История Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), английского крейсерского танка, который воевал в составе немецкой армии
Использование трофейных танков для немецкой армии было вполне привычным делом. Главной причиной подобных действий было, прежде всего, недостаточное количество собственных боевых машин. В Первую мировую войну и вовсе сложилась комичная ситуация. Дело в том, что немецкая танковая программа оказалась заваленной. A7V выпустили всего 20 штук, поэтому единственным способом получить танки в товарном количестве стало использование трофеев. Немцы это дело пустили на поток, в результате трофейных танков у них было в несколько раз больше, чем своих собственных. Лидером стали английские Mark IV, коих в строй ввели от 40 до 50 штук. При этом немцы не поленились, как минимум на части танков, поставить собственное вооружение. Сам по себе процесс ремонта трофеев был поставлен на поток. Можно только удивляться, как при таком рвении сами немцы построили всего 20 собственных танков.
История отчасти повторилась спустя два десятилетия. Причины оказались теми же — недостаток в объемах производства собственных танков. Если в Австрии брать оказалось особо нечего (австрийские CV 35 годились разве что для учебных целей), то чехословацкая армия стала желанными закромами. LT vz.35 быстро приняли на вооружение немецкой армии, а LT vz.38 запустили в серию. Эти танки стали эрзац-средними, именно с ними у немцев были наибольшие проблемы. Дальше была Польша, где часть 7TP удалось ввести в строй. Часть из них изначально даже была в составе обычных танковых дивизий. Впрочем, самые богатые трофеи случились в мае-июне 1940 года. Наиболее массовыми трофеями стали французские танки, но кое-что интересное нашлось и среди матчасти Британского Экспедиционного Корпуса.
По результатам боев во Франции англичане потеряли 158 крейсерских танков. В их числе оказались и все имевшиеся в наличии Cruiser Tank A13 Mk.II. В июне 1940 года эти машины переименовали в Cruiser Tank Mk.IV. В общей сложности немцам досталось 57 Cruiser Tank Mk.II и 8 Cruiser Tank Mk.IIA. Основная их часть оказалась безвозвратно потеряна, тем не менее, некоторые успели ввести обратно в строй еще во время боёв за Францию. По злой иронии судьбы, Cruiser Tank Mk.IV умудрился повторить судьбу своего тёзки — Tank Mark IV. Как и эта машина, крейсерский танк оказался самым массовым из «англичан» начала войны, которые немцы взяли к себе на вооружение. Больше того, этот танк, переименованный в Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e), даже немного повоевал.
Причины, по которым Cruiser Tank Mk.IV быстро «забрили» в немецкую армию, выглядели вполне логичными. Да, особой надежностью английский танк не отличался, да и его броневая защита выглядела слегка странно. Но на фоне остальных «крейсеров» он выглядел вполне достойно. Также у танка была трехместная башня, именно то, что немцы не увидели, например, у французов. К тому же у Cruiser Tank Mk.IV имелся мотор поворота башни, это также оценили. Огневая мощь оказалась не хуже Pz.Kpfw.III, вполне на уровне была и обзорность. Всё это и привело к тому, что Cruiser Tank Mk.IV довольно быстро оказались на немецкой службе.
Изначально трофейные танки использовались как учебные, их применяли в ходе подготовки к операции «Морской Лев». Впрочем, уже вскоре их начали отсеивать по типам. Поскольку Cruiser Tank Mk.IVA захватили в штучных количествах, их из общей кучи убрали, далее подобные танки использовались только как учебные. Совсем иначе дела обстояли с Cruiser Tank Mk.IV, вооруженных пулеметами Vickers. К началу 1941 года сформировали отдельную роту трофейных английских танков. Машины использовали как есть, то есть без переделок. В феврале 1941 года личный состав роты отправили в 202-й танковый полк, вооруженный французскими танками. Что же касается английских танков, то они уехали в 100-й батальон огнеметных танков.
