Юрий Пашолок. СУ-76И — советский средний самоход на немецкой базе
История СУ-76И, средней САУ на базе трофейных шасси Pz.Kpfw.III и StuG
Содержание:
Трофейную технику в большинстве армий мира не особо жалуют. Одной из главных причин тому является то, что такие боевые машины, как правило, не обеспечены запчастями, а также литературой о том, как ее эксплуатировать. Не говоря уже о том, что имеется не нулевой шанс отхватить от своих же снаряд в спину. Тем не менее, ряд стран довольно массово использовало трофейную технику, включая и танки. В некоторых случаях речь доходило даже по изготовления САУ с использованием трофейных танков. Прежде всего это касается немцев, которые хватали всё, что плохо лежит. Но на этом поприще отметилась и советская танковая промышленность.
Впервые вопрос о переделке трофейных немецких танков был поднят в феврале 1942 года. Из всего списка переделок утвердили только перевооружение StuG III на 122-мм гаубицу М-30. На свет появилась 122-СГ (позже переименована в СГ-122), ставшая первой советской средней САУ, принятой на вооружение Красной Армии и запущенной в серийное производство. По ряду причин, в том числе производственных, крупной серии СГ-122 не случилось. Далее на вооружение Красной Армии приняли СУ-35 (СУ-122), поэтому необходимость в штурмовой САУ на зарубежной базе отпала. Тем не менее, на этом трофейные базы не забросили. 18 января 1943 года было подписано постановление ГКО №2758сс «Об организации производства самоходных артиллерийских установок СУ-76 на базе трофейных танков «Артштурм» и Т-3 с 76-мм пушкой Ф-34″. Так на свет появилась СУ-76И, выпущенная крупным тиражом и вполне себе повоевавшая.
Длинноствольный StuG из Москвы
Судьба СГ-122 была решена еще в начале декабря 1942 года. Во-первых, завод №592 НКВ передавался в Наркомат Танковой Промышленности, становясь заводом №40 НКТП. Его задачей становилась организация производства легких танков Т-70, и на сей раз речь шла о полноценном производстве. Во-вторых, в тот же день утвердили выпуск У-35 (СУ-35, с апреля 1943 года СУ-122) на УЗТМ. Решение поспешное, поскольку У-35 даже не прошла полигонных испытаний, но по факту наверху уже всё решили. В-третьих, завод №592, при любых раскладах, всё равно бы переходил на выпуск САУ с использованием базы Т-34. Именно на ней была создана СГ-2, конкурент У-35, откуда позже взяли ряд удачных технических решений. Наконец, Е.В. Синильщиков, один из авторов СГ-122, к концу 1942 года уже оказался в ЦАКБ (Центральное Артиллерийское КБ). Одним словом, дальнейший выпуск СГ-122 происходил скорее по инерции. Более того, 9 января 1943 года начальник ГАУ КА генерал-полковник Н.Д. Яковлев обратился к Сталину с предложением прекратить дальнейший выпуск этих САУ.
В такой ситуации трофейная база становилась уже вроде бы и ненужной. Но на самом деле всё только начиналось. К началу 1943 года ситуация с трофейным ремфондом стала напоминать то, что творилось в начале 1942 года. Немецкое наступление в районе Сталинграда, Воронежа и Северного Кавказа выдохлось, инициатива перешла в руки Красной Армии. Результатом стало то, что снова хлынул поток трофеев. Естественно, возник вопрос, что делать с трофейной матчастью. Вариант СГ-122 отпадал сразу, поскольку уже имелась СУ-35, да и шасси было слабовато для такой мощной системы. В результате родилась концепция среднего «штурмовика», вооруженного советской 76-мм танковой пушкой Ф-34.
