Юрий Пашолок. Вооруженные три четверти от Ford
Gun Motor Carriage T8 и другие машины на специальном шасси Ford Swamp Buggy
Появление такой машины, как Bantam BRC 40, достаточно быстро привело к идеям о создании на ее базе специализированных аппаратов. Первые идеи о том, чтобы сделать вооруженную версию машины, появились в начале 1941 года. Впрочем, очень часто военные, особенно американские, слегка так переоценивали возможности шасси, на которые нацеливались. В случае с Bantam BRC 40 случилась именно такая история. Решение сделать на этой базе самоходную артиллерийскую установку с 37-мм противотанковым орудием M3 выглядело вроде как логично. Согласно ТЗ, машина являлась тягачом данного орудия, по крайней мере в теории. На практике всё же машины подобного класса являлись артиллерийскими тягачами скорее вынужденно. Нет, тащить орудие они могли, но везти только пушку — это слегка не тягач. Если кто не в курсе, то противотанковая пушка — это сама пушка, боезапас к ней, а также расчет. Посему Bantam BRC 40 и его последователи таскать орудие могли, и даже как тягачи использовались, но вообще типовым американским артиллерийским тягачами подобной артиллерии были «полутонные» полноприводные машины семейства Dodge VC/WC. В 1941 году появился Dodge T214, уже грузоподъемностью 3/4 тонны, который и стал штатным тягачом.
О том, что Bantam BRC 40 является не самой лучшей базой для легкой САУ, американские военные стали догадываться еще на старте программы Gun Motor Carriage T4. Во-первых, сама по себе база была слабоватой, что и неудивительно. Одной из задач машины являлось замещение мотоциклов с коляской, да и в принципе это была машина-разведчик. Посему GMC T2 оказалась перегруженной. Во-вторых, компоновка автомобиля не особо предполагала изготовление из него самоходной артиллерийской установки. Конечно, полковник Байрон Джонс, главный идеолог GMC T2E1, излучал оптимизм, но испытания показали, что это он делал зря. Нормальный сектор обстрела у GMC T2E1, был только назад, а вариант T2 имел массу недостатков. Стоит ли удивляться, что еще до официального старта программы GMC T2 появился альтернативный проект, не имеющий к данной разработке никакого отношения?
Весной 1941 года была инициирована разработка совершенно иного типа шасси как носителя 37-мм противотанковой пушки M3. На сей раз разработка была специальной, с использованием агрегатов грузового автомобиля Ford 2G8Т. Работы по шасси, разработчиком которого являлся Ford, курировались полковником (будущим бригадным генералом) Гербертом Лоузом, квартирмейстером военной базы Лагерь Холаберд. Личность эта не случайная: Лоуз играл одну из ключевых ролей в истории американских «джипов» и являлся одним из их идеологов. С его участием Ford разработал конструкцию, известную как Ford Swamp Buggy. Это было «пониженное» полноприводное шасси, где использовались агрегаты Ford 2G8Т — мотор, трансмиссия, оси (с переделкой на полный привод). Мотор перенесли в кормовую часть, а место водителя перенесено назад. Также была существенно сокращена база — до 2184 мм.
Получившаяся конструкция стала частью программы создания многоцелевой машины с низким силуэтом. Приоритетом, впрочем, являлось создание истребителя танков, что явно видно из компоновочной схемы. Официально данная боевая машина, получившая обозначение 37 mm Gun Motor Carriage T8, была утверждена Комитетом по Вооружениям в начале июня 1941 года. Но в данном случае вышестоящая организация откровенно запаздывала. Уже в мае 1941 года «личинка» GMC T8, которую изготовили на Абердинском полигоне, проходила первые испытания. На полигоне, используя агрегаты Ford, сделали своё видение машины. В носовой части шасси была установлена противотанковая пушка M3, причем вместе с верхней частью лафета M4. Орудие получило развитый щит (пожалуй, даже чересчур развитый), а по бортам появились ящики для боеприпасов, очень похожие на то, что ставились на GMC T2. Этот прототип и послужил базой для двух пилотных образцов, которые заказали у Ford. 15 июля 1941 года, еще до изготовления опытных шасси, последовал заказ на еще 15 машин нулевой серии.
