Региональный реактивный пассажирский самолет SP-022 из Дрездена. Предок VFW 614 из ГДР?
Содержание:
Предисловие редакции: Когда первый прототип созданного в ГДР четырехмоторного авиалайнера «152» разбился 4 марта 1959 года, а первый серийный самолет «152/11» собирался совершить свой первый полет, возглавляемая профессором Брунольфом Бааде проектная группа уже работала над дальнейшими исследованиями. Среди них был проект двухмоторного ближнемагистральный самолет, конфигурация которого поразительно напоминает более поздний VFW 614. О проекте ближнемагистрального пассажирского самолета SP-022 рассказывает Петер Плечахер.
Задача разработки ближнемагистрального самолета с дальностью полета до 1500 километров, пассажировместимостью от 25 до 32 человек и силовой установкой в виде двух турбореактивных двигателей Pirna 014 допускала различные В «Исследовательском центре авиационной промышленности», входившем в состав комплекса авиационных заводов VEB, Дрезден, в рамках исследовательской работы с обозначением «SP-22» было проведено сравнение преимуществ и недостатков концепций высокоплана и низкоплана. В пользу высокоплана говорили благоприятные аэродинамические условия при максимальной подъемной силе вследствие ненарушенности потока на входе воздухозаборников и большого расстояния между двигателями и землей. Недостатками высокоплана были расположенные в крыле большие опоры основных стоек шасси.
Таким образом, было принято решение использовать в конструкции разрабатываемого самолета низкорасположенное крыло, которая позволяла использовать небольшие основные стойки шасси. Чтобы сохранить преимущества высокорасположенного крыла двигатели Pirna 014 должны были быть установлены на пилонах, прикрепленных к верхней поверхности крыла. Проект «SP-22» поразительно походил на VFW 614, который несколько лет спустя был изготовлен в Бремене. Возможно, после принятого в марте 1961 года решения прекратить авиастроение в ГДР некоторые инженеры из VEB Flugzeugbau, Дрезден, устроились на работу в VFW и смогли привнести свои идеи.
Образец для VFW 614?
При выбранной компоновочной схеме конструкторы хотели сохранить возможность установки двухконтурного двигателя. Вентилятор двухконтурного двигателя имеет больший диаметр, что в случае выбора высокоплана могло создать проблемы с обеспечением необходимого клиренса.
Еще одним преимуществом установки двигателей над прямым крылом было беспрепятственное размещение закрылков по всему размаху консолей крыла. При этом размещаемые у законцовок крыла внешние секции закрылков действовали в качестве элеронов (т.н. зависающие элероны). При такой компоновочной схеме можно было ожидать отличных взлетно-посадочных характеристик и возможности эксплуатации с взлетно-посадочных полос с травяным покрытием.
Также выбранной размещение силовой установки должно было способствовать повышению пожарной безопасности. С одной стороны, исключался риск попадания топлива на двигатели из-за утечек в баках, а с другой стороны возгорание двигателя не оказало бы влияния на конструктивную прочность крыла.
Однако, как позже выяснилось во время испытаний VFW 614 такое размещение силовой установки имело и свои недостатки. Между гондолами двигателей с одной стороны и фюзеляжем и консолями крыла с другой возникал диффузорный эффект, при котором проходящий через них воздух очень сильно ускоряется. Диффузорный эффект приводит к появлению сверхзвуковых ударных волн уже при относительно низких числах Маха, что вызывало срыв потока и, как следствие, высокое аэродинамическое сопротивление. Однако у проекта «2.022» диффузорный эффект был бы намного меньше, так как крейсерская скорость должна была составлять всего 650 км/ч, в то время как VFW 614 должен был развивать скорость 750 км/ч.
Фюзеляж диаметром 2,65 метра позволял разместить четыре сиденья в ряд с проходом между двумя парами сидений. В зависимости от расстояния между рядами сидений в салоне могли разместиться от 28 до 32 пассажиров. Удаление бортовой кухни позволяло установить еще один ряд сидений и разместить в пассажирском салоне 36 человек.

относительно широкий пассажирский салон с внутренним диаметром 2,5 метров позволял разместить в ряд четыре сиденья с центральным проходом между парами сидений
Несмотря на выбор низкорасположенного крыла разработка шасси вызвала у авиаконструкторов некоторую головную боль. Для того, чтобы иметь возможность убирать основные стойки шасси в зоне соединения крыла и фюзеляжа было выбрано крыло с переменной стреловидностью задней, благодаря чему хорда корневой части крыла, а также конструктивная высота зоны между двигателями и фюзеляжем стали очень большими. Для того, чтобы основные стойки шасси могли размещаться в зоне соединения крыла и фюзеляжа стойки были спроектированы многоколесными с тандемным размещением колес.

схема разработанного в ГДР проекта ближнемагистрального пассажирского самолета «SP-22» с двигателями Pirna 014, установленными на пилонах над крылом. Сходство с более поздним VFW 614 невозможно не заметить. На схеме показан вариант с основными стойками шасси, убиравшимися в зоны соединения крыла и фюзеляжа
Еще одним недостатком такого выбора конструкции шасси неизбежно вела к небольшой ширине колеи, что было неблагоприятным фактором для эксплуатации с взлетно-посадочных полос с травяным покрытием. Поэтому в рамках разработки проекта «SP 22 A» была исследована возможность размещения основных стоек шасси под двигателями и уборки размещенных на одной оси колес за кессоном крыла. Это позволяет создать крыло простой трапециевидной формы, при этом гондола шасси должна была образовывать локальное углубление в крыле. Предполагалось, что это позволит избежать повышения давления, вызванного пилоном двигателя, а также диффузорным эффектом. Перерываемый гондолой шасси закрылок должен был быть дополнен дополнительным закрылком, выдвигающимся из моторной гондолы.

в качестве альтернативы был разработан вариант «SP-22A», в котором основные стойки шасси убирались назад в крыльевые гондолы
После прекращения производства авиационной техники в Восточной Германии весной 1961 года эти исследований, как многие другие были погребены в архивах.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SP 22
Назначение: ближнемагистральный пассажирский самолет
Статус: проект
Силовая установка: два ТРД Pirna 014 с тягой по 3000 кгс
Размеры:
размах крыла 24,4 м
длина 20,0 м
высота 8,6 м
площадь крыла 70,0 м²
Масса:
пустого 9620 кг
взлетная 17000 кг
Летные характеристики:
крейсерская скорость 650 км/ч
практический потолок 7000 м
дальность полета 1000 км
длина разбега с набором высоты 10,7 метров 607 м
Источник
Исследовательский проект «SP-22» Научно-исследовательского центра авиационной промышленности от 24 июля 1959 года.
источник: Peter Pletschacher «Urahn der VFW 614 aus der DDR?» «Flugzeug Classic» 2002-07-08, Seiten 62-63
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-urahn-der-vfw-614-aus-der-ddr