Юрий Пашолок. Тяжелый американец, который передумали применять
История тяжелого американского танка Heavy Tank M6, который приняли на вооружение, но в бой так и не пустили
С тяжелыми танками в межвоенный период дела обстояли очень плохо. Именно с этого класса боевых машин началось боевое применение танков, но сразу после окончания Первой мировой воны активность по тяжелым танкам резко пошла вниз. Причина прозаична — слишком низкий ресурс и чрезмерные затраты на эксплуатацию. При этом, к концу 20-х годов, самое большое число тяжелых танков прорыва было у… американцев. Дело в том, что американцы, в отличие от англичан, не стали резать свои Mark VIII Inernational. Они изредка выезжали на маневры, дальше долго находились в резерве, но номинально оставались в срою. При этом, разумеется, новые тяжелые танки американцы создавать не собирались. Ибо, как уже говорилось, слишком дорого и непонятно, зачем нужно. Так продолжалось два десятилетия.
О необходимости иметь собственный танк прорыва американская пехота заговорила в конце сентября 1939 года. Начало Второй мировой войны заставило постепенно шевелиться. Про немедленное вступление в войну речь не шла, но опыт предыдущей войны показывал, что рано или поздно воевать придется. Это означало, в том числе, и тяжелые наступательные операции, где хорошо защищенный танк, вооруженный мощным орудием, становился крайне необходимым. Поначалу, впрочем, было не до тяжелого танка. Форсировали работы по тяжелому танку в мае 1940 года, а более-менее сформировался он к 11 июля того же года. В это же день танку присвоили индекс Heavy Tank T1. В отличие от легких и средних танков, создававшихся в то время, T1 не был очередной попыткой «раздуть» платформу Light Tank T2E1. Полковник Гладеон Барнс, фактически возглавивший работы над машиной, заставил разрабатывать принципиально новый танк. Тем самым частично удалось нарушить монополию шасси Гарри Нокса, хотя ряд элементов, естественно, имел прямое отношение к разработкам теневого короля американского танкостроения.
Программа разработки Heavy Tank T1, первого тяжелого танка, создававшегося американцами с нуля, развивалась удивительно быстро. Особенно на фоне того, сколько усилий, в своё время, понадобилось для создания оптимального шасси легкого и среднего танков. От фактического запуска работ, когда к созданию Heavy Tank T1 подключили крупные компании, до начала испытаний, прошло немногим больше года. В ходе работ от исходной концепции с автоматической коробкой передач Hydra-Matic пришлось отказаться. По этой причине танк построили в запасной версии T1E2 с механической коробкой передач Timken. Естественно, без различных детских болезней не обошлось, тем не менее, до ума танк довели всего за полгода. Самое главное, что получилась вполне адекватная боевая машина, по характеристикам ничуть не хуже зарубежных образцов. 14 апреля 1942 года Heavy Tank T1E2 стандартизировали как Heavy Tank M6, но еще до того началась активная подготовка запуска машины в серийное производство.
Впервые про серийный выпуск Heavyt Tank T1 заговорили еще 7 апреля 1941 года, то есть до постройки первого опытного образца. Военное Министерство оценивало объем заказа в 360 танков. На фоне растущих, как на дрожжах, цифрах заказа Medium Tank M3, вроде бы скромно, но тут надо понимать одну простую вещь. Американская армия, и прежде всего Бронетанковые Силы, трезво оценивали область применения таких боевых машин. Им были необходимы подвижные танки, а боевые машины тяжелого класса заведомо медленнее. Поэтому они требовались в меньших количествах. Основной задачей тяжелых танков был прорыв вражеской обороны, а это довольно узкий сектор применения. В этом смысле гораздо интереснее смотреть на англичан. 15 июля 1941 года поступило сообщение от Михаэля Девара, главы Британской танковой миссии. Он высказал пожелание заказать аж 500 таких танков. Причем тут есть сразу две возможные причины интереса. С одной стороны, запуск в серию Infantry Tank Mk.IV (в сентябре 1941 года переименован в Churchill) шел довольно тяжело. А с другой стороны, имелась еще и категория штурмовых танков. Та самая, в которой находился небезызвестный TOG. Есть подозрение, что Девар смотрел на будущий M6 как раз с точки зрения заменителя «чудо-машины».
