Юрий Пашолок. Скоростная повозка от Krupp для немецкой полевой артиллерии

14
Юрий Пашолок. Скоростная повозка от Krupp для немецкой полевой артиллерии

Юрий Пашолок. Скоростная повозка от Krupp для немецкой полевой артиллерии

Krupp L.S.K., он же Krupp Motorlafette, попытка создать «самоходный лафет» для полевой и противотанковой артиллерии

Появление танков на поле боя заставило немецкое командование очень быстро искать способы борьбы с новым видом оружия. Поначалу со стальными чудовищами боролись любыми доступными способами, но достаточно быстро появились и специализированные способы борьбы с новой напастью. Одной из новинок стала противотанковая артиллерия, а также противотанковые ружья. Поначалу их возможности выглядели весьма ограниченно, тем не менее, развитие немецкой противотанковой артиллерии шло быстро. Окончание Первой мировой войны не позволило развить данные орудия в полной мере, тем не менее, прогресс оказался существенным. К середине 20-х годов, уже в обстановке секретности, вызванной запретами Версальского Договора, компания Rheinmetall создала 37-мм противотанковую пушку 3,7 cm Tak (Tankabwehrkanone). В дальнейшем развитие данного орудия привело к появлению 3,7 cm Pak, основной немецкой противотанковой пушки на начало Второй мировой войны. Также 3,7 cm Tak стала прародительницей нашей 45-мм противотанковой пушки.

Первый немецкий истребитель танков. Тот самый случай, когда первый блин комом

Первый немецкий истребитель танков. Тот самый случай, когда первый блин комом

Одновременно с развитием противотанковой и полевой артиллерии возникла идеи и о ее моторизации. В 1926 году 4-й отдел Департамента Вооружений, отвечавший за артиллерию, поднял вопрос о создании самоходного лафета для 37-мм противотанковой пушки и 75-мм полевого орудия. Ключевой ошибкой стало то, что базой изначально предполагался обычный коммерческий трактор. Ожидавшаяся скорость 12 км/ч по проселку изначально была недостижимой, поскольку Hanomag WD Z 25, который и выбрали как базу, быстрее 6 км/ч разогнаться не мог даже в обычном виде. А тут на него собирались поставить 37-мм противотанковую пушку и навесить брони толщиной 10 мм. И не только собирались. Опытный образец такой САУ был построен силами Rheinmetall, проведенные испытания закончились вполне ожидаемо. При этом командование Рейхсвера идею не забросило, хотя и появилось понимание — необходимо строить такие машины с нуля.

Доработанный Kleiner Sturmwagen, данное шасси явно принималось во внимание при создании Motorlafette

Доработанный Kleiner Sturmwagen, данное шасси явно принималось во внимание при создании Motorlafette

Во второй половине 1927 года начались работы по самоходному лафету специальной постройки. На сей раз речь шла о совершенно новом шасси, не имеющем к тракторам никакого отношения. Разработка шасси, получившем кодовое обозначение Motorlafette, поручили концерну Krupp. Концепция данной машины предусматривала максимально низкое шасси, при этом силовая установка находилась не спереди, а в кормовой части. В результате получался оптимальный «самоходный лафет» для моторизации легкой полевой артиллерии. Согласно концепции, Motorlafette предназначался для установки либо противотанковой пушки 3,7 cm Tak, либо 75-мм полевого орудия. Индекса этого орудия в переписке не проскакивало, но на самом деле речь шла о будущем 75-мм горном орудии 7,5 cm Gebirgsgeschütz 36. Немного позже индекс самоходного шасси изменился. Оно стало именоваться как L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone, то есть легкая самоходная пушка). Это была первая немецкая противотанковая САУ специальной постройки.

L.S.K. в финальной конфигурации, каким его построили

L.S.K. в финальной конфигурации, каким его построили

Следует отметить, что для Krupp создание боевой машины с передним расположением боевого отделения отнюдь не являлось чем-то новым. Еще в годы Первой мировой войн разрабатывался легкий танк Kleiner Sturmwagen, руководили его созданием Георг Хагеллох и Эрих Вольфёрт. Позже эти двое инженеров являлись главными создателями танков и САУ Krupp. Так вот, шасси Kleiner Sturmwagen предполагало боевую машины с мотором позади, причем конструкцию шасси постепенно дорабатывали. Впрочем, в случае с Motorlafette осталась только общая концепция предшественника. Дело в том, что длина шасси составляла 3850 мм, а туда требовалось вписать расчет из 3 человек, орудие и мотор мощностью 100 лошадиных сил, плюс боезапас.

