Двухмоторные поршневые истребители компании Grumman от XF5F-1 Skyrocket до F7F-3 Tigercat. Часть 3

7

Все статьи цикла

Двухмоторные поршневые истребители компании Grumman от XF5F-1 Skyrocket до F7F-3 Tigercat. Часть 3

Окончание цикла винтажных статей полувековой давности, которая, думаю, заинтересует читателей и коллег.

Содержание:

В общей сложности было изготовлено 364 самолета семейства Tigercat, причем большинство из них увидели свет слишком поздно, чтобы достичь больших производственных показателей и активно участвовать в боевых действиях.

Сразу после войны

Из-за задержек с серийным производством самолетами Tigercat не смогли достаточно рано перевооружить эскадрильи, которые в соответствии с планами командования должны были принять активное участие в боевых действиях на Тихом океане. Первым подразделением, оснащенным новыми двухмоторными перехватчиками F7F-2N, стала эскадрилья VMF(N)-533, экипажи которой были собраны и обучены на базе Корпуса морской авиации США Игл-Маунтин-Лейк (MCAS Eagle Mountain Lake), штат Техас. В июле 1945 года эскадрилья была отправлена на Окинаву, куда прибыла 14 августа 1945 года – за день до капитуляции Японии. Перехватчики Tigercat участвовали лишь в одном боевом вылете, к тому же безуспешном, и до сентября 1945 года выполняли ночные патрульные полеты.

После более чем недельного бездействия 6 октября 1945 года двенадцать перехватчиков Tigercat вылетели в Тяньцзинь, Китай, чтобы обеспечить американское присутствие в этом секторе. Фактически, американцы хотели провести в наилучших условиях безопасности разоружение и репатриацию многочисленных национальных войск, дислоцированных в Китае. Кроме того, американцы хотели защитить свои небольшие гарнизоны морской пехоты от китайского народа, терзаемого двумя противоположными политическими идеологиями. Ночные перехватчики F7F-2N прибыли в Пекин, откуда машины выполнили множество патрульных и разведывательных вылетов, в частности над стратегической железнодорожной линией, соединяющей Циньхуандао с Тяньцзинем и Пекином. 29 октября 1945 года остальная часть эскадрильи VMF(N)-533 была погружена на десантные корабли типа LST (landing ship tank – танко-десантный корабль) и 13 ноября прибыла в Таку, Китай.

В течение следующих нескольких месяцев полеты продолжались, но вскоре пришлось увеличить радиус действия самолетов для наблюдения за передвижениями войск коммунистов – прелюдией к надвигающейся гражданской войне в Китае. Летом 1946 года новые подразделения стали отправляться из США на Гуам, Иводзиму и Циндао, и 5 сентября того же года они стали прибывать на аэродром Нанюань, Пекин. Эти подразделения, оснащенные ночными перехватчиками F7F-3N, передали часть своих машин эскадрилье VMF(N)-533. После передачи машины более ранней модификации F7F-2N были отправлены в учебные части. Эта эскадрилья оставалась в Китае до января 1947 года, когда большая часть самолетов и личного состава покинула азиатский континент и перебазировалась на Гуам. Остатки эскадрильи VMF(N)-533, входившей в состав 24-й авиагруппы КМП США (Marine Air Group 24) Китай 1 мая 1947 года и достигли Гуама. Эскадрилья на этом острове, входящем в архипелаг Марианские острова, оставалась до начала 1949 года, после чего она была погружена на авианосец «Тарава» (USS Tarawa), взявшего курс на Перл-Харбор.

Корейский эпизод

После капитуляции Японии 15 августа 1945 года несколько авиационных подразделений КМП США, недавно оснащенных самолетами Tigercat, постарались приобрести довольно специфический опыт, необходимый для использования этих скоростных двухмоторных самолетов. В течение пяти лет пилоты увеличили количество учебных вылетов и тренировок в стрельбе по мишеням. В то время считалось, что самолеты Tigercat полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям, и казалось, что они выгодно заменят использовавшиеся до этого одномоторные модели.