С инициативой по поводу новой САУ руководство ГАУ КА и НКТП вышло 17 января 1943 года. На следующий день Сталин подписал постановление ГКО №2758сс, при этом САУ пока существовала только в виде идеи. Ее требовалось еще разработать, а в постановлении уже утвердили график производства, с началом выпуска с марта 1943 года. Утвердили и производственную площадку. Ей стал завод №37 НКТП. Этот индекс сбил некоторых исследователей с толку и даже породил пару мифов (в том числе о том, что САУ разрабатывалась в Свердловске). Летом 1942 года свердловский завод №37 перестал существовать, зато остался его филиал, располагавшийся в Москве. На том самом месте, где ранее размещался завод №37 им. Орджоникидзе. После объединения свердловского завода с УЗТМ филиал снова получил старое название, правда, вплоть до начала 1943 года он занимался ремонтом танков Т-60 и Т-70. Основная часть производственных мощностей завода уехала в эвакуацию, так что требовалось обеспечить его оборудованием.
О состоянии дел на заводе №37 НКТП наверху были в курсе. Согласно постановлению ГКО №2758сс, заводу (директор М.Я. Зеликсон, главный конструктор Л.Т. Домбровский) выделялось 96 единиц оборудования. Оборудовался танкосборочный цех, в частности ставилось 2 мостовых крана, а к заводу подводилась железнодорожная ветка. Завод №37 освобождался от ремонта легких танков, с его территории убирали авторемонтный завод №9, выделялось 850 человек рабочей силы. Для разработки САУ восстановили отдел №22, его возглавил А.И. Талейсник. Следует отметить, что неподалеку с заводом №37 находился ремзавод №82 (завод «Подъемник»), являвшийся одним из основных источников получения трофейных шасси. Впрочем, завод № 37 скорее выступал в роли производственной базы, основная нагрузка по разработке САУ легла на плечи других людей.
Тактико-технические требования на «76-мм штурмовую пушку СУ-76» были подписаны Яковлевым 19 января 1943 года. Можно сказать, что НКТП, которое выступило инициатором создания будущей СУ-76И, щелкнуло по носу руководство ГАУ КА. Естественно, артиллеристы были в числе заказчиков, да и разработчиком артиллерийской системы становилось ЦАКБ (она получила индекс С-1, то есть это первая разработка ЦАКБ). Другой вопрос, что общее руководство работами осуществлялось ОГК НКТП. Оно же выработало и концепцию новой САУ. Так вот, С-1 стала первой изготовленной в металле советской САУ военного периода, которая получила не адаптацию буксируемой системы, а орудие танкового происхождения. Еще в начале 1942 года в воздухе витала идея поставить в будущую СУ-76 переделку системы ЗИС-5. Но в итоге ГАУ продавило адаптацию дивизионной пушки ЗИС-3, с массивной бронировкой. И вот теперь, спустя почти год, вернулись примерно к тому, с чего всё начиналось. И это был только первый щелчок по носу. В январе 1943 года выяснилось, что упрямство ГАУ в отношении орудия для СУ-122 привело к тесноте боевого отделения и неудобной наводке. Уже в конце месяца начались работы по орудию Д-11 для САУ СУ-122м.
Первоначальным сроком разработки САУ, первоначально именовавшейся как СУ-76, указывалось 25 января 1943 года. Срок изначально нереальный, как и изготовление первого опытного образца к 15 февраля. Совместная разработка ЦАКБ (Синильщиков возглавил там 3-й отдел) и Технического отдела завода №37 была подготовлена только к 20 февраля. К тому моменту до НКТП и ГАУ начало доходить, что стахановские методы приводят к неоднозначным результатам. Проблемы возникли не только с боевым отделением СУ-35, но и моторно-трансмиссионной группу СУ-12. Нередко, кстати говоря, пишут о том, что штурмовая САУ на немецком шасси должна была дополнить СУ-12, в виду вылезших проблем, но это не так. Идея данной боевой машины появилась до того, как стали массово вылезать проблемы с коробками передач на СУ-12.
Концепция С-1 существенно отличалась от предыдущей САУ Синильщикова. Во главу угла теперь ставилась простота изготовления и весовая культура. Это, к слову, прописывалось в тактико-технических требованиях: допускалось превышение массы исходного танка не более чем на 500-1000 кг. По проекту она составила 22,5 тонны, что было на 800 кг ниже СГ-122 и соответствовало массе Pz.Kpfw.III Ausf.J. При этом обеспечивался еще один пункт требований — возможность работы расчета в полный рост. Высота по крышу рубки составляла 2200 мм, что на 250 мм выше StuG III Ausf.C/D, но разница по массе была всего 500 кг. А вот по уровню удобства советская конверсия явно превосходила немецкую штурмовую САУ. Работать там можно было разве что пригнувшись, на советской САУ такой проблемы не имелось.