МТО получилось компактным, другой вопрос, какой ценой

МТО получилось компактным, другой вопрос, какой ценой

Первый эскизный проект 7,5 cm Infanteriegeschütz auf Motorlafette был подготовлен 21 ноября 1927 года. Согласно концепции, получалась боевая машина массой 7,5 тонн, из которых 5,86 тонн приходилось на шасси в полном снаряжении, включая экипаж. Оснащался Motorlafette мотором мощностью 100 лошадиных сил. Максимальная высота составляла 1450 мм, таким образом, машина отлично подходила как средство борьбы с танками. Изначально боезапас оценивался в 76 патронов, а в случае установки 3,7 cm Tak он увеличивался до 150 патронов. Орудие располагалось слева от механика-водителя, позади также находились заряжающий и боезапас. В случае с установкой 3,7 cm Tak боевая масса получалась еще меньше — 6800 кг. Максимальная скорость оценивалась на уровне 40 км/ч.

"Ванна" L.S.K. была сварной, для конца 20-х осень прогрессивно

«Ванна» L.S.K. была сварной, для конца 20-х осень прогрессивно

29 июня 1928 года Krupp был подготовлен полноразмерный макет Motorlafette, причем снова приоритетом являлась 7,5 cm Infanteriegeschütz. Логика в этом прослеживается четкая, поскольку на базе более тяжелой машины истребитель танков делать получалось гораздо проще. Надо сказать, что перспективы по поводу Motorlafette выглядели если не радужными, то уж точно оптимистичными. Дело в том, что такая машина обеспечивала высокую подвижность орудий поддержки пехоты. В связи с ограничениями шасси угол возвышения снизили с 70 до 45 градусов, но и этого вполне было достаточно, чтобы Motorlafette мог обеспечивать навесной огонь. Толщина брони машины составляла 8-10 мм, маловато, но только если не учитывать тот факт, что Motorlafette имел боевое отделение, открытое снаружи.

Мотор Maybach O.S.5 и шестеренчатая передача, к которой далее подсоединялась коробка передач

Мотор Maybach O.S.5 и шестеренчатая передача, к которой далее подсоединялась коробка передач

Начинка шасси получилась весьма нестандартной. Касалось это и ходовой части, которая создавалась не без участия небезызвестного Генриха Книпкампа. В то время он везде насаждал резинотканевые гусеничные ленты с металлическими подушками. Подвеску, впрочем, Krupp сделал сам, и это была крайне странная конструкция, одна система из 14 опорных катков на борт чего стоила. Как на Krupp планировали данную систему заставить работать, очень интересный вопрос. Некоторые решения, которые реализовали на Motorlafette, позже перекочевали на Leichttraktor Krupp, благо что по массе они были схожи. Впрочем, на фоне подвески самоходного лафета система, которую использовали для танка, выглядела весьма разумно. И это при том, что на Leichttraktor Krupp имел место инженерный волюнтаризм.

Внутри МТО. Надо сказать, что КПП перед мотором была и раньше, например, у Renault FT, но там привод на задние ведущие колеса выглядел не столь дико

Внутри МТО. Надо сказать, что КПП перед мотором была и раньше, например, у Renault FT, но там привод на задние ведущие колеса выглядел не столь дико

Имелись крайне интересные идеи, напрямую связанные с необходимостью сделать боевую машину минимальных габаритов с максимальным размером боевого отделения. Для обеспечения необходимой подвижности на Motorlafette ставился рядный 6-цилиндровый автомобильный мотор Maybach O.S.5 объемом 7 литров и мощностью 100 лошадиных сил при 1900 об/мин. Поскольку мотор был крупный, а габариты машины небольшие, инженеры Krupp пошли на хитрость. Двигатель поставили поперек, снабдили его шестеренчатой передачей, а дальше шел привод на коробку передач. Радиатор разместили в корме, там же оказался и топливный бак, а вот с трансмиссией Krupp намудрил. Коробка передач находилась перед мотором, а привод на ведущие колеса шел вообще снаружи. В теории, всё это должно было работать, но как, уже другой вопрос.

