Юрий Пашолок. Третий танк с индексом Т-34М
Рассказ о проекте среднего танка Т-34М, который прорабатывался на заводе №183 весной-летом 1942 года
Содержание:
Великая Отечественная война стала для Советского Союза огромным испытанием. Нападение Германии и ее союзников пришлось на момент, когда Красная Армия находилась в стадии перевооружения. В полной мере это касалось и советского танкостроения. Большой объем работ был направлен на перспективу. Значительная часть этих разработок подразумевала результат в 1942 году. Начало войны привело к тому, что пришлось эти работы либо совсем отменять, либо переносить на более дальнюю перспективу. В результате так получилось, что потом перспективные разработки пришлось начинать почти с нуля.
Среди программ отечественного танкостроения, которые пришлось сворачивать после начала Великой Отечественной войны, оказалась и разработка Т-34М. Новый средний танк, который должен был заменить Т-34, сформировался летом 1941 года. Это был уже второй танк с таким обозначением, причем он заметно отличался от танка, который иногда ошибочно именуют А-43. Несмотря на то, что второй по счету Т-34М построить так и не успели, он не исчез бесследно. Ряд наработок был использован заводом №183 уже в 1942 году, при создании третьего по счету Т-34М.
Проще, толще, совершеннее
Сказать, что Т-34М для завода №183 прошел бесследно, точно не получится. Да, танк даже не изготовили в виде опытного образца. Тем не менее, ряд элементов, которые на нем отрабатывались, можно увидеть в случае с серийным Т-34. Наиболее заметными из них стали «шевронные» траки, далее появилась кормовая плита с круглым люком. Пригодилась и башня. Когда завод №183 эвакуировали в Нижний Тагил, возникли определенные проблемы с выпуском башни в штатной конфигурации. Так на свет появилась литая 6-гранная башня с орудийной установкой, чья бронировка прикручивалась на болтах. Она имела прямое отношение к башне Т-34М. Вместе с тем, совершенно новый танк завод №183 запускать в серию не имел возможностей.
Снова о Т-34М вспомнили весной 1942 года. К тому моменту Т-34 выпускали на трех заводах — в Нижнем Тагиле, Сталинграде и Горьком. Готовилась площадка в Омске, куда перевели завод №174. Вместо Т-50, который так и не «взлетел», теперь собирались запускать в серию более нужный и универсальный танк. И тут вспомнили про Т-34М. Он был не совсем чтобы «бумажным»: в переписке ГАБТУ КА упоминалось, что успели нарезать брони на 100 комплектов корпусов. Кроме того, Т-34М был легче, а 34-ка, кстати говоря, весьма так потяжелела. Случилось это по причине того, что танк упрощали, как по технологиям производства, так и по материалам. В результате 12 апреля 1942 года появилось предложение осваивать в Омске Т-34М. Правда, дальше предложений дело не продвинулось. Завод №174 не был готов к такому танку, да и мечты о меньшей массе выглядели сомнительными. Конструкцию танка тоже пришлось бы упрощать, с соответствующими результатами.
Имелись и другие причины, по которым в текущем виде Т-34М не имело смысла запускать в серию. Создавался танк в условиях, когда требовалась защита от снарядов калибра 37 мм. Между тем, у немцев имелись орудия более крупного калибра, против них даже 60 мм брони было маловато. Кроме того, специфика военного производства состояла в том, что требовалось конструкцию танка упрощать. Одним словом, требовался слегка иной танк, более простой, более защищенный и созданный под иной объем оборудования. Именно такой Т-34М стали разрабатывать на заводе №183 под руководством А.А. Морозова.
Точной даты начала работ по третьей итерации Т-34М, увы, неизвестно. В то время отчеты по опытным работам были довольно скудными. В этом смысле ситуация вокруг Т-34М мало отличалась от происходившего с еще одним перспективным танком — КВ-13. Про него также мало что известно, когда его стартовали. Объединяет эти два танка и то, какой подход использовали при их создании. Что индекс КВ, что индекс Т-34 оказались весьма условными. Безусловно, что-то от указанных танков использовалось, но разница оказалась очень существенной.