Все это вряд ли имело большой смысл, если бы в июне 1950 года в Корее не началась война, которая, кстати говоря, удивила американские войска. Несмотря на то, что летный состав и наземный персонал частей, оснащенных перехватчиками Tigercat, были довольно опытными, эти подразделения не были немедленно задействованы в этом новом типе воздушной войны. Большая часть подразделений находилась на резервной позиции довольно далеко от Кореи и, кроме того, почти все самолеты переоборудовались в новый вариант. Так было, например, с эскадрильей КМП США VMF(N)-542, которая в августе 1950 года получила новые ночные перехватчики F7F-3N вместе с набором неопытных пилотов. После непродолжительного периода подготовки на юге Японии эскадрилья в начале сентября была погружена на борт эскортного авианосца «Кейп Эсперенс» (USS Cape Esperance) и в середине сентября с базы на юге Кореи вступила в бой. Несмотря на свое назначение – ночной перехват воздушных целей – самолеты днем наносили удары по наземным целям в интересах высадившихся в Инчхоне американских войск.

В октябре 1950 года для выполнения задач непосредственной поддержки к эскадрилье VMF(N)-542 присоединилась эскадрилья VMF(N)-513 Flying Nightmares (ночные кошмары). Эта эскадрилья была оснащена истребителями Vought Corsair, но дополнительно оснащенная самолетами Tigercat. Пожалуй, самым любопытным в этом является тот факт, что эти две эскадрильи морской пехоты были подчинены командованию 5-й воздушной армии, штаб которой располагался в Итадзуке, на острове Кюсю. Эти два подразделения, в том числе и VMF(N)-51, имевшие на вооружении в равных долях самолеты Corsair и Tigercat, продолжили свои дневные боевые вылеты по поддержке наземных сил с не очень обнадеживающими результатами.

Когда в январе 1951 года после завершения своей боевой службы эскадрилья VMF(N)-542 вернулась в Соединенные Штаты, эскадрилья VMF(N)-513 осталась в Корее одна и затем выполнила свои первые ночные вылеты. Для моделистов отметим, что эти машины были полностью выкрашены в черный матовый цвет с темно-красными надписями и несли небольшие по размерам опознавательные знаки. Данная схема окраски не считалась обязательной, и вскоре машины были перекрашены в камуфляж, который в то время использовался самолетами КМП США.

Ночные вылеты оказались весьма разочаровывающими, поскольку очень немногие северокорейские боевые самолеты были способны летать ночью. С другой стороны, американские сухопутные войска, участвовавшие в суровой и изнурительной войне, жаловались на слишком частые уколы лёгких бипланов По-2, которые пролетали над лагерями и авиабазами и сбрасывали по несколько небольших бомб. Вскоре целью ночных вылетов перехватчиков Tigercat стала охота на поликарповские «кукурузники», но это выглядело как попытки слона раздавить мышь! Пилоты ночных перехватчиков изо всех сил старались удержать в прицеле неуловимый По-2, но хрупкому биплану советской постройки очень часто удавалось ускользнуть благодаря своей малой скорости и превосходной маневренности. Такого рода боевые вылеты вскоре стали навязчивой идеей пилотов перехватчиков Tigercat, «опозоренных» охотой (с таким трудом) на столь ничтожную дичь! Однако настойчивость американского верховного командования перед лицом этой угрозы, хотя и удручающей, но носившей моральный характер, привела к тому, что охота за «кукурузниками» стала основной задачей ночных перехватчиков Tigercat.

В ночь на 30 июня 1951 года капитан Э. Б. Лонг (E.B. Long) сумел на несколько коротких мгновений удержать в своем прицеле По-2 и поджечь его. Биплан вскоре разбился на песчаном берегу реки Хан. В ночь на 23 сентября 1951 года радиолокационный пункт управления Dentist (дантист) обнаружил присутствие По-2 как раз в тот момент, когда «кукурузник» северных корейцев сбросил две небольшие бомбы на аэродром Кимпо, повредив несколько вновь прибывших реактивных истребителей F-86 Sabre. Артиллеристы-зенитчики безуспешно израсходовали сотни снарядов, и, столкнувшись с этой возмутительной неудачей, майор Э. А. Ван Гранди (E.A. Van Grundy) поднял свой Tigercat в воздух и бросился в погоню за «несчастным» северокорейским бипланом. В плане преследования это была адская сарабанда крутых поворотов на пределе допустимых ограничений. Несколько раз Tigercat сваливался на крыло на невероятно низкой высоте, но Ван Гранди упорно летел, иногда на максимальной скорости, иногда на посадочной скорости, выпуская при этом закрылки и шасси, пока, наконец, не сумел сбить По-2 к северу от Сеула.