Ходовая часть и привод на ведущие колеса в одном кадре. Колоссаль... В общем, почему это не работало, очевидно

Ходовая часть и привод на ведущие колеса в одном кадре. Колоссаль… В общем, почему это не работало, очевидно

Несмотря на некоторые странности конструкции, Krupp получил заказ на изготовление двух образцов Motorlafette. Первый явно шел на установку 3,7 cm Tak, второй для 7,5 cm Infanteriegeschütz. Сумма контракта составляла 132000 рейхсмарки на изготовление и 10500 рейхсмарок на доработку документации. К началу 1929 года машина уже указывалась как L.S.K. (leichte Selbstfahrkanone), причем обошлась она заказчику дороже. Общий бюджет L.S.K. составил 169781 рейхсмарку. Впрочем, завышенный бюджет оказался сущей мелочью на фоне других проблем.

Радиатора также не хватило, судя по тому, как L.S.K. далее переделали

Радиатора также не хватило, судя по тому, как L.S.K. далее переделали

О том, что происходило на полигоне в Меппене, неизвестно, зато на Куммерсдорфе, куда прибыл один из L.S.K., случился полный провал. Машина преодолела всего 84 километра, после чего испытания прекратились. Обычно пишут, что главной проблемой стала подвеска, которая не хотела работать, но проблем явно оказалось больше. Судя по тому, что происходило дальше, трансмиссия тоже не хотела работать, а мотор — охлаждаться. Иначе не объяснить тот факт, что на L.S.K. поменяли далеко не одну ходовую часть.

Таким L.S.K. прибыл после модернизации

Таким L.S.K. прибыл после модернизации

На переделку L.S.K. отправили в ноябре 1930 года, а вернулась машина обратно в Куммерсдорф год спустя — в ноябре 1931 года. По большому счету, это была уже совсем другая машина, даже корпус несколько отличался. Мотор остался прежним, но трансмиссию полностью переделали, перенеся назад, систему охлаждения усилили. От старой ходовой части остался только ленивец, да и его крепление тоже переделали. Вместо безумной системы, которая работать не хотела, была установлена вполне привычная блокированная подвеска с пружинами как упругие элементы. Есть, правда, некоторые сомнения в целесообразности «крышек» над опорными катками, поскольку они легко забивались грязью, но зато работала данная система явно лучше исходной подвески. Кроме того, были разработаны цельнометаллические траки.

Места для орудия теоретически хватало, но его так и не поставили

Места для орудия теоретически хватало, но его так и не поставили

По результатам всех переделок масса L.S.K. выросла до 8910 кг. Случилось это и потому, что толщина лба корпуса выросла до 14 мм, а бортов до 12 мм. В дальнейшем масса выросла до 9100 кг, при условии установки 75-мм орудия. Реально машина ездила, в основном, без него, но зато делала это относительно без проблем. С ноября 1931 по 1933 годы L.S.K. прошла 1975 километров, для немецких боевых машин того периода приличный показатель. Впрочем, Управление Вооружений Сухопутных Сил потеряло интерес к L.S.K.. Причины очевидны: машина получилась перегруженной, а подвижность, соответственно, всё снижалась. Да и идея с боевой машиной, которая имела открытое боевое отделение, перестала устраивать немецких военных. В их головах уже рисовался образ скоростного истребителя танков с вооружением в башне кругового вращения.

К вопросу о системе охлаждения

К вопросу о системе охлаждения

Несмотря на провал разработки L.S.K., опыт создания данной машины явно пошел Krupp на пользу. Отчасти самоходное шасси повлияло на разработку Kleinetraktor, прямого предшественника Pz.Kpfw.I. Мучительная история создания L.S.K. позволила избежать дополнительных проблем, хотя будущий La.S. тоже изначально получился не подарок. Наконец, стоит отметить, что в 1939 году очень похожую машину построили итальянцы. Речь идет о Canone Semovente da 47/32 на базе танкетки Carro Armato L 3. Вот только у итальянцев носитель противотанковой пушки имел массу всего 3300 кг и вполне бодро ездил. В серию машина не пошла только потому, что появилось более совершенное шасси — Carro Armato L 6.