Два пилотных образца GMC T8 было передано на испытания в августе-сентябре 1941 года. Параллельно с этим Ford начал работать и по развитию «низкосилуэтной» программы. Конечно, о том, чтобы подмять сегмент, на котором были Dodge T214, речь уже не шла. Но имелась потребность и в нишевых машинах, посему с августа 1941 года Ford начал работы по целому семейству автомобилей. Что же касается пилотных образцов GMC T8, то они были весьма похожи на абердинский прототип. Надо сказать, что на ее фоне GMC T2, которые испытывались примерно в то же время, выглядели весьма бледно. Масса пустой машины составляла 2050 кг, а полностью снаряженной — 2463 кг. При этом 90-сильный двигатель обеспечивал очень приличную удельную мощность — около 36 лошадиных сил на тонну. Совершенно иначе были сделаны снарядные укладки. Теперь боекомплект, состоявший из 100 патронов к орудию M3, размещался в четырех ящиках. Экипаж, как и ранее, состоял из трех человек, но постоянных сидений было 2. У третьего номера сиденье сделали съемным, потому что оно размещалось на одном из снарядных ящиков, за правым передним крылом.
Главным преимуществом GMC T8 было то, что орудие смотрело вперед по ходу движения. Правда, в виду использования куска штатного лафета, первоначально угол обстрела был не очень большой (точнее, штатный для орудия M3). Влево-вправо он составлял по 30 градусов, в принципе, немало, но военные посчитали его недостаточным. В идеале требовался круговой обстрел. Надо сказать, что база GMC T8 не имела, в данном плане, каких-то проблем. За счет компоновки с низким расположением агрегатов орудие особо ни за что не задевало. Первый пилотный образец машины не имел орудийного щита, его поставили на вторую машину. Он вполне обеспечивал защиту расчета от стрелкового огня с лобовой проекции, но возникала уже упомянутая проблема с углами горизонтального наведения. Поэтому такая конструкция орудийного щита оказалась уникальной для второго образца машины. Уникальной оказалась и конструкция снарядных ящиков.
Испытания стрельбой, а также ходовые испытания, прошли в целом успешно. Естественно, кое-какие замечания имелись, но на фоне GMC T2 и T2E1 шасси Ford выглядело гораздо лучше. Никакой тесноты, как это было на T2/T2E1, не наблюдалось. Как орудийная платформа GMC T8 была гораздо более удачной, при стрельбе машину не сносило. Более высокими оказались и характеристики проходимости. Правда, при испытаниях первого пилотного образца выявились проблемы с охлаждением (учитывая компоновку, неудивительно), а также с управляемостью. Машину отравили на Ford, а в сентябре полигон получил оба пилотных образца. На них выявились дополнительные проблемы с охлаждением, которые решили уже на серийных образцах.
Финальная конфигурация GMC T8 была изготовлена Ford в ноябре 1941 года. К тому моменту компания вовсю работала над уже упомянутыми машинами, которые имели несколько иную конфигурацию. Несмотря на запуск модели Dodge T214, на Ford всё еще не теряли надежды «откусить» от семейства машин грузоподъемностью 3/4 тонны хоть что-то. Там ставили на низкий силуэт, правда, у других моделей силовая установка размещалась впереди. Это выглядело более логично, особенно с учетом имевшихся проблем с охлаждением GMC T8.