К этой «жалкой» охоте за небольшими ночными бипланами вскоре добавились задачи по обнаружению и уничтожению вражеских автоколонн снабжения. Эти боевые вылеты были чрезвычайно опасными, поскольку для того, чтобы иметь шанс на успех F7F должны были летать на очень малых высотах и подвергаться обстрелу из очень большого количества стрелкового автоматического оружия. Именно тогда была успешно опробована новая тактика, состоящая в сопровождении нескольких транспортных самолетов Douglas C-47 или истребителей-бомбардировщиков Vought F4U Corsair, которым было поручено сбросить на обнаруженную цель большое количество осветительных бомб. Когда колонна вражеских грузовиков становилась хорошо освещенной, F7F атаковали противника неуправляемыми ракетными снарядами, напалмом, осколочными бомбами и 227-килограммовыми фугасными бомбами. За период с марта по июнь 1951 года эскадрилья VMF(N)-513 атаковала около 12 тысяч замеченных машин и уничтожила 1420 из них. Экипажу, состоявшему из пилота Барни Олсена (Barney Olsen) и оператора Фредерика (Frederick), даже приписывают уничтожение в одиночку автоколонны средних размеров. В декабре 1951 года над Сеулом появились грозные советские реактивные истребители МиГ-15, значительно превосходящие поршневые Tigercat и F-82 Twin Mustang. В следующем году эскадрилья VMF(N)-513, которая все еще была подчинена командованию 5-й воздушной армии, приступила к выполнению новых боевых задач. Боевые вылеты начались в июле 1952 года после переоборудования четырех F7F-3N в ночные разведчики. Самолеты Tigercat должны были с небольшим опережением по времени лететь по маршруту групп тяжелых бомбардировщиков Boeing B-29 и обозначить им цели на территории Северной Кореи. Опережая на пять минут тяжелые бомбардировщики, F7F-3N сбрасывали осветительные и фосфорные бомбы и освещали цели, на которые затем бомбардировщики B-29 сбрасывали свой тяжелый груз. Эскадрилья VMF(N)-513 продолжала выполнять задачи такого типа до ноября 1952 года, когда F7F-3N Tigercat были сняты с вооружения и заменены реактивными палубными перехватчиками Douglas F3D-2 Skynight. С этого момента самолеты Tigercat были направлены в резервные подразделения и учебные базы и постепенно сошли со сцены.

Неожиданный конец карьеры

Однако снятие с вооружения не означало, что абсолютно все самолеты Tigercat исчезли. Несколько десятков машин были куплены из военных излишков компаниями и частными владельцами для использования в качестве административных самолетов и для участия в авиагонках, которые были столь популярны на том берегу Атлантического океана. С другой стороны, около пятнадцати самолетов Tigercat были приобретены частными компаниями, работающими по контрактам с федеральной лесохозяйственной службой, для использования в качестве пожарных самолетов при тушении лесных пожаров. Большая часть этих самолетов, если не все, получили объемный подфюзеляжный обтекатель, предназначенный для перевозки содержащих борную кислоту жидкостей. Именно в таком виде и сегодня летают последние самолеты семейства Tigercat, карьера которых в конечном итоге была довольно продолжительной, несмотря на их позднее появление в конце войны на Тихом океане.