Рецепт изготовления С-1 оказался очень простым. С трофейного танка снималась башня и срезалась крыша подбашенной коробки. Вместо них ставилась неподвижная рубка призматической формы, имевшая толщину лба 45 мм, бортов и кормы 25 мм, а крыши 10 мм. Рубка была сварной конструкции, а крыша крепилась на болтах. В кормовом листе рубки, с левой стороны, разместили 3-створчатый люк, обеспечивавший удобный заход внутрь. Также на крыше имелся двухстворчатый люк для размещения панорамы ПГ-1. В случае необходимости через него тоже можно было вылезти. Внутри рубки размещалось 3 номера расчета — слева-спереди наводчик, за ним заряжающий, справа-спереди командир. Также командир был и радистом, в САУ ставилась радиостанция 9-Р.
Создатели САУ на трофейном шасси хорошо поработали над вопросами удобства работы работы расчета боевого отделения. Все трое имели сиденья (у заряжающего съемное). Для командира предусмотрели перископический смотровой прибор ПТК, в бортах и корме имелись смотровые приборы и пистолетные порты. Следует заметить, что на StuG III обзор был только у командира, да и то начиная со StuG 40 Ausf.G. Весьма удачной получилась орудийная установка С-1. Ее максимально унифицировали с Ф-34, при этом поставив на рамку. Размещение подвижной бронировки внутри было не совсем верным решением, но в целом установка получилась удачной. Она имела горизонтальный сектор обстрела по 10 градусов, что получилось лишь чуть меньше, чем у 7,5 cm StuK L/24 (и столько же, сколько у 7,5 cm StuK 40 L/43). А вот боекомплект у С-1 получился в 2 раза больше, чем у немецких САУ — 96 унитаров. Не менее важно то, что размещение укладок было не в пример удобнее. Под рукой заряжающего имелась основная укладка на 48 унитаров, а также 2 укладки общим объемом 31 унитар. У StuG за частью унитаров приходилось лезть довольно далеко.
Опытный образец машины, получивший серийный номер 3001, был готов к 7 марта 1943 года. В переписке ее часто именовали как С-1. Испытания опытного образца СУ-76 прошли с 13 по 20 марта 1943 года на Софринском полигоне. Надо сказать, что финальная версия машины получилась тяжелее не только проекта, но и ТТТ. Вместо 23 тонн по ТТТ она составила 23200 кг. Впрочем, столько же весил StuG 40 Ausf.G, кроме того, не имелось перегруза носовой части шасси. В ходе ходовых испытаний 16-20 марта машина ездила по шоссе, покрытом ледяной коркой. Это привело к тому, что в первый же день ходовых испытаний машина улетела в кювет, а при вытаскивании ее оттуда сломался венец ведущего колеса. В ходе испытаний машину неоднократно заносило. Также наблюдался перегрев бандажей опорных катков, но происходило это на высоких скоростях. На отдельных участках С-1 разгонялась до 50 км/ч, одним словом, с подвижностью дела обстояли вполне неплохо. Средняя скорость по шоссе в таких условиях составила 34 км/ч. На очень сложном проселке скорость средняя снизилась до 6-7 км/ч, но тут бы и базовое шасси поехало не лучше. В общей сложности машина прошла 280 километров, из них по шоссе — 93 и по просёлку — 187.
Еще до полигонных испытаний опытный образец С-1 прошел 180 километров пробега и произвел 120 выстрелов. Еще 434 выстрела (из них 212 усиленным зарядом) произвели в ходе полигонных испытаний. Была получена максимальная скорострельность 20 выстрелов в минуту, прицельная 12 выстрелов в минуту. По результатам испытаний комиссия составила составила список из 14 пунктов исправлений и 9 дополнительных пунктов. В их числе, к слову, была и установка дополнительных топливных баков, поскольку дальность хода 115-150 километров оказалась недостаточной. Тем не менее, испытания С-1 выдержала, комиссия рекомендовала запускать САУ в серию (с исправлением обнаруженных недостатков). Получилась вполне удачная САУ. По идеологии получился прямой аналог StuG 40, немного уступавший по бронепробиваемости орудия, но зато с гораздо большим боекомплектом и более удобный для расчета. В апреле 1943 году индексы С-1 и СУ-76 ушли в историю. Теперь СУ-76 именовалась СУ-12, а С-1 переименовали в СУ-76-И (Иностранная), или СУ-76И (СУ-76и).
