light Tank M3. Это был уже не M2A4 с утолщенной броней, а более существенная модернизация.

Для весны 1941 года это был один из лучших танков в своём классе, хотя и не без странностей

Для весны 1941 года это был один из лучших танков в своём классе, хотя и не без странностей

Причины, по которым просто утолщение брони до 1,5 дюймов превратилось в серьёзную модернизацию, лежали на поверхности. К моменту, когда начался выпуск Light Tank M2A4 начали выпускать силами завода American Car & Foundry Company в Беруике, некоторые его элементы уже устарели. Напрямую это было связано с собратом по платформе — Combat Car M2. На этом кавалерийском танке, который совсем недолго побыл в роли «броневика», реализовали часть технических решений, ранее отработанных на Light Tank T6. Прежде всего, это касалось конструкции ленивца. Ленивец опустили на землю, существенно увеличили в диаметре, а также оснастили подвеской с буферными пружинами как упругие элементы. В результате длина опорной поверхности выросла до 2970 мм, а удельное давление на грунт осталось таким же, как у Combat Car M1, то есть 0,66 кг/см2. И это при том, что масса одного танка составляла 8,5 тонн, а другого — 11,6 тонн.

Шанцевый инструмент перенесли с бортов корпуса на образовавшийся сзади "хвостик"

Шанцевый инструмент перенесли с бортов корпуса на образовавшийся сзади «хвостик»

Хватало у Combat Car M2 и других технических решений, которые выглядели более удачными, чем у Light Tank M2A4. Касалось это, в том числе, и смотровых приборов. Казалось бы, почему их сразу не внедрить. Ответ на этот вопрос предельно простой — время. Каждое нововведение означало потерю времени, а перфекционизм уже выглядел явно излишним. Поэтому наверху и приняли наиболее разумное решение — перенести модернизацию на более поздний срок, а пока требовалось обкатать производство текущего танка. Решение оказалось наиболее правильным, тем более что эксплуатация Light Tank M2A4 выявила необходимость дополнительных изменений. При этом ситуация вокруг Light Tank M3 выглядела менее рискованно, чем в случае с Medium Tank M3. Если в случае со средним танком от предшественника мало чего осталось, легкий танк являлся модернизацией предыдущей машины. Тем не менее, под выпуск первого образца Light Tank M3 оформили отдельный контракт — T-352-1. Сначала выпускался первый образец, официально уже серийный, после успешных испытаний сдавалась еще 21 машина.

Новая конструкция ленивца и его крепления позволила существенно увеличить длину опорной поверхности. Танк окончательно лишился одной из ключевых проблем Light Tank M2 - чрезмерной продольной раскачки

Новая конструкция ленивца и его крепления позволила существенно увеличить длину опорной поверхности. Танк окончательно лишился одной из ключевых проблем Light Tank M2 — чрезмерной продольной раскачки

Light Tank M3 с серийным номером 1 и регистрационным номером U.S.A. W-30978 сдали в марте 1941 года, после чего он немедленно отправился на Абердинский полигон. Несмотря на то, что принципиальных изменений конструкции танка не произошло, между собой перепутать M2A4 и M3 сложно. Дело в том, что изменения конструкции носили не слишком существенный характер, но при этом визуально они сильно меняли облик. Касалось это, в том числе, и технологии сборки. До того использовались потайные заклепки, поэтому Light Tank M2A4 выглядит чуть ли не сварным. Такая система усложняла сборку и снижала объемы выпуска корпусов. Поэтому на Light Tank M3 стали использовать привычные заклепки с полусферическими шляпками, такие же, как при сборке вагонов. Вагоностроителям с American Car & Foundry так было проще. Естественно, с эстетической точки зрения новый танк выглядел как шаг назад, но на самом деле в плане защиты и надежности ничего не потеряли. Тут либо шашечки, либо ехать.