Список источников:

      1. Panzer Tracts No.7–1 Panzerjaeger (3.7 Tak to Pz.Sfl.Ic), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004
      2. Die Rad- und Vollketten-Zugmaschinen des deutschen Heeres 1870-1945, Walter J Spielberger, Motorbuch-Verlag, 1978
      3. BAMA
      4. US NARA

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/skorostnaia-povozka-ot-krupp-dlia-nemeckoi-polevoi-artillerii-60c7b31172119574b782c646

byakin
Подписаться
Уведомить о
guest


0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Alex22
23.03.2021 12:24

Нормально, пойдет! Даже плюс поставлю.
В конце концов, автор всего лишь дал пищу для размышления без излишних проповедей. Глядишь — еще и прав окажется!
А там — чего только не случается в Дальнем Космосе. 😀

Alex22
23.03.2021 12:27

Помимо картинок не лишним был бы и рассказ об этих самых «артефактах древности» и обоснование Вашего вывод

2Автор: обратите внимание, это принципиальный момент для того, чтобы Вас здесь поняли и оценили! 😀

Alex22
23.03.2021 12:53
Ответить на  Diezel Sun

Пусть текст будет, подстраиваться под кого-то не считаю нужным

Это Вам решать… :silly:
Но если реально хотите донести до людей идею и получить нормальную дискуссию — работайте над текстом.
Удачи Вам!

Михаил С
23.03.2021 12:38
Ответить на  Diezel Sun

«Странный купол храма, он почему то в воздухе весит и луч испускает…»

Простите, вы иконопись с проектной документацией и чертежами не перепутали? 🙂 Художественный прием, причем вполне обычный. Купол олицетворяет собой небосвод, Царствие небесное, лучи — это символ Святого духа.

Михаил С
23.03.2021 12:52
Ответить на  Diezel Sun

«На мой взгляд всё христианство — это смесь древних языческих учений. Вот вам пример:»

Это не пример. Кормящая младенца грудью женщина была излюбленной темой для художников и скульпторов во все времена, начиная с античности. Ниже пример вполне светского полотна на ту же тему, причем тут языческие учения?

де Греббер Мать и дитя.jpg
Михаил С
23.03.2021 13:28
Ответить на  Diezel Sun

«Например, Исида рождает своего сына, он уже не может быть простым человеком. Чем это не повторение христианской истории рождения Христа?»

Во-первых, чисто теоретически, как рождение Исидой своего сына может быть повторением истории рождения Христа, которое произошло спустя тысячелетия? 😉 😀

Во-вторых, дети хоть и божественные, но все равно они дети, а значит должны рождаться — не из вакуума же появляться. 😀

Михаил С
23.03.2021 12:54
Ответить на  Diezel Sun

На картине с купидоном (слева) Вы где Троицу увидели? 😮

Михаил С
23.03.2021 12:35
Ответить на  Diezel Sun

«Однако странная масляная лампа и нагара не видно, я таких ламп не встречал ещё.»

А что тут странного? Лампой могли и не успеть воспользоваться, да и владелец мог быть чистоплотным и ухаживать за ней. Подсвечники в магазинах тоже ведь без оплывших свечей продают. 🙂

Alex22
23.03.2021 12:31

Ну, это вы погорячились, коллега))

Добрее надо быть к людЯм, уважаемый коллега… :silly:
Написать, что ли короткий документальный рассказик про «Илья Муромец добрей…»…

Михаил С
23.03.2021 12:59
Ответить на  Diezel Sun

Рептилии и пресмыкающиеся в верованиях различных народов известны аж со времен неолита, например, по алтайским легендам земля находится на спине лягушки. У ацтеков водное божество тоже изображалось лягушкой. Тоже скажете «рептилоиды-пришельцы» 🙂

Alex22
23.03.2021 12:57
Ответить на  Diezel Sun

а эти рептилоидные Боги тоже для вас лишь обман зрения?

Если Вы до сих пор этого не поняли — на этом сайте тоже присутствуют представители рептилоидов, для которых крайне опасно серьезное отношение к данной проблеме.
Вот они и пытаются ерничать и вселять сомнение…

Михаил С
23.03.2021 13:03
Ответить на  Diezel Sun

Не, мне не надо — курс культурологии я прошел еще в институте. Пишите лучше на REN-TV, там с Вами проведут мастер-класс. 🙂 Что до картинок, то звезда никогда не являлась исключительно языческим символом: Вифлеемская звезда, а также кометы и сверхновые звезды часто встречаются в изображениях на религиозную тематику.

Михаил С
23.03.2021 13:32
Ответить на  Diezel Sun

«А куда мне что писать, я разберусь сам без учителей.»

А Вы подумайте на счет REN-TV, я плохого не посоветую. 😉 😀
А то ведь тут ведь за посты не платят — усе на голом энтузиазме, да еще и с критикой. 🙂

Михаил С
23.03.2021 13:35
Ответить на  Diezel Sun

«Критика тоже должна быть, но намой взгляд без оскорблений других.»