В заключение отметим, что два ночных перехватчика F7F-2N Tigercat были переданы Королевскому флоту (присвоены военные номера TT 348 и TT 349) для проведения оценочных испытаний и что один перехватчик F7F-3N в настоящее время хранится в ангаре на авиабазе КПМ Квантико (MCB Quantico), штат Вирджиния. Этот самолет двенадцать лет в жарком и влажном климате Вирджинии, не вызвав чрезмерной коррозии и механических повреждений. Возможно, когда-нибудь он будет восстановлен, поскольку его хорошее состояние вселяет в нас эту надежду.

схема палубного истребителя-перехватчика Grumman F7F-1 Tigercat

схема палубного истребителя-перехватчика Grumman F7F-1 Tigercat

профили различных модификаций самолетов семейства Grumman F7F Tigercat

профили различных модификаций самолетов семейства Grumman F7F Tigercat

ночной перехватчик Grumman F7F-3N Tigercat в сопровождении палубного истребителя F8F-1 Bearcat той же компании

ночной перехватчик Grumman F7F-3N Tigercat в сопровождении палубного истребителя F8F-1 Bearcat той же компании

дневной истребитель F7F-2D Tigercat (D – Day; дневной) во время тестирования в испытательном центре ВМС США Патаксент-Ривер (NATC [Naval Aircraf Test Center] Patuxent-River). Снимок сделан после войны

дневной истребитель F7F-2D Tigercat (D – Day; дневной) во время тестирования в испытательном центре ВМС США Патаксент-Ривер (NATC [Naval Aircraf Test Center] Patuxent-River). Снимок сделан после войны

дневной истребитель F7F-2D, переоборудованный в буксировщик мишеней, из состава эскадрильи общего назначения VU-3

дневной истребитель F7F-2D, переоборудованный в буксировщик мишеней, из состава эскадрильи общего назначения VU-3

дневной истребитель F7F-2D с пусковой установкой и системой контроля летающих мишеней Goodyear TD2G

дневной истребитель F7F-2D с пусковой установкой и системой контроля летающих мишеней Goodyear TD2G

самолёт, принадлежавший станции испытания вооружения ВМС США Имьокерн (NOTS [Naval Ordnance Test Station] Imyokern), штат Калифорния, использовавшийся для проведения огневых испытаний. Обратите внимание на наличие оружия, стреляющего назад

самолёт, принадлежавший станции испытания вооружения ВМС США Имьокерн (NOTS [Naval Ordnance Test Station] Imyokern), штат Калифорния, использовавшийся для проведения огневых испытаний. Обратите внимание на наличие оружия, стреляющего назад

F7F-2N, оснащенный кабиной второго члена экипажа, стал первой ночной версией истребителя-перехватчика Tigercat. На снимке показан ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat в приемочном полете с одним членом экипажа на борту

F7F-2N, оснащенный кабиной второго члена экипажа, стал первой ночной версией истребителя-перехватчика Tigercat. На снимке показан ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat в приемочном полете с одним членом экипажа на борту

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat из состава эскадрильи VMF(N)-533, базировавшейся на Окинаве в конце войны. Под консолями крыла видны узлы крепления для неуправляемых ракет

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat из состава эскадрильи VMF(N)-533, базировавшейся на Окинаве в конце войны. Под консолями крыла видны узлы крепления для неуправляемых ракет

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat демонстрирует трапециевидную форму своего крыла

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-2N Tigercat демонстрирует трапециевидную форму своего крыла

в модификации F7F-3 компания Grumman вернулась к одноместной компоновке. Мощность двигателей была немного увеличена, а конструкция вертикального оперения была значительно изменена

в модификации F7F-3 компания Grumman вернулась к одноместной компоновке. Мощность двигателей была немного увеличена, а конструкция вертикального оперения была значительно изменена

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-3N Tigercat (BuAer 80590) из состава эскадрильи VMF(N)-531 КМП США, базировавшейся на базе Черри-Пойнт (MCB Cherry Point), штат Северная Каролина; апрель 1950 года

ночной истребитель-перехватчик Grumman F7F-3N Tigercat (BuAer 80590) из состава эскадрильи VMF(N)-531 КМП США, базировавшейся на базе Черри-Пойнт (MCB Cherry Point), штат Северная Каролина; апрель 1950 года