Снова о запуске Heavy Tank T1 (уже на тот момент T1E2) разговор подняли 1 октября 1941 года. На сей раз объемы выглядели более скромными. Предполагалось выпустить пробные серии по 50 штук — для американской армии, а также для англичан. Больше того, генерал-майор Ричард Мур, представлявший AGF (Army Ground Forces, армейские сухопутные силы), настаивал о запуске серии еще до утверждения танка Генеральным Штабом. 3 октября Baldwin Locomotive Works получила задание о подготовке первой серии из 50 танков. Впрочем, это всё скорее напоминало фальстарт. Во всё том же октябре 1941 года работы по машине продолжались. 21 октября генерал Барнс обсуждал возможное усиление брони, а также альтернативную силовую установку. В ее роли выступало аж 4 дизельных мотора General Motors 6-71. У этого монстра крутящий момент был выше, чем у Wright G-200, как и экономичность.
Фактическая же работа по подготовке к серийному производству началась только после презентации Heavy Tank T1E2, состоявшейся 8 декабря 1941 года. Вместо настойчивых попыток ускорить работы по машине был выбран более разумный подход. На конструкцию машины стал влиять и Medium Tank T6, стандартизированный сначала как Medium Tank M4, а затем как Medium Tank M4A1. Особенно это касалось башни с вооружением. Первые испытания показали, что при создании боевого отделения T1E2 допустили массу просчетов. Например, кормовая пулеметная установка оказалась почти бесполезной, а командирскую башенку что на T6, что на T1E2, забраковали. В башне отсутствовала нормальная вентиляция, а обзорность признали недостаточной. По итогам испытаний T6 на Абердинском полигоне изменения внесли не только в M4A1, но и на «голове» будущего Heavy Tank M6.
Работы по серийно башне шли с опережением графика по испытаниям танка. Уже в январе 1942 года она была готова и отправилась на Абердинский полигон, где ее изучали и вносили замечания. Серийная башня была похожа на опытную, но по ряду моментов имелись существенные отличия. От кормовой установки Browning M2HB отказались, как не имеющей нормальных углов горизонтальной наводки. Взамен заряжающий получил смотровой перископический прибор кругового обзора. На крыше башни появился колпак вентилятора, а в корме поставили антенный порт. Командирскую башенку заменили на конструкцию от Medium Tank M4, да и все новые детали также перекочевали с него. Несколько изменилась неподвижная бронировка орудийной установки, как и сама башня.
Между тем, танк продолжал расползаться по модификациям. 14 февраля 1942 года Комитет по Вооружениям утвердил аж пять вариантов танка. Помимо T1, T1E1 и T1E2, появилось еще два варианта. Heavy Tank T1E3 представлял собой T1E2, получавший сварной корпус. Еще одна версия, T1E4, получала сварной корпус, 4 дизельных мотора GM 6-71 и 2 автоматических коробки передач Hydramatic. Еще один, возможный вариант появился 17 февраля. Полковник Гостлинг передал идею об установке в английскую версию танка 17-фунтовой (76-мм) пушки. Генерал Барнс по этому поводу высказал своё неудовольствие. Требовалось дополнительно загружать производство, да и разница выглядела не столь принципиально.
Из кучи модификаций, для начала, было решено запускать в производство две — T1E2 и T1E3. Их стандартизировали первыми, как Heavy Tank M6 и Heavy Tank M6A1. Также в высоком приоритете оставался вариант Heavy Tank T1E1, но его, для начала, требовалось изготовить и испытать. Поэтому 16 мая решение о стандартизации T1E2 и T1E3 приняли окончательно, а T1 и T1E4 выбросили в корзину (хотя официально от них отказались только 11 июля 1942 года). В июне 1942 года генерал Барнс испытал на Абердинском полигоне первый образец Heavy Tank T1E1, оставшись от него в восторге. Тем не менее, прогресс по M6/M6A1 был выше, поэтому от них не отказывались. Между тем, в мае 1942 года прозвучал первый тревожный звоночек. Бронетанковые силы сократили свою заявку до 115 танков.
В дальнейшем ситуация начала развиваться не в пользу M6/M6A1. Удачная демонстрация Heavy Tank T1E1 и положительная реакция Барнса, который лично водил машину, сыграла свою роль. Теперь приоритет был за «электротанком», при этом заказ увеличился до 230 танков. Правда, за счет дополнительных 115 штук под ленд-лиз. В случае с M6 объем выпуска составлял 60 машин, а M6A1 — еще 65 танков, еще 115 танков — это T1E1. Есть очень серьёзные подозрения, что союзникам как раз и предназначались стандартизированные машины, а «электротанк» уходил американской армии. При этом 8 октября 1942 года состоялась первая попытка стандартизировать T1E1 как Heavy Tank M6A2. Неудивительно, что новые идеи далее обкатывались именно на T1E1.