Помилуйте, кто тут Вас оскорбил? 😮

Михаил С
23.03.2021 13:39
Ответить на  Diezel Sun

Уффф…. А то я уж испугался. 🙂 Но вот на другом сайте видать Вам досталось. 🙂

Михаил С
23.03.2021 13:43
Ответить на  Diezel Sun

«На этом сайте пока никто…» — Ваши слова? Если акцентируете «на этом сайте…», то логично предположить, что Вы бывали еще и на другом.

Михаил С
23.03.2021 13:37
Ответить на  Михаил С

Какие нежные и тонко чувствующие натуры пошли ноне, коллега.

frog
23.03.2021 13:35
Ответить на  Diezel Sun

С коврами сейчас напряженка, чай не Союз)))

frog
23.03.2021 13:34
Ответить на  Diezel Sun

Я так сразу и понял. Именно поэтому и знаете, что показывает Ren-TV. Внечувственным образом, так сказать….

boroda
Администратор
23.03.2021 13:54

Мне кажется что эта тема ни о чём. По ней есть не только целые сайты но даже целый телеканал. Но тема узкая все тезисы уже оскомину набили. Ну ни когда мы не узнаем это фантазия автора фигурки или работа с натуры. У каждой версии найдутся и свои сторонники и противники.
Я бы назвал тему тупиковую. Вот перечислили все тезисы и всё писать дальше не о чем и обсуждать то же.
Вы хотите доказать что во Вселенной есть ещё разумная жизнь? А кто в этом сомневается? 100 000 000 000 звёзд только в нашей Галактике а планет минимум в 10 раз больше. Сколько цивилизаций нашего уровня развития только относительно недалеко от нас? Миллионы, тысячи? Про другие Галактики я даже не говорю.
Прилетали инопланетяне к нам или нет? А какая разница? Какое это имеет практическое значение?

ser .
23.03.2021 14:41
Ответить на  Diezel Sun

Разница всегда есть…(С)

———
Да задевает… вопрос веры он такой… вот чего то вспомнилось вчера на дзене прочитал про необычное в ташкете
Описывалось что там не соблюдается очередь — скажем в кассу стоит очередь а тот кто считает себя выше в нашем случае веры в справедливость стояния в очереди идёт прямо к кассе и очередь не возмущается и кассир обслуживает такого как так и надо!? ( как по мне это типичное звериное — кстати! з-вер т.е. тот кто не в вере )

ser .
23.03.2021 15:33
Ответить на  Diezel Sun

Ну да «понимания мироустройства»(веры) — много общался с узбеками и др. азиатами…

Но, те люди тоже могли его приструнить…(с)

ТАК в том и дело что не могли и даже может и не хотели(чел. именно это необычное для не местного подчёркивает)
Вот и здесь(на сайте) люди хотят получить что то практическое и полезное а не «дебилизм» стояния в очереди( сказки про инопланетян и религиозные заманухи) Хотя если разобраться вера это всё! без веры мигом слетают даже «небожители»

Михаил С
23.03.2021 14:07
Ответить на  Diezel Sun

Очевидно, Вы здесь новенький, а потому не видели настоящих «бурных обсуждений». 🙂

23.03.2021 15:05

Почитал статью — заполучил Просветление. Почитал комментарии — Просветление подвисло. «Отлагает» — отпишу!

NF
NF
23.03.2021 15:33

++++++++++

Михаил С
23.03.2021 16:31
Ответить на  Walter

Кстати, здесь уже публиковался материал о немецких тарелочках.

http://alternathistory.ru/nemetskie-letayushhie-tarelki-sushhestvovali-li-oni/

Михаил С
23.03.2021 16:27
Ответить на  Walter

«А вот реальные летающие тарелки немецкие…»

А вот действительно реальная «летающая» тарелка (в отличие от немецких), американская. Правда «летала» (и то хреново) не выше 1 метра и перемещалась со скоростью 50 км. ч. И ничего внеземного в ней нет.

Аврокар.jpg
Михаил С
23.03.2021 16:46
Ответить на  Михаил С

Мне больше нравятся эти фото немецких артиллерийских позиций.

59aaa1f3dc607_836802_1-768x512.jpg
DnuXIj9XoAA2j_U_836802_3-768x512.jpg
Михаил С
23.03.2021 16:41
Ответить на  Михаил С

Я и сам их могу показать. 😉 Эти? 🙂

Лиинахамари. позиция недостроеной немецкойбереговой батареи.jpg
Альтернативная История
Logo
Register New Account