Место новое, проблемы старые
Как уже говорилось выше, по плану завод №37 НКТП должен был сдать в марте 1943 года 15 САУ. Это было технически невозможно, поскольку только 20 марта закончились полигонные испытания, которые выявили необходимость внесения ряда изменений. Также имелся целый ряд производственных проблем. Требовалось выстроить производственные цепочки и, что немаловажно, работу со смежниками. А вот тут завод №37 оказывался в тех же условиях, что и завод №592. По сути он только собирал самоходки из полученных узлов, а также доводкой полученных шасси. Посему была прямая зависимость от поставщиков шасси, рубок и орудий.
27 марта 1943 года на заводе прошло техническое совещание. На нем утвердили спецификацию САУ установочной партии. К тому моменту на заводе имелось 5 орудийных установок (точнее заготовок), 8 орудий и 3 рубки. Естественно, никаких 15 машин завод сдать не мог. Мало того, в уже выпущенные рубки вносили мелкие изменения (правда, они все находились внутри). На тот момент, к слову, машина еще именовалась СУ-76. Всего 27 марта утвердили 20 пунктов изменений, но это было всё мелочью. В таком виде САУ выпускались до 20 апреля 1943 года. Утвердили и цену — 50000 рублей за штуку. Небольшие деньги, если не учитывать, что шасси трофейное.
1 апреля состоялось второе техническое совещание, на котором утвердили облик САУ основного выпуска. Вносилось 12 изменений, из которых наиболее заметным была установка дополнительного щитка на подвижной бронировке орудийной установки. Это резко снизило шансы, что в нее залетит шальной осколок. Переделывалась амбразура прицела ТМФД-7, смотровые щели получили стеклоблоки, вводились уже упомянутые дополнительные топливные баки, а в створке заднего люка ставился лючок для стрельбы из ППШ. Боевая масса машины составила 22,78 тонн, видимо, что-то с подсчетом массы опытного образца было не так.
Не так, впрочем, было скорее с планами по выпуску. За апрель 1943 года на завод №37 поступило 84 шасси трофейных танков и САУ. Из этого числа 45 штук отправились на разборку, 23 отремонтировали, а 15 пошло на изготовление СУ-76И. Из этого числа приняли 11, из них 8 относилось к САУ установочной партии. Надо сказать, что в ходе производства апреля-мая 1943 года у завода №37 всё было сложно. По итогам всех вычислений и прочих хитростей с приёмкой за апрель 1943 года заводу №37 засчитали 15 САУ, а за май — 25 штук. В июне, при плане в 45 САУ, сдали 20 штук.
Отдельная песня была с ремфондом. По состоянию на 5 июня 1943 года завод №37 получил 127 трофейных машин, из которых 27 пришло с завода №40 (задел шасси под СГ-122), 27 штук с БТРЗ №82, еще 15 штук с БТРЗ №8 (Казань). 7 машин пришло напрямую с Калининского фронта, 35 с Юго-Западного фронта. Наконец, 15 машин пришло с Учебного центра самоходной артиллерии. Речь шла об СГ-122, из них 6 пошло на СУ-76И еще в апреле 1943 года. Из присланных шасси 24 списали, из 41 сделали СУ-76И и еще 30 находилось в работе. Территорию вокруг завода постепенно захламляли «неликвидом». Позже пошли еще и жалобы о том, что приезжающие трофеи несколько раз поступали с останками экипажей и пахли отнюдь не фиалками.
