Юрий Пашолок. Трехосный Willys как артиллерийская платформа

16
Юрий Пашолок. Трехосный Willys как артиллерийская платформа

Юрий Пашолок. Трехосный Willys как артиллерийская платформа

Опытный колесный истребитель танков Gun Motor Carriage T14 на базе Willys MB

Вопросу повышения мобильности противотанковой артиллерии американское Истребительное Командование уделяло большое внимание. В этом смысле военные всех стран действовали одинаково. Прежде всего, речь шла о моторизации противотанковых подразделений, то есть переводу на механическую тягу, крайне желательно с высокой мобильностью. Следующим этапом являлось создание специализированных истребителей танков. Необходимость иметь подобные машины была очевидной: помимо более высокой подвижности, истребители танков обладали более высокой скоростью приведения в боевое положение. Правда, первое время разработка специализированных истребителей танков, прежде всего колесных, упиралась в необходимость иметь подходящее шасси. Оно должно было удовлетворять целому ряду требований. Такое шасси обладало высокой подвижностью и проходимостью, возможностью возить необходимый боекомплект, иметь низкий силуэт, а также, крайне желательно, обеспечивать круговой сектор обстрела. Подходящие под такие требования шасси появились далеко не сразу, особенно с учетом того, что во второй половине 30-х годов выявилась явная необходимость иметь также полный привод.

Испытания Willys MT, 3-осной версии модели MB. Она вполне серьёзно рассматривалась как альтернатива

Испытания Willys MT, 3-осной версии модели MB. Она вполне серьёзно рассматривалась как альтернатива

В июне 1940 года была запущена программа разработки легкой полноприводной машины-разведчика. Первой на новую спецификацию отреагировала American Bantam Car Company, которая 23 сентября представила Bantam Pilot. Принцип «кто первый встал, того и тапки» сработал в полной мере. Пока конкуренты готовили свои машины, American Bantam Car Company получила в ноябре 1940 года заказ на 69 улучшенных автомобилей BRC 60 (Bantam Reconnaissance Car). А далее последовал заказ на еще 1430 машин Bantam BRC 40. Неудивительно, что и первый колесный истребитель танков, Gun Motor Carriage T2, был разработан на базе Bantam BRC 40. Впрочем, дальше American Bantam Car Company не повезло. Сначала она проиграла конкурс на разработку машины крупной серии, а затем выяснилось, что Bantam BRC 40 в качестве базы для истребителя танков слабоват.

Подвеска задних осей 3-осного шасси

Подвеска задних осей 3-осного шасси

Весной-летом 1941 года борьба за создание колесного истребителя танков с 37-мм противотанковой пушкой M3 разгорелась с новой силой. Сначала появился 37 mm Gun Motor Carriage T8, разработанный Ford Motor Company на специальном шасси, базой для которого послужили агрегаты грузового автомобиля Ford 2G8Т. Первая такая машина появилась в мае 1941 года, но уже месяц спустя в Департаменте Вооружений появился Роберт Биггерс, президент Fargo Division, Chrysler Corporation. Он предложил концепцию истребителя танков на шасси универсального полноприводного грузового автомобиля Dodge T214. Так на свет появился истребитель танков Gun Motor Carriage T21. В отличие от GMC T8, мотор у него располагался спереди, что создавало некоторые неудобства с точки зрения маневренности огня. Вместе с тем, как показали дальнейшие события, платформа от Fargo Division получилась более удачной. Но имелась в этой схватке и третья сторона. Ей оказалась Willys Overland, победитель в конкурсе на легкий полноприводной автомобиль-разведчик. Вслед за Willys Quad последовала модель Willys MA, а за ней и победитель — Willys MB. Именно эта машина победила Bantam BRC 40. Несмотря на то, что в истории данного конкурса были и подковерные игры, будем честными — Willys Overland создала более удачную машину. Больше подходила данная машина и как платформа для противотанкового орудия. По этой причине 20 мая 1941 года состоялся разговор между Барни Русом, одним из авторов Willys MB, и майором Энтони Маколиффом. Более известный как командир 101-й воздушно-десантной дивизии, Маколифф на тот момент работал в Департаменте Вооружений, заведуя вопросами разработки новых типов вооружения. Этот разговор стал началом работ по шасси для истребителя танков.

