Репортаж со Дня Танкиста, который прошел 11 сентября на территории Технического центра парка «Патриот» в день 50-летия открытия танкового музея в Кубинке
Основная часть танковых музеев первой волны являются либо частью полигонов, либо составляющей учебных частей. Так было, например, с Бовигтоном, который можно считать первым танковым музеем. Изначально это вообще место хранения «ромбов», постепенно ставшее музеем. Похожая ситуация и с другими танковыми музеями. Очень похожая история и с танковым музеем в Кубинке, ныне Техническим центром парка «Патриот». Музей создавался, можно сказать, в несколько этапов. В 1938 году было принято решение о создании музея при полигоне. Туда отправили опытные образцы бронетанковой техники, а также несколько устаревших машин. Из экспонатов того музея до наших дней дожил Tank Mark V, плюс, возможно, еще два зарубежных танка. В начале войны музей фактически прекратил существование, вновь его стали формировать с 1943 года. Третий этап в жизни музея начался в начале 70-х годов.
Каждое второе воскресенье сентября традиционно отмечается День Танкиста. Этот праздник появился в 1946 году, став данью заслуг советских танкистов в годы Великой Отечественной войны. Во вторые выходные сентября танки не простаивают. В ряде военно-технических музеев День Танкиста отмечают с размахом. Главной площадкой традиционно стал Технический центр парка «Патриот». Нынешний День Танкиста совпал со знаменательной датой. 10 сентября исполнилось 50 лет с открытия танкового музея в Кубинке, преемником которого и является Технический центр. О том, как в Кубинке отметили День Танкиста, и что было сделано за прошедший год, и пойдет речь в сегодняшнем материале.
Временное закрытие Технического центра на реконструкцию сыграло негативную роль. На «старой территории» сейчас людей явно меньше, чем раньше. Такая ситуация несколько удивляет, хотя это только на первый взгляд. С точки зрения распространения информации часто ситуация выглядит не лучшим образом, причем это скорее закономерность, чем случайность. С музеями вообще беда, поскольку «модные блогеры» в них не ходят. Для меня лично всё стало понятно после того, как узнал, что о существовании Музея отечественной военной истории не знает добрая половина жителей соседних поселков. Поэтому ситуация, когда количество посетителей в Кубинке явно меньше, чем раньше, удивлять не должна.
Сложившаяся ситуация несколько расстраивает, с учетом того, насколько преобразилась территория бывшего танкового музея. О том, что было сделано, уже говорилось, стоит напомнить ключевые моменты. Все корпуса были перестроены. Теперь они светлее, просторнее, летом тут прохладно, а зимой, даже без отопления, вполне тепло. Особенно показательной оказалась зима 2021-22 годов. Если ранее Кубинка зимой — это покрытые инеем танки в темных ангарах, то теперь без проблем можно приезжать круглый год. Конечно, было бы хорошо и отопление сделать, но не всё сразу. В любом случае, с точки зрения посещения Технический центр стал явно более дружелюбным.
Есть один момент, который частенько критикуется совершенно зря. Связан с тем, как до «Патриота» добираться. Увы, официальный сайт парка явно не читают, хотя там вполне подробно расписано, как добираться. Так вот, со станции «Кубинка» ходит автобус №75, такой же идет со станции «Голицино». Можно попасть на любой объект парка, если надо. Вся дорога лично для меня занимает два часа, из них полтора часа от станции «Кунцевская» до проходной Технического центра. Сам, по старинке, топаю по шпалам, но это привычка, а так автобус обычно стоит и ждет пассажиров. Уж чего, а «тяжело добраться» — это только по незнанию.
Традиционно День Танкиста открывается с памятных мероприятий. Начинаются они с возложения цветов к памятнику танкистам. Здесь лежат останки четырех танкистов 119-го танкового полка, погибших 8 августа 1943 года неподалеку от деревни Гнездилово Спас-Деменского района Калужской области. В прошлом году памятник сильно переделали. Также в прошлом году появился новый памятник — уже современным танкистам. Прообразом танкиста послужил А.Ю. Матюхин, заместитель начальника Национального центра управления обороной Российской Федерации. Проведенная реконструкция Технического центра — это, в том числе, и его заслуга.
Как обычно, программа Дня Танкиста была весьма насыщенной. Помимо динамического показа, о котором будет немного позже, гостей Технического центра ждала масса других мероприятий. По понятным причинам такого разнообразия, как в прошлом году, не было. Та же экспозиция саперов отсутствовала, поскольку сейчас саперы нужны немного в других местах.
50-летие музея, который стал основой бронетанковой коллекции парка (и который, по сути, продолжает существовать на старой территории), было решено встретить во всеоружии. Работы начались еще осенью прошлого года, к юбилею их закончили. При этом речь идет не о музейной экспозиции в том виде, которую мы знаем.
На самом деле та территория, где 10 сентября 1972 года был открыт музей — это уже третья итерация музея. Как выглядела первая музейная площадка, увы, уже никто не знает, да и материалов не сохранилось. А вот со второй итерацией ситуация несколько отличается. Больше того, здание первого музея в Кубинке сохранилось и активно используется, правда, по иному назначению.
Как уже говорилось выше, после начала Великой Отечественной войны музейные машины либо эвакуировали, либо отправили на фронт. На месте остался только Mark V. Возможно, что также из исходной коллекции остались Renault FT и разведывательный танк-амфибия VCL M1931 (проходит в ведомости полигона от 1 апреля 1941 года как Карден-Лойд плавающая). Снова к вопросу создания музейной площадки вернулись в 1943 году. Результатом стала постройка музейного здания, закончили его в 1944 году. Предполагалось, что музей будет небольшим, но дальше события развивались по иному пути. К 1945 году было решено, что при НИБТ Полигоне соберут мощную коллекцию отечественной и зарубежной бронетанковой техники.