Понимая, что происходит, наверху сделали выводы и снизили заводу №37 планку. Теперь ежемесячно завод сдавал по 25 САУ, и с такими объемами он вполне справлялся. В июле-сентябре 1943 года завод сдавал ежемесячно по 26 САУ. В августе 1943 года начались работы по модернизации СУ-76И. В ходе эксплуатации выяснилось, что ПТК командиру маловато, поэтому было решено поставить смотровую башенку. Ее взяли от Pz.Kpfw.III, так сказать, безотходное производство.
11 августа 1943 года отдел 22 завода №37 подготовил документацию по модернизированной рубке, до конца месяца построили образец с башенкой. Он стал первой советской САУ с командирской башенкой, причем вполне серийной. Выпускать СУ-76И с командирскими башенками начали с сентября 1943 года.
В сентябре 1943 года был подготовлен проект дальнейшей модернизации САУ, получивший обозначение СУ-85И. Разработанный под руководством А.И. Талейсника проект представлял собой адаптацию установки 85-мм пушки Д-5С-85 под рубку СУ-76И с командирской башенки. Подсчёт показывал, что корпусные детали СУ-85И имели массу 2402 кг, что на 402 кг больше СУ-76И. Командирская башенка смещалась назад на 145 мм. Как не странно, боевая масса СУ-85И оказывалась ниже — 22,38 тонн. Во-первых, общая масса орудийной установки получилась ниже. Во-вторых, боекомплект из 58 унитаров калибра 85 мм был легче на 50 кг. Угол возвышения Д-5С-85 был больше — 25 градусов против 15 градусов у С-1.
То, что завод №37 вполне мог запустить СУ-85И в серию, вопросов не возникало. Главный вопрос возникал в отношении дальнейших перспектив выпуска базовой СУ-76И. Осенью 1943 года начался валовый выпуск СУ-76М, в производство пошла СУ-85. Опыт применения СУ-76И показывал, что машины были довольно капризными. Наконец, все прекрасно понимали, что ремфонд не вечен. Поэтому выпуск СУ-76И продолжался до ноября 1943 года включительно. В четвертом квартале ожидалось получить 90 САУ стоимостью 65000 рублей каждая, сдали 62 (по 31 в октябре и ноябре). Итого 201 машина (1 опытная и 200 серийных). Завод №37 переключили на ремонт моторов В-2. История СУ-76И лишний раз показала, что без наличия собственной производственной базы по шасси не стоит заниматься подобным. Для понимания, в Мытищах, на заводе №40, за ноябрь 1943 года сдали 75 СУ-76М, и производство там только разворачивалось.
Капризный самоход
Необычность конструкции СУ-76И привела к тому, что и боевое применение оказалось непростым. Дело в том, что эти САУ не являлись полными аналогами СУ-12 (СУ-76), посему со штатами была проблема. Первые 25 САУ отправили 2 июня 1943 года в Учебный центр самоходной артиллерии. Далее 15 САУ получил 1902-й САП, сформированный в начале июля 1943 года. Штат этого полка оказался нестандартным. Тогда СУ-76 имели штат № 010/456, по которому 1 машина была командирской, остальные сводили в 5 батарей по 4 машины в каждой. Тут же было 3 батареи по 5 машин в каждой, позже на усиление прислали 5 СУ-122.
Конечно, воевать приходилось не только с противником, но и с матчастью, тем не менее, действовали машины неплохо. 15 августа 1943 года 13-я гвардейская стрелковая дивизия, поддерживаемая 3 СУ-122 и 6 СУ-76И, успешно штурмовала высоту 202,4 в районе Лозовая-Крысино. В бою подбили 1 СУ-76И, ответным огнем было уничтожено 2 орудия, 1 средний танк и до взвода пехоты. 17 августа полк получил усиление в виде 1 СУ-76 и 5 СУ-122. Этими силами он продолжал боевые действия в составе степного фронта. СУ-76И весьма активно применялись 1902-м САП вплоть до ноября 1943 года. Продолжая действовать совместно с 13-й Гв.Сд., 29 сентября 1943 года полк ворвался в Кременчуг, приняв самое активное участие в освобождении города. За это 1902-й САП стал именоваться Кременчугским. Одним словом, боевой дебют СУ-76И получился вполне успешным.
