Юрий Пашолок. Попытка ускорить Renault FT
Renault FT-Kégresse и другие попытка оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса
Окончание Первой мировой войны для Франции означало тяжелую, но победу. Досталась она французам очень непросто, но при этом именно они совершили мощнейший рывок в разработке главного детища Великой войны — танков. Начав с танков среднего типа Schneider CA 1, а также тяжелых Saint-Chamond, французские военные довольно быстро пришли к необходимости иметь более массовые машины легкого типа. Отчасти это решение пришло вопреки размышлениям французского командования, где имелись и откровенные противники танков. В этом смысле крайне важной для французов оказалась роль личности в истории. А именно Жана-Батиста Эстьена, в годы Первой мировой войны ставшего отцом французских танков. Вскоре получивший генеральское звание, Эстьен вложил немало усилий в развитие французского танкостроения. Наряду с танками тяжелого и даже сверхтяжелого типа, он смог продавить массовый выпуск легких танков. То, что не смог сделать его визави — немецкий инженер Йозеф Фольмер. В апреле 1917 года Эстьен и Луи Рено одержали победу над французским генералитетом. Был оформлен заказ на 150 экземпляров Renault FT, первого в мире серийного танка легкого типа. Ему было суждено стать самым массовым танком Первой мировой войны. К окончанию войны удалось сдать 3246 танков данного типа, а всего их сдали 4516 штук.
К началу 20-х годов во французской армии имелось около 3,5 тысяч танков данного типа. Они стали большой удачей французского танкостроения. Благодаря большому количеству выпущенных машин данного типа они с самого начала применялись в больших масштабах. Также Renault FT стал первым серийным танком классической компоновки, с размещением вооружения во вращающейся башне. Впрочем, имелись и недостатки. Во-первых, требования по подвижности уже под конец Первой мировой войны выросли, а максимальная скорость Renault FT составляла чуть меньше 8 км/ч. Во-вторых, броневая защита танка позволяла противостоять ружейному огню, а первые противотанковые средства появились еще в годы Первой мировой войны. Наконец, сами французские военные были танком уже недовольны. Прежде всего сам Эстьен. Уже к началу 20-х он стал продвигать идею «боевого» танка, по сути «штурмовика», вооруженного 75-мм короткоствольной пушкой.
Желание получить новый танк — дело хорошее, только имелась одна проблема. Финансирование французской армии резко снизилось, так что французская армия осталась один на один кучей Renault FT. Они отчасти работали как своеобразный якорь: если англичане быстро отправили устаревшие «ромбы» на покой, то с Renault FT так не получалось. Вроде как танк и не столь безнадежно устаревший, и особо не из чего нового выбирать. Работы по Char B шли как-то неспешно, так что Renault FT выполняли роль горы чемоданов без ручек. Выбросить жалко, а что делать, непонятно. Оставался один путь — пытаться танки модернизировать. Сначала речь шла об усилении броневой защиты, данный проект появился в феврале 1922 года. Идея состояла в дополнительных 10 мм брони, суммарно получалось 25 мм, которые уже были крепким орешком для тогдашних противотанковых средств. Впрочем, лишние 900 кг оказались для штатной силовой установки чересчур проблематичными, поэтому один из Renault FT, который в начале 1923 года переделали под новую броневую защиту, оказался и последним. Зато иной оказалась идея о повышении подвижности. Она хоть и не стала по-настоящему массовой, но была не просто реализована, а еще и повоевала.
После революции во Францию вернулся бывший начальник Императорского Гаража, инженер Адольф Кегресс. Он стал первым, кто смог создать по-настоящему удачную систему полугусеничного автомобиля. Причем это был не только вездеход для императорского гаража, но и шасси для бронеавтомобиля. По возвращении на родину Кегресс довольно быстро сошелся с Андре Ситроеном. Сотрудничество с Ситроеном началось в 1919 году, тогда же, совместно с инженером Жаком Хинстином, система с резинотканевой гусеничной лентой была доработана. Оснащенные ходовой частью Кегресса машины Citroёn-Kégresse очень быстро зарекомендовали себя как очень удачное решение. На Ситроена и Кегресса посыпались военные заказы, ходовой частью стали интересоваться в ряде стран. А в 1922 году поступило предложение адаптировать ее под установку на Renault FT. Вообще изначально были мысли про колесно-гусеничную схему, но всё же идея с ходовой частью Кегресса перевесила. В конце 1922 года на испытания вышел опытный образец, переделанный из танка установочной партии (с неброневым корпусом). Он получил барабан-перекатыш в передней части корпуса, а также новую ходовую часть. Она состояла из ведущего колеса и ленивцев большого диаметра, 1 поддерживающего катка, а также 8 опорных катков, которые оказались сблокированы в 2 тележки. При том же моторе скорость выросла до 12 км/ч. Что важнее, ходовая часть Кегресса имела более высокий ресурс, нежели стандартная ходовая часть (у нее он не превышал 200-250 км).