Первый пилотный образец GMC T14 на Абердинском полигоне, январь 1941 года

Первый пилотный образец GMC T14 на Абердинском полигоне, январь 1941 года

Опыт разработки Gun Motor Carriage T2 показывал, что подобное шасси маловато для использования как платформа для противотанковой пушки. Орудие могло стрелять либо вперед, причем с небольшим сектором обстрела, либо назад. Естественно, заказчика это не устраивало. Поэтому Барни Рус запустил разработку 3-осного шасси, которое в 1942 году получило обозначение Willys MT. Иногда его также называют Super-Jeep. Идея была простая: шасси Willys MB удлинялось, а вместо одной задней оси получалось две. Идея незатейливая, но вполне рабочая. Естественно, масса Willys MT выросла, но не слишком сильно — до 1400 кг. Естественно, Dodge WC-51 был мощнее, но на самом деле удельная мощность оказалась не в пользу более крупной машины. 60 лошадиных сил на 1400 кг массы у Willys MT и 92 лошадиные силы на 2315 кг у Dodge WC-51, при том, что грузоподъемность у них одинаковая. Неудивительно, что с трехосным «Виллисом» возились довольно долго. Но сначала была самоходная база. В середине июня 1941 года были подготовлены первые эскизы 3-осного шасси, которыми заинтересовались в Департаменте Вооружений и пехотном командовании. 3 июля 1941 года Комитет по Вооружениям рекомендовал разработку 37-мм самоходной артиллерийской установки на трехосном шасси от Willys.

Машина строилась на ранней версии шасси со сварной фальшрадиаторной решеткой

Машина строилась на ранней версии шасси со сварной фальшрадиаторной решеткой

Поначалу, надо сказать, американские военные подстраховались. На них большое влияние оказывала разработка шасси Ford с размещением мотора сзади. Теоретически такая система давала преимущество с точки зрения обстрела целей спереди. Поэтому истребитель танков от Willys заказали в двух вариантах. Первым оказался 37-mm Gun Motor Carriage T13, с размещением орудия впереди. Обычное же шасси, с размещением орудия в кормовой части шасси, обозначили как 37-mm Gun Motor Carriage T14. По ряду причин работы по разработке машин затянулись, отчасти на это повлияли и работы по GMC T8, а также GMC T21. Выяснилось, что шасси Ford имеет ограниченный сектор обстрела вперед, что американским военным не понравилось. В свою очередь, испытания первого шасси от Dodge, которые состоялись в сентябре 1941 года, показали вполне оптимистичные результаты. Даже первый вариант установки вполне обеспечивал круговой сектор обстрела, после чего машина и получила обозначение 37-mm Gun Motor Carriage T21. В результате к концу 1941 года GMC T13 фактически выпала из программы разработки.

На этом ракурсе видна вся суть проблемы с GMC T14. Теоретический круговой обстрел есть, практически работать крайне сложно

На этом ракурсе видна вся суть проблемы с GMC T14. Теоретический круговой обстрел есть, практически работать крайне сложно

Первый образец GMC T14 был готов в январе 1942 года. Такая задержка была связана и с тем, что Willys Overland одновременно работала по теме Willys MT Tug, поскольку, как уже говорилось, шасси выглядело весьма перспективно. А вот с первым пилотным образцом GMC T14 получилось не очень. Теоретически обеспечивался круговой обстрел, а вот на практике хорошо видно, что стрельба предполагалась, прежде всего, назад. Поэтому основная орудийная укладка размещалась крайне неудобно. Она попросту не давала возможности стрелять из орудия, находясь внутри машины. Расчет был вынужден спешиваться. На этом фоне GMC T21, которую впервые стандартизировали под индексом 37-mm Gun Motor Carriage M4 еще 21 декабря 1941 года, выглядела куда разумнее. Там никому спешиваться не требовалось. Надо ли говорить, что впечатление от GMC T14 оказались несколько иными, нежели от GMC T21.

Результат оказался неоднозначным. Вроде бы шасси хорошее, а вот как истребитель танков не очень

Результат оказался неоднозначным. Вроде бы шасси хорошее, а вот как истребитель танков не очень

Неоднозначно отозвались о машине и в Форт-Беннинг, куда GMC T14 направили после испытаний на Абердинском полигоне. С одной стороны, плюсами машины были максимальная унификация с Willys MB и высокая подвижность. С другой же стороны, именно как огневая платформа машина получилась не очень. Между тем, в начале 1942 года капитан Ричард Фитч из 2-го кавалерийского полка разработал свою линейку автомобилей. Использовал он в качестве базы Ford GP, конкурента Willys MB, который разделил судьбу Bantam BRC 40. В крупную серию машина не попала, что не помешало ей служить и в американской армии. Так вот, среди разработок Фитча был и MT Tug, трехосная версия машины. Существовала она и как машина грузоподъемностью 3/4 тонны, и как «носитель оружия». И вот ведь удивительно — Фитч смог придать орудию круговое вращение. Получился очень низкий истребитель танков, казалось бы, то самое, что надо. Но в Департаменте Вооружений считали иначе.