По итогам происходящего сложилась крайне занятная ситуация. Заводов, производящих тяжелые танки, планировалось уже три. Помимо Baldwin Locomotive Works, который в начале декабря 1942 года сдал первые M6, в Эри, штат Пенсильвания, предполагалось выпускать M6A2. Речь шло о дочернем заводе General Electric, занимавшемся локомотивостроением. Третьим заводом становился Fishier Tank Arsenal (Fisher Body), по планам выпускавший M6A1. Таким образом, одновременно стали поставляться танки с механической и электромеханической трансмиссией. При этом всё больший приоритет отдавался к машинам General Electirc. Вероятнее всего, именно по такому пути дальше бы всё и развивалось, но в декабре по программе создания тяжелых танков был нанесен сокрушительный удар.
В ноябре 1942 года американская армия высадилась в Северной Африке. Местный ТВД существенно отличался от того, где собирались применять тяжелые танки. Это, впрочем, явно не принималось во внимание. Опыт боевых действий показывал, что американским военным нужен подвижный танк, который можно оперативно перебрасывать по железным дорогам. Между тем, именно с этим у программы Heavy Tank T1 дела обстояли не очень. Боевая масса уже давно перешла отметку 50 коротких тонн. У серийного Heavy Tank M6 она достигла 57380 кг, а M6A1 имел боевую массу 57290 кг. Таким образом, ассортимент средств перевозки и эвакуации резко сокращался. Подвижность машины была не столь и плохой, свои 35 км/ч по шоссе она развивала. Но этого было явно недостаточно, с точки зрения командования Бронетанковых Сил.
7 декабря 1942 года последовало распоряжение AGF, по которому Бронетанковым Силам больше не требовались тяжелые танки. Распоряжение, мягко говоря, слега странное, учитывая опыт африканского ТВД. Надо сказать, что американцы были не одиноки. В 1942 году англичане едва не зарубили свои CHurchill, но потом был Тунис, где тяжелые танки доказали свою эффективность. Американцы же явно поторопились. 25 марта 1943 года выпуск скорректировали до 40 машин, из которых M6 выпускали всего 8 штук, еще 12 производили в версии M6A1, оставшиеся 20 — как T1E1. Почти все танки изготовили на Baldwin Locomotive Works.
Серийные M6 и M6A1 имели отличия от T1E2 не только по башне. Число курсовых пулеметов M1919A4 снизили до 1 (амбразура левого пулемета осталась, но он сам оказался изъят). Створки люков отделения управления стали изготовляться круглой формы, из 1 части, а не 2. Существенно изменилась кормовая часть корпуса, с учетом изменений T1E2, это самая ожидаемая метаморфоза. Существенно переделали и смотровые лючки механика-водителя. Переделки носили более эволюционный характер, нежели чем в случае с башней. Также доработали и ходовую часть, например, серийный танк получил траки T31, имевшие более развитые грунтозацепы.
Для испытаний тяжелых танков в Форт-Нокс сформировали отдельную танковую роту. Испытания продолжались до июля 1943 года, после чего составили отчет. По большому счету, отчет разгромный. Согласно ему, тяжелые танки не подходили для использования в американских танковых силах. При этом зачастую отчет делался в отрыве от текущей разработки. Например, там указывалось, что орудие уже не соответствует броневой защите. Звучит слегка удивительно, поскольку еще в конце 1942 года пошли работы по 90-мм танковой пушке. Имелась, впрочем, и здравая критика, например, жалобы на плохую вентиляцию. Имелись претензии к трансмиссии M6/M6A1. Результатом стало то, что 2 августа 1943 года AGF еще раз напомнила насчет прекращения программы тяжелых танков.
Надо сказать, что AGF от тяжелых танков полностью не отказывалась. Там-то вполне понимали, что они нужны. Другой вопрос, что шасси семейства T1 уже выглядело устаревшим. Слишком большое, слишком тяжелое, а также с сомнительными перспективами. Поэтому тогда же AGF рекомендовало запустить работы по средним танкам T25/T26. С 90-мм орудиями, а у T26 еще и с броневой защитой на уровне Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Решение совсем не глупое, в конце концов, это привело к созданию Heavy Tank T26E3, он же M26, он же «Першинг». Что же касается M6/M6A1, то работы по ним продолжались до 1944 года. Далее их сняли с вооружения и быстренько порезали. Увы, ни одного из первых серийных американских тяжелых танков до наших дней не сохранилось. А единственная машина из семейства Heavy Tank T1, которую ныне можно видеть, относится немного к параллельной ветви развития. О ней следует рассказать отдельно.
Список источников:
- US NARA
- Firepower — A History of the American Heavy Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1988 г.
- Фотоархив автора