Рассказ о немецкой дистанционной управляемой инженерной машине mittlerer Ladungsträger (Sd.Kfz.304) Springer
Первая мировая война дала мощный рывок развития самых разных видов техники. Часть из тех образцов, что появились на полях сражений, были предназначены для преодоления кризиса позиционной войны. Одним из таких средств стали дистанционно управляемые машины, представлявшие собой самоходные мины. Несмотря на то, что применить их не успели, сама идея оказалась заманчивой. Впрочем, идеями французов, которые первыми реализовали такие боевые машины, полноценно (и сильно позже) воспользовались их противники — немцы.
Первые боеспособные дистанционно управляемые инженерные машины были созданы в Германии в 1940 году. Впрочем, и тральщик Minenräumwagen Borgward B I, и последовавшая за ним подрывная машина Minenräumwagen Borgward B II оказались неудачными образцами. Более удачной получилась дистанционно управляемая инженерная машина Sd.Kfz.301 (Borgward B IV), но она оказалась чересчур дорогой. Самоходная мина Sd.Kfz.302 (Goliath) была куда дешевле, но и несла немного взрывчатки. В итоге появилась третья, промежуточная самоходная мина — mittlerer Ladungsträger (Sd.Kfz.304) Springer.
Предшествовал созданию данной боевой машине опыт использования похожего аппарата. Весной 1942 года NSU изготовила опытный образец самоходной мины kl.Kettenkw. (f.g). Фактически речь шла о полугусеничном тягаче HK-101 (Kettenkrad), который переоборудовали в носитель взрывчатки. Вместо задних сидений был установлен короб с 300 кг взрывчатки. Подобно более крупному Borgward B IV, на дальние дистанции машину вел водитель, далее ее вели в бой по радио, для чего использовался специальный танк управления Pz.Kpfw.III (funk).
Всего изготовили два варианта kl.Kettenkw. (f.g), которые испытывались в боевых условиях силами 300-го танкового батальона радиоуправляемых машин (Pz.Abt.300(F.L.)). Применялись они в Крыму, причем итоги использования получились неоднозначными. С одной стороны, сама идея относительно дешевой (ценник Kettenkrad был раз эдак в 5 ниже Borgward B IV, плюс доработка) машины, которая тащила 300 кг взрывчатки, выглядела заманчиво. С другой стороны, именно в таком виде самоходная мина явно не годилась. Требовалось что-то более приземистое, простое и с минимальной броневой защитой.
Контракт на разработку самоходной мины с использованием агрегатов HK-101 был подписан с NSU Motorenwerke в начале 1943 года. Непосредственному запуску в серию предшествовало создание серии опытных образцов. Согласно переписке, к 15 сентября 1943 года было изготовлено 16 опытных машин. Первые из них являлись скорее лабораториями для обкатки идей. Поэтому они весьма так отличались от того, что было изготовлено позже. Первый образец Springer, такое прозвище получила машина, имел 5-катковое шасси. Далее было решено шасси удлинить, машина стала 6-катковой.
Основные компоненты HK-101 остались на месте, что существенно ускоряло потенциальный запуск Springer в серию. Как и на Kettenkrad, в движение машину приводил 1,5-литровый мотор Opel Olympia, массовый и простой. Естественно, в чистом виде Kettenkarad не годился, самая «ванна» была построена с нуля. Теперь механик-водитель находился сзади, как на тракторе, а двигатель и отсек для взрывчатки разместили впереди. У первого прототипа впереди была и система охлаждения, но далее ее перенесли назад, за водителя.
Бронекорпус Springer сформировался не сразу, хотя общая концепция изначально была именно тем, что хотел заказчик. Общая высота составляла 1,45 метра, причем это с учетом откидных панелей, которые были нужны для защиты механика-водителя. Без них высота машины была немногим больше метра. Как и требовал заказчик, корпус получил броневую защиту, достигавшую 10 мм. Для защиты бортов, начиная с 8-го опытного образца, стали ставиться бортовые экраны. Таким образом, самоходная мина имела вполне достаточную противопульную защиту. Пробить ее винтовочной пулей можно было только с короткой дистанции.