Всего там оказалось 9 танков, относящихся как к раннему типу (без дополнительной защиты подвижной бронировки орудийной маски), так и к позднему варианту. В 100-м батальоне эти танки также поначалу применялись без переделок, но далее вылезла проблема, о которой активно писали сами англичане. Дело в том, что траки английских «крейсеров» вели себя плохо, главная ругань шла по поводу их низкой вездеходности. То есть трак очень быстро забивался грязью и терял сцепные свойства на проселке, а также целине. И если англичане продолжали страдать до самого начала 1942 года, то в 100-м огнеметном батальоне проблему решили по-своему.
На вооружении батальона имелись легкие огнеметные танки Pz.Kpw.II (F), оснащавшиеся траками шириной 300 мм. У Cruiser Tank Mk.IV ширина трака составляла 259 мм, но немецкие кулибины всё же смогли «поженить» свои траки с английским танком. Для этого пришлось переделывать ведущие колеса и их венцы. В результате Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) получил траки с более существенными сцепными свойствами, а заодно и чуть снизилось удельное давление на грунт. Передние и задние грязевые щитки, которые у англичан быстро «умирали», заменили на чего попроще. В связи с заменой гусеничных лент также убрали противопылевые экраны на бортах крыльев. Появились крепления запасных траков, на разных танках они выглядели по-разному. В дополнение ко штатной оптике появились передние и задние фары Notek.
Поскольку ожидалось, что 100-й огнеметный батальон будет действовать в авангарде наступления, Panzerkampfwagen Mk IV 744 (e) соответствующе «обвесили». На бортах башни появились деревянные короба, в которых разместили канистры. Дополнительно крепления канистр появились и на крыльях. Глушитель сзади частично прикрыли экраном, одновременно смонтировав над ним крепление для бруса системы самовытаскивания. Еще одним нововведением стало появление крепления для французского прицепа Renault UK. Его использовали и Pz.Kpw.II (F), для чего сзади крепилось специальное дышло.
В таком виде рота английских трофейных танков, приданная 100-му огнеметному батальону, начала боевые действия на советско-германском фронте. Действовала она в составе 18-й танковой дивизии, при этом поначалу трофейным «крейсерам» везло. По крайней мере, первая неделя операции «Барбаросса» принесла некоторое количество снимков этих танков с радостными лицами экипажей. Некоторые даже обзавелись трофейными советским и шлемами, которые использовались в боевых условиях. Но дальше как-то радости на лицах поубавилось. Согласно отчету от 11 июля 1941 года, к тому моменту все танки, именовавшиеся также как Pz.Kpf.Wg.A13(engl.), были безвозвратно потеряны.
Что случилось, можно легко понять по многочисленным снимкам, сделанным в этот период. Чтобы победить английскую технику, надо было дать ей немного поездить. Первоначальные планы оказались верными: 100-й огнеметный батальон действительно рванул вперед, преодолев за июль путь почти до Смоленска. Но трофейные англичане его не выдержали. То тут, то там они застывали, как правило «помирал» мотор Nuffield-Liberty. Одним словом, танки банально сломались, к третьей неделе операции «Барбаросса» их ресурс кончился окончательно. На это повлияла и жаркая погода, немцы в то время жаловались на выход из строя своих танков по техническим причинам. Ну а Pz.Kpf.Wg.A13(engl.) повторили «подвиг» Cruiser Tank Mk.IVA в Греции. Там они точно так же поломались. На этом применение и закончилось, если такие танки и остались у немцев, то только в единичных количествах.
Список источников:
- British Cruiser Tank A13 Mk.I & Mk.II, Peter Brown, Model Centrum Progres, 2015
- Panzer Tracts No. 19-2: Beute-Panzerkampfwagen, British, American, Russian, and Italian Tanks captured from 1940 to 1945, Thomas L. Jentz, Werner Regenberg, 2008
- Фотоархив автора
- eBay
- beutepanzer.ru