Юрий Пашолок. Трофейный английский крейсер на немецкой службе

11
Юрий Пашолок. Трофейный английский крейсер на немецкой службе

Юрий Пашолок. Трофейный английский крейсер на немецкой службе

История Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), английского крейсерского танка, который воевал в составе немецкой армии

Использование трофейных танков для немецкой армии было вполне привычным делом. Главной причиной подобных действий было, прежде всего, недостаточное количество собственных боевых машин. В Первую мировую войну и вовсе сложилась комичная ситуация. Дело в том, что немецкая танковая программа оказалась заваленной. A7V выпустили всего 20 штук, поэтому единственным способом получить танки в товарном количестве стало использование трофеев. Немцы это дело пустили на поток, в результате трофейных танков у них было в несколько раз больше, чем своих собственных. Лидером стали английские Mark IV, коих в строй ввели от 40 до 50 штук. При этом немцы не поленились, как минимум на части танков, поставить собственное вооружение. Сам по себе процесс ремонта трофеев был поставлен на поток. Можно только удивляться, как при таком рвении сами немцы построили всего 20 собственных танков.

Cruiser Tank Mk.IVA, который немцы успели ввести в строй еще в начале июня 1940 года. Правда, он быстро сломался

Cruiser Tank Mk.IVA, который немцы успели ввести в строй еще в начале июня 1940 года. Правда, он быстро сломался

История отчасти повторилась спустя два десятилетия. Причины оказались теми же — недостаток в объемах производства собственных танков. Если в Австрии брать оказалось особо нечего (австрийские CV 35 годились разве что для учебных целей), то чехословацкая армия стала желанными закромами. LT vz.35 быстро приняли на вооружение немецкой армии, а LT vz.38 запустили в серию. Эти танки стали эрзац-средними, именно с ними у немцев были наибольшие проблемы. Дальше была Польша, где часть 7TP удалось ввести в строй. Часть из них изначально даже была в составе обычных танковых дивизий. Впрочем, самые богатые трофеи случились в мае-июне 1940 года. Наиболее массовыми трофеями стали французские танки, но кое-что интересное нашлось и среди матчасти Британского Экспедиционного Корпуса.

Эшелон с трофеями уходит к месту ремонта

Эшелон с трофеями уходит к месту ремонта

По результатам боев во Франции англичане потеряли 158 крейсерских танков. В их числе оказались и все имевшиеся в наличии Cruiser Tank A13 Mk.II. В июне 1940 года эти машины переименовали в Cruiser Tank Mk.IV. В общей сложности немцам досталось 57 Cruiser Tank Mk.II и 8 Cruiser Tank Mk.IIA. Основная их часть оказалась безвозвратно потеряна, тем не менее, некоторые успели ввести обратно в строй еще во время боёв за Францию. По злой иронии судьбы, Cruiser Tank Mk.IV умудрился повторить судьбу своего тёзки — Tank Mark IV. Как и эта машина, крейсерский танк оказался самым массовым из «англичан» начала войны, которые немцы взяли к себе на вооружение. Больше того, этот танк, переименованный в Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), даже немного повоевал.

Вероятнее всего, снимок сделан в конце 1940 года. Так выглядели танки отдельной роты до переформирования

Вероятнее всего, снимок сделан в конце 1940 года. Так выглядели танки отдельной роты до переформирования

Причины, по которым Cruiser Tank Mk.IV быстро «забрили» в немецкую армию, выглядели вполне логичными. Да, особой надежностью английский танк не отличался, да и его броневая защита выглядела слегка странно. Но на фоне остальных «крейсеров» он выглядел вполне достойно. Также у танка была трехместная башня, именно то, что немцы не увидели, например, у французов. К тому же у Cruiser Tank Mk.IV имелся мотор поворота башни, это также оценили. Огневая мощь оказалась не хуже Pz.Kpfw.III, вполне на уровне была и обзорность. Всё это и привело к тому, что Cruiser Tank Mk.IV довольно быстро оказались на немецкой службе.