«Проект модернизации Т-34», как он указывался в объяснительной записке, был подготовлен к 31 мая 1942 года. Создавался он если не с чистого листа, то, как уже говорилось, от Т-34М лета 1941 года осталось немного. В основу модернизации легли четыре требования. Это максимальное повышение броневой защиты, сохранение динамики Т-34, обеспечение полной надежности агрегатов и максимальное использование деталей серийного Т-34. Последний пункт повлиял на танк наиболее сильно.
Всего от Т-34 планировалось использовать 21 элемент, включая двигатель (на Т-34М весны 1941 года планировался 600-сильный В-5, далее вернули В-2-34), КПП, воздухоочистители, некоторые элементы ходовой части, электрооборудование, часть внутренних элементов башни и отделения управления. Правда, по некоторым пунктам авторы проекта модернизации явно лукавили. 5-скоростная КПП действительно стояла в планах еще с начала 1942 года. Но по состоянию на конец мая 1942 года она еще в серии не находилась. Да и воздухочистители «Циклон» на тагильских Т-34 не стояло — только на сталинградской продукции. В любом случае, такая высокая унификация не могла не повлиять на конструкцию танка.
Особенно унификация повлияла на башню. Еще в 1940 году появилось требование на расширение башенного погона до 1600 мм в свету. Далее в Т-34М прописался командир, как третий номер расчета башни. Так вот, у Т-34М весны 1942 года, как и у КВ-13, башня стала двухместной. Причем диаметр погона у тагильского танка стал 1420 мм, то есть как у штатной башни Т-34. От съемной установки орудия отказались, что было верным решением. В таком виде она представляла собой ослабленную зону. Переделали и установку орудия, теперь подвижная бронировка была литой конструкции. С одной стороны, башню упростили, а с другой, ее конструкция была улучшена.
Если башня выглядела как эволюционное развитие, то про корпус такое не сказать. С Т-34 и Т-34М у него было мало общего. Требование повысить броневую защиту означало, что масса танка вырастет. В результате было решено пойти на ряд вынужденных решений. От наклонных бортов подбашенной коробки отказались, что позволило снизить габаритную ширину корпуса и сэкономить массу. По сравнению с Т-34 корпус стал короче на 120 мм и уже на 230 мм. Это было крайне актуально, поскольку толщина листов корпуса выросла с 45 до 75 мм, а башни — с 52 до 90 мм. То есть теперь толщина брони оказалась равна КВ-1, причем лоб корпуса оказался защищен даже лучше. За счет рациональных углов наклона стойкость верхней лобовой детали оказалась выше, чем у «ступенчатого» лба КВ-1. Масса танка выросла, но незначительно — до 30 тонн. Серийный Т-34, кстати, вскоре добрался до этой планки.
Изменилась не только конфигурация корпуса. Под башню сделали уширители (выступы), иначе организовали систему циркуляции воздуха в МТО, да и само моторное отделение сильно изменилось. Система с лобовыми листами, имеющими центральную балку, осталась. Но от люка механика-водителя отказались, теперь у него имелся только смотровой лючок. Стрелка-радиста из корпуса убрали, а механика-водителя снова сместили вправо (так упрощалось размещение тяг управления). Курсовой пулемет сохранили — теперь он неподвижно стоял в районе механика-водителя.