Установка вооружения и механизмы наводки. Вращать башни по горизонтали доверили командиру, весьма спорное решение

Установка вооружения и механизмы наводки. Вращать башни по горизонтали доверили командиру, весьма спорное решение

Увеличение длины опорной поверхности для Light Tank M3 оказалось очень кстати, поскольку боевая масса достигла 12,7 тонн. Столь существенная (более чем на тонну) прибавка к масса оказалась связана с увеличением толщины брони до 38 мм, а также некоторыми переделками по корпусу. Идея с переделкой кормовой части корпуса оказалась удачной, но не полностью. Воздуховод системы охлаждения был уязвим для гранат и бутылок с зажигательной смесью, поэтому его снова переделали. Сзади появился небольшой хвостик, через который и стали выводить горячий воздух. Туда же перекочевали глушители, а снаружи разместили шанцевый инструмент. Его размещение по бортам корпуса было не совсем чтобы удачным, но до появления «хвостика» переместить инструмент не представлялось возможным. Аналогично Combat Car M2, на модернизированном танке появился третий поддерживающий каток. В связи с тем, что боевая масса была на тонну выше кавалерийского танка, при той же длине опорной поверхности, удельное давление на грунт выросло до 0,72 кг/см2, что, впрочем, было вполне нормально. Да и скорость осталась почти той же — 58 км/ч. Реально танк мог разгонять и даже чуть выше, оставшись самым быстрым в классе.

Дизельный мотор Guiberson T-1020, его ставили на танки производства завода в Сент-Чарльзе, штат Миссури

Дизельный мотор Guiberson T-1020, его ставили на танки производства завода в Сент-Чарльзе, штат Миссури

Хватало изменений и по боевому отделению, прежде всего башне и орудийной установке. Помимо вполне очевидного различия в виде торчащих во всей красе головок заклепок, башня D37182 (чертежный номер башни) имела новую конструкцию смотровых приборов. От откровенно неудачных внутренних лючков, которые были уязвимы к ружейно-пулеметному огню, отказались. Вместо них поставили лючки по типу Combat Car M2, причем их число снизилось до 3. Не менее существенным оказалось изменение орудийной установки. В 1940 году пришло, наконец, озарение, что откатные механизмы буксируемого орудия на танковой пушке — это не совсем чтобы верное решение. Поэтому появилась модернизированная орудийная установка M22. Главным отличием ее стала переделка откатных механизмов орудия, которое сохранило индекс M5. Это позволило снизить массу установки и существенно улучшить ее защиту. Заодно исчез и массивный кожух, прикрывавший накатник орудия.

В данном случае наиболее интересна не установка зенитного пулемета, а внутренние элементы башни D37182. При попадании в башню снарядов и пуль крупнокалиберных пулеметов внутренние части заклепок летели внутрь, поэтому башню быстро заменили на сварную

В данном случае наиболее интересна не установка зенитного пулемета, а внутренние элементы башни D37182. При попадании в башню снарядов и пуль крупнокалиберных пулеметов внутренние части заклепок летели внутрь, поэтому башню быстро заменили на сварную

Успешные испытания на Абердинском полигоне стали сигналом к запуску Light Tank M3 в крупную серию. В Бероуике зря времени не теряли, что отлично видно по тем темпам, которыми стали выпускаться танки. Помимо 21 танка по контракту T-352-1 (регистрационные номера U.S.A. W-30979-30999) в работу пошли танки второго, гораздо более крупного контракта — T-352-2, он был рассчитан на 605 танков (серийные номера 23-627). За первый месяц в Бероуике сдали 106 таких танков, в мае 201 и в июне 12. Итого 319 танков с серийными номерами 23-341 и регистрационными номерами U.S.A. W-301123-301441. При этом в мае 1941 года завод в Бероуике начал выпуск танков по контракту T-543, по которому будет отдельный материал. Почему, будет сказано позже. Одно можно сказать, что за май 1941 года завод в Бероуике суммарно сдал 211 танков, а в июне — 210. Причем основным танком июня 1941 года стала машина по новому контракту — T510. Он также не попадает в рамки данного материала.

Проблемы роста выпуска. Часть танков ездила с заглушками вместо орудий, вполне рядовое явление для 1941 года

Проблемы роста выпуска. Часть танков ездила с заглушками вместо орудий, вполне рядовое явление для 1941 года

Причины, почему завод в Бероуике сдал всего 319 танков по контракту T-352-2, прозаична. Дело в том, что навязчивая идея строить танки с дизельными радиальными моторами Guiberson T-1020 никуда не делась. Чтобы не усложнять жизнь заводу в Бероуике, American Car & Foundry Company организовала вторую сборочную площадку — на заводе в Сент-Чарльзе, штат Миссури. Здесь выпускались исключительно дизельные танки. Возможности второй площадки оказались куда ниже, поэтому и выпуск оказался скромнее. Первые танки сдали в июне (11 штук), далее 43 в июле, по 61 в августе и сентябре, 92 в октябре и последние 18, по контракту T-352-2, в ноябре. Машины получили серийные номера 342-627 и регистрационные номера U.S.A. W-301442-301727. Это были последние Light Tank M3 с башнями D37182.