Довольные результатами, французские военные заказали в 1924 году переделку 26 танков (по данным Франсуа Вовилье их было меньше — 23 штуки), которые получили обозначение Renault FT-Kégresse. С легкой руки Фрица Хейгля и его последователей эти танки известны как Renault M.24/25, но просто советую приглядеться к иллюстрациям справочников. Мало того, что такого индекса попросту не было, так еще в роли Renault FT-Kégresse у Хейгля выступает Renault NC 2. На самом деле серийные Renault FT-Kégresse полностью повторяли прототип, хотя вскоре выяснилось, что не все так просто. Танки поступили на вооружение 508-го танкового полка, где их свели в две роты, а летом 1925 года одна рота уехала в Марокко. Там машины приняли участие в Рифской войне, которая выявила ряд проблем. Резинотканевая гусеничная лента быстро разрушалась, в одном случае сбитая гусеница стоила экипажу танка жизни.
Пока Renault FT-Kégresse воевали с берберами, на заводе Renault шли работы над еще одним танком с ходовой Кегресса. На сей раз речь шла о большой модернизации Renault FT, известна она как Renault NC. В Renault решили подстраховаться, поэтому один образец, NC 1, строился с новой ходовой частью, а второй — с ходовой частью Кегресса. Поскольку проблемы с надежностью Renault FT-Kégresse еще не были известны, машина строилась почти с такой же ходовой частью. Было принято решение заменить ведущие колёса на более удачные по конструкции, поскольку обнаружилось недостаточное зацепление. Остальные изменения выглядели незначительно.
Потенциально Renault NC 2 смотрелся весьма перспективно. Во-первых, танк имел броню толщиной 25 мм по периметру, то есть получил защиту от основного числа противотанковых средств того периода. Во-вторых, на танк установили новую силовую установку, которая развивала мощность 62 лошадиные силы при 2000 об/мин. Конечно, боевая масса приблизилась к 8 тоннам, но за счет более мощного мотора даже у NC 1 скорость выросла до 18-20 км/ч. У оснащенного более «быстрой» ходовой частью Кегресса NC 2 эта скорость могла быть еще выше. В-третьих, задание на Renault NC, полученное в июне 1923 года, подразумевало возможность использования танка без грузовика, на котором обычно их перевозили. И вот как раз система Кегресса под такую задачу подходила больше.
Как не странно, подвела Renault NC 2 отнюдь не ходовая часть. В ходе испытаний, которые начались весной 1925 года, у танка периодически случались проблемы с мотором и сцеплением. Именно они стали основной причиной задержки испытаний, которые завершились в феврале 1927 года. Надо сказать, что результаты испытаний оказались не столь уж и безнадежными. Вот только сам Renault NC был не нужен, ни в первом, ни во втором варианте. Поэтому NC 1 стали использовать для экспериментов, а NC 2 — как донор запчастей.
На этом испытания Renault FT-Kégresse отнюдь не закончились. Естественно, после Марокко энтузиазм насчет ходовой Кегресса поубавился, вместе с тем, было решено эксперименты продолжить. В 1928 году была разработана доработанная ходовая часть. Опорные катки стали цельнометаллическими, а резинотканевые ленты получили металлические подушки. Это существенно повысило их стойкость, прежде всего на сложной местности. От барабана-перекатыша было решено отказаться (зато он имелся сзади). Точно известно, что новую ходовую часть поставили на 6 танков. Также есть информация о том, что на танки ставили дизельный мотор. Что-то похожее можно увидеть и у Хейгля. Он называл эти машины Renault M.26/27, максимальная скорость у них выросла до 16 км/ч.
Следует отметить, что эти танки использовались до 1934 года, в целом результаты испытаний оказались успешными, но французские военные уже потеряли интерес к такой модернизации. Тем не менее, Renault FT-Kégresse смог пробить себе путь в другое направление — на экспорт. В 1928 году один из шести модернизированных танков отправили в Польшу, где он проходил испытания. Большого энтузиазма он не вызвал, тем не менее, поляки закупили 5 таких машин. На фоне всего одного Renault NC-27 вполне себе успех. Польские Renault FT-Kégresse продолжали использоваться и к началу Второй мировой войны.
Более масштабной оказалась поставка этих танков в Югославию. В 1926 году эта страна заказала французам 21 танк, из них то ли 10, то ли 11 являлись как раз машинами с ходовой Кегресса. Заказ был выполнен в 1930 году, к тому моменту Renault FT -Kégresse были уже с новой ходовой частью. Именно югославские танки стали самыми известными из модернизированных Renault FT . Они довольно часто попадали в объективы фотоаппаратов. Действовали эти машины в одном составе с обычными Renault FT . Югославские Renault FT -K égresse были как пушечными, так и пулеметными. Всего к началу боевых действий у югославской армии имелось 55 Renault FT , в основном «обычных». Откровенно говоря, от этих машин, имевших уже почтенный возраст, сложно было ожидать каких-то выдающихся результатов. Часть была разбита авиацией, часть сломалась, часть брошена без горючего.
В заключение стоит отметить, что Renault FT-Kégresse стал не последним французским танком с ходовой Кегресса. По большому счету, она была наиболее подходящей для танков более легкого класса. Так или иначе, но резинотканевая гусеница с металлическими подушками вполне работала. Так что проблемы, которые свалились на немецкие легкие танки с аналогичными гусеничными лентами — это не проблема самой системы Кегресса. Просто кто-то плохо ее украл.
Список источников:
- Renault D1, Pascal Danjou, TRACKSTORY №8, 2008
- The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014
- Архив Карла Бломстера
- Архив автора
источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/popytka-uskorit-renault-ft-603eceb11b252e28ffa4b290