F7F-3N в качестве самолета-торпедоносца для изучения новых методов высокоскоростного сброса авиационных торпед

F7F-3N в качестве самолета-торпедоносца для изучения новых методов высокоскоростного сброса авиационных торпед

F7F-3N, использовавшийся для испытаний радиоэлектронного оборудования

F7F-3N, использовавшийся для испытаний радиоэлектронного оборудования

одноместный самолет-фоторазведчик F7F-3P, оснащенный батареей фотокамер. Штаб и 31-я эскадрилья ТО КМП США; 1953 год

одноместный самолет-фоторазведчик F7F-3P, оснащенный батареей фотокамер. Штаб и 31-я эскадрилья ТО КМП США; 1953 год

изготовленный в 12 экземплярах ночной истребитель-перехватчик F7F-4N был единственным самолетом семейства Tigercat, который в качестве эксперимента выполнял полеты с авианосца

изготовленный в 12 экземплярах ночной истребитель-перехватчик F7F-4N был единственным самолетом семейства Tigercat, который в качестве эксперимента выполнял полеты с авианосца

«гражданский» F7F-3, использовавшийся в качестве административного самолета

«гражданский» F7F-3, использовавшийся в качестве административного самолета

один из «водяных бомбардировщиков» F7F-3, принадлежавший компании Cal Nat Airways Inc. из Грасс-Вэлли, Калифорния

один из «водяных бомбардировщиков» F7F-3, принадлежавший компании Cal Nat Airways Inc. из Грасс-Вэлли, Калифорния

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: F7F-1 F7F-3
Силовая установка:
тип двигателя Pratt and Whitney R.2800-22YV Pratt and Whitney R.2800-34W
мощность 2×2100 л.с. 2×2100 л.с.
общая мощность 4200 л.с. 4200 л.с.
Размеры:
размах крыла 15,70 м 15,70 м
длина 13,84 м 13,84 м
высота 5,05 м 5,05 м
площадь крыла 42,27 м² 42,27 м²
Масса:
пустого самолета 7403 кг 7380 кг
с полной нагрузкой 9914 кг 9852 кг
максимальная 11392 кг 11677 кг
Удельные нагрузки:
на крыло 210 кг/м² 209 кг/м²
на мощность 2,4 кг/л.с. 2,3 кг/л.с.
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 582 км/ч 590 км/ч
максимальная скорость на высоте 6800 метров 677 км/ч 700 км/ч
крейсерская скорость 357 км/ч 370 км/ч
скорость набора высоты 1385 м/мин 1380 м/мин
практический потолок 12130 м 12405 м
дальность полета
нормальная 1545 км 1930 км
максимальная 2010 км 2530 км
Вооружение:
пулеметы 4×12,7 мм 4×12,7 мм
пушки 4×20 мм 4×20 мм
бомбы 1800 кг 1800 кг

ПРИЛОЖЕНИЕ

Противопожарные самолеты F7F-3 Tigercat

Номер управления аэронавтики ВМС США Номер гражданской регистрации Владелец
80483 N-6178C Cal Nat Airways
80525 N-7238C Cal Nat Airways
80400 N-7619C Cal Nat Airways
80404 N-7626C Cal Nat Airways
80410 (несчастный случай) N-7627C Cal Nat Airways
80412 N-7628C Cal Nat Airways
80374 N-7629C Cal Nat Airways
? (разбился 01.09.1961 г.) N-7655C Cal Nat Airways
80397 N-6177C Sis-Q Flying Service
80494 N-6179C Sis-Q Flying Service
80532 N-7195C Sis-Q Flying Service
80390 N-6129C Butler Farm Air, Редмонд (Redmond)
80425 N-7235C Butler Farm Air, Редмонд
80373 N-7654C Butler Farm Air, Редмонд
80536 (разбился 24.09.1962 г.) N-7625C Фред Арнберг (Fred Arnberg), Вайрика (Yreka)

источник: Bernard Millot «Les Bimotoreurs de chasse Grumman» «Le Fana de l’Aviation» 1973-12 (050), pages 10-15

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-les-bimotoreurs-de-chasse-grumman-03

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account