История недолгой службы французских легких танков Renault R 35 в польской армии и их изучение в СССР
Ситуация с оснащением бронетанковой техники польской армии была едва ли не самой худшей среди стран, активно занимавшихся танкостроением. Обычной практикой было то, что сначала закупались танки вроде Renault FT, затем шли попытки создать что-то своё, нередко это сопровождалось закупками Vickers Mk.E и танкетками Carden-Loyd. К концу 30-х обычно уже запускались в серию свои танки. Смех ситуации в том, что поляки через всё это прошли. У них были и Renault FT, и у себя они их выпускали, и «Виккерсы» тоже не прошли мимо, и даже с Кристи у них имелись отношения. А вот результат получился, скажем так, крайне специфичный. Основными танками польской армии к сентябрю 1939 года оказались 7TP и TK-S, соответственно, производная от Vickers Mk.E и Carden-Loyd Mk.VI. В своём классе не самые плохие танки, но к началу войны устаревшие. Что еще хуже, объемы выпуска 7TP оказались, откровенно говоря, так себе. Производились они крошечными сериями, последняя из которых была сдана в 1939 году. В результате амбиции польского командования совершенно не соответствовали состоянию дел с танками.
Самое худшее в сложившейся ситуации то, что со сменщиками 7TP и TK-S дела оказались совсем плохими. В случае с главным польским танком реального сменщика попросту не имелось. Да, существовал проект «улучшенного 7TP», который иногда ошибочно именуют 9TP, но его так и не построили. На самом деле это был модернизированный 7TP с легкой противоснарядной броней, один корпус вроде как построили, но не более того. PZInż 140, вполне удачный танк-разведчик, созданный как потенциальная замена TK-S, так и не запустили в серию. Его испытания откровенно затянулись, да и перспектив по выпуску особо не наблюдались. Колесно-гусеничный 10TP дальше опытной машины не продвинулся, в перспективе его собирались производить как чисто гусеничный и с усиленной броневой защитой. Со средними танками и вовсе всё было плохо. Дальше бумажных проектов дело не пошло, а хотя бы опытный образец ожидался не ранее 1940 года. Итого — ни достаточного объема имеющихся танков, ни сменщиков.
Прекрасно осознавая крайне сложную ситуация со своим танкостроением, еще за несколько лет до начала войны польское командование озаботилось вопросом закупки танков за рубежом. По большому счету, кроме как к французам, обратиться оказалось некуда. В начале 1937 года во Францию прибыла комиссия во главе с командором Корчинским. Здесь они впервые познакомились с новинкой французского танкостроения — Renault R 35. Он им сразу не понравился, поскольку машина была слишком тесной. В следующий раз с ним поляки столкнулись в августе 1938 года. Тогда прошли тесты Char D2, который полякам очень понравился. По дальнейшим событиям четко видно, что польской армии был нужен, прежде всего, средний танк. Этим и объясняется желание купить тот же SOMUA S 35. Но попытки заполучить дефицитные даже для французской армии машины среднего класса закончились неудачей. В результате иной альтернативы, кроме как Renault R 35, не осталось. В апреле 1939 года было подписано соглашение о закупке 100 таких танков. В перспективе значилось 300 танков, по факту успели поставить 50. Об этих танках и пойдет речь.
Цифры 50, 100 и 300 объяснялись очень просто. Покупка осуществлялась, можно сказать, под ключ. Покупали не просто танки, а подразделения. Стандартная структура, куда шли Renault R 35 во французской армии, именовалась танковым батальоном нового типа. Она-то и состояла из 45 танков. Таким образом, польская сторона закупала танки батальонами. В общей сложности получалось 6 полновесных танковых батальонов, созданных полностью по французскому образцу. Даже обозначились они также — BCL (Bataillon de Chars Légers по-французски, Batalion Czołgów Lekkich по-польски). Вроде бы дело хорошее, да и 300 танков с легким противоснарядным бронированием — это тоже очень даже неплохо. Вот только сами французы от новинки были далеко не в восторге. Скорее всего, польская сторона тоже про это знала, поскольку она старательно просила Hotchkiss H 35. В итоге всё же 3 легких кавалерийских танка поляки получили.
6 июля 1939 года танки были приняты, а 10 числа 50 Renault R 35, 3 Hotchkiss H 35, боеприпасы, плюс некоторое количество колесных машин, погрузили на корабль. Вскоре он прибыл в Гданьск, а далее 46 танков уехало в 21-й батальон легких танков, сформированного по чисто французской структуре. Также батальон обучался по французским материалам, что создало массу проблем. С переводом на польский язык дела были плохи, что потом сыграло свою роль. Дополнительной проблемой стало то, что от момента получения матчасти до начала войны прошло чуть больше месяца. Даже толком отснять новую мачтасть не успели, поэтому всё фото датированы уже военным периодом. А в войну 21-й батальон ничем так и не успел отличиться. Находился он в глубоком тылу, проходя срочный процесс обучения. Далее начался советский Освободительный поход, после чего батальон резко рванул в сторону польско-румынской границы. По пути 12 танков «отстало». Часть из них сломалось, поскольку матчасть польские танкисты еще знали не очень хорошо. Еще 3 (регистрационные номера 50947, 50971 и 51004) оказалось в Венгрии, где их интернировали. Они получили позже номера 1H-390, 1H-393 и 1H-394. Оставшиеся 34 танка оказались в Румынии, их, вместе с экипажами, интернировали. Танки остались в Румынии, а польские военные дальше оказались во Франции. Матчасть второго батальона прибыла 15 сентября в порт Галаца, Румыния. Поскольку очень скоро выдавать танки оказалось некому, вторая партия уехала в Ливан.