Подобно Borgward B IV, средний носитель взрывчатки, как именовалась данная машина, отличалась вполне приличной подвижностью. Наличие броневой защиты и 330 кг взрывчатки, конечно, подняло боевую массу (она составляла 2,4 тонны) и снизило максимальную скорость, но 42 км/ч — этого вполне достаточно. В боевых условиях машина управлялась по радио, как подвижные пункты управления использовались переоборудованные StuG 40 Ausf.G. Они сменили в войсках Pz.Kpfw.III (funk). Дистанция связи достигала 2 километра, впрочем, на большей дистанции не имелось визуального контакта (а реально и с полутора километров мало что было видно).
Опытные образцы Springer весной-летом 1943 года проходили войсковые испытания. 8 июля 1943 года Гейнц Гудериан, на тот момент генерал-инспектор танковых войск, дал указание о запуске машины в серийное производство. Официально она именовалась как mittlerer Ladungsträger, также появился сквозной индекс Sd.Kfz.304. Всего предполагалось заказать 500 таких самоходных мин, которые занимали промежуточное положение между Sd.Kfz.301 и Sd.Kfz.302/303. За счет внушительного заряда подрыв Sd.Kfz.304 давал сплошную детонацию мин в радиусе где-то метров 20.
Главная проблема, которая встала на пути Sd.Kfz.304, заключалась в изменившихся приоритетах, а также ситуации на фронте. Самоходные мины были нужны, прежде всего, для штурмовых действий, желательно при общем позиционном характере боёв. Вот только с лета 1943 года немецкая армия, по большей части, не наступала, а отступала. Конечно, в немецкой хронике показывали успешное применение самоходных мин против танков, но одно дело полигон, а другое — реальное поле боя. То, что ситуация меняется, заметно по тому факту, что контракт на выпуск 1000 Borgward B IVc снизили сначала до 400 машин, а потом до 322. Что же касается Sd.Kfz.304, то выпуск этих самоходных мин поначалу и вовсе сдвинули на 1 мая 1945 года.
Далее контракт по выпуску 500 Sd.Kfz.304 немного переиграли. Он составил всего 50 машин, из которых 9 сдали в октябре 1944 года, 16 в ноябре, 10 в декабре, 9 в январе 1945 года и 6 в феврале. Что характерно, ни про какую серию с 1 мая 1945 года в планах нет и в помине. Да и Borwgard B IV c также пропал из планов на 1945 год. В них значатся только самоходные мины Sd.Kfz.303, с моторами внутреннего сгорания. Таким образом, от дорогих носителей взрывчатки отказались. Тем более что от NSU требовалось всё больше Kettenkrad, более полезных, чем одноразовая машина.
В сложившихся условиях боевое применение Springer также не особо чтобы сложилось. Конечно, новую машину вписали в штат K.St.N.117f от 1 октября 1944 года. Машины должны были действовать вместе с Sd.Kfz.301. Но по факту ситуация на фронтах была такой, что в лучшем случае Pz.Abt.301 (F.L.) мог с ними действовать. И это не точно. Большинство «прыгунов» было просто брошено и захвачено союзными войсками. Сейчас известно два экземпляра машины, из них наиболее доступен тот, что стоит в Бовингтоне.
Если рассматривать Springer как самоходную мину, то это был, пожалуй, самый удачный из образцов. Он тащил очень приличный объём взрывчатки, получался существенно дешевле Borgwarb B IV, более подходил для массового выпуска, обладал приличной подвижностью. Вот только появился он слишком поздно. Уже с лета 1943 года такие боевые машины были не особо актуальны для применения. Как уже говорилось выше, полезными они оказывались при наступательных действиях, особенно в условиях позиционной войны. Изменившаяся ситуация на фронте сделала их не актуальными.
Список источников:
- US NARA
- Panzer Tracts No.14 Gepanzerte Pionier-Fahrzeuge, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 1998
источник: https://dzen.ru/a/Z4YMs6QJdz3CMchn