В это время в Калифорнии. Опытный истребитель танков от капитана Ричарда Фитча

В это время в Калифорнии. Опытный истребитель танков от капитана Ричарда Фитча

По результатам испытаний первого пилотного образца GMC T14 Комитет по Вооружениям санкционировал изготовление второго, улучшенного образца. Надо сказать, что на тот момент пехотное командование хоть и подвергло машину критике, но всерьёз задумывалось о ее стандартизации. Причиной была более высокая подвижность по сравнению с GMC M4, которую переименовали в GMC M6. Требования командования пехоты выглядели вполне прозрачно: хотим то же самое, но с круговым сектором обстрела. В этом направлении и закипела работа, результаты которой на Абердинском полигоне смогли увидеть в марте 1942 года.

Второй пилотный образец GMC T14 на Абердинском полигоне, март 1942 года

Второй пилотный образец GMC T14 на Абердинском полигоне, март 1942 года

Получившаяся на Willys машина снова вызвала весьма неоднозначную реакцию. Нет, в теории круговой обстрел всё же обеспечивался, а большую укладку в кормовой части, которая мешала работать расчету при стрельбе вперед, убрали. На практике же второй пилотный образец GMC T14 всё еще оставался «тачанкой», то есть с явным упором на стрельбу назад. Также некоторое удивление вызвали переделки щитового прикрытия. А уж как пехотное командование удивилось, не пересказать. В требованиях значилось снижение щитового прикрытия, а на Willys его, наоборот сделали еще выше. Теперь орудийный щит больше напоминал тот, что устанавливался на GMC M6.

Как можно заметить, укладку сзади убрали. Но на самом деле сильно лучше не стало

Как можно заметить, укладку сзади убрали. Но на самом деле сильно лучше не стало

В ходе испытаний на Абердинском полигоне орудийный щит подрезали, в результате требования пехотного командования были удовлетворены. Также некоторые изменения внесли и в шасси. В общем и целом именно как шасси GMC T14 выглядело вполне убедительно. Оно получилось значительно легче Dodge T214 и быстрее, кроме того, оно получалось ниже. Но главная проблема никуда не делась. Сколько орудийный щит не подрезай, свободнее боевое отделение не становилось. Вперед и назад орудие вполне могло, но о круговом секторе обстрела не шло и речи. Стрелять было можно, но при условии, что расчет орудия спешивается. С условием того, что GMC M6 могла стрелять во все стороны безо всякого вылезания расчета, итоги испытаний становились очевидными.

Некоторое недоумение вызвал орудийный щит, который требовали снизить, а его сделали еще выше

Некоторое недоумение вызвал орудийный щит, который требовали снизить, а его сделали еще выше

Итогом всего происходящего стало то, что как истребитель танков GMC T14 оказывался попросту не нужен. Какой толк с более высокой подвижности, если машина не обеспечивает кругового сектора обстрела? Не говоря уже о том, что GMC M6 уже производилась в больших объемах. С апреля 1942 года запустили серийное производство данных машин, всего их построили 5380 штук. Посему дальнейшую разработку истребителя танков на шасси Willys MT прекратили. Само же шасси пошло на разработку бронемашины Scout Car T24, достойной отдельного повествования.

Пониженный вариант орудийного щита

Пониженный вариант орудийного щита

В заключение следует отметить, что трехосное шасси от Willys не сильно успешнее САУ, которое создали на его базе. Причины прозаичные — время. Работы по машине слишком затянули, в результате общий объем выпуска составил около двух с половиной десятков машин. Какие бы не были преимущества у данного шасси, а Dodge T214 оказался безальтернативным. Причем на Fargo Division фокус с трехосным шасси повторили, и он оказался на порядок более удачным. Получившаяся 1,5-тонная версия T223 была выпущена в объеме 43 тысяч экземпляров и даже поставлялась в Советский Союз по программе ленд-лиза.

Источники:

      1. US NARA
      2. Armored Car: A History of American Wheeled Combat Vehicles, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 2002
      3. www.ewillys.com
      4. www.portrayalpress.com

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/trehosnyi-willys-kak-artilleriiskaia-platforma-60868a69874e5a02257fd8cd

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account