Первые M3 попали в зону боевых действий в августе 1941 года. С сентября того же года они стали именоваться General Stuart I, позже Stuart I. Использовались ли танки с клепаными башнями англичанами в боях, вопрос открытый

Первые M3 попали в зону боевых действий в августе 1941 года. С сентября того же года они стали именоваться General Stuart I, позже Stuart I. Использовались ли танки с клепаными башнями англичанами в боях, вопрос открытый

Век башни D37182 с клепаной конструкцией оказался недолог. То, что заклепки являются не самым надежным способом соединения, для американцев новостью не было. Тем не менее, приходилось использовать то, что есть. Так вот, в мае 1941 года началось производство Light Tank M3 со сварными башнями D38976. По ряду причин друг на друга наложились два контракта (T-543 и T510), поэтому реально машины по контракту T-543 массово пошли в серию только с июля 1941 года. Но по факту клепаные башни выпускались недолго — с апреля по июнь 1941 года, плюс дизельные танки.

Эшелон с Light Tank M3 из состава 1-й бронетанковой дивизии на пути к месту маневров, октябрь 1941 года

Эшелон с Light Tank M3 из состава 1-й бронетанковой дивизии на пути к месту маневров, октябрь 1941 года

Оптимизация производства позволила существенно нарастить объемы выпуска, правда, не без проблем. Часть танков некоторое время ездило с заглушками вместо орудий, поскольку банально не поспевало их производство. Впрочем, на тот момент главным было насыщение танками войск, прежде всего для обучение экипажей. Поэтому важным было уже количество. За первые два месяца массового производства American Car & Foundry смогла перекрыть объем выпуска Light Tank M2A4 за весь 1940 год. И это стало только разминкой перед теми объемами, которые American Car & Foundry выдавала позже.

Танк из состава 2-й бронетанковой дивизии, сентябрьские маневры в Луизиане

Танк из состава 2-й бронетанковой дивизии, сентябрьские маневры в Луизиане

Поскольку уже с июня 1941 года началось массовое производство танков со сварными башнями D38976, путь машин с башнями D37182 на фронт оказался закрыт. Нет, они являлись полноценными танками, но смысла отправлять их уже не было. Только за лето 1941 года было сдано 628 танков со сварными башнями. По этой причине уделом первых Light Tank M3 с клепаными башнями стало использование в учебных целях. Но не для всех. Летом 1941 года англичане срочно запросили американские легкие танки, потому что дела в Северной Африке обстояли очень плохо. Поэтому пришлось срочно передавать то, что есть. За июнь-июль 1941 года передали 84 танка, в основном со сварными башнями D38976, но часть была и с клепаными башнями D37182. Эти танки попали в пул из 164 танков с регистрационными номерами T.27977-T.28140. Использовались ли они в боях, вопрос открытый, но в Египет точно попали. Как и Light Tank M2A4. В сентябре 1941 года Light Tank M3 был присвоен английский индекс General Stuart I, позже сокращенный до Stuart I.

В американской армии танки с башнями D37182 так и остались "учебными"

В американской армии танки с башнями D37182 так и остались «учебными»

Ныне танк с клепаной башней является самым редким среди семейства Light Tank M3. Известен экземпляр, который стоит в музее ветеранов американской армии, Хантсвилл, штат Алабама. Возможно, на стрельбищах и в других местах есть еще такие машины. Причина такой редкости агалогична Light Tank M2A4. Ставший фактически учебным танком, Light Tank M3 c башней D37182 тихо закончили свой путь на переплавке. На экспорт, кроме как англичанам, их не поставляли, а это сильно снизило шансы на выживаемость.

Список источников:

      1. US NARA
      2. Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992
      3. Архив автора

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/stiuart-s-klepanoi-bashnei-60fbd4a7d0a97d54008e226c

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account