Один из девяти танков роты трофейных английских танков, которую передали в 100-й огнеметный танковый батальон

Один из девяти танков роты трофейных английских танков, которую передали в 100-й огнеметный танковый батальон

Изначально трофейные танки использовались как учебные, их применяли в ходе подготовки к операции «Морской Лев». Впрочем, уже вскоре их начали отсеивать по типам. Поскольку Cruiser Tank Mk.IVA захватили в штучных количествах, их из общей кучи убрали, далее подобные танки использовались только как учебные. Совсем иначе дела обстояли с Cruiser Tank Mk.IV, вооруженных пулеметами Vickers. К началу 1941 года сформировали отдельную роту трофейных английских танков. Машины использовали как есть, то есть без переделок. В феврале 1941 года личный состав роты отправили в 202-й танковый полк, вооруженный французскими танками. Что же касается английских танков, то они уехали в 100-й батальон огнеметных танков.

Первоначально танки не переделывались, но часть получила крепления под прицепы Renault UK

Первоначально танки не переделывались, но часть получила крепления под прицепы Renault UK

Всего там оказалось 9 танков, относящихся как к раннему типу (без дополнительной защиты подвижной бронировки орудийной маски), так и к позднему варианту. В 100-м батальоне эти танки также поначалу применялись без переделок, но далее вылезла проблема, о которой активно писали сами англичане. Дело в том, что траки английских «крейсеров» вели себя плохо, главная ругань шла по поводу их низкой вездеходности. То есть трак очень быстро забивался грязью и терял сцепные свойства на проселке, а также целине. И если англичане продолжали страдать до самого начала 1942 года, то в 100-м огнеметном батальоне проблему решили по-своему.

Типичная внешность Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) летом 1941 года

Типичная внешность Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) летом 1941 года

На вооружении батальона имелись легкие огнеметные танки Pz.Kpw.II (F), оснащавшиеся траками шириной 300 мм. У Cruiser Tank Mk.IV ширина трака составляла 259 мм, но немецкие кулибины всё же смогли «поженить» свои траки с английским танком. Для этого пришлось переделывать ведущие колеса и их венцы. В результате Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) получил траки с более существенными сцепными свойствами, а заодно и чуть снизилось удельное давление на грунт. Передние и задние грязевые щитки, которые у англичан быстро «умирали», заменили на чего попроще. В связи с заменой гусеничных лент также убрали противопылевые экраны на бортах крыльев. Появились крепления запасных траков, на разных танках они выглядели по-разному. В дополнение ко штатной оптике появились передние и задние фары Notek.

В составе роты были танки как раннего, так и позднего выпуска

В составе роты были танки как раннего, так и позднего выпуска

Поскольку ожидалось, что 100-й огнеметный батальон будет действовать в авангарде наступления, Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) соответствующе «обвесили». На бортах башни появились деревянные короба, в которых разместили канистры. Дополнительно крепления канистр появились и на крыльях. Глушитель сзади частично прикрыли экраном, одновременно смонтировав над ним крепление для бруса системы самовытаскивания. Еще одним нововведением стало появление крепления для французского прицепа Renault UK. Его использовали и Pz.Kpw.II (F), для чего сзади крепилось специальное дышло.

Летом 1941 года танки активно наступали...

Летом 1941 года танки активно наступали…

В таком виде рота английских трофейных танков, приданная 100-му огнеметному батальону, начала боевые действия на советско-германском фронте. Действовала она в составе 18-й танковой дивизии, при этом поначалу трофейным «крейсерам» везло. По крайней мере, первая неделя операции «Барбаросса» принесла некоторое количество снимков этих танков с радостными лицами экипажей. Некоторые даже обзавелись трофейными советским и шлемами, которые использовались в боевых условиях. Но дальше как-то радости на лицах поубавилось. Согласно отчету от 11 июля 1941 года, к тому моменту все танки, именовавшиеся также как Pz.Kpf.Wg.A13(engl.), были безвозвратно потеряны.

...но недолго. Спустя три недели боевой путь Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) кончился

…но недолго. Спустя три недели боевой путь Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) кончился

Что случилось, можно легко понять по многочисленным снимкам, сделанным в этот период. Чтобы победить английскую технику, надо было дать ей немного поездить. Первоначальные планы оказались верными: 100-й огнеметный батальон действительно рванул вперед, преодолев за июль путь почти до Смоленска. Но трофейные англичане его не выдержали. То тут, то там они застывали, как правило «помирал» мотор Nuffield-Liberty. Одним словом, танки банально сломались, к третьей неделе операции «Барбаросса» их ресурс кончился окончательно. На это повлияла и жаркая погода, немцы в то время жаловались на выход из строя своих танков по техническим причинам. Ну а Pz.Kpf.Wg.A13(engl.) повторили «подвиг» Cruiser Tank Mk.IVA в Греции. Там они точно так же поломались. На этом применение и закончилось, если такие танки и остались у немцев, то только в единичных количествах.

