Юрий Пашолок. Водоплавающий колесный камикадзе с реактивными ускорителями
Немецкие инженерные машины порой отличались крайне специфичной концепцией. Особенно это касалось средств борьбы с вражескими минными полями. Для начала, данной темой немцы серьёзно занялись неожиданно поздно — осенью 1939 года. К тому моменту целый ряд стран занимались минными тральщиками, причем в иных случаях дело дошло до серийных образцов. Самое интересное случилось в 1940 году. Во-первых, вместо обычных тральщиков немцы сделали управляемые по радио машины. Во-вторых, от аппаратов, оснащенных катковыми минными тралами, немцы перешли к самоходным минам. Они посчитали, что если рвануть много взрывчатки, это произведет больше эффекта.
В июне 1941 года на фронт прибыл 1-й батальон разминирования, оснащенный самоходными минами Minenräumwagen Borgward B II (Sd.Kfz.300). Воевал он недолго: 8 июля 1941 года последовала команда отозвать батальон с фронта. Судя по всему, эффект от его деятельности оказался близок к нулю, при этом несколько Borgward B II было потеряно. От идеи самоходных мин немцы не отказались, но требовалась доработка темы. В том числе и такая необычная, как плавающая самоходная мина.
В составе 2-й роты 1-го батальона разминирования воевала такая странная машина, как Ente. Это та же Minenräumwagen Borgward B II, но плавающая. Идея состояла в том, что такая машина могла перемахнуть через речку или иной водоем, добраться до минного поля, либо ДОТ-а, после чего живописно подорваться. Идея хорошая, а вот исполнение не очень. Машина развивала те же 5 км/ч, что и Minenräumwagen Borgward B II. Поэтому начались поиски альтернативы. В результате на свет появился еще более экзотичный проект, который в полной мере демонстрировал сумрачность немецкого гения.
В 1941 году была изготовлена партия из 30 амфибий Volkswagen typ 128 Schwimmwagen. Эта машина стала предшественницей Volkswagen typ 166, самого массового легкового автомобиля-амфибии Второй мировой войны. В начале весны 1942 года Porsche K.G., разработчик данной машины, переделал 2 образца машины в самоходные мины. В походном положении машина, получившая обозначение Volkswagen Sondertyp 129, управлялась как обычный автомобиль. После того, как она прибыла в район боевых действий, места водителя и переднего пассажира закрывались люками. Вместо сидений задних пассажиров размещался контейнер со взрывчаткой. Для снижения высоты обычное ветровое стекло заменялось на целлолоидные ветровые щитки, как на гоночных машинах.
Воздухозаборники и выхлопная система Volkswagen Sondertyp 129 были вынесены наверх, чтобы избежать попадания воды. Впрочем, самое интересное крепилось по бокам корпуса. Для машины самым сложным моментом был выход из воды. Существовал риск застрять, что приводило к быстрому уничтожению аппарата. Поэтому по бокам крепились ракетные ускорители Rheinmetall-Borsig RI-502. В течение 6 секунд они обеспечивали тягу в 600 кг каждый. В общем-то плавающий автомобиль-камикадзе мог на такой тяге взлетать.
8 апреля 1942 года два опытных образца Volkswagen Sondertyp 129 поступило на испытания в 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин. Было решено испытать один из образцов на реке Шпрее. Что именно случилось с машиной, история умалчивает, обычно скромно указывается о потере. На этом испытания закончились, а в батальоне появился еще один командирский автомобиль. Из машины убрали соответствующее оборудование, ускорители, на место вернули лобовое стекло и задние сиденья. В общем, сделали из плавающего камикадзе обычный Volkswagen typ 128. Машина использовалась в данном виде довольно долгое время.
Напоследок следует отметить, что 300-й танковый батальон радиоуправляемых машин пытался создать третий тип плавающей машины-подрывника. Согласно имеющейся информации, один из Borgward B IV (Sd.Kfz.301) оборудовали поплавками. К сожалению, снимков автору не попадалось, но есть сомнения в нормальной работе подобной машины. А главное ее целесообразности.
Список источников:
- lleadwarrior.com
источник: https://dzen.ru/b/ZfaHT09sOwf6LJs5