Здание музея конечно, осталось, но использовался уже по иному назначению. Коллекция из нескольких сотен единиц бронетанковой техники оказалась на улице. Там она находилась вплоть до начала 70-х годов. Благодаря активности генерал-майора Г.В. Якубчика, который с 1970 года возглавил 22-й НИИБТ Полигон, начались работы по строительству того музея, который мы знаем. Начальник полигона получил поддержку маршала А.Х. Бабаджаняна, на тот момент начальника танковых войск Советской Армии. При Якубчике 22-й НИИБТ Полигон превратился в 38-й НИИ БТТ, случилось это во всё том же 1972 году. Что же касается первого здания музея, то оно более известно как корпус Е. Здесь проводился ремонт техники, также тут работали музейные волонтеры, включая нашу малярную бригаду.
До наших дней дожила центральная часть здания, а также его правое (на самом деле левое, раньше вход был с другой стороны) крыло. От левого (точнее правого) крыла остались лишь фрагменты. В прошлом году было принято решение сделать из корпуса Е помещение «Лаборатории по ремонту и восстановлению военной техники и вооружения». По большому счету, это скорее музей, чем мастерские. Когда попал сюда, как-то не узнал корпус Е, он полностью преобразился.
В центральной части здания, где ранее ремонтировалась техника, подготовлена экспозиция, посвященная отдельным узлами и агрегатам. Центральным экспонатом стал «разрезной» основной танк Т-80. Это УДС (учебный действующий стенд), на котором изучаются размещение основных узлов танка, а также отрабатывается взаимодействие экипажа. Отдельно показаны прицелы и другие элементы. В комнате, которая раньше служила каптеркой, размещена экспозиция, посвященная непосредственно музейному зданию. Здесь же можно видеть, каким здание было изначально. Кстати говоря, в ходе работ по реконструкции была найдена надпись «1944» на одной из колонн.
Правое крыло превращено в основное реставрационное помещение. Теоретически здесь могут вестись работы по двум машинам, сколько реально, это уже другой вопрос. Сейчас в помещении ведутся работы по разведывательному танку-амфибии Т-37А. Эта машина находилась в условно ходовом состоянии, но было это давно — в середине 2000-х. После завершения реставрационных работ Т-37А, скорее всего, вернется в музейный сектор парка «Патриот».
Экспозиция первого здания музея весьма богато оформлена. В помещениях стоят витрины, где представлены различные детали, включая и детали от техники военного периода. Также в экспозицию попали макеты опытных и проектных танков, некоторые из них ранее не были доступны. Еще бы неплохо найти прицелы, которые когда-то были на хранении в корпусе Е. В общем и целом хорошее впечатление от проделанной работы. Как дополнительная экспозиционная территория «Лаборатория по ремонту и восстановлению военной техники и вооружения» будет интересна многим посетителям.
Главным событием Дня Танкиста стал, безусловно, динамический показ. Как и в прошлом году, проходил он на новой площадке, которая оборудована за павильоном №1 (тяжелые танки). Перед показом были проведены показательные полеты пилотажного самолета Як-52. Это гости с Кубинки. Здесь, если кто еще не в курсе, еще и авиабаза, где базируется, в том числе, пилотажная группа «Стрижи».
В этот раз программа была чуть сокращена. В прошлом году танков было 5 штук, в этот раз на 1 меньше. Впрочем, программа всё равно получилась интересной. Сама по себе демонстрационная программа получилась динамичной. Она ничем не отличается от прошлогодней, но плохого тут точно ничего нет. В среднем минут 5 на машину основного показа, включая и холостой выстрел.
Открывал программу динамического показа Т-34-85, следом за ним на площадку вышел ПТ-76Б. Выступали они немного по-разному. Если Т-34-85 стартовал прямо на площадке, ПТ-76Б приехал на нее с торца Технического центра. Надо сказать, что динамический показ ПТ-76Б происходил, можно сказать, живее, поскольку с удельной мощностью у плавающей машины дела обстоят получше. Впрочем, обе программы получились интересными.
По-настоящему динамичный показ снова получился у Т-62М. Это не просто 62-ка с «бровями Ильича», а вариант Т-62М-1, который получил мотор В-46-5М (как у Т-72). Его можно отличить по ящику под воздушный фильтр на правом крыле. Отличается и динамика танка, всё-таки 780 лошадиных сил — это не 620, как у обычного Т-62М. Машина бодро откатала программу, показав и знаменитый «танец», то есть башня смотрела в одну точку, пока танк поворачивался вокруг своей оси.
Впрочем, главная новинка была, как обычно, в самом конце. В прошлом году звездой показа был опытный танк Т-126 (СП-126). В этом году поехала еще одна опытная машина. Речь идет о броневике БА-21, который создали на базе 3-осного автомобиля ГАЗ-21. За счет 2 ведущих задних осей машина обладала более высокой проходимостью, но в серию попасть не успела. К 1938 году приоритет был отдан полноприводным броневикам, БА-21 стал тупиковой ветвью развития. Оказавшись одним из экспонатов музейной площадки в Кубинке. Конечно, машина натерпелась всякого, но дожила до наших дней в более-менее комплектном состоянии.
Конечно, прошлый День Танкиста прошел более масштабно, но и ситуация была другой. В любом случае, те, кто поехал в Кубинку, вряд ли пожалели об этом. Праздник прошел вполне достойно, особенно учитывая текущую ситуацию. Ну а танкистов хочу еще раз поздравить с профессиональным праздником.