Возможный сменщик КВ, которого притормозили
Результатом работы КБ завода №183 стал танк, который выглядел крайне интересно. Причем не только с точки зрения замены Т-34. Есть мнение, что третья итерация Т-34М создавалась под влиянием процессов, которые начались ближе к весне 1942 года. Связаны они, как не странно, с КВ-1. Выяснилось, что танк перегружен, а попытки поднять его подвижность, за счет более мощного мотора, привели к отрицательным результатам. Испытания проходили в феврале 1942 года, а КВ-13 стали разрабатывать с марта. Не исключено, что и Т-34М третьей итерации появился по итогам схожего задания. Есть распространенное мнение, что КВ-13 создавался для замены, в том числе, Т-34. Это не так, а вот то, что как минимум к началу июня Т-34М стали рассматривать и как замену КВ-1, вполне факт.
Первым делом проект модернизации Т-34 показали в ГАБТУ КА. Примерно в это же время прошла демонстрация КВ-13. Можно сказать, что ГАБТУ и руководство НКТП (а именно от него исходила инициатива по работам) нашли друг другая. Правда, не во всём. 1 июня появился документ, посвященный проблемам с КВ-1. И там упомянули завод №183, которому, как и ЧКЗ, давалось задание на проработку скоростного 30-тонного тяжелого танка. Толщину брони увеличивали до 90 мм, башня делалась трехместной, силовой установкой становились либо В-2-34, либо В-2К. Впрочем, решающее слово было за Сталиным. На совещании 5 июня 1942 года ему показали макет Т-34М, что было дальше, известно из дневника В.А. Малышева, на тот момент наркома танковой промышлености:
«В последние дни т. Сталин вызывает к себе каждый день. Он крепко занялся улучшением качества танков. Сегодня были у т. Сталина вместе с тт. Зальцманом, Котиным, Морозовым.
Тов. Сталин сказал: «Наши танки превосходят заграничные, в том числе и немецкие, по своим техническим показателям, но уступают им в ходовой части. Особенно танк KB – он тяжёл и малоподвижен. А сегодня танки должны прежде всего много ходить, делать переходы по 150 — 200 км, ходить без дорог. Танк KB этого делать не может… Надо улучшать, модернизировать танки, и особенно ходовой механизм. Надо иметь в виду, что теперь танкисты менее квалифицированны, и поэтому танки надо делать проще, надежнее, а не рассчитывать на виртуозов.
Надо улучшить видимость наших танков. Вот мы даём вам, танкистам, задачу — улучшить коробку скоростей танков Т-34 и KB, облегчить вес танка KB и делать оба танка с хорошей видимостью».
Мы показали т. Сталину макеты двух новых танков, которые полностью решают те пожелания, которые высказал т. Сталин, но т. Сталин ответил: «Новые танки делать пока не будем. Не будем отвлекать конструкторов от задачи улучшать и модернизировать выпускаемые танки.
Конечно, конструкторам хочется делать новые машины, каждый конструктор ищет славы. Но надо обождать. К новым машинам вернёмся месяца через полтора-два, когда конструктора закончат работу по улучшению существующих танков».
На самом деле работы отнюдь не остановились. В июне 1942 года и ЧКЗ, и завод №183 активно работали по своим проектам. Как раз в это время и КВ-13, и Т-34М получили трехместные башни с командирскими башенками. Судя по тем документам, которые имеются, танк с трехместной башней получил обозначение Т-44 (это был уже второй танк с таким индексом. 1 июля 1942 года был подготовлен проект постановления ГКО «Об изготовлении опытных образцов танков Т-44 и модернизации танка Т-34». Но в работу он не пошел. В начале июля Малышева понизили в должности, а Зальцману, который стал вторым по счету наркому, дали четкое задание — нарастить темпы выпуска Т-34. В сложившейся ситуации это был единственно верный вариант развития событий.
Больше индекс Т-34М в переписке не использовали. Тем не менее, выхлопа от проекта оказалось явно больше, чем от его предшественников. Как и КВ-13, этот танк всё же построили. Но уже с рядом отличий, а также под новым индексом — Т-43.
Автор благодарит Игоря Желтова и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данного материала
Список источников
-
-
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- Военный дневник В.А. Малышева
-
источник: https://dzen.ru/a/ZI7NxlIIplwEHKxQ