Самая большая отправка СУ-76И состоялась 10-11 августа 1943 года. 70 САУ ушло на формирование 7-го механизированного корпуса. Туда же, в сентябре 1943 года, ушло еще 35 САУ. Итого половина от общего выпуска. Состав частей оказался необычным: по 35 САУ получили 58-й, 84-й и 177-й отдельные танковые полки. Надо сказать, что сам механизированный корпус был не особо везучим. Сформировать его должны были к 20 февраля 1943 года, а фактически начался этот процесс в августе. 15 сентября было вручено знамя, но при этом сообщалось, что из 70 имевшихся на тот момент СУ-76И сломалось 34. Это без учета 177-го ОТП, который получил свои САУ в первой половине сентября.
30 сентября последовал приказ о погрузке частей 7-го МК на эшелоны. Всего ушли два полка — 177-й (в составе 64-й механизированной бригады) и 84-й (в составе 63-й механизированной бригады). А вот 58-й танковый полк оказался в составе другого соединения, о нем чуть позже. Самоходки из состава 177-го танкового полка стали первыми образцами СУ-76И, которые стали известны немцам. Одна из них в конце октября погибла в бою, ее изучение ушло выше по инстанции. Корпус довольно успешно воевал, мелькают в его отчетах и СУ-76 (как СУ-76И они там не именовались). Проблема в том, что отчеты 7-го МК оказались не особо глубокими с точки зрения матчасти.
По итогам самым массовым получателем СУ-76И стала 5-я гвардейская танковая армия. И заодно самым громким. В декабре 1943 года разразился небольшой скандал. В ходе марша 40 САУ (из 90 имевшихся) вышло из строя. При этом безвозвратные потери СУ-76И составили 33 машины. Не исключено, что именно 5-й гвардейской танковой армии принадлежал единственный экземпляр САУ, доставшийся немцам в исправном состоянии. Эта СУ-76И воевала в составе 23-й танковой дивизии, которая совсем не брезговала трофеями.
Уже упоминавшийся выше 58-й танковый полк стал последней частью на СУ-76И, которая отправилась на фронт. Матчасть у полка была, скажем так, разнообразная. Ощущение, что туда свалили всё, что было не нужно. Для понимания, в полк попала САУ 3002, первая серийная СУ-76И, а также 3003, 3004 и 3006, относившиеся к установочной партии. Полк оказался в подчинении 2-й гвардейской кавалерийской дивизии. Первые потери он понес еще до начала боевых действий. 3 февраля 1944 года САУ с серийным номером 3038 сорвалась с моста через реку Случь в районе города Сарны. Утонуло 4 члена экипажа, саму САУ после войны подняли, она стоит на постаменте. Вторая САУ, с серийным номером 3312, упала в реку Горынь 9 февраля 1944 года.
Особой надежностью матчасть полка не отличалась. На 14 февраля 1944 года из 33 СУ-76И в стою было 16. К моменту боевого дебюта, состоявшегося 26 февраля, в строю было и того меньше — 12 САУ. Тем не менее, полк отличился, поддерживая наступление 288-го стрелкового полка на деревню Волнянку. Фактически в таком виде полк и воевал — большая часть на ремонте, остальная воюет. Тем не менее, несколько раз 58-й танковый полк отличился. Боевая эксплуатация СУ-76И продолжалась до 9 апреля, а сдал свои САУ полк в июне 1944 года. Вместо них он получил 19 Т-34, 9 Valentine, 6 Т-70, 2 Т-80 и 3 Matilda. Еще тот монстрятник, но на фоне СУ-76И это было явно подарком с небес.
Ныне известно о двух СУ-76И, доживших до наших дней (вторая стоит на Поклонке). История этой машины оказалась, мягко говоря, неоднозначной, но вполне ожидаемой. Сама конструкция машины являлась удачной, но главной проблемой была трофейная база. Неприятности, связанные с эксплуатацией СУ-76И, выглядели вполне ожидаемыми. Тем не менее, СУ-76И стала едва ли не самой массовой САУ на трофейной базе, выпускавшейся не силами полевых мастерских.
Список источников
- ЦАМО РФ
- РГАСПИ
- РГАЭ
- Документы Советской Эпохи
- Фотоархив автора
- eBay
источник: https://dzen.ru/a/Y8BLUBxwhxvKFH6d