Единственными танками этого типа, реально воевавшими в составе польской армии, стали те самые 4 Renault R 35, что не попали в 21 BCL. Они оказались в сводной танковую роте лейтенанта Якубовича, которая 19 сентября 1939 года воевала в районе Красне, что восточнее Жешува. Никаких успехов она не добилась, а танки оказались в немецких руках. Далее их свезли на СПАМ (сборный пункт аварийных машин), находившийся в Томашув-Любельском. Там же находились подбитые и захваченные польские танки других типов. 6 октября 1939 года туда нагрянул летучий отряд 24-й легкотанковой бригады, знавшей, где и что искать. В результате как минимум 2 Renault R 35 (регистрационные номера 50994 и 51009) летучий отряд утащил с собой.
Далее у танков оказалась разная судьба. Машина с регистрационным номером 50994, как более поврежденная в боях, стала донором агрегатов. В сентябре 1940 года ее отправили в Мариуполь, где ее изучал филиал НИИ-48. Танк был обстрелян из разных типов вооружения, результаты изучения дали крайне противоречивый результат. Для начала, броня пониженной твердости оказалась хуже отечественной броневой стали 8С и, внезапно, польской броневой стали. Испытывавшийся обстрелом 7TP показал едва ли не лучшие результаты среди зарубежных танков, которые изучались филиалом НИИ-48. При обстреле катаные борта давали отколы более трех калибров. После обстрела были обнаружены многочисленные дефекты. Литая броня, которая выглядела очень аккуратной, на практике оказалась ничуть не лучше катаных листов. При обстреле обнаружилась неоднородность по бронестойкости. Критике подверглись и болтовые соединения. После первого же попадания 45-мм снаряда болты, соединяющие правый борт с подбашенной коробкой, сорвало. 45-мм противотанковая пушка гарантированно пробивала броню французского танка на дистанции не менее 300 метров, впрочем, кондиционное пробитие начиналось еще дальше — с полукилометра. С учетом того, что показал обстрел катаных листов, можно понять, каково было качество листов для других французских танков. Списать на то, что это кривой танк для поляков, нельзя, потому что его изготовили в 1938 году, изначально для французской армии.
Гораздо дольше прожил другой танк, с регистрационным номером 51009. В начале 1940 года его, вместе с уже упомянутым танком, доставили на НИБТ Полигон. К моменту, когда летучий отряд утащил Renault R 35 со СПАМ-а, его уже слегка подербанили, поэтому машина требовала ремонта. Часть деталей сняли с танка 50994, что-то поставили отечественного производства. Кое-как машина была приведена в чувство, что позволило провести минимальный пробег. Составил он 25 километров, но и этого хватило для первых впечатлений. Советские испытатели точно так же критически отозвались о подвеске французского легкого танка, как и их французские коллеги. Неспроста в 1940 году Renault R 35 с производства сняли, а вместо него запустили в серию модель R 40. По иронии судьбы, часть R 40 досталась тем самым полякам, и они снова почти не получили должного уровня обучения. Судьба…
В ходе ремонта танка его полностью разобрали, параллельно составлялось подробное техническое описание. Откровенно говоря, танк не впечатлил. Интерес вызвала конструкция корпуса, собиравшегося из литых и катаных деталей при помощи болтов. Правда, как было уже сказано выше, в Мариуполе насчет французского ноу-хау было совсем иное мнение. Также в плюс записали компактную компоновку. Остальное скорее проходило под лозунгом «всё плохо». Особенно это касалось ходовой части, которая в принципе не позволяла вести прицельный огонь на ходу. Не впечатлили и смотровые приборы. Относились они к раннему типу, но и более поздние смотровые приборы Renault R 35 были не сильно лучше.
Общий вердикт, по итогам изучения, оказался очевидным. Интерес вызвала только технология литья, да и то, непрофильную организацию. На практике и литьё у французов было так себе, а у нас корпуса с литыми деталями собирали при помощи куда более надежной сварки. Согласно акту от 7 апреля 1941 года, танк с номером машины 51009 (записан как 1009) и корпусом №1232 было решено оставить при музее. На тот момент танк находился в ходовом состоянии, но записали его в 3-ю категорию. То есть ездить может, но требует ремонта. В таком виде танк встретил начало Великой Отечественной войны.
Дальнейшая судьба танка туманная. В сентябре 1941 года машина попала в справочник трофейных немецких танков и бронемашин, подготовленных НИБТ Полигоном. Для большей убедительности на бортах башни нарисовали некое подобие немецкого балочного креста. Появился танк в справочнике не случайно: о том, что немцы используют французскую технику, у нас знали еще до начала Великой Отечественной войны. К тому же Renault R 35 всё же к нам попали, но почти не оказывались на первой линии. Позже в СССР приехали другие R 35 — румынские. Среди них явно были и бывшие польские. Ну а следы танка с регистрационным номером 51009 далее пропадают.
Ныне в парке «Патриот» стоит, можно сказать, загадочная машина. С большой долей вероятности это Pz.Kpfw.35 R (f), но это не точно. По крайней мере, смотровую башенку ему не срезали. Чей это танк, неизвестно. Возможно немецкий, возможно румынский, пока этот вопрос покрыт мраком. В настоящее время он изображает Pz.Kpfw.35 R (f), что ближе всего к истине. Танк абсолютно пустой внутри, а задолго до появления парка «Патриот» ему приварили верхнюю створку люка механика-водителя вверх ногами. Но какой-никакой, а экспонат. Тем более это единственный в России целый Renault R 35. Будем надеяться, что когда-нибудь его судьба прояснится.
Список источников:
-
-
- РГВА
- ЦАМО РФ
- Renault R35/R40, Pascal Danjou, TRACKSTORY №4, 2005
- ioh.pl
-