Список источников:

      1. British Cruiser Tank A13 Mk.I & Mk.II, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2015
      2. Panzer Tracts No. 19-2: Beute-Panzerkampfwagen, British, American, Russian, and Italian Tanks captured from 1940 to 1945, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2008
      3. Фотоархив автора
      4. eBay
      5. beutepanzer.ru

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/trofeinyi-angliiskii-kreiser-na-nemeckoi-slujbe-61d3ea98cd0c1861c3a511c4?&

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Валентин Комаровский

Очередные фантазии дизайнеров чайников и миксеров.

Grizli -666
22.04.2024 17:09

Вообще-то нет. Это устаревший концепт от Airbus Smarter Skies 2050.Просто дизайнер сделал 3D модель на его основеhttps://www.youtube.com/watch?v=AO_NvrVhcCM

Андрей Борисов
22.04.2024 18:55
Ответить на  boroda

Уважаемый коллега, вы сапромат с теорией упругости и пластичости и смежные с ним дисциплины (детали машин и т.д.) изучали?
Если да, то «ОЙ»…

Андрей Борисов
23.04.2024 06:20
Ответить на  boroda

Просто это очень красивые картинки от дязайнеру.
1) С таким количеством окон и таким расположением силового каркаса у данной машины будут проблемы с весом и концентрацией напряжений в силовом каркасе на переходных режимах (взлет-посадка) самых опасных для самолетов. вы бы видели как в эти моменты «колбасит» фюзеляж…
2) Плюс криогенное оборудование тоже добавит свои «копейки»
3) Расположение ВСУ и воздухозаборников основных двигателей тоже вызывает определенные вопросы.
В итоге — журнал «Мурзилка» за апрель 1978 года…

frog
23.04.2024 06:52
Ответить на  Андрей Борисов

Дизайнер — не конструктор, его дело нарисовать. Шо б красивше.
А потом пусть железячники с расчетчиками страдают.

Андрей Борисов
23.04.2024 08:25
Ответить на  frog

Именно по этому и было у некоторых преподавателей с конструкционных кафедр (ЖБиКК, МК, ОФ, ДКиСПК и пр..) ГИСИ-ННГАСУ в классификации студентов такая категория «дязайнер» ниже которой был только «рекрут»…

frog
23.04.2024 08:52
Ответить на  Андрей Борисов

Дык ить….. Как учили — то и получили. Я про составителей программов учебных, так называемых. Мне вменяемые преподы и на первой работе …. старшие товарищи) говорили — когда рисуешь, пять раз подумай, как это будут делать, дефектоскопить и обслуживать. А то икота замучает)

frog
22.04.2024 12:32
Ответить на  boroda

А то всё выглядит как безосновательное развешивание ярлыков.

 :wpds_wink:  :wpds_shutmouth: 

TAHKUCT_CCCP
22.04.2024 15:55

НЕздоровоая фантазия дизайнера саму модель видел и до этого. Выскажу 2 супер, критичных проблемы данного пепелаца НЕВЕРОЯТНО ОГРОМНАЯ ЦЕНА полностью стеклянной крыши фюзеляжа, я не говорю что это невозможно — это очень даже реализуемо но цена подобного будет как бы не больше чем если вместо стекла использовать золото (и по весу тоже). Если память не изменяет этот концепт самолета на водороде точнее на химической реакции водород+кислород=вода+энергия вот только такая силовая установка опять же очень дорогая сложная и требует платиновых катализаторов и жидкого водорода. В общем перспектив я не вижу у сего пепелаца

Mohanes
22.04.2024 20:30

Я не понимаю, в чём прелесть сплошного остекления. В полёте смотреть тупо не на что. Облака и облака. С учётом того, что остеклена крыша — смотреть можно будет в зенит. Но даже если прозрачным будет пол — всё равно земли, как правило. не видно. При этом солнышко на определённых углах так лупит по глазам, что лично я предпочитаю шторку опустить. А тут особо не опустишь — тут только чёрную повязку на глаза.

E .tom
23.04.2024 21:50
Ответить на  Mohanes

в 50-х авто коцепты грешили прозрачной крышей, но, понимание что водителю и пассажирам запеченная лысина не зачем, даже модные одно время люки в крышах как то постепенно отмерли.

Альтернативная История
Logo
Register New Account