Общая конфигурация финального варианта GMC T8 мало отличалась от первых двух опытных образцов. Для начала, переработали воздухозаборники системы охлаждения, дабы сделать забор воздуха более эффективным. Крылья стали более сложными по конфигурации, это сделали для большей прочности. Изменилась конструкция снарядных ящиков, которые делались на основе второго опытного образца. Впрочем, самым важным изменением стала орудийная установка. Верхние секции орудийного щита теперь откидывались вперед, кроме того, заново была сделана установка орудия. Теперь она обеспечивала круговое наведение орудия. Естественно, приоритетом являлась стрельба вперед, но если совсем приспичит, то со стрельбой на 360 градусов не имелось огромных проблем. Минусом стало то, что новое основание для установки орудия стало тяжелее.
В общем и целом испытания GMC T8 показывали правильное направление разработки. Увеличившаяся масса орудийной установки повлияла на работу амортизаторов, их требовалось усилить. Вместе с тем, именно как орудийная платформа GMC T8 выглядела вполне удачной. Посему была дана команда начать войсковые испытания. 6 машин направили в 93-й противотанковый дивизион, располагавшийся в Форт-Мид. Позже его переформировали в 893-й дивизион истребителей танков. Также интерес к GMC T8 проявила и Канада.
Главной проблемой стало то, что к концу 1941 года ситуация для Ford стала гораздо менее благополучной. В Chrysler Corporation внимательно следили за тем, что происходит с программой создания колесных истребителей танков. Так вот, 13 июня 1941 года в Департамент Вооружений «постучался» Роберт Биггерс, президент Fargo Division, Chrysler Corporation. Он показал концепцию истребителя танков на базе новейшей модели — Dodge T214. Данная концепция являлась прямым конкурентом GMC T8. Пока Ford дорабатывал свою машину, в сентябре 1941 года на испытания вышел первый опытный образец GMC T21. Несмотря на то, что Fargo Division сунулась со своей разработкой позже, в реальности именно Биггерс был в выигрышной ситуации. Будущее «пониженной платформы» Ford находилось под вопросом, а Dodge T214 выпускался крупной серией.
В ноябре-декабре 1941 года состоялась очная ставка между GMC T8 и GMC T21. По большому счету, между машинами наблюдался паритет. GMC T8 была ниже, зато орудие GMC T21 получило щитовое прикрытие, которое имело круговое вращение. К тому же орудийная установка GMC T21 располагалась по центру машины. У каждой машины были свои преимущества и недостатки с точки зрения проходимости. Таким образом, однозначного победителя в битве двух машин не имелось.
Бронетанковым силам в январе 1942 пришлось делать сложный выбор. С одной стороны, хорошо видно — именно как платформа им больше нравилась GMC T8. Эта машина была ниже, обладала немного лучшей проходимостью, в конце концов, она являлась «своей». С другой же стороны, у GMC T21 имелись свои преимущества. Главным из них оказалась организация производства шасси, а это очень важный показатель. США уже вступили в войну, так что истребители танков требовались здесь и сейчас. Собственно говоря, с GMC T21 определились еще 26 декабря 1941 года, приняв на вооружение как GMC M4. А в феврале 1942 года ее переименовали в GMC M6. Что же касается GMC T8, то официально работы по ней прекратились в апреле 1942 года, но реально всё закончилось еще в январе.
Судьба у построенных серийных образцов GMC T8 оказалась разной. В Канаду уехало 4 машины, еще 2 попало в Англию. Еще 9 машин оказалось в KNIL, их отправили в Суринам. Также следует отметить, что Ford построил около 20 шасси Swamp Buggy, которые и послужили основой для разработки GMC T8. Им, судя по всему, также довелось понюхать пороху.
Напоследок стоит отметить, что Ford не прекратил попытки создать «пониженные» шасси. В дальнейшем шли разработки вариантов шасси с мотором впереди, они достойны отдельного материала. Впрочем, наиболее удачной оказалась другая машина. Речь идет о Ford GTB, более крупной версии, с грузоподъемностью 1,5 тонны. Семейство этих машин оказалось вполне массовым — их построили около 15 тысяч штук. Так что определенный выхлоп из программы GMC T8 имелся.
Источники:
- US NARA
- Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
- hemmings.com
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/voorujennye-tri-chetverti-ot-ford-601805228414c340c6e9c059